Литературный праздник по творчеству К. Чуковского

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утренник, посвященный жизни и творчеству К. И. Чуковского для учащихся начальных классов.

Ход праздника

Ведущий:

1.Жил человек, вроде играючи, вроде легко. Волочил за собой по аллеям Переделкина влюбленные толпы. Разжигал костры у себя на даче. Человек, переживший многое и многих. Все видевший. Ничего уже, кажется, не боявшийся потерять, давно измеривший вершины человеческого благородства и провалы человеческого ничтожества. Жил, несмотря на это, со вкусом, жил с неиссякаемым любопытством.

2.Имя этого человека - К. И. Чуковский.

3.В 1957 году на собственные деньги Чуковский построил в Переделкине детскую библиотеку, это три комнаты, уютные, теплые, светлые.

4.Мы постараемся мысленно очутиться в этой библиотеке с одной целью: вспомнить лишь некоторые произведения К. И. Чуковского и познакомиться с его биографией.

5.Рожденного в Петербурге 31 марта 1882 года младенца Николая Корнейчукова крестили во Владимирской церкви. Мать новорожденного, Екатерина Осиповна Корнейчукова, крестьянского сословия. К этому времени у нее уже была трехлетняя дочь Мария.

6.Мама мечтала дать детям образование, поэтому Коля ходил в детский сад мадам Бухтеевой, что по тем временам было редкостью небывалой.

7.После детского сада мальчик поступил в гимназию. Учиться Коля любил, латынь знал на "отлично". "В нашем классе он считался чемпионом диктовки. Уже с семилетнего возраста Коля писал без единой ошибки самые дремучие фразы".

Ученица:

8.Коля много читал, многие стихи знал наизусть, даже пробовал сам их писать. Вот одно из них:

Господин де Бранделюк -

Замечательный индюк.
Как я рад, что я знаком
С этим важным индюком!
Сам не знаю, почему
Я завидую ему.

Ведущий

9.Коля самостоятельно изучал английский язык, впоследствии перевел многие произведения английской литературы на русский язык. Все рассказы о Шерлоке Холмсе известны русскому читателю под редакцией К. И. Чуковского. К. И. Чуковский перевел и "Робинзона Крузо".

Дети читают стихи

10.В 20-х годах писатель преобразовал свою прежнюю фамилию и назвался Корнеем Чуковским. У К. И. Чуковского было четверо детей. Когда дети стали подрастать, Чуковский обнаружил, что детской литературы среди книг очень мало. Во всем мире только еще начали изучать ребенка, постигать законы детского творчества. Чуковский стал одним из отечественных первооткрывателей и исследователей этого обширного материала.

11.Обратите внимание на наше чудо-дерево!

Оно словно выросло из книг писателя:

А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем…

Скажите, какие предметы и из каких произведений здесь

(можно процитировать самостоятельно или среди карточек с текстом найти нужную и зачитать).

Ведущий

12.Именно для своих детей Чуковский сочинял многие сказки. Так, однажды его сын заболел, когда семья ехала в поезде домой. Мальчик капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-то утешить ребенка, Корней Иванович стал рассказывать ему под ритм колес:

13.Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, Крокодил Крокодилович!

14.Позднее из этих строк появилась сказка "Крокодил". Но у Чуковского не один крокодил, а много.
И вот случилось так, что все крокодилы заблудились и не могут попасть в свою сказку. Поможем им?

15.Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил. Д. «Мойдодыр»

16. А в большой реке Крокодил лежит,
А в зубах его не огонь горит -
Солнце красное, солнце краденое. Д. "Краденое солнце".

17. А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
«Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши.
И мне , и жене, и Тотоше» (Телефон)

18.Долго - долго Крокодил
Море синее тушил.
Пирогами и блинами
И сушёными грибами (Путаница)

19. Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся крокодил
И злодея Бармалея,
Словно муху проглотил. (Бармалей)

20.Гуляя на даче с любимой дочкой Мурочкой, Чуковский сочиняет "Федорино горе", "Мойдодыр".

Чтение отрывков из названных произведений

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице прошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза.
Растопырила глаза:
"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму".
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
"Ой-ой-ой!Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!"
И ответила посуда:
"Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!"
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
"Ах ты, гадкий, ах ты, гразный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.

21.Оба эти произведения - о чистоте. К "Мойдодыру" Чуковский написал даже подзаголовок: "Мурке, чтобы умывалась".

Конкурс «Загадки дедушки Корнея».

22.У меня зазвонил телефон,
Кто говорит? Слон?
Откуда? От верблюда?
Что вам надо? Загадки отгадать?
А много ли загадок отгадать?
Загадок у Чуковского - 25.
А сколько надо отгадать? Хотя бы пять!

23.Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо (Яйцо и цыплёнок)


24.Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю. ( Рот и зубы )


25.Хожу - брожу не по лесам
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска)


26.Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец - глупца, баран - барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)

27.Чуковский часто был гостем в школе, где учились его дети, готовил спектакли, приглашал своих друзей-литераторов для выступления перед детьми.

Сейчас и мы посмотрим инсценировку сказки "Телефон".

Инсценировка (готовит заранее группа учащихся или класс, если праздник проходит на параллель).

Ведущий:

28.Во время Великой Отечественной войны Чуковскому пришла в голову идея записывать воспоминания потерявшихся детей, которые помнили мелкие детали своей прошлой жизни, не помня ни своей фамилии, ни имени, ни города. Позднее А. Л. Барто вела по радио передачу, где читала эти истории, что позволило разлученным семьям соединиться.

Последняя сказка К. И. Чуковского - о Бибигоне (1945 г). Чуковский решил дать детям нового героя - он крохотный, так что дети могут любить и жалеть его; он храбрый, так что дети могут восхищаться им; он не лишен забавных недостатков, так что есть над чем посмеяться.

Сказка - мирная и счастливая, на ней никак не отразилась отгремевшая война. Разве что есть воспоминание, что Бибигон промчался по двору в жестянке, как в танке. Все приключения происходят в уютном мире - на даче, заселенной стрекозами утятами, курицами. И носитель самого ужасного зла - индюк Брундуляк - из незапамятного детства Чуковского. После прочтения сказки по радио на студию хлынули письма, адресованные Бибигону. Дети не сомневались в его существовании, присылали различные подарки.

Чтение отрывков из сказки.

После того, как прочитаны произведения Чуковского, остается ощущение летнего дня на старой даче, где зреет клубника и носятся бабочки, и облака плывут, и осы ныряют в компот, и вечные внуки допекают вечных дедов вечными детскими вопросами. И все можно, и ничего не нужно, и по пыльной, усыпанной сосновыми иглами дороге в пятнах солнечных зайцев колесят соседские дети на великах, едут и смеются, пряники жуют.



© 2010-2022