Внеклассное мероприятие по казачеству Хвала тебе, казачка - мать

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

ст. Брюховецкая



«Хвала тебе казачка мать»



(внеклассное мероприятие)

учитель начальных классов

Жуковина Нина Ивановна


Цель:

-приобщение учащихся к культурным ценностям кубанского казачества, сохранение исторической памяти, укрепление и развитие преемственности поколений;

- пополнить знания детей об образе мамы - труженицы, о ее любимых занятиях;

- формировать интерес школьников к культурным традициям семьи;

- развивать творческие способности детей в различных видах исполнительской деятельности.

-активизация деятельности учащихся по изучению истории и культуры кубанского казачества;

-воспитание любви к родному краю, гордости за его духовное и культурное наследие.

"Мы ушли... и песни мы сложили,

Глубоко казачество любя.

И тебя, казачка, мы любили

И пою я нынче про тебя".

Павел Поляков

Учитель: Более 200 лет День Матери-казачки отмечается казаками (21 ноября-по старому стилю) 4 декабря-по новому - на великий православный праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Ученик: Казачка, казачка - желанное слово

В нём музыка , радость, волненье и свет.

Пусть доля казачки бывает суровой,

Но слава не меркнет в мелькании лет.

В стародавние времена казаки, исключительно воины, проводившие свой бранный век в походах, были в подавляющем большинстве бессемейные. Жизнь "на чеку" в постоянной опасности и тревоге от набегов воинственных соседей, не располагала их к семейной жизни. Жена, семья была обузой и помехой в их бранной жизни. Но проходили века, жизнь шла вперёд, время брало своё и казачество постепенно обзаводилось семьями. Но так как девушек-казачек было мало по городкам, то они женились на "ясырках", т.е. пленницах, взятых в плен во время набегов у других таких же, как и они, вольных народов.

Казаки крестили своих жинок и вчерашняя мусульманка: Надора, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.

Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся в чертах казачки. Через сто лет после Палласа историк Брюневский, посетивший Черкасск и другие городки в 1834 году писал: "Кавказские красавицы и теперь нередки на Дону". Известный поэт и декабрист Якубович, посетивший Дон, в своём стихотворении писал:

Люблю я Дон, твои станицы,

Твоих красавиц смуглы лица... "

О чернобровых казачках" пел поэт Чулков и др. русские поэты... Жизнь в степи, в постоянной тревоге и опасности от набегов воинственных соседей, закаляли казачку быть бесстрашной и храброй. Она умела владеть ружьем и луком, как в хозяйстве кочергой и чаплей, чтобы в любой момент, за уходом казаков в поход, защитить свой городок от горцев и других степняков.

В исторических актах мы находим описание подвигов казачек: как 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове в 1642г. Как наурские казачки одни отбили от черкесов свою Наурскую станицу /Терское войско/, а также моздокские казачки городков: Быстрянского, Раздорского отбились от татар, а амурские казачки - от китайцев.

В XIX веке прекращаются набеги воинственных кавказцев и казачество начинает заниматься хлебопашеством, другими отраслями хозяйства и на казачку ложится тяжёлая работа.

Ученик: Пыль клубится по дороге,
Слышны выстрелы порой,
Из набега удалого
Едут казаки домой.
Они едут близ станицы,
Свищут, песенки поют,
Жены, старцы и девицы
К ним на встречу все идут.

Казаки беспрерывно находятся на войне или службе от 10 до 15 лет, а она сама ведёт всё хозяйство. Атаман Платов, вернувшись из заграничного похода /1812-1815/, в обращении своём ко всем донским казачкам, благодарит их "земно кланяясь" за то, что они эти годы, когда всё мужское население находилось на войне - одни вели всю "домашность"

Так было и в последующие годы, и если у кого тогда курень был в порядке, и хозяйство в достатке, и дети учились в школе - хвала казачке; старой "бабуне", матери и "жалмерке". Тяжёлым, упорным трудом они сберегали всё хозяйство, они воспитывали детей в вере в Бога и любви к родному краю, воспитывали их настоящими казаками. Достаточно для того прочесть прекрасное стихотворение знаменитого поэта Лермонтова - "Казачья колыбельная песня".

«Казачья колыбельная песня» Михаил Лермонтов

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин,

Закален в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье.

Я седельце боевое

Шелком разошью...

Спи, дитя мое родное,

Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду -

Ты махнешь рукой...

Сколько горьких слез украдкой

Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,

Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

По ночам гадать;

Стану думать, что скучаешь

Ты в чужом краю...

Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою...

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Казак десятками лет находился бессменно на службе и казачка-мать воспитывала сама будущих героев: Краснощёкова, Платова, Бакланова, Бородина, Бескровного, Кухаренко, Головатого и других славных сынов казачества. Ни у одного народа женщина не играла в семье такую огромную роль, как казачка, и если писать биографию замечательного казака, необходимо помянуть о его матери и бабке. "Краса черкесских дочерей" - М.К. Ефремова, жена славного атамана С.Д. Ефремова, открывала женские школы, следила за воспитанием детей, строила обители-монастыри для вдов и одиноких стариц.

Бабка Кудимовна по "часослову" учила грамоте в детстве героя Кавказа Бакланова. "Офицерши-казачки в станицах и городках, имея на дому частные пансионы-школы для детей, способствовали просвещению среди казачьей массы. Известны и исторические казачки: жена атамана Татаринова во главе казачек отстаивала Азов от турок.

ПВнеклассное мероприятие по казачеству Хвала тебе, казачка - мать.олковница Стеха Абакумова отстояла с казачками городок от татар. Прабабка Гугниха и до сих пор чтится в памяти уральских казаков, а среди кубанцев - Мария Горбатка - героиня "Липкинского поста". "Бабы-георгиевские кавалеры" - героини кавказской войны, Мария Платова, известная даже в Европе по старинным гравюрам - "Казачка-невеста".

Особенно богата историческими именами украинская казачка, т.к. их очень много для сведения я приведу лишь несколько имен: Разумиха-родоначальница рода гр. Разумовских, Оболонская - "Кума" императрицы Елизаветы Петровны, Катерина Хмельницкая, Катерина Скоропадская, Мария Чурай - украинская поэтесса ХVII века и другие.

Шли века, шла вперед жизнь и с ней культура и просвещение. Из бывших ясырок, казачек камышинных городков с саманными и глинобитными куренями, из страстных "кофейниц" - любительниц турецкого чёрного кофе с халвой, распивавших на рундуках низких станичных куреней, со временем появляются женщины высшего света - смуглолицые красавицы - первая графиня из казачьего рода Дарья Денисова, дочери графа Платова, львица петербургского высшего света, графиня А.П. Орлова-Денисова, фрейлины императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова и другие.

Ряд героинь-участниц Степного, Корниловского, Уральского, Кубанского и др. походов. Партизанки: Чернецова, Галаева. В самые тяжёлые времена казачьей героической борьбы, когда всё мужское население было на фронте, казачки как и в старину, одни вели всю домашность, одновременно обслуживали фронт, сопровождали обозы с фуражом, снарядами, продуктами, а с фронта возили раненых и убитых в станицы. Были сестрами милосердия в станичных больницах и на фронте, сражались с оружием в руках наравне с казаками, отбивая свои станицы от красных. Казачки Кривянской станицы с вилами и топорами участвовали во взятии Новочеркасска в 1918 году.

К выдающимся именам, ранее упомянутых, прибавим следующее имя: кавалер ордена Св. Георгия в Великую войну, кубанская казачка, сестра милосердия - Римма Иванова.

В 1641 году, когда огромное турецкое войско осадило удерживаемый казаками Азов, рядом с мужчинами дрались на стенах 800 казачек. Многие из них пали в сражении.

Казачий поэт Поляков писал:

Отче наш... звенят слова молитвы...

Трупы турок покрывают вал...

Ты в Азове не боялась битвы,

И в руке дымился самопал.

На Кубани и Тереке, по утверждению писателя В.А.Потто «женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась таким же точно бойцом, как ее отец, муж или сын». Из сотен боев и стычек, в которых участвовали казачки, наибольшую известность получила битва за станицу Наурскую. В июне 1774 г. девятитысячное войско татар и чеченцев обрушилось на недостроенную станицу. Все строевые казаки ушли в поход - разведка у горцев работала хорошо, и они рассчитывали на легкую добычу. Но за оружие взялись казачки! Полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место несколько оставленных в станице пушек, встречая атаки картечью. По легенде, одну из атак чеченцев сметливые казачки остановили, вылив на них с вала… горячий суп из свинины… Осада длилась 2 дня, и противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем. В память этой победы 10-11 июня в Наурской отмечался «бабий праздник», а императрица Екатерина II наградила героинь медалями, которые они непременно надевали по праздникам. В 19 веке стал широко известен подвиг красавицы-казачки Марьяны Горбатко.

XX век - время великой трагедии русского казачества и великих подвигов русских казаков. Яркий след в его бурной истории оставили и казачки. Так в самом начале минувшего века на всю Россию прогремел конный переход из Владивостока в Петербург, который совершила жена есаула Оренбургского войска Серафима Кудашова, чтобы показать возможности женщины-казачки и казачьей лошади. До нее подобным маршем прошел сибирский сотник, о чем был снят фильм «Серко». Казачку Кудашеву принял во дворце сам Император. Вручая Серафиме орден Святого Иоанна, Государь сказал: «Если бы все наши офицеры были столь выносливы и умели так владеть конем, наша армия была бы непобедима...». При этом Кудашева была отнюдь не единственной сибирской казачкой, в совершенстве владеющей конем и шашкой.

Ученик:

На конях своих ретивых
Мы с восторгом поспешим,
Чтоб быстрее нам сразиться,
И врагов лютых побить
Может быть нам и придется
Помереть за крест святой
Тогда маменька родная
Помолись за упокой.

В конной казачьей разведке воевала еще одна казачья героиня - кубанская казачка Елена Чоба, родом из станицы Роговской, награжденная двумя Георгиевскими крестами. Елена с детства любила лошадей - в семь лет без седла, вцепившись в конскую гриву, мчалась с казачатами к реке. Когда она подросла, степенные казаки только диву давались, глядя, с каким удальством побеждает дивчина самых отчаянных хлопцев на станичных скачках, как лихо берет призы на соревнованиях по рубке лозы, ловко снимая ее шашкой, - тем самым клинком, который станичный атаман вручил ей за первую выигранную скачку.

(Звучит песня «Молитва матери» С. Есенин)


На краю деревни старая избушка,

Там перед иконой молится старушка.

Молится старушка сына поминает,

Сын в краю далеком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы,

А в глазах усталых расцветают грезы.

Видит она поле, поле перед боем,

Где лежит убитым сын ее героем.

На груди широкой брызжет кровь, что пламя,

А в руках застывших вражеское знамя.

И от счастья с горем вся она застыла,

Голову седую на руки склонила.

И закрыли брови редкие сединки,

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки

(Выходят два мальчика в казачьих костюмах.)

Мальчик (1):

Если б не было войны… Потому что на войне происходит самое

страшное - гибнут дети наших матерей.

Она поседела в разлуке

За годы Великой войны

Её терпеливые руки

Огнём и трудом крещены

В те годы пришлось ей не сладко

Ушла вся семья воевать,

А дома она -

И солдатка

И наша солдатская мать,

Но беды она выносила,

Не хмуря бровей

Пахала она и косила

За мужа,

За старшего сына,

За младших своих сыновей,

И верил я снова и снова,

Что в каждом конверте найду

Её материнское слово,

Её сокровенное «жду»!

Мальчик (2):

Только б не было войны. Потому что не одно горе не может сравниться с горем матери, потерявшей сына.

Ой, зачем ты, солнце красное

Всё уходишь - не прощаешься?

Ой. Зачем с войны безрадостной,

Сын не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою…

Отзовись моя кровиночка!

Маленький, единственный

Белый свет не мил. Изболелась я

Возвратись моя надежда,

Зёрнышко моё. Зорюшка моя,

Горюшко моё - где же ты?

Не могу найти дороженьки,

Чтоб заплакать над могилою…

Не хочу я ничегошеньки -

Только сына милого.

За лесами моя ласточка!

За горами - за громадами

Если выплаканы глазоньки -

Сердцем плачут наши матери,

Белый свет не мил, изболелась я,

Возвратись моя надежда,

Зёрнышко моё, зорюшка моя,

Горюшко моё, где же ты?

На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение своих сынов. Казачья семья всегда поклоняется Матери всех матерей - Пречистой Деве Марии, опирается на веру христианскую, потому то и крепка своими богатыми традициями, которые, пройдя через испытания временем, сохранились до сегодняшнего дня. И казачки по праву ими гордятся.


Учитель:

Тот, кто не уважает обычаи своего народа,
не хранит их в своем сердце, тот позорит
не только свой народ, но, прежде всего
не уважает самого себя, свой род,
своих древних предков

Ученик:

А дома отец и семейство
И с ними престарелая мать
Читают про бой отдаленный
Про сына им хочется знать.
Вдруг слышат слова роковые,
И брызнули слезы из глаз,
Что сын их убит на разведке,
О нем по полку был приказ
Убит он во славе героя,
Убит, похоронен вдали,
И ходим всегда на могилу
Защитника русской земли.

Неоплатен наш долг перед мамами. Давайте помнить об этом! Пусть не только в праздники, но и в будни, мамы, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку, чувствуют нашу заботу о них, нашу преданную любовь. Спасибо вам Мамы! И пусть каждой из вас чаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!

1ученик: Ни шагу к старости,

Ни часу в горести.

А только в радости

И только в бодрости.

2ученик: Желаем, чтоб спутником было здоровье,

Чтоб в дверь не стучала беда.

Желаем успеха, семейного счастья

И бодрости духа всегда!

3ученик: Пусть этот день морщинок не прибавит,

А старые разгладит и сотрёт.

Здоровье укрепит, от неудач избавит.

Побольше радости и счастья принесёт.

«Вся история нашей страны пронизана непрерывной военной тревогой. Это русская судьба, от которой мы никуда не спрячемся. Отечественные войны никогда не выигрывают одни только мужчины. И то, что на казачьем параде маршировали симпатичные девушки - это тоже отражение русского мира», - эти слова из репортажа российских журналистов о Волжском казачьем круге как нельзя лучше подходят для завершения классного часа о женщинах-казачках.

(Дети исполняют песню)

«Пишла маты до роду до хаты»

1. Пишла маты до роду до хаты

Пишла маты до роду до хаты

Туды сюды лен, лен до роду до хаты

Туды сюды лен, лен до роду до хаты

2. А свекирко дитыну кочае,

А свекирко дитыну кочае,

Туды сюды лен, лен дитыну кочае,

Туды сюды лен, лен дитыну кочае.

3. А свекруха вечерятэ варэ,

А свекруха вечерятэ варэ,

Туды сюды лен, лен вечерятэ варэ.

Туды сюды лен, лен вечерятэ варэ.

4. А мий мылый дубиноньку парэ,

А мий мылый дубиноньку парэ,

Туды сюды лен, лен дубиноньку парэ,

Туды сюды лен, лен дубиноньку парэ.

5. Ой до веру дождо мою спину,

Ой до веру дождо твою спину.

Туды сюды лен, лен дождо твою спину

Туды сюды лен, лен дождо твою спину


© 2010-2022