Классный час на тему: «Психологические отношения в коллективе»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему:

«Психологические отношения в коллективе»

Цели и задачи: определить меру ответственности каждого учащегося в классе за психологический климат в коллективе; разработать этические правила поведения в коллективе.

Ход классного часа:

Беседа на тему: «Человек среди людей».

«Тот, кто думает, что сможет обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не смогут обойтись без него, ошибается еще больше» (Ф. Ларошфуко).

Интересный вопрос: может ли человек быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми? Как вы думаете?

Обсуждение.

Многие эмигранты, вернувшиеся в Россию, главной причиной возвращения назвали отсутствие нормального человеческого общения!

Далеко не каждый человек способен легко сжиться с чужой культурой и образом жизни. Для этого требуется постоянное общение. А для такого общения нужно знать язык этой станы как свой родной. Если не знаешь языка, общение полноценным быть не может.

Но и знание языка не решает всех проблем. Ведь человеку надо приспособиться к другим нравам, обычаям, нормам, принятым в том обществе.

Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он - существо общественное.

Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил говорить попугая, разговаривал сам с собой, читал Библию. Робинзон выжил. 28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в общество, потому что человек вне общества утрачивает главное - радость общения с другими людьми.

Наверное, у каждого человека бывают такие моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь. Ведь даже когда человек уходит в монастырь, он покидает этот суетный мир, чтобы общаться только с теми, кто во многом похож на него.

В сибирской тайге долгие годы жила семья Лыковых. Они ушли от людей, не желая жить по существующим в обществе законам. Конечно, положение Лыковых отличалось от положения Робинзона. Тайга - не океан. К тому же у них было много полезных вещей, прежде всего орудия труда и охоты. Они пользовались церковными книгами. Со временем все Лыковы умерли, осталась одна из дочерей - Агафья, которая упорно не хочет возвращаться к людям. Когда Лыковы были обнаружены в тайге, выяснилось, что у них произошли серьезные психические изменения сознания.

Вопрос:

- Как вы считаете, почему сознание Лыковых серьезно отличалось от сознания других людей? Как вы думаете, были ли Лыковы счастливы? Почему некоторые люди уходят в монастырь?

Идет обсуждение поставленных вопросов.

Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится и работает. Он ходит в магазин и ездит в транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино. Он ходит в гости к другим людям. Смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается.

Общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, корректировка взаимоотношений, совместная деятельность и др. общение имеет свои правила и закономерности. Каковы они?

Первое, от чего зависят наши успехи в общении - это направленность на тех, с кем мы общаемся, наше заинтересованное отношение к ним. Заинтересованный взгляд, обращение по имени с предпочтением той формы, которая наиболее устраивает тех, с кем общаемся, хорошая осведомленность в том, что представляет первоочередную важность для партнера по общению, готовность внимательно выслушать и выразить действенное участие в решении волнующих проблем обязательно вызовут ответную заинтересованность.

Российский психолог А.И.Кочетов выделяет следующие правила общения:

  1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть мир под их углом зрения.

  2. не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза обсуждать других.

  3. умейте выслушивать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.

  4. чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка - сигнал доброго отношения между людьми, это визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживания рассерженного, побуждения к размышлению.

  5. шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.

  6. извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

Вопрос:

- Со всем ли вы согласны?

Идет обсуждение.

Далее проводим тест на оценку состояния психологической атмосферы в нашем классе. По девятибалльной системе оцениваются полярные качества:

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

Увлеченность

Равнодушее

Результативность

Нерезультативность

Теплота взаимоотношений

Холодность взаимоотношений

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

Занимательность

Скука

Успешность

Неуспешность


Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки психологического климата и их сравнение между собой, а также вычислений средней для коллектива оценки атмосферы.

Результаты анализа предполагается обсудить на следующем классном часе с учащимися.

Проведение тренинга «Сплочение коллектива».

Упражнение «Театр: пьеса, которая устроит всех»

Время проведения: 25-30 мин.

Ход упражнения

Разделите людей на 4 группы минимум по 4 человека. Одна группа - сценаристы, вторая - режиссеры, третья актеры и четвертая - критики. Задача для всей команды: написать и поставить пьесу, которая устроит всех. Причем пьеса должна устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию и по всему остальному. Сценаристы пишут первый акт, затем его критикуют критики, вносят свои поправки, дальше текст отдается режиссерам, и они начинают постановку вместе с актерами. В это время уже пишется второй акт, а потом третий. И вот когда все готово, все рассаживаются в «зале», и актеры начинают играть. Бурные овации, море эмоций. Вот теперь посадите людей и спросите каждого, устроила ли его пьеса? Что можно было бы сделать лучше? В этот момент участники могут поделиться позитивными и негативными впечатлениями от совместной работы и об отдельных личностях. И, если пьеса устроила всех или почти всех, значит, командообразующий эффект налицо!

3

© 2010-2022