- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Методическая разработка Путешествие по произведениям М. М. Пришвина
Методическая разработка Путешествие по произведениям М. М. Пришвина
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Киселёва С.И. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КГБОУ БОШИ 1
«Путешествие по произведениям М.М.Пришвина»
Методическая разработка для учащихся 8 класса
Библиотекарь: Киселёва С.И.
Цель:
-
Вызвать у учащихся интерес к творчеству М.М.Пришвина;
-
Формировать потребность в чтении через привитие любви к природе;
-
Развитие мыслительной деятельности
Звучит песня О.Воронец «Гляжу в озёра синие».
Ход мероприятия (используется презентация)
№слайда
Текстовое (методическое) сопровождение
1
Здравствуйте, ребята! Прозвучал отрывок из песни О. Воронец «Гляжу в озёра синие». О чём эта песня? Это песня о русской природе, о любви к ней. И это не случайно. Сегодня наше мероприятие посвящено удивительному человеку, страстно любящему природу, Михаилу Михайловичу Пришвину. Мы отправимся в путешествие по необычным произведениям, написанным так, словно писатель, охваченный волнением от встречи с чудом, остановился заворожённый и, взяв в руки карандаш, начал описывать каждое мгновение из жизни природы.
2 - 8
Вот упала первая весенняя капля, муравьи сидят и ждут чего-то, из трухлявого пня выросла берёзка, по голым деревьям бегают белки. Все эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину. Кто бы мог подумать, что осинкам бывает холодно, что из двойного цветка иван-да-марья до зимы доживает один «Иван», что «бывает в лесах при стремительной весне такой жаркий час, когда весь лес шевелится?» Далеко не каждому природа раскрывает свои тайны. Она доверяет их только обладающим особым талантом людям, - таким, каким был Михаил Михайлович Пришвин.
9
Родился он 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво, около города Ельца Орловской губернии, в купеческой семье, состояние которой было промотано отцом, оставившим семью без средств к существованию. Потребовалось много сил и труда матери будущего писателя, чтобы дать детям образование. Детство Пришвина было непростым.
10
В детстве его окружали разные люди. Самое сильное впечатление на него оказала мать Мария Ивановна Пришвина, чрезвычайно энергичная и сильная женщина.
11
В 1883 году мальчик поступил в гимназию, из 4-го класса которой был изгнан «за дерзость учителю», заканчивал обучение в Тюменском реальном училище.
12
Пришвин очень любил путешествовать. Он писал: «Самое главное, чему я выучился, - это пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются, что у них тоже, как у нас, если он Иван, то так и есть Иван, Пётр - это уже другой. Так и воробьи тоже все разные, и это я вижу, и это главное, чему я выучился»
13
Читая его рассказы, становится очевидным, что писатель живёт природой, дружит с ней, разговаривает, делится с ней своими тайнами, и природа отвечает ему тем же.
Давайте вспомним некоторые рассказы Пришвина.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Пришвинская мозаика»
(Приложение №1, №2)
14
Сегодняшнее мероприятие, посвящённое такому талантливому писателю, как М.М. Пришвин, мне хочется закончить словами К.Паустовского: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина». Любите природу, старайтесь её понять, и в этом вам помогут рассказы М.М.Пришвина.
Приложение№1.
Хромка
Кот
Лягушонок
Первая стойка
Зверь бурундук
Лесной доктор
1
2
3
4
5
( Ребята по очереди открывают окошки и отвечают на вопросы. При правильном ответе в открывшееся окошко они прикрепляют своё солнышко, если ответа нет или он неправильный - отвечает команда соперника, и тогда окошко закрывает солнышко команды соперника. Если нет правильного ответа, то окошко закрывает книга )
Хромка
-
Кто такая Хромка? (Подсадная охотничья уточка)
-
Почему Хромку так прозвали? (Крыса сломала ей лапку, и утёнок остался хромым.)
-
Где держали утят, когда они были маленькими? (На кухне)
-
Для чего уткам подрезали крылья? (Чтобы они не улетели)
-
Почему Хромка полюбила людей больше, чем птиц? (Они её жалели и защищали от других зверей и птиц)
Кот
-
Как звали главного героя рассказа? (Васька)
-
Кого считал кот днём? (галок и ворон)
-
Что делал кот ночью? (Ловил мышей)
-
Что сделал кот, когда запотели окна и стало плохо видно галок? ( Поднялся на задние лапы и стал протирать стекло)
-
Где ждёт кот хозяина по утрам? (У двери в столовую)
Лягушонок
-
Что напомнили автору жучки-прыгунки на снегу? (Чёрную пыль)
-
Куда путешествуют лягушки? (К ручейку, к болотцу)
-
Что случилось с лягушонком на снегу? (Он замёрз)
-
Как люди отогрели лягушонка? (Опустили в кастрюльку с водой)
-
Какое напутствие дали люди лягушонку, отпуская его в болотце? (Не зная броду, не суйся в воду)
Первая стойка
-
Как звали маленького щенка? (Ромул)
-
Кто такая Кэт? (Мать щенка)
-
Что напугало Рому? (Кирпич)
-
Почему кирпич стал «кувыркаться»? (Щенок зацепил его лапой)
-
Кто успокоил испуганного щенка? (Его мать)
Зверь бурундук
-
Почему бурундук укусил олениху? (Она наступила ему на хвост)
-
Что ели олени из корыта? (Бобы, кукурузу)
-
Как звали олениху-самку? (Хуа-Лу)
-
Кого пустили вслед убегающим оленям? (Собаку Тайгу)
-
Для чего у пятнистого оленя на шкурке белые пятнышки? (Чтобы было легче затаиться)
Лесной доктор
-
Какую птицу называют «лесной доктор»? (Дятла)
-
Что случилось с «вылеченным» деревом? (Его спилили)
-
Зачем люди вырезали кусок дерева? (Для музея)
-
На что был похож ствол дерева? (На свирель с клапанами)
-
Сколько дырок было на стволе? (8)
Закончилось наша викторина по рассказам М.М.Пришвина. Посмотрите, как много у нас появилось солнышек. Это показывает, что вы знаете произведения этого замечательного писателя, заинтересовались его творчеством. Мы продолжим знакомство с этим писателем. Каждый из вас в течение недели напишет отзыв на любой рассказ писателя. Лучшие работы вместе с вашей фотографией я помещу в презентацию.
Приложение№2
Физкультминутка:
На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок, не высок ( сесть, встать)
Удивительная птица
Подаёт нам голосок (глаза и руки вверх)
По тропинке два туриста
Шли домой издалека (ходьба)
Говорят: «Такого свиста мы не слышали пока» (плечи поднять)