Тематическая беседа Хлеб - всей жизни голова

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Хлеб - всей жизни голова»

(тематическая беседа)


Слыша добрые вести,

Видя силу страны,

Хлебу мы честь по чести

Поклониться должны.

Цели:

  1. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

  2. Формировать интерес к её историческому прошлому.

  3. Воспитывать патриотические и гражданские качества учащихся.

  4. Воспитывать бережное отношение к труду.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с историей возникновения хлеба вообще.

  2. Познакомить ребят с традициями хлебопекарного производства на Руси.

  3. Рассмотреть историю хлебопекарного дела в Приморье на примере крупнейшего хлебопекарного предприятия Приморья «Владхлеб»

Оборудование: занимательный этимологический словарь «Откуда пришли слова», толковый словарь Ожегова; заготовки загадок, тексты заданий для игр.

Оформление: репродукции картин «Жатва» З.Е. Серебряковой, «Сумерки. Стога» И.И. Левитана, «В осеннем поле» Н.А. Пластова, «Девочки» К.В. Леммах, «Рожь» А.К. Саврасова, «Рожь» И.И. Шишкина; музыкальное оформление - песня или мелодия песни «Хлеб всему голова».


Подготовительная работа: альбомные листы, карандаши, краски для конкурса «Самый лучший каравай», организация хлебобулочных изделий, подборка загадок и поговорок о хлебе (учащиеся), подготовка вопросов для викторины.

Участники: ведущие в народных костюмах, учитель истории, технологии, библиотекарь

Ход мероприятия

I. Беседа

Ведущая в русском народном костюме:

Сегодня мы будем с вами говорить о хлебе. Без хлеба русский стол вообще немыслим. Ни один русский человек не сядет за стол без хлеба. Почти всех иностранцев, приезжающих в нашу страну, точно так же, как посещавших Россию во времена в прошлом, неизменно поражает, сколь много хлеба едят русские.
Русский историк XVIII века Иван Болтин писал, что «русские вообще едят больше хлеба, чем мяса». Сегодня хлеб по-прежнему является необходимым продуктом питания. Русские люди вдали от родины скучают по вкусу нашего хлеба, мечтают о нем как о великом благе.

Учитель истории:

По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей. Славянами орешник был посвящен богу Перуну - богу грома и молнии. Древним славянам тучи представлялись огромным ореховым деревом, по которому вверх и вниз бегает огненная белка-молния. А гром производит Перун, обрывая с этого дерева тучи - золотые орехи и разгрызая их зубами. Да и как не ценить орехи? Орех содержит 62 процента жира и 17 процентов белков. Калорийность орехов выше калорийности пшеницы в 2 раза и молока в 8 раз. Ничего не ведая о питательной ценности орехов, человек в самые древние времена считал его своим хлебом.

Впервые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии. Возможно, во время охоты или прогулки были найдены семена пшеницы. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних сортов пшеницы, ржи, овса, ячменя.

Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Вопрос учащимся: Смог бы современный человек питаться таким хлебом? Почему?

Учитель технологии:

Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса, и чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.

Библиотекарь:

Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Зерновую кашу стали постепенно делать гуще, зерно дробить все мельче, пока наконец не перешли к муке, из которой стали приготовлять тесто, выпекая пресный хлеб в виде лепешки.
Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину.

Учитель технологии:

Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех городах Европы были булочные.

Библиотекарь:

Древние греки считали, что человек, принимающий пищу без хлеба, будет обязательно наказан богами. Это убеждение разделяли и в древней Индии - считалось, что судьба человека, не употребляющего в пищу хлеб, будет несчастной.

У Г.Х. Андерсена есть сказка «Девочка, которая наступила на хлеб»: "бросила в лужу свой хлеб, чтобы наступить на него и перейти лужу, не замочив ног. Но едва она ступила на хлеб одною ногой, а другую приподняла, собираясь шагнуть на сухое место, хлеб начал погружаться с нею все глубже и глубже в землю - только черные пузыри пошли по луже!»

Вопрос учащимся: Какой вывод можно сделать из прочитанного?

Выходит ведущий в русском народном костюме:

Какое без хлеба застолье?

Еще с незапамятных дней

Не зря на Руси хлебом-солью

Встречают желанных гостей.

Ведущая: Везде где селились люди русские, всегда засевались хлебные растения.

  • Хлеб да соль! - говорит коренной русский человек, приветствуя всех, кого найдет за столом и едой.

  • Хлеба кушать! - непременно отвечают ему в смысле: «Ми­лости просим к нашему столу». Этим предложением доказыва­ется наше особенное русское свойство гостеприимства, которое называется хлебосольством.

Хлеб - всему голова! - уверяют трудолюбивые крестьяне. Ни о чем так не хлопочут, ни о чем так усердно не молятся Богу простые русские люди, как о росте посеянного хлеба.

Учитель истории:

Хлеб - не только основа русского национального стола, но и нечто большее. Он - символ народного благополучия. Именно поэтому с хлебом в России связаны обычаи, которые пережили многие столетия и в почти неизменном виде дошли до наших дней. Таков, например, древний русский обычай приветствовать друзей, дорогих, почетных, знатных гостей, молодоженов, новоселов хлебом и солью, то есть выносом на полотенце или подносе большого каравая черного хлеба с солонкой. Хлеб означает полный стол, а соль является древним и уже забытым символом охраны, сбережения дома от пожара, позднее она стала высоким мерилом ценности и вкуса пищи, то есть символом хорошей еды.
Вынос хлеба-соли как высший и торжественнейший знак народного расположения сохранился и до сих пор.

Ведущий:

Древние славяне разделывали тесто на округлые хлебы (в виде высоких толстых лепешек) и выпекали в избяной печи на чисто выметенном поду (подовый хлеб). Хлебы иногда укладывали на листья капусты.

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. По свидетельству одного из древнейших письменных памятников - «Домостроя», во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которые назывались хлебниками. Кроме хлебников, занимающихся, как бы мы теперь сказали теперь, «промышленным хлебопечением», хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. В XI столетии на Руси выпекали кислый, т. е. сброженный хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописи X-XIII вв. упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой.

Ведущая:

На Руси основным видом хлеба был кисловатый черный хлеб. Хлеб очень ценился. Поэтому и к пекарям было уважительное отношение. В неурожайные годы хлеб был на вес золото, в муку подмешивались всевозможные овощные добавки. В 1638 г. Согласно переписи в Москве было 2367 ремесленников, из них: 52 хлебные пекари, 43 - пекли пряники, 7 - блины, 12 - пекли ситный хлеб. В то время в Москве было много пекарен, называемых «хлебными избами». В конце XIX - начале XX в Росси были популярны крендели, бублики, баранки, калачи.

Вопрос учащимся: Многие фамилии на Руси произошли от профессий. Перечислите «хлебные фамилии».

Учитель технологии:

Русский человек никогда долго не мог обходиться без хлеба, таковы наши национальные особенности.

Истории известен интересный факт, волей случая послуживший экспериментом, который весьма наглядно показал, к чему может привести внезапное лишение русского человека черного хлеба. Во время русско-турецкой войны в 1736 году 54-тысячное русское войско вступило на вражескую территорию Крымского ханства. Обозы с ржаной мукой, которую везли России, застряли где-то в степях Украины. Пришлось печь хлеб из местной пшеничной муки. И тогда в войске начались болезни. «Наипаче приводило воинов в слабость то, - отмечал в своих записках адъютант командующего этим войском Христофор Георг фон Манштейн, что они привыкли есть кислый ржаной хлеб, а тут должны были питаться пресным пшеничным».

Библиотекарь:

С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство. Так рассказывает в одном из своих стихотворений поэт Владимир Солоухин:
Минуту я запомнил ту
Из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба аржанова.
И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой.
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой.
И растоптал. И весь как был
Зарылся носом в пыль я...
А раньше дед меня не бил,
И вообще не били.

Вопрос учащимся: Предположите, какое наказание ждало мальчика за такое обращение с хлебом?

Ведущая: Россия - является родиной уникального сорта хлеба, известного во всём мире под названием «Бородинский». Существуют 2 версии его появления:

  1. У большинства людей, при произнесении названия Бородинский на память приходит Бородинское сражение и Бородинское поле, на котором состоялась одна из величайших битв в мировой истории. Но это не так. Автором Бородинского хлеба является знаменитый русский композитор и ученый-химик Александр Порфирьевич Бородин. Идеи по cозданию этого сорта хлеба он почерпнул во время путешествия по Италии с группой товарищей-химиков.

  2. Этот сорт хлеба был придуман в XIX веке одной из монахинь.

Иностранцы уже дважды пытались наладить у себя производство «Бородинского хлеба», но из этой затеи ничего не вышло - хлеб имеет отличный от настоящего вкус.

Вопрос учащимся: А какие ещё сорта хлеба вам известны?

Учитель истории:

Деление хлеба на многочисленные сорта в России связано с различиями и в сырье (муке), и в технологии приготовления (в еще большей степени), и в размерах хлебов в разных районах, областях, местностях страны. Так, весь хлеб крупных размеров и весом свыше двух килограммов штука считался вплоть до середины 50-х годов XX века весовым и продавался на вес. Хлеб же меньшего веса считался штучным и продавался не на вес, а на штуки. Сюда относятся разные батоны, батончики, булочки, сайки, витушки, жулики, то есть преимущественно белый хлеб, получивший особое развитие лишь со второй половины XIX века.

Для каждого вида хлеба в русском языке существуют свои названия, как правило, непереводимые на другие языки. Большинство видов хлебных изделий прочно "привязано" к определенной местности, району, их зачастую можно попробовать только там, где они исстари изготовляются. Таковы московские калачи и сайки, смоленские крендели, валдайские баранки, калужское соложеное тесто.

В России издавна были известны калачи московские и муромские. Но муромские остались лишь в пословицах, а московские сохранились до наших дней. Благодаря своему высокому качеству московский калач издавна прославился на всю Россию. «Московские калачи, как огонь, горячи», - одобрительно говорили в народе.

Прежде хорошие калачи мяли прямо на льду. Для этого в столах делались металлические ящики, которые набивали льдом, от чего поверхность стола, на котором месили тесто, будь она жестяная или даже из тонкой доски, была холодной, ледяной. Да и теперь, делая калачи, тесто после проминки руками сразу же ставят в холодильники.

Ведущий:

Ассортимент видов хлеба в нашей стране в силу многонационального состава населения шире, чем где-либо в мире, но он не исчерпывает, конечно, всех видов хлеба, которые изобрело человечество.

Вопрос учащимся: Какие

Библиотекарь:

Был хлеб всегда в почете на Руси-

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? -

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

Они припомнят город без огней,

Когда враги стояли на пороге,

И долгих девятьсот блокадных дней...

Снарядов свист... Воздушные тревоги...

Мела метель колючая, мела...

За нею голод шел в дома по следу...

И не было ни хлеба, ни тепла.

Была лишь вера твердая в победу!

В. Суслов

Учитель истории: в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. во время блокады жители Ленинграда пришлось ввести раздачу хлеба по карточкам, чтобы его запасов хватило на всех. Нормы были следующими: рабочие получали в день 250 граммов, а остальные жители -125 граммов. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам выстоять. Ленинградцы мужественно идут нажертвы, каждым часом своей работы, каждым днём своей жизни, каждым месяцем своей борьбы демонстрировали неукротимую волю к победе.

Вопрос учащимся: Что вам известно о блокаде Ленинграда?

Ведущая:

Во время блокады от голода умерли 641803 ленинградца. На Пискаревском кладбище - тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тогда...»

Звучит «Реквием» В.А. Моцарта.

Библиотекарь:

«В Ленинграде - это было в пятидесятые годы - на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи (то­гда они еще ходили на Невском), засигналили машины, засвистели милиционеры и как-то резко остановилось все движение. По про­езжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Ругались водители; что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла и, приложив к груди, пошла обратно... Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродован­ного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги - объяснить трудно. Видимо, кто-то слиш­ком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба».

Ведущий:

А потом у поэта Р. Рождественского родились такие строки:

На Невском замерло движенье...

Не ночью, нет - средь бела дня.

На мостовой, как изваянье,

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла -

В ее протянутых руках

Горбушка чёрная лежала.

Ведущая:

Нет, не горбушка, а кусок.

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И все забывшим равнодушьем...

А женщина держала хлеб

И с дрожью в голосе шептала:

  • Кусочек этот бы тогда...
    И сына я не потеряла.

  • Кусочек этот бы тогда -
    Кусочек этот бы тогда.

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года...

Ведущий:

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискаревку кто забыл?

Там персональных нет могил...

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времен.

Ведущий:

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь - у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь...

Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Вопрос учащимся: Что так взволновало поэта?

Учитель технологии:

Хлеб можно потреблять в любое время дня, в любом возрасте, в любом настроении; он делает вкуснее остальную пищу, является основной причиной и хорошего, и плохого пищеварения. С чем бы его ни ели - с мясом или любым другим блюдом, - он не теряет своей привлекательности.

II. Итог беседы.

В народе о хлебе говорили, как о живом существом: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Хлеб был, есть и будет символом России.

Помогаем ребятам в формулировке вывода:

Для русских людей хлеб испокон веков был не только пищей, но и предметом национальной гордости, благосостояния.








Почему так называется?

Батон. Думали ли вы о том, что, нарезая батон, вы держите в руке... палку. Именно так, ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо, по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название "батон".
Булка. А вот у булки другая история; она находится в близком родстве с... папской буллой. История этого родства такова. Слово "булка" заимствовано из польского языка. По-польски bulka (булка) - это уменьшительная форма от слова bula (була) - большой круглый хлеб. Определение "круглый" здесь играет главную роль, так как первоисточником польского слова было латинское bulla (булла) - шар, круглая печать. По этой же причине папские грамоты, скрепленные большой круглой печатью, называли буллами.
Калач. Хотя слово это славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно возникло от корня "коло" (колесо) с помощью суффикса "ачь". Со временем в результате развития в нашей речи аканья слово "колачь" постепенно превратилось в "калач".

Сайка. Это слово заимствовано из эстонского языка. С помощью суффикса "ка" эстонское слово "sai" (белый хлеб) превратилось в "сайку", которым у нас обозначают булку из специального теста. Курьезная история связана с появлением саек с изюмом. Историю эту рассказал известный русский журналист Вл. Гиляровский в своей книге "Москва и москвичи". До революции в Москве большой популярностью пользовались изделия булочника Филиппова. Однажды Филиппов был вызван к московскому генерал-губернатору Закревскому. Дело в том, что в сайке, которую подали на завтрак "его превосходительству", оказался запеченный таракан. Филиппов не растерялся и в ответ на грозный окрик губернатора заявил, что это вовсе не таракан, а изюминка и тут же съел кусок сайки с тараканом. Вернувшись в пекарню, oн бросил целое решето изюма в подготовленное тесто, и через час хитроумный булочник угощал генерал-губернатора свежими сайками с настоящим изюмом.







© 2010-2022