Статья Школьный музей как средство духовного воспитания

Раздел Воспитательная работа
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьный музей как средство духовного воспитания.

В современных условиях роль школьных музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс.

На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.

Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:

- любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;

- уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

- ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.

Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

Деятельность музея юных защитников Родины «Подвиг»

Целью функционирования музея юных защитников Родины «Подвиг» является: эффективное использование потенциала музея в учебно-воспитательном процессе как средства духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащегося.

Музей работает по двум направлениям: патриотическое и этнографическое

Организация экскурсий и музейных мероприятий - это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох.

Поисково-исследовательской деятельностью музей юных защитников Родины «Подвиг» занимается с самого начала своего существования. Тогда в качестве главной задачи была поставлена цель - сбор воспоминаний ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны. Накопляемые сведения были оформлены в соответствующих альбомах, которые сегодня хранятся наряду с книгой Памяти в экспозиции музейной комнаты и используются при проведении экскурсий. Большая работа проводится по комплектованию фонда.

Для этого организуются поисковые экспедиции «Подвигу жить в веках» , которые дают богатейший материал для формирования и обновления экспозиций музейной комнаты. Для учета музейных экспонатов ведем учетную документацию.

Музейные экскурсии стали традиционными и вызывают большой интерес у всех присутствующих. Большая работа проводится по подготовке экскурсоводов из числа учащихся. Их рассказы должны быть доходчивы, интересны. Не один год активисты музея принимают участие в конкурсе музеев, где представляют свой отчёт о проделанной работе. Награждены дипломами. Давняя связь и добрые отношения сложились у нашего музея с советом ветеранов войны и труда. Их жизненный опыт, убежденность помогают учащимся осознать себя гражданами России. Классные руководители часто приглашают нас на классные часы с лекциями и экспозиционным материалом. Исследовательская работа учащихся тоже связана с краеведением. Темы исследовательских работ учащихся избраны не случайно, а исходя из запросов музея.

Учащиеся школ, воспитанники детских садов с большим удовольствием посещают музей юных защитников Родины «Подвиг». А некоторые учащиеся проявляют особую заинтересованность. Они становятся экскурсоводами, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, реставрационными и оформительскими работами. Из этих активистов составляется совет музея, обновляемый каждый год, так как уходят выпускники. К проведению экскурсий привлекаются ребята, начиная с 6 классов. Формы работы музея достаточно разнообразны: стали традиционными выставки, конкурсы, праздники, музейные уроки. Все это позволяет сделать работу музея интересной для учащихся и способствует их духовно - нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело способствует практическая деятельность музея юных защитников Родины «Подвиг ».

Таблица 1.

Критерии и показатели эффективности школьного музея как средства патриотического воспитания школьников

Критерии

Показатели

Количественные

Качественные

1.Эффективность деятельности школьного музея.

Развитие музейных экспозиций.

Рост музейной активности (мероприятия музея в системе патриотического воспитания в школе).

Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса.

2.Уровень интеграции музея с учебно-воспитательным процессом.

Развитие форм совместной работы музея с педагогами и школьниками.

Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса.

3.Результативность работы по воспитанию школьников.

Рост объема знаний, на основе которых формируются нравственные ценности личности (интеллектуальный уровень).

Оценочно-эмоциональный, мировоззренческий и поведенческий уровни сформированности нравственности школьников.

Таблица 2.

Отношение участников образовательного процесса к школьному музею

Вопросы

Участники

Положительное

Затрудняются с ответом

Отрицательное

Общее отношение к школьному музею

Педагоги, %

100

-

-

Учащиеся, %

90

10

-

Активность участия в работе музея

Педагоги, %

60

-

-

Учащиеся, %

54
















План мероприятий на 2015-2016 учебный год по гражданско-патриотическому воспитанию


№ п/п

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственный исполнитель

1

Тематическая выставка «Патриоты России»

в течение февраля

Заведующая библиотекой

2

Посещение школьного музея «Подвиг»

в течение февраля (по особому плану)

Заведующая музеем «Подвиг»

3

Уроки мужества (встреча с ветеранами ВОВ)

в течение февраля

Классные руководители, заместитель директора по ВР

4

Конкурс военной инсценированной песни

февраль

Заместитель директора по ВР, педагоги- организаторы

5

Военно - спортивная игра

февраль

Заместитель директора по ВР, педагоги- организаторы

6

Волейбольный турнир (9-11 классы), посвященный Дню зашитнику Отечества

февраль

Заместитель директора по ВР, педагоги- организаторы

7

Фестиваль «Пою, мое Отечество!»

февраль

Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы

8

Оформление Календаря памятных дат военной истории России на информационных стендах

в течение февраля

Заместитель директора по ВР, учителя истории

9

Размещение информации о подвигах воинов-земляков, участников ВОВ

в течение февраля

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор

10

Тематические классные часы с приглашением ветеранов

в течение марта (по особому плану)

Заместитель директора по ВР, классные руководители

11

Конкурс чтецов

апрель (по особому плану)

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор

12

Спортивный праздник, посвяшенный Защитнику Отечества

апрель (по особому плану, по параллелям)

Заместитель директора по ВР, учителя физической культуры

13

Тематические классные часы, посвящённые Дню Победы

в течение мая

Заместитель директора по ВР

14

Конкурс рисунков на военную тематику в пришкольном летнем лагере с дневным пребыванием детей « Дети Югры»

в течение июня

Начальник при- школьного лагеря, воспитатели

15

Флэш-моб «Музыка военных лет» в пришкольном лагере с дневным пребыванием детей «Дети Югры»

в течение июня

Начальник при- школьного лагеря, воспитатели

16

Просмотр кинофильмов на военную тематикув пришкольном лагере с дневным пребыванием детей «Дети Югры»

в течение июня

Начальник при-школьного лагеря, воспитатели

117

Посещение выставки, городского драматического театра, посвященной героям-землякам в годы ВОВ

по особому плану

Заместитель директора по ВР, классные руководители

118

Проведение тематических уроков, посвященных Юбилейным событиям военной истории России

в течение октября 2015 года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

119

Посещение выставок в Центральной городской библиотеке

по особому плану

Классные руководители

120

Взаимодействие обучающихся с Советом ветеранов г. Нижневартовска

в течение 2015-2016 учебного года

Заместитель директора по ВР, классные руководители




План работы музея юных защитников Родины «Подвиг» на 2015 - 2016 учебный год

Основные направления деятельности школьного музея.

I.Организационно-методическая работа:

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственный исполнитель

1

Утверждение плана работы школьного музея на 2015-2016 уч.год.

в течение сентября

Директор музея «Подвиг»

2

Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей.

в течение сентября

Директор музея «Подвиг»

3

Организация работы творческой группы экскурсоводов музея.

в течение учебного года

Кешку О.В., руководитель объединения «Школа экскурсовода»

4

Оформление музейной документации.

в течение учебного года

Заместитель директора по ВР, педагоги- организаторы

5

Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею.

Ноябрь-апрель

Заместитель директора по ВР, педагоги- организаторы

6

Работа с фондами. Инвентаризация архива.

февраль

Заместитель директора по ВР, педагоги- организаторы

7

Проведение заседаний актива школьного музея.

Один раз в месяц

Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы

8

Проведение заседаний Совета школьного музея.

Один раз в месяц

Заместитель директора по ВР, учителя истории

9

Уточнение списков ветеранов Великой Отечественной войны г. Нижневартовск.

в течение февраля

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор

10

Ведение Книги отзывов гостей музея

в течение года

Директор школьного музея

11

Анализ работы школьного музея за 2015- 2016 уч. год, определение задач развития музея на 2016-2017 уч. год.

Апрель-май

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор

12

Оказание помощи материалами школьного музея для написания творческих работ учащимися школы; учителям в подготовке бесед, классных часов, школьных мероприятий и т.д

в течение года

Заместитель директора по ВР, учителя-предметники, классные руководители

13

Работа с сайтами Интернета.

в течение года

Заместитель директора по ВР

II. Экскурсионно-массовая работа

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственный исполнитель

1

Формирование группы экскурсоводов.

в течение сентября

Кешку О.В., руководитель объединения «Школа экскурсовода»

2

Организация работы по подготовке экскурсоводов ( 7-8 кл).

В течение года

Кешку О.В., руководитель объединения «Школа экскурсовода»

3

Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий.

в течение учебного года

Гасан И.В., директор музея, Кешку О.В., руководитель объединения «Школа экскурсовода»

4

Проведение обзорных и тематических экскурсий (1-11 кл.)

Обзорные: Знакомство с музеем (1 кл., гости школы).

Преданья старины глубокой. История школы.

Наш край - фронту.

Они там были…

Тематические:

История одного экспоната.

Письма с фронта.

Известные выпускники школы.

Учителя школы.

в течение учебного года

Заместитель директора по ВР, педагоги- организаторы

III. Фондовая работа

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственный исполнитель

1

Работа с музейной документацией, оформление инвентарной книги.

в течение года

Гасан И.В., директор музея, Кешку О.В., руководитель объединения «Школа экскурсовода»

2

Оформление Журнала учета посещения музея, Книги отзывов.

В течение года

Кешку О.В., руководитель объединения «Школа экскурсовода»

3

Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческих работ.

в течение учебного года

Гасан И.В., директор музея, Кешку О.В., руководитель объединения «Школа экскурсовода»

4

Работы по развитию и расширению экспозиции музея. Пополнение коллекций музея новыми экспонатами.

в течение учебного года

Заместитель директора по ВР, педагоги- организаторы



Темы занятий с музейным активом учащихся на 2015 - 2016 уч. г.

Дата проведения

Планируемая тема

примечание

сентябрь

"Я - экскурсовод"

Основы ведения экскурсии

октябрь

"Роль актива музея в развитии активной гражданской позиции и творческого потенциала учащихся средствами музейной педагогики" (круглый стол)

Обсуждение организационных вопросов подготовки и проведения мероприятий на базе музея. Обсуждение форм и методов работы с учащимися по активизации их гражданской позиции через развитие творческого потенциала.

ноябрь

"Многообразие форм работы школьного музея" (практикум).

Обсуждение форм и методов работы с учащимися по активизации их гражданской позиции через развитие творческого потенциала

декабрь

"Новые формы и методы музейной деятельности в соответствии с возрастом и интересом учащихся"

Обмен мнениями и обсуждение форм и методов музейной деятельности.

февраль

"Школьный музей - основа детского творчества"(развитие творческой активности)

Теоретическое занятие

март

Экскурсионная работа как средство формирование культуры.

Теоретическое занятие

Апрель - май

Анализ деятельности музея за истекший период, разработка плана работы на 2015- 2016 уч. год.

Обсуждение сделанного и планирование на новый учебный год, разработка новых форм и методов музейной деятельности.


Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………….…………………………….

ГЛАВА 1. Гражданско-патриотическое воспитание

    1. Основные понятия гражданско-патриотического воспитания……

    2. Содержание, цели и задачи гражданско-патриотического образования и воспитания школьников ……………………….………….

    3. Основные направления гражданско-патриотического воспитания…………………………………………………………… ……

ГЛАВА 2. Основы музейной работы как средство гражданско-патриотического воспитания и образования школьников

2.1. Основные понятия…..………………………………………………

2.2. Цели и задачи школьного музея…..…………………………………

2.3. Экскурсия: организация и проведение...……………………………

ГЛАВА 3. Музей юных защитников Родины «Подвиг»

3.1. Содержание и цели музея…………………………………………..

3.2. Работа музея………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….

3

4

6

9

11

13

14

17

18

20

21

23

25

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотизм - это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, что происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там.

Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа независимо от ее статуса (гимназия, лицей, коррекционная школа, общеобразовательная и др.) остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.

Школьный музея юных защитников Родины «Подвиг -это место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории…

  1. Гражданско-патриотическое воспитание школьников

1.1. Основные понятия гражданско-патриотического воспитания

Для полного понятия проблемы формирования гражданско-патриотической компетентности, прежде всего, необходимо знание терминологии ключевых понятий.

Гражданин-это понятие имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. [13]

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. [14]

Гражданская позиция - это стремление отстаивать свои законные права и интересы всеми законными методами и, кроме того, небезразличие к соблюдению прав и интересов других людей. [10]

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Гражданское воспитание - это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Гражданское воспитание имеет неполитический, непартийный характер; оно направлено на развитие свободных членов общества, наиболее полно реализующих в жизни свои потенциальные возможности.

Гражданское воспитание свободно от произвольного вмешательства и мелкой регламентации со стороны государства в трудовую, экономическую, социальную, нравственную, творческую, религиозную, национальную и другие сферы деятельности членов общества. Восстановление гражданского воспитания как самостоятельного направления деятельности в системе современного образования обязано демократическим преобразованиям в России. Это будет способствовать воспитанию человеческого и национального достоинства у каждого члена общества.[1]

Патриотизм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. [3]

Понятие патриотизма не может быть выражено только в уважительном отношении к истории, в первую очередь, это служение обществу и стране, считает Президент России Владимир Путин.

« Быть патриотом - это не только с уважением относиться к истории, но и служить обществу и стране. Многонациональная страна не может существовать без общегосударственной ответственности», - сказал глава государства в Послании Федеральному собранию России.

Из определения понятий можно сделать вывод, что патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Следовательно, гражданско - патриотическое воспитание - это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

1.2. Содержание, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания и образования школьников

Начало 21 века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.

В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.

В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.

Нормативные документы и информационно - методические материалы Министерства образования РФ стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. В субъектах РФ с целью разработки региональных концепций и их реализации созданы региональные Центры гражданского образования.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.

Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.

Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени:

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально - политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

1.3. Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Основные направления гражданско-патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»[4]:

1) Духовно- нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

2) Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе.

3) Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

4) Социально - патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

5) Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

6) Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

7) Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.



  1. Основы музейной работы как средство гражданско-патриотического воспитания и образования школьников

2.1. Основные понятия

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность

«Музей» (в переводе с греческого museion) - это храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Музе́й (от греч. μουσεῖον - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.[12]

Музей - институт социальной памяти, хранилище национального богатства и принадлежащего обществу историко-культурного и природного наследия.

Являясь социальным институтом, музей выполняет следующие социальные функции[2]:

  1. Научно-документационная функция: музеи предназначены для научного документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества.

  2. Охранная функция: музеи призваны решать задачи охраны культурно-исторических ценностей в интересах национальной и мировой культуры.

  3. Исследовательская функция: музеи являются специфическими центрами научных исследований.

  4. Образовательная и воспитательная функция.

Музейная коллекция - часть предметов основного фонда, представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному назначению и т.д.).

Музейный предмет - предмет, имеющий установленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав музейного собрания.

Музейная экспозиция - это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определенной последовательности с целью раскрыть избранную тему музея.

Раритет - предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью.

Реликвия - особо чтимый мемориальный предмет, связанный, как правило, с событиями или персонами, сыгравшими особо важную роль в истории народа, государства, религии.

Экспонат - предмет, выставленный для обозрения. К экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы.

Научно-исследовательская деятельность - одно из основных направлений музейной деятельности, важнейшая составляющая музейной работы. Результаты научных исследований музея определяют уровень его научно-фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

Научно-вспомогательные материалы - используются для раскрытия информационного потенциала музейных предметов, их изучения и интерпретации: это карты, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы и т.п.

Экскурсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.[12]

Музееведение (или музеология; иногда - херитология) - научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

2.2. Цели и задачи музея

В этом году в обращении к Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин отметил, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи - в создании системы патриотического воспитания, немаловажную роль играет деятельность школьного музея. Музей школы является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы, успехи и достижения которой отмечены многими наградами.

Задача музея - пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др.. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны. Музей также призван стать информационной базой для проектной и исследовательской деятельности учащихся школы.

Роль музея в образовательном процессе:

1) обзорные экскурсии для гостей школы: участников методических семинаров, студентов

2) экскурсии для учащихся, для ветеранов школы, жителей микрорайона

3) проведение уроков на базе музея

4) использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке

5) обучение членов совета музея

6) подготовка учебно-исследовательских работ

7) участие в учебно-исследовательских конференциях

8) проведение учебы актива музеев

9) проведение семинаров руководителей школьных музеев

10) участие в Днях открытых дверей для родителей

11) проведение уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми

Основными целями музея, как структурного подразделения образовательного учреждения, являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования

2.3. Экскурсия как основная форма музейной работы

Традиционной и самой распространенной формой воспитательной работы музея являются экскурсии. Экскурсия - это коллективный осмотр музея или вне музейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Экскурсии различаются по характеру тематики, по целевому назначению, но все они строятся на единой методической основе, а именно на основе экскурсионного метода.

Существенной чертой экскурсионного метода является непосредственное общение экскурсовода с группой, пришедшей для осмотра музея. В связи с этим большое внимание уделяется культуре речи экскурсовода: хорошей дикции, грамматической правильности, а также выразительности и артистичности.

Также в основе данного метода лежит зрительное восприятие, непосредственное наблюдение объекта.

Экскурсии, проводимые музеем, разнообразны. От вида экскурсии зависит ее содержание и приемы работы. Можно выделить следующие виды экскурсии:

  1. По месту проведения и объектам показа.

  2. По характеру тематики (обзорные, тематические, специализированные).

  3. По целевому назначению.

  4. По составу экскурсионных групп.

По характеру тематики выделяют обзорные экскурсии и экскурсии на отдельные темы. Обзорные экскурсиипредназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекциях. Сведения, сообщаемые им во время обзорной экскурсии, носят информационный характер и кратко знакомят с историей и содержанием музейного комплекса, основными разделами экспозиции и отдельными, наиболее значимыми экспонатами.

Экскурсии на отдельные темы в музейной практике чаще всего называют тематическими, что в действительности некорректно, поскольку всякая экскурсия имеет тему. Этот тип экскурсии, в отличие от обзорной, наиболее детально раскрывает одну тему или проблему. Иногда проводятся циклы экскурсий, связанные с определенной проблематикой и предназначенные для постоянной группы посетителей.

Методика проведения музейных экскурсий[5]:

Различаются следующие общие приемы ведения экскурсий:

  1. Показ-руководство восприятием демонстрируемых предметов, их характеристик и связей.

  2. Рассказ-руководство восприятием определенных элементов содержания экскурсии, комментирование объекта.

  3. Беседа, или вопросно-ответный способ.

  4. Моторные приемы - руководство восприятием объектов в процессе движения и посредством движения.

Методика ведения экскурсии освещает отдельные приемы, обособляя каждый из них, в целях его изучения, описания, выработки рекомендаций для его наиболее эффективного использования. В практике же ведения экскурсии они выступают не изолированно, а в тесной взаимосвязи. Это обусловлено тем, что наибольшая эффективность экскурсионного восприятия достигается в процессе комплексного воздействия различных ощущений - зрительных, слуховых и т.д. Взаимосвязи и взаимодействия экскурсионных приемов построены, прежде всего, на сочетании показа с рассказом, беседой, моторными приемами. В любом из этих сочетаний основным опорным методом работы экскурсовода остается показ музейных экспонатов.

Методика ведения музейных экскурсий учитывает специфику разных типов музейных предметов, экспозиционных материалов и других объектов экскурсионного показа.

Глава 3. Музей юных защитников Родины «Подвиг».

  1. Содержание и цели музея

Музей юных защитников Родины «Подвиг» был открыт 24 апреля 1985 на базе МОУ « СОШ № 19» г. Нижневартовска. Руководитель музея - замдиректора по ВР Гасан И.В.

Поисковые экспедиции активистов музея собрали подлинные письма с фронта, фотографии военного времени, военную форму, личные вещи солдат и командиров, газеты и информационные листовки военного времени, а также послевоенные фотографии, воспоминания ветеранов и много других экспонатов.

В школьном музее бережно хранятся экспонаты, которыми можно гордиться. Достойное место занимают подлинные документы тех суровых лет - пожелтевшие от времени военные билеты и красноармейские книжки, удостоверения к орденам и медалям, личные вещи солдат и командиров, части оружия и боеприпасов, найденные поисковиками при раскопках на местах боев, письма от родственников найденных солдат и др.

Разделы экспозиции:

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.

- экспозиция о сыновьях и дочерях полка;

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.

- экспозиция о сыновьях и дочерях полка г. Нижневартовска;

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.

- о юношах Тюменской области, погибших во время локальных войн;

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.


- экспозиция о Югорском крае;

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.


- литературное краеведение;

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.


- города-герои;



Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.

- армейские награды;

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.



-музей юных защитников Родины Украины;

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.



-экспозиция «С полей сражений»;

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.


- нумизматическая экспозиция;

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.


- пионерское детство;


Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.

- защитники Отечества выпускники и родители;

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.


- экспозиция ПВО Черноморского Флота.

Наличие документации по учету и хранению экспонатов.

- акты приема-выдачи на постоянное и временное хранение экспонатов;

- книга поступлений основного и вспомогательного фонда;

Оформление приема экспонатов производится немедленно по их поступлению, Первый этап музейного учета состоит из трех операций:

  • Актирование музейного предмета.

  • Запись в книгу первичного учета (книги поступлений или главная инвентарная книга).

Акты приема-сдачи служат основанием для записи в книгу поступления. В музее 2 книги поступлений: для учета музейных предметов основного фонда - главная инвентарная книга и книга учета предметов научно-вспомогательного фонда.

Описание документальных материалов начинаются с наименования автора документа или составителя, а документов, не имеющих определенного автора - с названия данного документа, издания и его выходных данных.

Описание портретных фотографий, начинается с фамилии и инициалов заснятого лица, с указанием года, места съемки, дается подробное описание типовых признаков портрета.

Именная картотека строится алфавитном порядке.

Экспозиционо-выстовочная и образовательная деятельность

Реализуется план просветительской и экспозиционно-выставочной работы

музея юных защитников Родины «»Подвиг», в который входит:

-экспозиционно-выставочная работа;

- работа с фондами;

- образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа;

-экспозиционно-выставочная работа.

Совершенствование системы патриотического воспитания:

- разработана и внедрена программа МБОУ «СШ №19» «Наследие»;

- рассмотрены вопросы гражданско-патриотического воспитания на педагогических советах, совещаниях при директоре и заместителе директора;

- ведется подготовка экскурсоводов школьного музея юных защитников Родины «Подвиг».

- проведены заседания, семинары, круглые столы, исследования по направлениям гражданско-патриотическому воспитанию;

- разработана и внедрена программа деятельности школьного музея «Юных защитников Родины «Подвиг»

-улучшилось качество подготовки и проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок, состязаний и других культурно-массовых мероприятий патриотической направленности.

- разработаны и изданы методические сборники «Музей МБОУ «СШ №19 «Подвиг».

На протяжении всех лет музей является центром военно-патриотического воспитания школы и города.

Ежегодно в музее проводятся более пятидесяти экскурсий для школьников, студентов, выпускников, ветеранов ВОВ и локальных войн.

    1. Основные направления работы музея

Актив музея проводит следующую работу:

  • Изучает исторические, литературные и другие источники соответствующей профилю музея тематике

  • Систематически пополняют фонды музея

  • Участвуют в поисковых экспедициях

  • Обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет

  • Создает и обновляет экспозиции

  • Проводит экскурсионно-лекторскую работу

  • Оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе

Ребятами ведется работа по оформлению музея, переписка с родственниками, с архивами.

Поисково-краеведческая работа:

За каждым классом в школе закреплены ветераны Великой Отечественной войны, трудового фронта, вдовы погибших, ветераны-учителя, которым оказывается посильная помощь. Ребята собирают информацию о них для музея, записывают воспоминания, делают видеозаписи. Также ребята принимают участие в городских научно-практических конференциях.

В музее проводятся:

  1. Экскурсии для учащихся

  2. Уроки мужества

  3. День призывника

  4. Встречи с ветеранами

  5. Круглые столы, семинары

Музей посещают свыше 700 человек в год, среди них учащиеся школы, школ города, представители общественных организаций, ветераны Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, представители администрации города, области. Активом школьного музея проводится в год более 20 экскурсий.

Просветительская работа:

На базе музея проводятся уроки истории, актив школьного музея выступает с сообщениями по классам, на классных часах, создаются и обновляются постоянные и передвижные экспозиции.

Методическая работа:

Музей стал в школе центром патриотического воспитания учащихся. Музей - это книга памяти: ведь собранные в нем документы и предметы хранят память прошлого, передают ее, как эстафету, нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений.

Государственные музеи, организации и учреждения, с которыми поддерживаются систематические связи:

 -г. Москва «Всероссийская Ассоциация юных защитников Родины»;

 - г. Мелитополь (Украина) - Музей юных защитников Родины школы №7;

 - г.Курск - музей юных защитников Родины.

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.

 - г. Туапсе - профессиональное училище №41, музей юных защитников Родины;

 - г. Севастополь (Украина)- музей юных защитников Родины;

 - совет ветеранов г. Нижневартовск»

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.

 - организация «Жертвы войны»;

 - организация «Добрый вечер».

 военный комиссариат г. Нижневартовска.

Участие в конкурсах и мероприятиях.

Проведены мероприятия, посвященные юбилейным и другим памятным датам истории России и Югры.

В целях формирования активной жизненной позиции гражданина России и патриота, образовательное учреждение проводит конкурсы научно-исследовательских и творческих работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. В конкурсах были представлены разнообразные по содержанию и форме работы, отражающие актуальные, практически значимые проблемы обучающихся.

Конкурсы становятся своеобразным импульсом в формировании гражданских и патриотических качеств обучающихся, их активной социальной позиции, уважения к истории, традициям и культуре России проведение конференций, семинаров конкурсов, фестивалей и других мероприятий.

Мероприятия гражданско-патриотического воспитания граждан Югры:

- участие во Всероссийских, межрегиональных конкурсах, фестивалях и других мероприятиях

Проведены мероприятия гражданско-патриотического направления:

- конкурсов 57;

- фестивалей- 4;

- слетов- 2;

- выставок-6;

- конференций- 1;

- акций -12;

- поздравили ветеранов - 28 человек;

- концертов- 3;

- видео-встреча -1;

- тематических классных часов -48;

- уроков-презентаций - 94;

- использование государственной символики в патриотической работе.

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.

Статья Школьный музей как средство духовного воспитания.

10.Мероприятия по информационному обеспечению гражданско-патриотического воспитания граждан Югры:

- публикации материалов-2;

- телепрограммы гражданско-патриотической направленности в средствах массовой информации- 1;

- согласно плану воспитательной работы производится выпуск наглядной агитации по гражданскому и патриотическому воспитанию;

- информация о гражданско-патриотическому воспитанию регулярно размещается на сайте школы.

Заключение

Начало 21 века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Все эти изменения диктуют новые требования к отечественной системе образования.

Ввиду модернизации российского образования важным его направлением стало гражданско-патриотическое воспитание, целью которого является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями и умениями, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы.

Условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Но, несмотря на это, гражданское образование находится на этапе становления, которые включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений.

В создании системы патриотического воспитания немаловажную роль играет деятельность школьного музея, который представляет собой одну из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганда материалов. Основными целями такого музея являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.

Самая распространенная форма воспитательной работы музея - это экскурсия. Экскурсия - коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Именно с помощью экскурсий учащимся можно познакомиться с экспозицией музеев.

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования

Для воспитания патриотов РФ необходимо не только финансирование со стороны правительства на создание и развитие школьных музеев, но и уделение большего внимания на педагогические навыки учителей в этой области путем обучающих семинаров и конференций по проведению экскурсий в них. Ведь в каждой школе найдется помещение для музея, но не в каждой есть человек, который займется этой работой.

Литература

  1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.

  2. Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211.

  3. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.-(Методика).

  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795.

  5. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи Волгоградской области как приоритетное направление региональной молодежной политики. Информ. Бюллетень. №19 / Под общ. Ред. М.Б. Кусмарцева. Волгоград, 2004. С.96-102.

  6. Материалы сайта МОУ «СОШ №22»: 56nschool22.ucoz.ru/index/muzej_boevoj_slavy/0-8

  7. Материалы сайта ПО «Звезда»: zvezda.borovichi.ru/Museum.htm

  8. Материалы сайта: Музеология. - muzeum.ru

  9. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.

  10. Обществознание. Учебник для 9 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А. 11-е изд. - М.: 2011. - 224с

  11. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-208с.-(Растим патриотов России)

  12. Свободная энциклопедия «Википедия» ru.wikipedia.org

  13. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/под ред. Т.В. Черниковой.-М.:Глобус, 2006.-224 с.

  14. Цифровая библиотека по философии filosof.historic.ru/enc/index1.shtml

  15. Юренева Т.Ю.Музееведение: учебник для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2003. с. 47


© 2010-2022