Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся с нарушением интеллекта

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по воспитательной работе составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Положения о рабочей программе по воспитательной работе в классе, принятого на педагогическом совете 29.08.2014г и утвержденного директором школы.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Рабочей программы воспитателя. 1-4 классы / авт.-сост. Е.М.Матвеева.- Волгоград: Учитель, 2012.

  2. Программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида /автор-составитель В.В.Воронкова.- Москва.: Просвещение, 2010г.

  3. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида/ под ред. Р.Д.Тригер.-М.: Парадигма, 2010г.

Тип программы: рабочая программа по воспитательной работе в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

Режим работы: 32 часа в неделю.

Воспитательских часов: 68 (4 часа в неделю).

Формы воспитательских занятий: беседы, практические занятия, экскурсии, конкурсы.

Остальные рабочие часы - 28 час в неделю отводятся на выполнение:

- режимных моментов;

- самоподготовку;

- работу с родителями;

- индивидуальная работа с воспитанниками;

- инструктажи по ТБ;

- посещение секций и кружков.

Программа коррекционно-образовательной программы с детьми четвертого класса, где обучаются дети, имеющие различные ОВЗ (отклонение в развитии с диагнозом УО, и дети с диагнозом ЗПР, тяжелое нарушение речи и др. Полные сведения см. в приложении.)

Цель: устойчивое развитие личности воспитанника путем приобретения им социального знания, переживания ценности этого знания, формирование положительного отношения к общепринятым общественным ценностям, приобретение ребенком опыта самостоятельного действия.

Задачи:

- помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, этические, духовные ценности, привить положительное отношение к окружающей действительности,

- сформировать устойчивую убежденность в полной ответственности за свое здоровье;

- научить полному и качественному самообслуживанию;

- преодолеть комплекс не востребованности, зарядить воспитанников необходимым жизненным оптимизмом, который должен стать источником их жизнедеятельности;

- сформировать навыки трудовой деятельности и положительное отношение к труду.

Характеристика класса.

В 5 б классе обучается 8 учащихся: 6 мальчиков и 2 девочки. Состав класса по возрасту 11-13 лет. Аязгулов Алмаз воспитывается в неполной семье, его воспитывает мама. Фаизов Кирилл воспитывается в патронатной семье. В этой семье есть еще один приемный ребенок - Роман, он старше Кирилла и учится в массовой школе. Остальные дети воспитываются в полных семьях. Со стороны родителей чувствуется забота о детях. По телефону узнают о самочувствии детей, по возможности забирают детей на выходные.

Все дети класса принимают активное участие в общешкольных конкурсах, выставках, посещают кружки «Рисование», «Бисероплетение», «Вязание» в Объединении «Детский Дом Творчества». В быту ориентируются, себя обслуживают. Но знания и представления об окружающем ограничены, словарь беден. У всех учащихся диагностируется легкая умственная отсталость, системное недоразвитие речи, низкая обучаемость, задержка психического развития, а у Алмаза и Тимура также задержка физического развития. У Ярослава, Серёжи, Алмаза К. и Лилии темп деятельности замедлен, работоспособность не высокая, память снижена. Взаимоотношения между детьми дружелюбные, делятся личными предметами, играют коллективно.

Необходимо работать над развитием памяти, внимания, речи, воспитывать интерес к учебе при индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Основные критерии воспитанности учащихся (ожидаемые результаты)

В ходе реализации программы у воспитанников пятого класса должны быть сформированы следующие навыки и умения адаптивного поведения:

- обще учебные навыки и умения;

- навыки коммуникативного поведения: владение навыками речевого обращения в различных ситуациях; понимание того, что такое «хвастовство, упрямство, стыд»; осознание своей полезности другу, взрослому;

- навыки гигиены, необходимые в повседневной жизни;

- простейшие приемы ухода за живыми растениями в классе и спальной комнате;

- правила сбора природного материала;

- умение организовать свое рабочее место;

- умение ценить труд взрослых;

- бережное отношение к своему здоровью;

- соблюдение и поддержание чистоты в классе и спальной комнате;

- двигательная активность;

- понимание опасности для здоровья вредных привычек;

- соблюдение правил культурного поведения за столом;

- доброжелательное отношение к окружающим (честное, справедливое, отзывчивое);

- использование в речи вежливых слов;

- соблюдение правил школьника;

- наличие личной идентификации: «Кто я?» - имя, пол, внешность;

-соблюдение правил дорожного движения, умение переходить проезжую часть дороги;

- знание народных праздников, обрядов, народных инструментов и игрушек;

-уважительное отношение к своему народу, к малой родине, к историческому прошлому;

-проявление гуманизма, милосердия.

Анализ воспитательской работы за 2014 - 2015 учебный год

Воспитательская работа велась согласно календарно-тематическому плану. В течение года дети показывали хорошие успехи в учебе, принимали активное участие во всех школьных мероприятиях и получали грамоты: выставка поделок на общешкольном конкурсе «Волшебница осень», «Алло, мы ищем таланты», «Спортивные этюды», и др. Аязгулов Алмаз и Замалдинов Тимур приняли участие на школьной олимпиаде по математике и разделили почетное второе место.

Также 4б класс принял участие практической конференции по проектной деятельности и получил диплом за победу в номинации «Юные исследователи».

Участие ребят было отмечено грамотами и дипломами во всероссийских и международных конкурсах. Аязгулов Алмаз принял участие в Третьем Всероссийском конкурсе художественного и декоративно - прикладного творчества «Сотворение» и получил сертификат участника конкурса. Гимаева Ильнара получила сертификаты участника Четвертого Всероссийского конкурса социальных фоторабот «Моя Россия» и Третьего Всероссийского конкурса художественного и декоративно - прикладного творчества «Сотворение».

Велась работа и над организацией самообслуживающего труда. Ребята учились стирать свои личные вещи, наводили порядок в спальнях и классах, старались поддерживать в них порядок. На воспитательских часах изготавливали горшки для рассады, сажали в них семена цветов, наблюдали за их всхожестью и дождались плодов фасоли и бобов.

В течение года ребята научились дружить, уважительно относиться друг к другу, сохранять свои вещи в порядке и чистоте.

Тематическое планирование.

Для успешного воспитательного процесса вся работа поделена на несколько направлений.

  1. Личностное развитие (24 часа + РМ)

- создание учебной мотивации,

- формирование норм и правил поведения,

- становление ребенка в группе,

- развитие партнерских отношений

  1. Охрана здоровья.(16 часов + РМ)

-формирование санитарно-гигиенических навыков,

- пропаганда ЗОЖ,

- развитие убежденности в ответственности за свое здоровье.

  1. Творческое воображение. ( 17 час + РМ)

- развитие механизмов творческого восприятия,

- развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других.

  1. Самообслуживающий труд. (11 часов + РМ)

- формирование навыков самообслуживания,

- развитие учебных умений,

- воспитание уважительного отношения к труду.











Календарно-тематическое планирование

воспитательских часов

Направление

Тема занятий

Форма занятий

Кол-во

час

дата

Примечание, отметка о выполнении



сентябрь





1

Личностное развитие

Как я провел летние каникулы.

Беседа с элементами практики

1

4.09


2

Охрана здоровья

Вспомним школьные правила.

Беседа по ТБ

1

5.09


3

Охрана здоровья

Ты четвероклассник!

Режим дня - это важно! (составление режима дня)

Беседа, практ. изготовлению элементов для уголков спален.

1

11.09


4

Охрана здоровья

опасности по дороге в школу (ПДД).

Беседа с просмотром видеопрезентации

1

12.09


5

Самообслуживающий труд

Наведем порядок на полке, в шкафу.

Уборка в спальне

1

18.09


6

Творческое развитие

Аппликация «Жар - птица»

Практическое занятие

1

19.09


7

Охрана здоровья

«Путешествие в страну дорожных знаков»

Беседа с просмотром видео презентации (ТБ)

1

25.09


8

Самообслуживающий труд


«Шьем, штопаем, пришиваем»

Беседа с практическим занятием

1

26.09



Октябрь





9

Охрана здоровья

«Опасные и безопасные ситуации»

Беседа с просмотром видео презентации

1

2.10


10

Личностное развитие

«Золотая осень»

Экскурсия в лес

1

3.10


11

12

Творческое воображение

Личностное развитие

«Золотая осень»

«Курбан - байрам» что это за праздник?

Рисование

Беседа с просмотром видео презентации

1


1

9.10

10.10


13

Творческое развитие

Разучивание музыкального номера для общешкольного конкурса «Алло, мы ищем таланты!»

Практическое занятие

1

16, 10


14

Личностное развитие

«Лесной праздник»

Беседа с просмотром видео презентаций

1

23.10


15

Творческое воображение

«Рисую свою республику»

Беседа о суверенитете, рисунки к общешкольному конкурсу.

1

24.10


16

Самообслуживающий труд


«Уборка в классе, спальне»

Практическое занятие

1

30. 10



Ноябрь





17

Личностное развитие

Посещение районной библиотеки. Знакомство с новыми детскими журналами

экскурсия

1

6.11


18

Охрана здоровья

Не дадим вредным привычкам шанса! Просмотр видеофильмов Грязнуля, Лекарства

Беседа с элементами практики. Видео презентация.

1

7.11


19

Охрана здоровья

Учимся правильно вести себя на дорогах

Беседа с практическим занятием

1

13.11


20

Личностное развитие

В гостях у сказки

Внеклассное чтение

1

14.11


21

Творческое воображение

Нарисуй что хочешь

Рисование красками по замыслу

1

20.11


22

Самообслуживающий труд

Уборка в классе, спальне

Практическое занятие

1

27. 11


23

Личностное развитие

Спешите делать добрые дела (году культуры и ко дню матери)

Беседа с просмотром видео фильма

1

27.12


24

Творческое воображение

«Подсолнух»

Практическое занятие

1

28.12



Декабрь





25

Охрана здоровья

Секрет домовенка Непослухи (все для восп. №5, 2013, с.12)

Игровое занятие с показом мультфильма

1

4.12


26

Охрана здоровья

Безопасность важнее всего. (Все для восп. 8, 2014, с.29)

Беседа

1

5.12


27

Творческое воображение


Новогодние игрушки, свечи и хлопушки…. (История новогоднего праздника)

Беседа с просмотром презентаций, рисунки к празднику, прослушивание новогодних песен

3

12, 18, 19.


28



Личностное развитие

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Беседа с просмотром видео презентаций

1

25.12


29



Охрана здоровья

Праздник здоровья! Здоровье - это жизнь!

Практическое занятие

1

26.12



Январь





30

Творческое воображение

Дом для друзей (все для восп. №7-2014, с10)

Игровое занятие

1

15.01


31

Охрана здоровья

Чистота - залог здоровья Все для восп. 5.2014. с.34

Театрализованное представление

1

16.01


32

Охрана здоровья

Меры безопасности зимой

Беседа с просмотром видеофильма

1

22.01


33

Личностное развитие

Знакомство с объявленным годом 2015 в РФ и РБ, эмблемы

беседа

1

23.01


34





35

Личностное развитие

Самообслуживающий труд

«Белый, синий, красный».

Уборка в классе, спальной.

Беседа с просмотром презентации



Беседа

1





1

29.01





30.01



Февраль





36




Уважительноеотношение к труду

Посещение школьной библиотеки. «Книжкина больница»

Практическое занятие

1

5.02


37

Личностное развитие

«Правила хорошего тона»

Беседа с просмотром презентации

1

6.02


38

Творческое воображение

Полетели валентинки… история праздника

Практическое занятие по их изготовлению

1

12.02


39

Личностное развитие

«Путешествие по сказкам»

Внеклассное чтение

1

13.02


40

Творческое воображение

Настоящие богатыри

Изготовление подарков

Практическое занятие

1

19.02


41

Личностное развитие

«Защитники Отечества»

Беседа с просмотром видеопрезентаций

1

20.02


42

Личностное развитие

Откуда ты родом? (шежере)

Беседа о семье, заполнение семейного древа

1

26.02



Март





43

Личностное развитие

История праздника 8 марта. Изготовление подарков

Беседа с видеопросмотром. Практическое занятие

1

5.03


44

Творческое воображение

«Золотые ключики к сердцам!»

Беседа-рассказ о лучших качествах своих мам

1

6.03


45





46



Личностное развитие

Охрана здоровья

Широкая Масленица! История праздника.

«Малые олимпийские игры»

Беседа с видео просмотром




Внеклассное занятие по физической культуре

1





1

12.03


13.03


47

Охрана здоровья

«Личная гигиена - залог здоровья!»

Беседа с практическим занятием

1

19.03


48

Самообслуживающий труд

Уборка в классе

Бытовой труд

1

20.03



Апрель





49

Личностное развитие

Уроки осторожности «Бродячие животные»

Беседа с видео просмотром

1

2.04


50

Личностное развитие

Уроки осторожности «осторожно - высота», «бытовые приборы»

Беседа с видео просмотром

1

3.04


51

Уважительноеотношение к труду

Посещение школьной библиотеки. Знакомство с новинками детских журналов. Помощники библиотекаря.

Практическое занятие.

1

9.04


52

Личностное развитие

Птицы возвращаются (о перелетных птицах) Умейка, №3.2013

Беседа с практическим занятием

1

10.04


53

Охрана здоровья

Необычное путешествие с Доктором Айболитом

Беседа, конкурсы

1

17.04


54

Творческое воображение

Этот чудесный бисер!

Практическое занятие

1

23.04


55

Самообслуживающий труд

Ремонт своими руками

Практическое занятие

1

24.04


56

Личностное развитие


«А ты умеешь здороваться?»

Беседа с просмотром видео фильма

1

30.04




57

Личностное развитие

Май

Агния Барто - детям



Внеклассное чтение



1



1.05


58

Творческое воображение

Горькая Победа (к 70 летию победы в ВОВ)

беседа о фашизме и нацизме. Просмотр видео презентации)

1

7.05


59

Творческое развитие

«Пямятники воинской славы»

Просмотр видео фильма, рисование

1

8.05


60

Личностное развитие

Правила поведения во время летних каникул, безопасность на водоемах

Беседа с видео просмотром

1

14.05


61

Охрана здоровья

Общение с незнакомыми людьми,

Беседа с видео презентацией

1

15.05


62

Самообслуживающий труд

«Вода»

Беседа с элементами практики

1

21.05


63

Личностное развитие

«Мы за чаем не скучаем»

Беседа

1

22.05


64

Творческое развитие

«Работа с соленым тестом»

Практическое занятие

1

28.05


65

Личностное

развитие

Подведение итогов учебного года.

беседа

1

29.05


Так же в течение учебного года предполагается участие детей в общешкольных, районных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах в силу их умственных способностей.

Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса

  1. Все для воспитателя. Журнал для педагогов за 2013-2014 гг.

  2. Книжки, нотки и игрушки. Журнал для библиотекарей и педагогов за 2013-2014гг.

  3. Умейка. Детский познавательный журнал за 2013-2014гг.

  4. Развивающие мультики тетушки Совы.

  5. Видеоуроки проекта международных конкурсов «Новый урок».

  6. Компьютер, проектная доска.

  7. Канцелярские принадлежности для изготовления поделок.

Список литературы

  1. Баных С.В. Глаза, уши и носы быть здоровыми должны.- Книжки, нотки и игрушки, №4, 2014.-с.44

  2. Грошева И.И.Безопасность всей семьей.- Все для воспитателя, №8, 2014.-с.29

  3. Леккерева Н.Г. Чистота - залог здоровья.- Все для воспитателя.-№5-2014.-с.34

  4. Личман Н.Н. Дом для друзей.- Все для воспитателя, №7, 2014.-с.10

  5. О перелетных птицах.- Умейка, №3, 2013г.

  6. Ресурсы Интернета

  7. Смирнова И.П. Весна. Признаки весны.- Все для воспитателя, №3, 2013, с.16

  8. Старожук Е.В.Сюрприз домовенка Непослухи.- Вдля воспитателя, №5, 2013.- с.12

9. Я.Ю. Мартынова «Внеклассные мероприятия в начальной школе».

10. « Веселые классные часы».-Дик Н.Ф.


© 2010-2022