Программа духовно-нраственного и патриотического воспитания обучающихся и их социализации

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа принята на методическом совете МБОУ

Скородумовской СОШ


Утверждаю

Директор МБОУ

Скородумовской СОШ

«______»_____________2015г.


___________ Л.И.Курдюмова



Программа

духовно-нравственного, патриотического

воспитания и социализации личности школьников



Автор: Понеделко Н.И.,

учитель русского языка

и литературы





х. Старая Станица

2015 г.

Пояснительная записка

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Воспитание подрастающего поколения волновало общество всегда. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, основанную на принципах добра, истины, красоты. На школьные годы приходится важнейший период становления личности будущего гражданина. В формировании и развитии подрастающего поколения исключительно главную роль играет школьный коллектив.

Воспитание гармонично развитой личности через коллективную деятельность способствует духовному и познавательному развитию школьников. Деятельность школьников должна развёртываться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает нравственные нормы нашего общества.

Развивающемуся обществу, согласно концепции модернизации Российского образования, нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамичностью, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

Воспитательная деятельность классного руководителя направлена на развитие умения школьников сформировать свою систему интересов как основу успешной социализации личности. При этом для него должны быть значимы такие общечеловеческие ценности, как доброта, гуманизм, справедливость, милосердие. В этом направлении деятельности классного руководителя приоритетными являются технологии саморазвития личности школьника, здоровьесберегающие технологии, коллективная творческая деятельность, метод проектов. Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности.

Программа разработана для обучающихся 5 - 9 классов и рассчитана на пять лет.

Цели воспитательной деятельности:

  • сплочение классного коллектива

  • развитие духовно-нравственной, интеллектуальной, активной, творческой личности школьника, способной к самопознанию и саморазвитию

  • развитие субъектности личности каждого обучающегося

Задачи воспитательной деятельности:

  • сохранение и укрепление здоровья школьников;

  • создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;

  • развитие творческих способностей детей;

  • создание условий для самореализации каждого члена классного коллектива;

  • создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;

  • объединение усилий классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;

  • формирование целостного мировоззрения у учащихся, основанного на воспитании духовно - нравственных, патриотических, эстетических представлений, здорового образа жизни, общественно - значимых мотивов выбора профессии, воспитания лидерских качеств.

  • формирование полового самосознания;

  • профессиональная ориентация.

Образ выпускника 9 класса

  1. Выпускник - гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину. Это целеустремленный человек, для которого дороги понятия «Родина», «Культура», «Гуманность», «Любовь».

  2. Выпускник готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению, он адекватно оценивает свои возможности.

  3. Он активен, обладает организаторскими способностями.

  4. Он умеет самостоятельно работать с дополнительной литературой, стремится продолжить свое образование или включиться в трудовую деятельность.

  5. Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения. Может корректировать свое поведение и чужую агрессию, психологически устойчив.

  6. Он стремится строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, развивает свой творческий потенциал.

  7. Выпускник стремится к физическому совершенству. Сторонник здорового образа жизни.

Прогнозируемые результаты

5 класс

  • приобщение к истории своей семьи, школы, хутора;

  • приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;

  • устойчивые положительные результаты обучения;

  • приобщение к проектно-исследовательской деятельности;

  • повышение уровня социальной комфортности в коллективе;

  • привлечение родителей к сотрудничеству в организации воспитательной работы

6 класс

  • воспитание чувства гордости, любви к родному краю;

  • повышение интереса к проектно-исследовательской деятельности;

  • проявление уважительного отношения к старшим;

  • расширение кругозора;

  • активное участие родителей в жизни класса, школы;

7 класс

  • воспитание чувства гордости за свою страну;

  • умение применять методы самовоспитания, самоконтроля;

  • повышения интеллектуального уровня;

  • проявление самостоятельной творческой активности;

  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;

  • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя;

  • приобретение полезных социальных и практических умений

8 класс

  • формирование мотивации к познавательной деятельности;

  • совершенствование таких нравственных качеств личности, как вежливость, чуткость, уважительное отношение друг к другу, проявление сознательной дисциплины;

  • совершенствование психических процессов самонаблюдения, самопознания, самовоспитания, саморегуляции чувств, эмоций;

  • умение абстрактно мыслить, совершенствовать стиль общения;

  • увеличение знаний, умений и навыков по пропаганде здорового образа жизни;

  • воспитание художественно - эстетического вкуса, развитие творчества в коллективе;

  • приобретение полезных социальных и практических навыков

9 класс

  • формирование и развитие Человека - гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях;

  • проявление своих способностей и возможностей, реализация личностного потенциала;

  • приобретение обучающимися позитивного социального опыта;

  • участие обучающихся в решении проблем образовательного учреждения, местного социума;

  • способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей улицы, своего села, района, области, страны;

  • расширение кругозора по профессиональной ориентации учащихся;

Условия реализации программы

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива, органов местного самоуправления, общественных организация;

  • совместная деятельность с родителями, учреждениями дополнительного образования

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты

Составные части компонентов

Индивидуально-

групповой

  • классный руководитель

  • обучающиеся

  • родители

  • педагоги

Ценностно-ориентационный

  • цели и задачи воспитания

  • перспективы жизнедеятельности классного сообщества

  • принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса

Функционально-деятельностный

  • системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения

  • основные функции воспитательной системы

  • педагогическое обеспечение и самоуправление

Пространственно-временной

  • эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда

  • связи и отношения классного сообщества с другими детьми и взрослыми

  • место и роль класса в воспитательном пространстве школы

  • этапы становления и развития воспитательной системы

Диагностико-аналитический

  • критерии эффективности воспитательной системы

  • методы и приемы изучения результативности воспитательной системы

  • формы и способы анализа, оценки и интерпретация полученных результатов

Структурная модель воспитательной системы

Аналитико-диагностическая деятельность

  • тестирование

  • анкетирование

  • педагогически направленное наблюдение

Профессиональная ориентация

  • профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)

  • профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)

  • профессиональное консультирование (работа с психологами, педагогами)

Работа с семьёй

  • изучение воспитательного потенциала семьи

  • психолого-педагогический всеобуч родителей

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

  • индивидуальная работа с родителями

Ценностно-ориентированная деятельность

  • классное самоуправление

  • анкетирование

  • тематические классные часы

  • изучение документов о правах ребёнка

  • посещение музеев, выставок, театров, библиотек

  • участие в социально значимых проектах и акциях

Дополнительное образование

  • вовлечение в факультативы, кружки

  • организация кружков

  • творческие отчёты

Интеллектуально-познавательная деятельность

  • познавательные классные часы

  • экскурсии

  • участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах

Спортивно-оздоровительная деятельность

  • тематические классные часы

  • участие в спортивных мероприятиях

  • экскурсионно-туристическая работа

  • пропаганда физической культуры

СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляют традиционные праздники:

  • День знаний,

  • День хутора,

  • День пожилых людей

  • День учителя

  • Здравствуй, золотая Осень!

  • День здоровья

  • День прав ребенка

  • День Матери

  • Новый год

  • Месячник оборонно-массовой работы

  • День защитников Отечества

  • Международный женский день8 марта

  • Благоустройство школьного двора

  • Акция «Поклонимся великим тем годам»

  • День Победы

  • Последний школьный звонок

  • День защиты детей

Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по всем направлениям во всех возрастных группах с учетом их особенностей и оказывает воспитательное воздействие как на весь коллектив обучающихся, так и на отдельно взятого ребенка.

Воспитательная работа на каждой возрастной ступени проводится по следующим направлениям:

ПРАВО

Задачи:

1) формирование у обучающихся правовой культуры;

2) осознание своих прав и прав других людей;

3) обучение решению задач правового воспитания

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

Задачи:

1) формировать у обучающихся культуру общения

2) знакомить обучающихся с традициями и обычаями общения различных поколений;

3) способствовать формированию интересов обучающихся, способности к саморазвитию и самовыражению.

ПАТРИОТИЗМ

Задачи:

1) формирование чувства любви к своей Родине;

2) формирование чувства уважения к истории своей Родины.

ЗДОРОВЬЕ, СПОРТ, ТУРИЗМ

Задачи:

1) формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья (выполнение режима дня, правильное питание, регулярные занятия спортом);

2) воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.

ЭКОЛОГИЯ

Задачи:

1) формировать у обучающихся нравственное отношение к окружающим людям;

2)формировать у обучающихся осознание ценности человеческой жизни.

ТВОРЧЕСТВО

Задачи:

1) создание условий для равного проявления учащимися своей

индивидуальности во внеурочной деятельности;

2) использование нестандартных творческих активных форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей обучающихся;

3) изучение индивидуальных интересов и потребностей обучающихся во

внеурочной деятельности

4) консультирование обучающихся в выборе кружков и секций;

5) демонстрация творческих достижений обучающихся перед родителями и сверстниками;

6) развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к достижениям других детей.

НАУКА

Задачи:

1) определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;

2) создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии, формируя мотивацию учения;

3) формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования;

4) воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов.

ОРГАНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Особую роль в реализации воспитательной системы играет самоуправление обучающихся. Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое обучающимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, формирование чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностей школьников. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одного из клубов, координирует и направляет работу которых, совет класса. Практическая деятельность в составе одного из клубов способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

Актив класса:


  • Староста и командир отряда - координирует деятельность всех обучающихся класса


  • Клуб «Милосердие»- фиксирует пропуски уроков обучающихся и выявляет их причину, организует посещения ребят, которые находятся на лечении в больнице, готовит сообщения для учащихся класса в период эпидемий, подводит итоги успеваемости класса за месяц


  • Клуб «Эрудит»- оказывают помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, организуют выдачу школьных учебников:

  • Клуб «Пресс-центр»- оформляют классный уголок, выпускают классные и школьные газеты к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе, оформляют классный альбом «Наша школьная жизнь»


  • Старший дежурный - ведет контроль за сохранностью мебели и её ремонтом в кабинете, генеральными уборками кабинета, подводит итоги дежурства:


  • Клуб «Эколог»- заботятся о растениях класса и школы


  • Клуб «Здоровье» - отвечают за популяризацию физкультуры среди учащихся класса, готовят команды класса для участия в спортивных состязаниях, акциях, ведут учёт учащихся, питающихся в школьной столовой:


  • Клуб «Друзья хорошего настроения» - занимаются подбором необходимого материала для подготовки сценариев, викторин, вечеров, праздников в классе, часов общения, информационных часов.

Основные формы деятельности

  • классные часы

  • праздники

  • беседы

  • диспуты

  • викторины

  • конкурсы

  • экскурсии

  • поездки

  • соревнования

  • КТД

  • Игры

  • занятия - практикумы

  • поисковая деятельность

  • проектная деятельность

  • благотворительные мероприятия

  • анкетирование и тестирование


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Название раздела

Тема мероприятия

Форма организации

Месяц

Ответственный

I. Право

Урок Знаний и Мира

Общешкольная линейка. Классный час

Сентябрь

Классный руководитель

Выборы ученического самоуправления

Классный час

Сентябрь

Классный руководитель

Устав школы

Классный час

Сентябрь

Классный руководитель

Конвенция о правах ребёнка

Общешкольная линейка. Классный час

Октябрь

Школьный Уполномоченный по правам ребенка

Профилактика правонарушений и безнадзорности

Классный час

Октябрь

ПДН

Подросток и закон

Классный час

Октябрь

ПДН

Олимпиада по праву

Март

Учитель истории

II. Общество и

культура

Акция «Чистая станица»

Общешкольный

субботник

1 раз в четверть

Классный руководитель

Поговорим о вредных привычках

Классный час

Декабрь

Классный руководитель

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Открытый классный час

Январь

Классный руководитель

Дежурство по классу и по школе

В соответствии с графиком дежурства

Классный руководитель

Экскурсии в краеведческий музей г.Каменск-Шахтинского

Экскурсии

1 раз в четверть

Классный руководитель

День самоуправления

Открытый классный час, посвящённый Дню Учителя

октябрь

Классный руководитель


«Праздник мам»

классный час, посвящённый Международному женскому Дню

Март

Классный руководитель

Праздник славянской письменности и культуры

Классный час

май

Классный руководитель

Смотр достижений класса

Итоговый классный час

Май

Классный руководитель

III. Патриотизм

День хутора Старая Станица

Праздник поселения Классный час

Сентябрь

Классный руководитель

День Согласия и примирения

Всенародный праздник. Классный час

Ноябрь

Классный руководитель

День Защитника Отечества

Общешкольный праздничный концерт.

Февраль

Классный руководитель

Годовщина вывода войск из Афганистана

Встреча с

воинами-интернацио-налистами

Январь

Классный руководитель

День Великой Победы

Митинг у памятника погибшим воинам

Май

Классный руководитель

IV. Здоровье,

спорт,

туризм





День Здоровья

Общешкольный День Здоровья

1 раз в четверть

Учителя физкультуры

«Легко ли быть здоровым?»

Открытый

классный час, посвящённый здоровье-

сбережению школьников

Январь

Классный руководитель

Психофизио-логические особенности подростка

Родительское собрание

Февраль

Классный руководитель

Профилактика гриппа и ОРВИ

Беседа с сотрудниками ФАП

Февраль

Сотрудники ФАП

Половое созревание и развитие девочек и мальчиков

Видеофильм

Март

Классный руководитель

Теннис

Спортивные соревнования

Сентябрь

Учитель физкультуры

Футбол

Спортивные соревнования

Сентябрь

Учитель физкультуры

«Папа, мама, я - спортивная семья»

Спортивные соревнования

Март

Учитель физкультуры

«А ну-ка, парни!»

Спортивные соревнования

Февраль

Учитель физкультуры

V. Экология

Озеленение школы

Месячник по озеленению школы

Согласно плана школы

Классный руководитель

Посади дерево

Общешкольная акция

Апрель

Классный руководитель

Цветы ветерану

Акция «Ветеран живёт рядом». Поздравление ветеранов с Днём Российской армии

Февраль, май

Классный руководитель

Глобальные проблемы человечества

Школьная научно-практическая конференция

Апрель

Классный руководитель

VI. Творчество

Сами своими руками

Конкурс поделок из природного материала

Сентябрь

Классный руководитель

Юные друзья пожарных

Месячник по противопожарной безопасности

Январь

Классный руководитель

Я вижу мир

Конкурс рисунков на асфальте

Сентябрь

Классный руководитель

Осторожно - огонь!

Конкурс плакатов и рисунков по противопожарной тематике

Январь

Классный руководитель

Моя родословная

Конкурс сочинений

По графику

Классный руководитель

Театр и дети

Инсценировка литературных произведений

Март

Классный руководитель

VII. Наука

Предметные недели

1) неделя русского языка

2) неделя иностранного языка

3) неделя математики

4)неделя химии и биологии

По графику

Учителя -предметники

Предметные олимпиады

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

По графику

Учителя - предметники

Научно-практическая конференция

Школьная научно-практическая конференция

По графику

Учителя - предметники























ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Критерии

Показатели

Диагностические средства

Интеллектуальная развитость учащихся

Познавательная активность

Интеллектуальный потенциал

Уровень мотивации

Освоенность образовательных программ

Методика «Культурно-свободный тест на интеллект».

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

Духовно-нравственная развитость учащихся

Сформированность основных нравственных качеств личности.

Анкета «Диагностика уровня воспитанности

учащихся»

Эстетическое развитие учащихся

Развитость чувства прекрасного.

Педагогические наблюдения

Самоактуализация личности

Стремление к самопознанию

Личностный рост ребенка.

Методика «Самооценка»

Методика «Репка»

Развитость коммуникативности

Коммуникативность.

Методика «Социометрия»

Физическая развитость

Состояние здоровья

Развитость физических качеств.

Статистический медицинский анализ состояния здоровья.

Выполнение нормативов.

Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в классном коллективе.

Комфортность, удовлетворенность

Анкета «Жизнь класса глазами учеников»,

Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»









© 2010-2022