Программа нравственного воспитания в условиях специальной школы-интерната

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа нравственного воспитания в условиях специальной школы-интерната.

"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".


Свадковский И.Ф.


Пояснительная записка

Рабочая программа по нравственному воспитанию «Я в мире, мир во мне» предназначена для воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. г.Шахты.

Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.

Диагностические данные воспитанников коррекционной школы показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, психологические беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций.

Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.

Слово педагога - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с воспитателем, радость достижения целей, благодарный труд открывает человеку глаза на самого себя. Данная программа посвящена самопознанию, самосовершенствованию, умению один на один остаться с собственной душой.

Данная программа дает основу планирования педагогического процесса на всех возрастных этапах развития воспитанников. Разделы программы «Я в мире, мир во мне» взаимосвязаны между собой. Основной смысл программы - помочь растущему человеку подготовить себя к будущей самостоятельной жизни, достижению возрастных уровней нравственного развития.

Готовность растущего человека к выполнению своих главных функций в обществе проявляется: в понимании своей роли в обществе, мире; в сознании своих прав и обязанностей; в способности осуществлять оценку ценностей, способов поведения; в самостоятельном выборе своих взглядов.

Воспитателю следует позаботиться о том, что бы именно в детском коллективе вспомогательной школы - интерната, была обеспечена полнота индивидуальных проявлений ребенка, потребность знания реальной жизни со своим личным «Я»




Нормативно-правовая база, на основе которой разработана рабочая программа.


  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Типовые положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

  3. Инструктивные письма Министерства образования и науки.

  4. Устав школы-интерната VIII вида №16 г. Шахты.

  5. Типовая программа для специальной (коррекционной) образовательного учреждения VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой.

  6. Образовательной программой ОУ.






Структура программы.


Программа включает в себя систему воспитательских занятий: о нравственном выборе, об этикете, и его моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми по следующим направлениям: здоровье, общение, досуг, отечество, труд, культура


Цель программы:


  • создание условий для всестороннего развития детей с отклонениями в развитии средствами обучения, воспитания, трудовой деятельности;

  • коррекция психического, физического, интеллектуального развития воспитанников с умственной отсталостью;

  • формирование и закрепление прочных нравственных привычек, опыта гуманного поведения и отношения к окружающим;

  • формирование и осознание гражданской позиции, позволяющей воспитанникам строить свою семью, быть востребованным обществом и государством;

  • способствовать духовному развитию учащихся через музыку, живопись, поэзию, декоративно-прикладное творчество.


Задачи программы.


  1. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

  2. Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей; становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.

  3. Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

  4. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

  5. Развитие форм ученического самоуправления.



Методы достижения поставленной цели.


  • Тематические беседы по нравственной тематике.

  • Дискуссии по нравственной тематике.

  • Практикумы, игры по этикету.

  • Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.

  • Шефская работа: встречи с малышами, ветеранами труда, нуждающимися людьми.

  • Посещения музея, библиотеки, памятных и исторических мест города.

  • Конкурсы, походы, экскурсии.



Предполагаемый результат.


  1. Повышение уровня самосознания.

  2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

  3. Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.

  4. Повышение навыков общения со сверстниками и взрослыми.

  5. Развитие коммуникативных навыков.

  6. Развитие творческих способностей.

  7. Формирование патриотической направленности.

Учащиеся должны знать:


  • О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.

  • О стремлении к самосовершенствованию.

  • О культуре поведения и общения.

Учащиеся должны уметь:


  • Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.

  • Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.

  • Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.

  • Заниматься самовоспитанием.


Младший школьный возраст (7-10 лет)

Основные мотивы в этом возрасте:



  • «потребности во внешних впечатлениях», реализующиеся при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

  • потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желание учиться, приобретать новые знания;

  • потребность в общении, принимающая форму желания вы поднять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

  • игра

  • учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста.

В результате проделанной работы у воспитанников должно быть сформированы следующие умения и навыки:


  • формирование самостоятельной личности;

  • владение навыками вербального и не вербального общения;

  • умение адаптироваться в социуме;

  • развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

  • развиты навыки личной гигиены, самообслуживающего труда;

  • сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков и умений;

  • убежденность в полной ответственности самого себя за свое состояние здоровья.

Направления воспитательной работы:





Я и Отечество



  • Пробуждение интереса к прошлому своего народа.

  • Знакомство с национальной культурой.

  • Приобщение детей к истокам русской культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа,.

  • Восстановление утраченных связей современного человека с историей прошлого и настоящего; изучение краеведческого материала.





Я и школа



  • Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

  • Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности.

  • Просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия.

  • Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.







Я и семья



  • Формирование представлений о семейных ценностях.

  • Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

  • Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына - мужа.

  • Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус в семье( « Я надежда и помощник») и в обществе ( « Я гражданин, я ученик»).





Я и Я



  • Формирование гражданского отношения к себе.

  • Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

  • Формирование потребности в образовании, воспитании морально-волевых качеств.

  • формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.





Я и здоровье



  • Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения;

  • Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. Воспитание физически развитого человека, ведущего здоровый образ жизни, способного в полной мере проявить себя во всех сферах учебной и внеурочной деятельности. Ребёнок и спорт - главная наша цель.



Я и природа



  • Развитие эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.

  • Помощь в нахождении ребёнком своего места в природном и социальном окружении

  • Формирование представления о природе как среде жизнедеятельности человека.

Подростковый возраст (11-13 лет)

Основные мотивы в этом возрасте:

  • потребность занять свое место в коллективе;

  • ориентация на оценки, суждения сверстников;

  • потребность личностной самооценки; стремление к «взрослости», самостоятельности, к «самоутверждению» (ближе к 13 годам);

  • стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых.

Ведущие виды деятельности:

  • учебная деятельность, но не скучная, однообразная и утомительная - тогда будет обратный эффект, - а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него.

  • деятельность, общение, особенно с другим подростком, компанией друзей; «кодекс товарищества» как доминирующий и организующий мотив поведения подростка.

  • интимно-личное общение (быть с другими, уметь получать от этого удовлетворение, быть значимым в чьих-то глазах).

В результате проделанной работы у воспитанников должно быть сформированы следующие умения и навыки:



  • Осознание своего "Я" на личностном и социальном уровнях.

  • Умеет общаться в разных социальных группах, знает правила взаимоотношений между людьми.

  • Умеет работать в коллективе.

  • Знает, что здоровье - это бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать

  • Имеет развитое воображение, осознает прекрасное и сам стремится быть красивым и приумножать красоту;

  • Владеют навыками самообслуживающего труда и способны выполнять работы по дому, участку: убирать, мыть, стирать, гладить, чистить.

  • Имеют представления о видах профессий, труде и зарплате; осознает связь между благополучием человека и его трудом.

Направления воспитательной работы:











Я и Отечество

-Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

-представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

-элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

-элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

-интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

-уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

-ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

-начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

-элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

-интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

-стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

-любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

-уважение к защитникам Родины;

-умение отвечать за свои поступки;

-негативное отношение к нарушениям порядка в обществе, к невыполнению человеком своих обязанностей.









Я и Я

-первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

-различение хороших и плохих поступков;

-представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

-элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

-уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

-установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

-бережное, гуманное отношение ко всему живому;

-знание правил вежливого поведения, культуры речи; умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

-стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

-представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

-отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.





Я и труд.

-первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

-уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

-элементарные представления об основных профессиях;

-ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

-элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

-первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

-умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

-умение соблюдать порядок на рабочем месте;

-бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.





Я и здоровье

-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

-элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

-элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

-интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

-первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

-первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

-отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.



Я и природа

-развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

-элементарный опыт природоохранительной деятельности;

-бережное отношение к растениям и животным.



Я и культура.

-представления о душевной и физической красоте человека;

-формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

-интерес к занятиям художественным творчеством;

-стремление к опрятному внешнему виду;

-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста (15-18 лет)

Основные мотивы в этом возрасте:

  • желание занять свое место в мире взрослых, утвердиться в компании сверстников, быть уверенным в своей компании и т.п.

Ведущие виды деятельности:

  • становится интимно-личностное общение (общение с другом, с друзьями через позицию своих настроений, желаний)

Становление личности подростка с ограниченными возможностями здоровья сопряжено с проблемами будущего, его ролью во взрослом обществе. И воспитателю здесь отводится не просто роль партнера, а зачастую роль психотерапевта, который может и должен развить у подростка уверенность в его социальной востребованности. Именно поэтому работа по профессиональному самоопределению, развитию общечеловеческих ценностей, личного счастья (любви, здоровья, семьи), освоение навыков построения перспектив становятся наиболее значимыми для подростка. Для решения этих задач воспитателю необходимо опираться на развитие интегративных механизмов самосознания подростков. В ходе каждого занятия желательно развивать систему самостоятельных навыков, умений поведения, определяющих стиль общения подростка в разных ситуациях.

Учитывая депрессивные настроения воспитанников, низкий уровень мотивационной сферы, инерционность рефлексий и т.п., необходимо насыщать занятия реальными проблемными ситуациями, в ходе решения которых подростки будут усваивать социально одобряемые нормы и ценности, выстраивать свою систему ценностей.

Направления воспитательной работы:

Я и Я

1)Формирование духовно-нравственных ориентиров.

2) Формирование гражданского отношения к себе.

3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Я и Отечество

1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли Православия для России.

2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.

3) Воспитание верности духовным традициям России.

4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

5) Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

6) Содействие возрождению и развитию флотских и морских традиций.

Я и Здоровье

1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.

2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

Я и культура

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.

2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.

3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Я и семья

1) Формирование представлений о семейных ценностях.

2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей.

Я и школа

1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Я и планета

1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

2) Воспитание гуманистического отношения к людям.

3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.




Приложение1



Диагностика нравственной воспитанности







Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО уже более десяти лет занимается разработкой теоретических и методических материалов по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А.И.Шемшуриной. 30 ноября 2001 года системе воспитания этической культуры присуждена премия Президента РФ В.В. Путина.

Мы предлагаем вам четыре методики диагностики нравственной воспитанности детей, разработанные сотрудниками лаборатории.

Методика №1: Диагностика нравственной самооценки

Инструкция: Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;

если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;

если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.

Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

Пример:

  1. - 3;

  2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

  8. Мне приятно делать людям радость

  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

  1. Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

  2. в 3 балла - 2 единицы,

  3. в 2 балла - 3 единицы,

  4. в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения

Инструкция:

Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

  2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

  4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят

  2. Иметь много денег

  3. Иметь самый современный компьютер

  4. Иметь верного друга

  5. Мне важно здоровье родителей

  6. Иметь возможность многими командовать

  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться

  8. Иметь доброе сердце

  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям

  10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

  1. Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

  2. Пять положительных ответов - высокий уровень.

  3. 4-е, 3-и - средний уровень.

  4. 2-а - ниже среднего уровня.

  5. 0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я.

  1. Пытаюсь ему помочь.

  2. Думаю о том, что могло произойти.

  3. Не обращаю внимания.

  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

  1. Я скажу ему, чтобы он не приставал.

  2. Отвечу, что не могу ему помочь.

  3. Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

  4. Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

  1. Я не обращу внимания.

  2. Скажу, что он размазня.

  3. Объясню, что нет ничего страшного.

  4. Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

  1. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

  1. Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

  2. Обижусь в ответ.

  3. Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

  1. 4 бала - высокий уровень

  2. 2, 3 бала - средний уровень

  3. 0, 1 бал - низкий уровень.

Приложение 2.

Методы организации деятельности.





Приучение

Побуждение воспитанников к систематическому выполнению определенных действий и выполнение этих действий с целью формирования навыков и привычек правильного поведения.





Упражнение

Многократное совершение определенных поступков на основе осознанной нравственной нормы. Используется этот метод в воспитании учащихся среднего и старшего возраста и является логическим продолжением приучения.



Поручение

Определение воспитанниками и выполнение ими разных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности.



Создание воспитывающих ситуаций.

Формирование обстановки, системы отношений, которые вынуждали бы ребенка(группа, коллектив) совершить определенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника.





Требование

Прямое эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника и выполнение воспитанником соответствующего поступка или соблюдение конкретного правила поведения. Требования бывают прямые (указания, приказания) и косвенные (совет, намек, просьба).

Методы формирования сознания.



Использование примера

Формирование определенного отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца. Пример используется в воспитании людей всех возрастов, но чаще всего в работе с младшими школьниками



Рассказ



Сообщение о поступке, поучительной истории с целью пополнить знания воспитанников о нормах и правилах поведения, об опыте поведения людей в различных ситуациях и вызвать стремление следовать хорошему и избегать недостойного.



Беседа



Обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий, этических и эстетических норм, теорий и т.п. Используется беседа в воспитательной работе с воспитанниками всех возрастов. Бывает: индивидуальная, групповая, коллективная (фронтальная)



Диспут



Активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы.



Лекция



Глубокое доказательное раскрытие воспитателем какой-либо нравственной, этической, политической или другой темы в течение более продолжительного времени, чем обычно отводится на разъяснение или рассказ.





Методы стимулирования.



Поощрение




Стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения. Без стимулирования поведения и деятельности воспитание невозможно вообще, ибо в основе его (воспитания) - формирование условных рефлексов, как ответных реакций на воздействие среды. В качестве поощрения в педагогическом процессе используется одобрение, похвала, благодарность, поручение почетных обязанностей, награда.



Наказание




Торможение и коррекция неправильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий. В воспитании школьников применяются такие виды наказания, как порицание, замечание, выговор, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, приказание встать у парты, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы.



Соревнование




Возбуждение у воспитанника стремления и его реализация достигнуть в деятельности более высоких по сравнению с другими результатов. Используя этот метод, воспитатель опирается на естественное стремление детей к состязательности, достижению первенства.











Литература.

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., Просвещение, 1985.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.

  3. Григорян А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. - М., 1999. - 21с.

  4. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образа Я у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста //Дефектология. 1995. № 1.

  5. Корикова Г.М. Этикокультурный модуль «Диалог культур». // «Классный руководитель», 2003, № 2, с. 69.

  6. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.

  7. Краевский В.В. Воспитание или образование? //Педагогика. 2001. № 3.

  8. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родители» //Педагогика. 2002. № 9.

  9. Кузьмина - Сыромятникова Н.Ф. О работе по развитию временных представлений умственно отсталого ребенка /Учебно-воспитательная работа вспомогательной школы. М., 1939. № 2 (5).

  10. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. 2006. № 2.

  11. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.

  12. Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А.И. Титаренко. -- М.: «Просвещение», 1997.

  13. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968.

  14. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Кн. для воспитателя. Из опыта работы - М.: Просвещение, 1984.

  15. Рожков, А. В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. -- М.: «Питер», 2000

  16. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью /Под ред. М. Пишчек. СПб.: Речь, 2006.

  17. Сухомлинский В.А. Верь в человека. - М., 1960.

  18. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1991.

© 2010-2022