- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся с нарушением интеллекта
Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся с нарушением интеллекта
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Каримова С.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по воспитательной работе составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
-
Положения о рабочей программе по воспитательной работе в классе, принятого на педагогическом совете 29.08.2014г и утвержденного директором школы.
Рабочая программа составлена на основе:
-
Рабочей программы воспитателя. 1-4 классы / авт.-сост. Е.М.Матвеева.- Волгоград: Учитель, 2012.
-
Программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида /автор-составитель В.В.Воронкова.- Москва.: Просвещение, 2010г.
-
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида/ под ред. Р.Д.Тригер.-М.: Парадигма, 2010г.
Тип программы: рабочая программа по воспитательной работе в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
Режим работы: 32 часа в неделю.
Воспитательских часов: 68 (4 часа в неделю).
Формы воспитательских занятий: беседы, практические занятия, экскурсии, конкурсы.
Остальные рабочие часы - 28 час в неделю отводятся на выполнение:
- режимных моментов;
- самоподготовку;
- работу с родителями;
- индивидуальная работа с воспитанниками;
- инструктажи по ТБ;
- посещение секций и кружков.
Программа коррекционно-образовательной программы с детьми четвертого класса, где обучаются дети, имеющие различные ОВЗ (отклонение в развитии с диагнозом УО, и дети с диагнозом ЗПР, тяжелое нарушение речи и др. Полные сведения см. в приложении.)
Цель: устойчивое развитие личности воспитанника путем приобретения им социального знания, переживания ценности этого знания, формирование положительного отношения к общепринятым общественным ценностям, приобретение ребенком опыта самостоятельного действия.
Задачи:
- помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, этические, духовные ценности, привить положительное отношение к окружающей действительности,
- сформировать устойчивую убежденность в полной ответственности за свое здоровье;
- научить полному и качественному самообслуживанию;
- преодолеть комплекс не востребованности, зарядить воспитанников необходимым жизненным оптимизмом, который должен стать источником их жизнедеятельности;
- сформировать навыки трудовой деятельности и положительное отношение к труду.
Характеристика класса.
В 5 б классе обучается 8 учащихся: 6 мальчиков и 2 девочки. Состав класса по возрасту 11-13 лет. Аязгулов Алмаз воспитывается в неполной семье, его воспитывает мама. Фаизов Кирилл воспитывается в патронатной семье. В этой семье есть еще один приемный ребенок - Роман, он старше Кирилла и учится в массовой школе. Остальные дети воспитываются в полных семьях. Со стороны родителей чувствуется забота о детях. По телефону узнают о самочувствии детей, по возможности забирают детей на выходные.
Все дети класса принимают активное участие в общешкольных конкурсах, выставках, посещают кружки «Рисование», «Бисероплетение», «Вязание» в Объединении «Детский Дом Творчества». В быту ориентируются, себя обслуживают. Но знания и представления об окружающем ограничены, словарь беден. У всех учащихся диагностируется легкая умственная отсталость, системное недоразвитие речи, низкая обучаемость, задержка психического развития, а у Алмаза и Тимура также задержка физического развития. У Ярослава, Серёжи, Алмаза К. и Лилии темп деятельности замедлен, работоспособность не высокая, память снижена. Взаимоотношения между детьми дружелюбные, делятся личными предметами, играют коллективно.
Необходимо работать над развитием памяти, внимания, речи, воспитывать интерес к учебе при индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Основные критерии воспитанности учащихся (ожидаемые результаты)
В ходе реализации программы у воспитанников пятого класса должны быть сформированы следующие навыки и умения адаптивного поведения:
- обще учебные навыки и умения;
- навыки коммуникативного поведения: владение навыками речевого обращения в различных ситуациях; понимание того, что такое «хвастовство, упрямство, стыд»; осознание своей полезности другу, взрослому;
- навыки гигиены, необходимые в повседневной жизни;
- простейшие приемы ухода за живыми растениями в классе и спальной комнате;
- правила сбора природного материала;
- умение организовать свое рабочее место;
- умение ценить труд взрослых;
- бережное отношение к своему здоровью;
- соблюдение и поддержание чистоты в классе и спальной комнате;
- двигательная активность;
- понимание опасности для здоровья вредных привычек;
- соблюдение правил культурного поведения за столом;
- доброжелательное отношение к окружающим (честное, справедливое, отзывчивое);
- использование в речи вежливых слов;
- соблюдение правил школьника;
- наличие личной идентификации: «Кто я?» - имя, пол, внешность;
-соблюдение правил дорожного движения, умение переходить проезжую часть дороги;
- знание народных праздников, обрядов, народных инструментов и игрушек;
-уважительное отношение к своему народу, к малой родине, к историческому прошлому;
-проявление гуманизма, милосердия.
Анализ воспитательской работы за 2014 - 2015 учебный год
Воспитательская работа велась согласно календарно-тематическому плану. В течение года дети показывали хорошие успехи в учебе, принимали активное участие во всех школьных мероприятиях и получали грамоты: выставка поделок на общешкольном конкурсе «Волшебница осень», «Алло, мы ищем таланты», «Спортивные этюды», и др. Аязгулов Алмаз и Замалдинов Тимур приняли участие на школьной олимпиаде по математике и разделили почетное второе место.
Также 4б класс принял участие практической конференции по проектной деятельности и получил диплом за победу в номинации «Юные исследователи».
Участие ребят было отмечено грамотами и дипломами во всероссийских и международных конкурсах. Аязгулов Алмаз принял участие в Третьем Всероссийском конкурсе художественного и декоративно - прикладного творчества «Сотворение» и получил сертификат участника конкурса. Гимаева Ильнара получила сертификаты участника Четвертого Всероссийского конкурса социальных фоторабот «Моя Россия» и Третьего Всероссийского конкурса художественного и декоративно - прикладного творчества «Сотворение».
Велась работа и над организацией самообслуживающего труда. Ребята учились стирать свои личные вещи, наводили порядок в спальнях и классах, старались поддерживать в них порядок. На воспитательских часах изготавливали горшки для рассады, сажали в них семена цветов, наблюдали за их всхожестью и дождались плодов фасоли и бобов.
В течение года ребята научились дружить, уважительно относиться друг к другу, сохранять свои вещи в порядке и чистоте.
Тематическое планирование.
Для успешного воспитательного процесса вся работа поделена на несколько направлений.
-
Личностное развитие (24 часа + РМ)
- создание учебной мотивации,
- формирование норм и правил поведения,
- становление ребенка в группе,
- развитие партнерских отношений
-
Охрана здоровья.(16 часов + РМ)
-формирование санитарно-гигиенических навыков,
- пропаганда ЗОЖ,
- развитие убежденности в ответственности за свое здоровье.
-
Творческое воображение. ( 17 час + РМ)
- развитие механизмов творческого восприятия,
- развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других.
-
Самообслуживающий труд. (11 часов + РМ)
- формирование навыков самообслуживания,
- развитие учебных умений,
- воспитание уважительного отношения к труду.
Календарно-тематическое планирование
воспитательских часов
№
Направление
Тема занятий
Форма занятий
Кол-во
час
дата
Примечание, отметка о выполнении
сентябрь
1
Личностное развитие
Как я провел летние каникулы.
Беседа с элементами практики
1
4.09
2
Охрана здоровья
Вспомним школьные правила.
Беседа по ТБ
1
5.09
3
Охрана здоровья
Ты четвероклассник!
Режим дня - это важно! (составление режима дня)
Беседа, практ. изготовлению элементов для уголков спален.
1
11.09
4
Охрана здоровья
опасности по дороге в школу (ПДД).
Беседа с просмотром видеопрезентации
1
12.09
5
Самообслуживающий труд
Наведем порядок на полке, в шкафу.
Уборка в спальне
1
18.09
6
Творческое развитие
Аппликация «Жар - птица»
Практическое занятие
1
19.09
7
Охрана здоровья
«Путешествие в страну дорожных знаков»
Беседа с просмотром видео презентации (ТБ)
1
25.09
8
Самообслуживающий труд
«Шьем, штопаем, пришиваем»
Беседа с практическим занятием
1
26.09
Октябрь
9
Охрана здоровья
«Опасные и безопасные ситуации»
Беседа с просмотром видео презентации
1
2.10
10
Личностное развитие
«Золотая осень»
Экскурсия в лес
1
3.10
11
12
Творческое воображение
Личностное развитие
«Золотая осень»
«Курбан - байрам» что это за праздник?
Рисование
Беседа с просмотром видео презентации
1
1
9.10
10.10
13
Творческое развитие
Разучивание музыкального номера для общешкольного конкурса «Алло, мы ищем таланты!»
Практическое занятие
1
16, 10
14
Личностное развитие
«Лесной праздник»
Беседа с просмотром видео презентаций
1
23.10
15
Творческое воображение
«Рисую свою республику»
Беседа о суверенитете, рисунки к общешкольному конкурсу.
1
24.10
16
Самообслуживающий труд
«Уборка в классе, спальне»
Практическое занятие
1
30. 10
Ноябрь
17
Личностное развитие
Посещение районной библиотеки. Знакомство с новыми детскими журналами
экскурсия
1
6.11
18
Охрана здоровья
Не дадим вредным привычкам шанса! Просмотр видеофильмов Грязнуля, Лекарства
Беседа с элементами практики. Видео презентация.
1
7.11
19
Охрана здоровья
Учимся правильно вести себя на дорогах
Беседа с практическим занятием
1
13.11
20
Личностное развитие
В гостях у сказки
Внеклассное чтение
1
14.11
21
Творческое воображение
Нарисуй что хочешь
Рисование красками по замыслу
1
20.11
22
Самообслуживающий труд
Уборка в классе, спальне
Практическое занятие
1
27. 11
23
Личностное развитие
Спешите делать добрые дела (году культуры и ко дню матери)
Беседа с просмотром видео фильма
1
27.12
24
Творческое воображение
«Подсолнух»
Практическое занятие
1
28.12
Декабрь
25
Охрана здоровья
Секрет домовенка Непослухи (все для восп. №5, 2013, с.12)
Игровое занятие с показом мультфильма
1
4.12
26
Охрана здоровья
Безопасность важнее всего. (Все для восп. 8, 2014, с.29)
Беседа
1
5.12
27
Творческое воображение
Новогодние игрушки, свечи и хлопушки…. (История новогоднего праздника)
Беседа с просмотром презентаций, рисунки к празднику, прослушивание новогодних песен
3
12, 18, 19.
28
Личностное развитие
Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Беседа с просмотром видео презентаций
1
25.12
29
Охрана здоровья
Праздник здоровья! Здоровье - это жизнь!
Практическое занятие
1
26.12
Январь
30
Творческое воображение
Дом для друзей (все для восп. №7-2014, с10)
Игровое занятие
1
15.01
31
Охрана здоровья
Чистота - залог здоровья Все для восп. 5.2014. с.34
Театрализованное представление
1
16.01
32
Охрана здоровья
Меры безопасности зимой
Беседа с просмотром видеофильма
1
22.01
33
Личностное развитие
Знакомство с объявленным годом 2015 в РФ и РБ, эмблемы
беседа
1
23.01
34
35
Личностное развитие
Самообслуживающий труд
«Белый, синий, красный».
Уборка в классе, спальной.
Беседа с просмотром презентации
Беседа
1
1
29.01
30.01
Февраль
36
Уважительноеотношение к труду
Посещение школьной библиотеки. «Книжкина больница»
Практическое занятие
1
5.02
37
Личностное развитие
«Правила хорошего тона»
Беседа с просмотром презентации
1
6.02
38
Творческое воображение
Полетели валентинки… история праздника
Практическое занятие по их изготовлению
1
12.02
39
Личностное развитие
«Путешествие по сказкам»
Внеклассное чтение
1
13.02
40
Творческое воображение
Настоящие богатыри
Изготовление подарков
Практическое занятие
1
19.02
41
Личностное развитие
«Защитники Отечества»
Беседа с просмотром видеопрезентаций
1
20.02
42
Личностное развитие
Откуда ты родом? (шежере)
Беседа о семье, заполнение семейного древа
1
26.02
Март
43
Личностное развитие
История праздника 8 марта. Изготовление подарков
Беседа с видеопросмотром. Практическое занятие
1
5.03
44
Творческое воображение
«Золотые ключики к сердцам!»
Беседа-рассказ о лучших качествах своих мам
1
6.03
45
46
Личностное развитие
Охрана здоровья
Широкая Масленица! История праздника.
«Малые олимпийские игры»
Беседа с видео просмотром
Внеклассное занятие по физической культуре
1
1
12.03
13.03
47
Охрана здоровья
«Личная гигиена - залог здоровья!»
Беседа с практическим занятием
1
19.03
48
Самообслуживающий труд
Уборка в классе
Бытовой труд
1
20.03
Апрель
49
Личностное развитие
Уроки осторожности «Бродячие животные»
Беседа с видео просмотром
1
2.04
50
Личностное развитие
Уроки осторожности «осторожно - высота», «бытовые приборы»
Беседа с видео просмотром
1
3.04
51
Уважительноеотношение к труду
Посещение школьной библиотеки. Знакомство с новинками детских журналов. Помощники библиотекаря.
Практическое занятие.
1
9.04
52
Личностное развитие
Птицы возвращаются (о перелетных птицах) Умейка, №3.2013
Беседа с практическим занятием
1
10.04
53
Охрана здоровья
Необычное путешествие с Доктором Айболитом
Беседа, конкурсы
1
17.04
54
Творческое воображение
Этот чудесный бисер!
Практическое занятие
1
23.04
55
Самообслуживающий труд
Ремонт своими руками
Практическое занятие
1
24.04
56
Личностное развитие
«А ты умеешь здороваться?»
Беседа с просмотром видео фильма
1
30.04
57
Личностное развитие
Май
Агния Барто - детям
Внеклассное чтение
1
1.05
58
Творческое воображение
Горькая Победа (к 70 летию победы в ВОВ)
беседа о фашизме и нацизме. Просмотр видео презентации)
1
7.05
59
Творческое развитие
«Пямятники воинской славы»
Просмотр видео фильма, рисование
1
8.05
60
Личностное развитие
Правила поведения во время летних каникул, безопасность на водоемах
Беседа с видео просмотром
1
14.05
61
Охрана здоровья
Общение с незнакомыми людьми,
Беседа с видео презентацией
1
15.05
62
Самообслуживающий труд
«Вода»
Беседа с элементами практики
1
21.05
63
Личностное развитие
«Мы за чаем не скучаем»
Беседа
1
22.05
64
Творческое развитие
«Работа с соленым тестом»
Практическое занятие
1
28.05
65
Личностное
развитие
Подведение итогов учебного года.
беседа
1
29.05
Так же в течение учебного года предполагается участие детей в общешкольных, районных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах в силу их умственных способностей.
Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса
-
Все для воспитателя. Журнал для педагогов за 2013-2014 гг.
-
Книжки, нотки и игрушки. Журнал для библиотекарей и педагогов за 2013-2014гг.
-
Умейка. Детский познавательный журнал за 2013-2014гг.
-
Развивающие мультики тетушки Совы.
-
Видеоуроки проекта международных конкурсов «Новый урок».
-
Компьютер, проектная доска.
-
Канцелярские принадлежности для изготовления поделок.
Список литературы
-
Баных С.В. Глаза, уши и носы быть здоровыми должны.- Книжки, нотки и игрушки, №4, 2014.-с.44
-
Грошева И.И.Безопасность всей семьей.- Все для воспитателя, №8, 2014.-с.29
-
Леккерева Н.Г. Чистота - залог здоровья.- Все для воспитателя.-№5-2014.-с.34
-
Личман Н.Н. Дом для друзей.- Все для воспитателя, №7, 2014.-с.10
-
О перелетных птицах.- Умейка, №3, 2013г.
-
Ресурсы Интернета
-
Смирнова И.П. Весна. Признаки весны.- Все для воспитателя, №3, 2013, с.16
-
Старожук Е.В.Сюрприз домовенка Непослухи.- Вдля воспитателя, №5, 2013.- с.12
9. Я.Ю. Мартынова «Внеклассные мероприятия в начальной школе».
10. « Веселые классные часы».-Дик Н.Ф.