Разработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планета

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Жетім балалар мен ата-анасының қамқорынсызқалған балаларға арналған № 2 Қостанай түзеу мектеп-интернаты» коммуналдық мемлекеттік мекемесі


КГУ «Костанайская коррекционная школа-интернат №2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Управления образования акимата Костанайской области

Біз әлем достарымыз

Экологиялық сағат

Разработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планета

Мы друзья твои, планета

Экологический час

кітапханашы: библиотекарь:


Фетисова Е.В.

тәрбиешілер:

воспитатели:


Васянина Г.Н.

Кудукупова К.Н.

Ошейко Н.С.







Қостанай қ. 2015-2016 оқу жылы

г.Костанай, 2015-2016 учебный год

Цель: Экологическое воспитание. Воспитать бережное отношение к окружающему миру. Расширить кругозор учащихся.

Форма: Экологиялық сағат. Экологический час.

Оформление: тематическая полка «Тайны природы»

Оборудование: проектор, экран

Ведущий: Сәлеметсіздер ме, балалар! Біздің кітапхана қош келдіңіздер!

Наша прекрасная планета Земля - самая чудесная и загадачная. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, растения, рыбы, всем им должно быть хорошо, и именно люди должны заботится об этом, потому что они мудрее всех живущих на Земле существ. Но, к сожалению, не всех людей можно назвать мудрыми, так как некоторые из них способны погубить природу, нанести ей непоправимый вред. Каждый должен понимать, что Земля - это наш дом, который нужно беречь и украшать. Об этом очень хорошо сказал французкий писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери в свокй сказке «Маленький принц»: «Есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу приведи в порядок свою планету». Жизнь на земле будет полновеснее, красивее, если человек будет жить в мире и согласии с природой.

Разработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планетаРазработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планетаРазработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планета

Что такое экология? Термин «Экология» ввел немецкий зоолог Эрнест Геккель 1866 году. Слово «экология» состоит из двух корней - «ойкос» (жилище) и логос (учение).

В третьем тысячилетии усилисось воздействие человека на природу, что привело к нарушению экосистем. Произошло это из-за увеличения населения Земли, стремительного роста промышленности и транспорта. Простой пример из жизни. Мы часто бываем на природе и оставляем после себя мусор. А вы знаете, сколько лет живет мусор? Представте, что мы с вами находимся на лесной полянке, где до нас побывали туристы. Что можно найти после них?

А вы знаете, что полиэтиленовый пакет, оставленный на солнце, живет 5 лет. Бумага живетдо 5 лет. Картон - до10 лет. Шерстяные вещи - до 30 лет. Консервные банки и металлические предметы - до 80 лет. Стекло или полиэтиленовый пакет, брошенный в реку или ручей, живет вечно! Что же делать с этим мусором? Ему место в мусорке или на свалке. Как может быть красиво и уютно там, где не сорят. Ежегодно от загрязнения окружающей среды погибает 8000 человек. До 2020 года 8 миллионов погибнут от смога на Земле, который висит над нашей планетой. 80 % всех заболеваний передается через употребление загрязненной воды - от этого умирают 25 миллионов человек. В очень бедных регионах мира, как например, Африка, - дети не доживают до 5 лет, в се болезни связанны с окружающей средой.

Разработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планетаРазработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планета

Первое место в списке самых экологических чистых стран мира занимает Финляндия. Второе и третье занимают Нидерланды и Дания. Четвертое место принадлежит Колумбии, пятое - острову Суматра. Шестое место принадлежит Коста-Рике. На седьмом месте стоит Канада, на восьмом - бельгия, на девятом месте расположилась Австралия, десятое место по прау принадлежит Щвейцарии.

А что же происходит у нас в Казахстане. Занимая гиганскую территорию, Казахстан имеет множество мировых экологических проблем или зон экологических бедствий. Ребята вы знаете зоны экологического бедствия нашей страны. (ответы детей) Каспийское море, Арал, озеро Балхаш, Семипалатинский полигон, Байконур.

Разработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планетаРазработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планета

Все загрянения окружающей среды влияют на здоровье нашего населения. Туберкулез, астма, алергия, рак. Стали рождаться мутанты. В промышленных районах гибель лесов носит массовый характер. Так, в Восточно-Казахстанской области, в районе городов где добывают и перерабатывают цветные металлы: свиней, цинк, кадмий и др. - погублены десятки гектаров прекрасного хвойного леса. Повышенный уровень загрязнения наблюдается в городах: Зарьяновске, Актау, Темиртау, Таразе, Петропавловске, Шымкенте, Алматы. Одним из основны источником грязного воздуха, является выброс выхлопных газов от автомобилей. Следующая причина - это загрязнение водных ресурсов. Из великих рек по загрязнению лидирует Иртыш и Урал. Грязнее стала Сырьдарья. А что происходит с животными у нас в Казахстане. Многие виды на грания. Разработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планета Разработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планета

И это все из-за нас людей, которые истребляют животных.

Разработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планетаРазработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планета

Во всей природе происходят изменения, многие виды животных, птиц, растений просто исчезают с поверхности Земли.

А знаете , что экономической проблеммой считается шум? Хорошо известно, как много беспокойства в нашу жизнь вносит шум: он влияет на здоровье человека, его работоспособность и настроение. Вы когда-нибудь прислушивались, как много шума в коридорах вашей школы. Замечено, что шумы природного происхождения: шум морского прибоя, дождя, шелест листвы, журчание ручья - благоприятно влияют на организм, успокаивают, расслабляют. Производственный или транспортный шум утомляет, давит, мешает человеку сосредоточиться. Крайне отрицательно влияет на человека громкая музыка. Так, у 20% юношей и девушек, которые увлекались рок-музыкой, слух оказался сниженным так же, как и у 85-летних стариков. Шум - это экологическое бедствие.

Разработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планетаРазработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планета

Если каждое утро из своего окна вы будете видеть красивое дерево, красивую улицу, дом или пейзаж, вы будете чувствовать себя лучше и проживёте дольше. Если же вы будете из своего окна видеть мусорную яму, грязный двор, унылые серые здания, чахлые погибающие деревца - это и будут ваши отрицательные эмоции. Чистота начинается с нас самих, с нашего отношения к окружающей среде, с того места, где мы живём, работаем, учимся. Нравится ли нам здесь? Уютно ли мы себя чувствуем?

Наша планета сильно загрязнена. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения? С каждым днём кислорода на Земле становится всё меньше, а выхлопных газов, химических фабрик, металлургических заводов, транспорта всё больше и больше. Учёные подсчитали, что ежегодно во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Остатки стирального порошка. В результате деятельности человека во многих реках Европы (Сене, Дунае, Рейне и др.) уже нельзя купаться. Усиленно идёт вырубка лесов. Так, за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование. А сколько по вине людей возникает пожаров?! Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель. Человек опасен для животных не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого.

Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом. Посчитан, чт за день исчезает 100 видов растений и животных.

Сокращается площадь леса на 15 млн. га.

Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы.

За пять лет температура воздуха увеличилась на 2,9 градуса.

Сокращается количество пресной воды.

60% болезний - эт производные от состояния экологического напряжения.

Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные удобрениями овощи и фрукты. Земля умирает, если ее убивать. Земля оживает, если ее возрождать.

Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабаочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если эту рану нанесешь , ты, другую - твой товарищь, третью, четвертую, пятую - кто-то еще, то что же стананет с природой. Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано: охраняя растения и животных, помните о борьбе с загрязнением воздуха.

Игра «Да-Нет».

  • - На правильное утверждение хором «Да», на неправильное - «Нет».

  • Чем больше растений на Земле, тем чище воздух.

  • Ядовитые растения нужно уничтожать.

  • Необходимо весной высаживать саженцы деревьев.

  • Когда берешь весной от березы сок, надо замазывать ранку.

  • С прогулки всегда надо приносить домой букет полевых цветов.

  • После пикника на полянке нужно собрать за собой мусор.

Викторина с ответами

1 Какое самое высокое дерево в мире? (Гигантский австралийский эвкалипт. Растет он в Австралии. Высота его 100- 110 м. Некогда один бедняк устроил в пне повалившегося от старости дерева дом для себя и своей семьи. Дупло было таким просторным, что хватило места еще и для конюшни.)

2. Есть ли такая трава, которая крепче деревьев? (Да. Из стеблей этой травы делают удочки, лыжные палки. Это бамбук. За каждый день молоденький бамбук вырастает на полметра. Но прибавляет он в росте недолго. Всего 40 дней, а иначе бы дотянулся до облаков. Растет бамбук в жарких странах, но есть и у нас - на Дальнем Востоке и Кавказе.)

3. Что такое конфетное дерево? (Оно растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли к нам на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.)

4. Есть ли молочное дерево? (Да, есть. Оно растет в Бразилии. Его называют дерево-корова. Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок напоминает молоко.)

2. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

4. Кто над нами вверх ногами? (Муха. У нее на лапах есть подушечка с присосками и зацепками.)

5. Как слышит сверчок? (Коленками; здесь у него рас положены специальные слуховые отверстия.)

6. Летом в деревнях сажают лягушку в бидон с молоком. Зачем? (Чтобы оно не скисло).

7. Как заканчиваются эти народные приметы:

а) Лягушка прыгает на берегу и квакает - (к дождю).

б) Лягушка квакает вечером с приятной трелью - (к ясной погоде).

в) Зашумит река и закричит лягушка - (к дождю).

8. Какой русский писатель написал известную сказку «Лягушка - путешественница»? (В. М. Гаришн)

9. Кто написал басню «Лягушка и вол»? (И. А. Крылов)

10. В каких странах поставлены памятники лягушке? (Во Франции

11. Как переводится с греческого языка слово «крокодил»? (Каменный червь.)

12. В какой стране крокодилов считают священными животными? (В Индии)

1. Почему лося называют лесным великаном? (Вес его достигает 400 кг. За сутки лось может съесть больше 1700 веточек.)

2. Что такое насекомое? (Беспозвоночное животное, у которого шесть ног, тело состоит из трех частей - головы, груди, брюшка.)

3. Как стрекозы ловят добычу? (Мелких насекомых они ловят на лету.)

4. Что такое пауки? (Родственники насекомых, у которых восемь ног. У них нет крыльев. И они плетут паутину.)

5. Как дышат рыбы? (Рыбы поглощают кислород жабрами, кровеносные сосуды разносят кислород по всем органам.)

6. Как быстро может плавать рыба? (Изгибая хвост из стороны в сторону, рыба-парусник может плыть со скоростью 100 км/час.)

7. Могут ли рыбы летать? (Летучая рыба может скользить по воздуху над водой на небольшие расстояния. При полете она складывает плавники вдоль тела.)

8. Какой вид лягушки самый большой? (В глубоких водоемах Африки живет лягушка-голиаф, достигающая в длину до 91 см.)

9. Почему хамелеон меняет свой цвет? (Смена окраски зависит от изменения освещенности и от его настроения.)

10. Какие птицы живут дольше всех? (Долгожителями считаются попугаи, особенно какаду.)

11. Какие птицы спят в воздухе? (Спят и кормятся в воздухе стрижи.)

12. С какой скоростью бегает страус? (Африканский страус бегает со скоростью до 70 км/час, в высоту он может достигать трех метров.)

13. Какой кит самый большой? (Самый большой - синий кит, он достигает 30 метров в длину и вес его достигает 150 000 кг.)

14. Что согревает тюленя? (Толстый слой жира под кожей.)

15. Какое животное прыгает выше всех на суше? (Пума, она прыгает до 6 метров в высоту.)

16. Кого называют всеядным существом? (Животных, которые питаются и растениями, и животными.)

17. Что такое паразит? (Паразитом называют растение или животное, обитающее на другом растении или животном и использующее его как источник питания.)

Вопросы на тему «Правда и мифы о животных, птицах, грибах и насекомых»:

1. Самые многочисленные живые существа планеты - комары. (Миф. Муравьи: их больше, чем растений и животных, вместе взятых.)

2. Какой гриб в одной из русских народных сказок назван «полковником всех грибов»? (Белый гриб)

3. Какую птицу вам поможет достать только очень высокий дядя? (Воробья)

4. Корова первое прирученное животное. (Миф. Собака.)

5. Кто всегда выходит сухим из воды? (Гусь.)

6. Какой гриб содержит столько же витаминов «С», как апельсин? (Лисичка.)

7. Какая птица дала название мужской рубашке? (Сорока-сорочка.)

8. Как называют ученых, занимающихся изучением грибов? (Микологи.)

9. Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубя.)

10. Какая птица доктором работает? (Дятел.)

Разработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планета Разработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планета

11. Днем сидит он как слепой,

А лишь вечер - за разбой. (Филин.)

12. Все обходят это место;

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, качки, мхи...

Нет опоры для ноги. (Болото.)

13. Сколько прожил молодец,

Столько в нем внутри колец. (Дерево.)

14. Не птица, а летает? (Летучая мышь.)

15. Самое большое млекопитающее на земле? (Кит.)

16. Про каких животных можно сказать, что они «лезут из кожи вон»? (Про змей.)

17. Сама не ходит, а других водит. (Дорога.)

18. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (Яма.)

- Сколько дней в неделе? (Семь)

- Сколько месяцев в году? (Двенадцать)

- Назовите летние месяцы? (Июнь, июль, август.)

- Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Назовите зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль)

- Назовите весенние месяцы? (Март, апрель, май.)

- Назовите главный корм белок? (Семена хвойных растений.)

- Что делает медведь зимой? (Впадает в спячку.)

- Какие съедобные грибы вы знаете? (Груздь, боровик, рыжик, лисички, подберезовик, опята, волнушка и т. д.)

Вопросы

- Кто из этих животных не живет в тайге? (1 - волк, 2 - жираф, 3 - лиса.)

- Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (1 - утка-мандаринка, 2 - сокол, 3 - воробей.)

- Какой из грибов ядовитый? (1- белый гриб, 2 - дождевик, 3- белый навозник.)

- Какие из перечисленных растений являются лекарственными? (1 - крапива, 2 - колокольчик, 3 - синий василек.)

- Кого называют королем грызунов? (1 - суслик, 2 - бобр, 3 - хомяк.)

- Кого называют глазастым охотником? (1- варан, 2 - стрекоза, 3-лягушка.)

- Какого жука называют опасным преступником? (1 - майский жук, 2 - колорадский жук, 3 - жук-олень.)

- Какие из перечисленных змей ядовитые? (1- гадюка, 2 - уж, 3 - кобра.)

- Какое из этих животных живет в пустыне? (1 - верблюд, 2 - тигр, 3 - волк.)

- Назовите перелетных птиц. (7 - кукушка, 2 - ласточка, 3 - стриж.)

- О какой птице загадка:

Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли -

Им с ходулей не сойти.

(1 - зарянка, 2 - ворона, 3 - журавль.)

Ребята! А что делаете вы, что бы сохранить природу?

Если вы хотите узнать, как любить и беречь нашу планету, природу обратитесь к нашей выставке. На ней предствленна литература, которая поможет вам в этом.



Разработка экологического урока на тему Мы друзья твои, планета











Список использованной литературы:

  1. Аргымбаева У. И. Давайте с природой дружить! [Текст] / У. И. Аргымбаева// Внеклассная работа в школе. - 2015. - № 1. - С. 5-9

  2. Байгузинова А. Р. Кто, если не мы? [Текст] / А.Р. Багузинова// Внеклассная работа в школе. - 2014. - № 9. - С. 2-3

  3. Карий Т. Ф. Мы дети - твои, земля! [Текст] / Т. Ф Карий// Внеклассная работа в школе. - 2012. - № 1. - С. 2-8

  4. Яковенко, А. П. Эта хрупкая планета[Текст] / А. П. Яковенко//

Внеклассная работа в школе. - 2014. - № 5. - С. 2-9

© 2010-2022