Беседа с обучающимися 7 класса Сотвори себя сам

Раздел Воспитательная работа
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Беседа «Сотвори себя сам»

Актуальность

Подростковый возраст является труднейшим периодом в жизни человека, так как несет в себе значительные изменения в самосознании взрослеющего ребенка. Именно в этот период формируются чувство взрослости и "Я - концепция", появляется рефлексия.

Развитие Я-концепции и самооценки является главным содержанием развития в подростковом возрасте. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Наиболее успешный способ коррекции эмоциональных и поведенческих состояний с обучающимися различных возрастных групп - проведение занятий с элементами тренинга, которые помогают сформировать необходимые навыки, отработать оптимальную личную стратегию поведения в типичной ситуации и дают возможность организовать активность обучающихся в пространстве и времени с целью достижения изменений в их жизни и в них самих . В результате подростки знакомятся с положительным образом "Я", через познание САМОГО СЕБЯ. Сформированость навыков самооценивания наиболее важна для подростков и помогает им поверить в свою успешность не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.

Цель: помочь учащимся сформировать положительный образ человека, на которого они захотят стать похожим, сохраняя при этом свою неповторимость, нацелить на успех через настойчивость, личное старание, труд и творческие способности.

Участники: обучающиеся 7 класса

Время проведения: 40 минут
Ход мероприятия

Учитель:

Воля - основа, стержень, ось характера, она выражается в сознательных действиях и поступках, направленных на достижение поставленной цели. Воля в человеке зарождается, растет, развивается. На земле не было и не. будет людей, которые не испытывали бы чувство страха. Часто употребляют слово «бесстрашный». Это можно сказать о человеке, который научился и умеет подавлять чувство страха. Человек, не умеющий подавить страх, преувеличивает опасность, преуменьшает свои силы и возможности. Такой человек легко переходит от испуга к трусости и панике. Трусливый человек - это несчастье и для самого себя, и для коллектива, в котором он живет и работает.

Что значит быть смелым? Очень просто: уметь преодолевать испуг, страх. Да, смелость не рождается вместе с нами. Смелость - качество, которое приобретается в жизни. Но не всегда смелые поступки или действия приносят добро. Не надо забывать, что смелость могут проявить бандиты, хулиганы. Они смелы, пока чувствуют безнаказанность, но они дрожат, трусят и отступают при первом хорошем контрударе. Послушайте внимательно стихотворение Э. Асадова «Трусиха».

Трусиха

Шар луны под звездным абажуром

Озарял уснувший городок.

Шли, смеясь, по набережной хмурой

Парень со спортивною фигурой

И девчонка - хрупкий стебелек.

Видно, распалясь от разговора,

Парень, между прочим, рассказал,

Как однажды в бурю, ради спора,'

Он морской залив переплывал.

Как боролся с дьявольским теченьем,

Как швыряла молнии гроза.

И она смотрела с восхищеньем

В смелые, горячие глаза...

А потом, вздохнув, сказала тихо:

- Я бы там от страху умерла.

Знаешь, я ужасная трусиха,

Ни за что б в грозу не поплыла!

Парень улыбнулся снисходительно,

Притянул девчонку не спеша

И сказал: - Ты просто восхитительна.

Ах ты, воробьиная душа!

Подбородок пальцем ей приподнял

И поцеловал. Качался мост,

Ветер пел... И для нее сегодня

Мир был сплошь из музыки и звезд!

Так в ночь, по набережной хмурой,

Шли вдвоем сквозь спящий городок

Парень со спортивною фигурой

И девчонка - хрупкий стебелек,

А когда, пройдя полоску света,

В тень акаций дремлющих вошли,

Два плечистых темных силуэта

Выросли вдруг как из-под земли.

Первый хрипло буркнул:

- Стоп, цыпленки!

Путь закрыт, и никаких гвоздей!

Кольца, серьги, часики, деньжонки

- Все, что есть, на бочку, и живей!

А второй, пуская дым в усы,

Наблюдал, как, от волненья бурый,

Парень со спортивною фигурой

Стал, спеша, отстегивать часы.

И, довольный, видимо, успехом,

Рыжеусый хмыкнул:

- Эй, коза! Что надулась?!

- И берет со смехом

Натянул девчонке на глаза.

Дальше было все,

как взрыв гранаты.

Девушка беретик сорвала

И словами: - Мразь!

Фашист проклятый!

Как огнем детину обожгла.

- Врешь, подонок!

Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!

- Голос рвется, яростен и звонок:

- Нож в кармане? Мне плевать на нож!

За убийство стенка ожидает,

Ну а коль от раны упаду,

Ты запомни: выживу, узнаю!

Где б ты ни был - все равно найду!

И глаза в глаза взглянула твердо.

Тот смешался:-Ладно... Тише, гром...

А второй промямлил:

- Ну их к черту!

- И фигуры скрылись за углом.

Лунный диск, на млечную дорогу

Выбравшись, шагал наискосок

И смотрел задумчиво и строго

Сверху вниз на спящий городок.

Где без слов, по набережной хмурой,

Шли, чуть слышно гравием шурша,

Парень со спортивною фигурой

И девчонка - «слабая натура»,

«Трус» и «воробьиная душа».

Выводы (делают обучающиеся).

Учитель. Молодым свойственно торопиться, они спешат стать взрослыми, проявить себя и утвердить свою самостоятельность. Как неприятно наблюдать подростка с сигаретой во рту. Ведь он и не догадывается, что этим фактом он утверждает не мужество, не самостоятельность, а слабость, невоспитанность и отсутствие крепкой воли.

Можно много приводить примеров о героизме, мужестве людей, у которых сильная воля.

Группа учеников (читает стихотворение).

«Учитесь»

Учитесь мечтать, учитесь дружить,

Учитесь милых своих любить

И жить горячо и смело.

Воспитывать душу и силу чувств

Не только труднейшее из искусств,

Но сверхважнейшее дело!

- Позвольте, - воскликнет иной простак,

- Воспитывать чувства? Но как же так?

Ведь в столбик они не множатся!

Главное в жизни без лишних слов

-Это найти и добыть любовь.

А счастье само приложится!

Спорщики, спорщики!

Что гадать,

Реку времён не вернете вспять,

Чтоб заново жить беспечно.

Так для чего ж повторять другим

Всех наших ошибок горьких дым,

Жизнь-то ведь быстротечна.

Нельзя, не учась, водить самолет,

Но разве же проще любви полет,

Где можно стократ разбиться?

Веру, тепло и сердечность встреч

Разве легко на земле сберечь?

Как же тут не учиться?!

Учитесь, товарищи, уступать,

Учитесь по совести поступать

И даже в пиру - не упиться.

Не просто быть честным всегда и везде.

И чтобы быть верным в любой беде,

Трижды не грех учиться.

С готовой, с красивой душой навек

Отнюдь не рождается человек.

Ничто ведь само не строится.

Уверен, что скромником и бойцом,

Отзывчивым, умницей, храбрецом

Учатся и становятся!

Но как это сделать?

Легко сказать! Как сделать?

А душу тренировать

На искренность, на заботы,

Как в спорте, как в музыке, как в труде,

Тренаж нужен людям везде-везде.

Вот так и берут высоты.

Высоты всяческой красоты,

Любви и действительной доброты.

И нечего тут стыдиться!

Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание «Человек»,

- Стоит, друзья, учиться!

А теперь предлагаю вам небольшое упражнение « Портрет уверенного человека»

Упражнение: "Портрет уверенного человека"

Цель: формирование образа самодостаточного человека.

Обсуждение фразы: "Человеку нужно, прежде всего, верить в себя".

Отвечая на вопросы ведущего, подростки устно "рисуют портрет" человека, который верит в себя.

- Если человек верит в себя, то какую одежду он предпочитает носить?

- Как общается с друзьями?

С родителями?

Подростки делают вывод, что вера в себя необходима человеку для его развития, для достижения успехов в различных делах.

Рефлексия.

Цель: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".

Воспитатель:

Ребята, спасибо за работу! Надеюсь, что приобретенные знания на занятии помогут вам в дальнейшей жизни правильно и адекватно оценить не только себя, но и других.

Литература

  1. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности школьников. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Булгакова О. М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. - 2007. - № 4. - С. 31-36

  3. Бакштановский В. Культура нравственного сознания и поведения личности. - М.: Знание, 2009.

  4. Дубич С. А. Организация самоконтроля.// Завуч. - 2012. - № 1. - С. 10-12

  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008.

  6. Караковский В. А. Как быть с воспитанием? - М.: Открытая школа, 2007

  7. Данилова Е. Е. Практикум по возрастной педагогической психологии. - Москва, 2013.



© 2010-2022