«Формирование лидерских качеств, как одно из средств социализации личности старшеклассника»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педсовете по теме:

« Формирование лидерских качеств, как одно из средств социализации личности старшеклассника».

Современное общество нуждается в социально активных, грамотных, творческих, думающих, умеющих принимать на себя ответственность гражданах, в лидерах. Лидерство сейчас - это качество личности, проявление которого является средством самовыражения и самоопределения личности.

Основным полем для развития лидерских качеств является любая школьная организация, которая дифференцированно выполняет свои функции в процессах развития и социализации личности, формируя познавательные, творческие, организаторские, коммуникативные умения и способности старшеклассника.

Одним из основных направлений работы такой организации является школьное ученическое самоуправление, основными задачами которого является: активное вовлечение каждого школьника в разнообразную деятельность, что является основным механизмом формирования личности; обучение школьников элементам управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность; а также развитие творческой индивидуальности и интеллектуального уровня ребенка.

Активно участвуя в массовой жизни школы, ребенок принимает на себя множество амплуа, формирующих его статус среди ровесников, а также непосредственно развивается как личность.

Учащиеся моего 11а класса являются активными участниками нашего школьного самоуправления Совета старшеклассников, они организовывали различные школьные мероприятия, такие как «Картофельный бум», День учителя, Новый год, 8 марта, организовали праздничный концерт для родителей на родительской конференции, для выпускников 9 классов ими был организован Последний звонок.

Для успешной социализации лидера крайне необходимы способности, отвечающие требованиям социально-значимой деятельности. Именно такая деятельность может в полной мере развить лидерские качества успешного старшеклассника. Когда ребенок видит результат своей деятельности, проведя мероприятия, организуя его, оказав помощь окружающим, то повышается и его внутренняя самооценка, появляется стимул двигаться дальше. Именно такие учащиеся способны двигаться не только сами, но и привлекать к так называемому «движению» одноклассников. Эти учащиеся, безусловно, обладают такими социальными способностями как грамотная речь, умение общаться с другими, умение правильно себя представить, умение налаживать эффективное взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса, это и является ярким проявлением лидерских качеств ученика.

Безусловно, в нашей школе есть немало учащихся, обладающих такими способностями и мой класс не исключение. В классе есть две ученицы, с ярко выраженными лидерскими качествами - это Куликова Алена и Кузнецова Ирина. Все классные мероприятия были организованы именно ими (это и День матери, и 23 февраля, Новый год и многие др.),они сами пишут сценарии готовят костюмы, здесь очень важно отметить, что они не только сумели организовать мероприятия, но и вовлечь в участие в них большинство одноклассников, что и способствует социализации современного старшеклассника. Достаточно привести в пример Никитина Игоря, Сметанина Кирилла, которые раньше относились к такого рода деятельности достаточно ровно, а теперь вместе с одноклассницами являются инициатором многих мероприятий. Данная ситуация яркий пример в подтверждение слов великого русского педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: "Распознать, выявить, раскрыть…в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства".

Еще одним из механизмов социализации личности учащихся в современной школе является волонтерская деятельность, как один из способов реализации своих лидерских качеств и творческого потенциала. Наиболее эффективными можно считать проекты, классные часы разработанные учащимися, направленные на профилактику вредных привычек и сохранение здоровья, на оказание благотворительной помощи. Ученики моего класса являются активными участниками городского волонтерского движения, проводя различные акции, внедряя социально-значимые проекты, такие как «Мы против наркотиков», «Молодежь против терроризма», организуя новогодние утренники и традиционные праздники для детей из детских садов. В прошлом учебном году ученики моего класса Сафонов Олег и Домнина Екатерина приняли участие в городском фестивале «Таланты без границ» номинация Бардовская Песня и заняли второе место, так же участвовали в городской акции «Мы за здоровый образ жизни». Для ребят, занимающихся волонтерским делом, значимым становится благодарность, выраженная в любой форме: от добрых слов директора, благодарственных писем и похвальных грамот до благодарности взрослых и детей.

Любой вид деятельности способствует социализации личности учащихся, становлению их лидерских качеств и посещение учениками учреждений дополнительного образования не является исключением. Здесь они обретают коммуникативные навыки, развивают творческие и социальные способности. Учащиеся моего класса пусть и не все, но в большинстве своем посещают данные учреждения, такие как ЦТРДиД Бригантина, СДЮШОР№ 3, Кижеватовец, получая, то самое развитие, необходимое выпускнику современной школы.

Таким образом, мы видим, что принцип личностно-ориентированного воспитания позволяет сформировать личность старшеклассника, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией, лидерскими качествами и множественными социальными способностями, но для полной эффективности необходимо вовлечение в процесс социализации всех участников образовательного процесса: школы, семьи и общества в целом.



© 2010-2022