«Развитие профессионального сотрудничества педагогов по воспитанию экологической культуры школьников через исследовательскую деятельность»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Развитие профессионального сотрудничества педагогов по воспитанию экологической культуры школьников через исследовательскую деятельность»












Автор: учитель биологии

Булатова Светлана Ивановна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Юрминская средняя общеобразовательная школа

Тюменской области

Аромашевского района


2015 г.

Любовь к природе, впрочем, как и всякая

Человеческая любовь, несомненно,

Закладывается у нас с детства.

И. Соколов-Микитов

Становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

Цель:

Формирование экологической культуры школьников, через исследования, ответственности за всё живое, понимание ценности биологического единства, приобщение к экологической практической исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Формирование общих знаний по экологии; умений и навыков школьников к экспериментальной исследовательской деятельности;

2. Воспитание любви к природе, бережного к ней отношения;

3. Коррекция поведения в природе;

4. Способность к видению экологических проблем, в том числе и региональных;

5.Активировать исследовательскую и практическую работы по изучению и рациональному использованию природных ресурсов Аромашевского района.

В настоящее время человечество должно изменить свое отношения к природе, научиться жить так, чтобы было хорошо не только человеку, но и природе. Недаром ХХI век объявлен мировым сообществом как «столетие окружающей среды». Поэтому в этих условиях проблема экологического воспитания школьников, имеет особую значимость. Ребёнок должен знать с детства что хорошо, а что плохо для природы, научиться помогать ей в критических ситуациях. Я часто говорю своим кружковцам: «Если не ты, то-тогда кто поможет природе?». Изучая, какое ни будь природное сообщество, будь то болото или пруд попутно мы очищаем его, даем ему свободно вздохнуть, получить вторую жизнь.

Задача перед учителем заключается не только в том, чтобы показывать актуальность экологических проблем, но и формировать у ребят экологическое сознание, как часть общекультурного развития человечества.

Необходимо, чтобы ребенок осознавал значимость своей практической помощи природе.

Благодатной средой для воспитания экологической культуры школьников является исследовательская деятельность. Именно благодаря исследованиям, когда ребенок непосредственно общается с природой, соприкасается с ней, узнаёт для себя что-то тайное и неизведанное. Помогает ему вести себя в природе так, чтобы не было стыдно перед ней. Исследовательская деятельность позволяет учащимся вместе с учителем, познавать окружающий мир не через призму цветных стёкал, а непосредственно общаясь с ней. Изучая закономерности её развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Условия, которые ставятся перед учащимися, является активное включение в исследовательскую деятельность, как исследователей, самостоятельно добывающих знания.

При использовании данных, полученных в результате исследований учащимися, расширяется их кругозор, развиваются творческие способности, а также происходит активное включение в процесс самореализации и саморазвития.

Исследовательская работа, ориентирована на рост мотивации учения, познавательного интереса. Она направлена на формирование у ребят положительного отношения к природе, раскрытие личностного потенциала ребёнка, осознание им собственной значимости. Раскрытия мира и себя в нем, познания окружающей среды и себя осуществляется усилиями ребенка, коллективными действиями и направляются учителем. При этом педагог определяет только программу действий, направление поисков в ходе решения ставящихся целей и задач перед исследователем, которые он должен достичь.

На протяжении пяти лет в нашей школе работает исследовательский кружок «Тайны природы».

В программе занятий кружка ежегодно для учащихся с 3-11 классы предусматривается «Экологический практикум». В рамках практикума учащиеся выполняют теоретические опыты проблемные исследования.

На начальном этапе школьники знакомятся с основными экологическими проблемами. Особое внимание уделяется исследованиям флоры и фауны Аромашевского района, а также региональным проблемам. Знакомство с причинами возникновения таких проблем как: влияние неблагоприятного воздействия антропогенного фактора на окружающую среду, а также на здоровье человека-все это приобретает ценностное значение для учащихся.

В детском возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам красоты, единству с живой и не живой природой, духовному развитию. Психология ребёнка устроена так, что он всё тонко чувствует, легко воспринимает окружающую действительность, соединяя воедино материальный и духовный мир.

Экологическую культуру в ребенке необходимо развивать как можно раньше, воспитанный человек никогда не бросит фантик от конфеты, не выбросит мусор в не отведенное для него место, не будет рвать цветов, занесённых в красную книгу, не убьет беззащитного зверька.

Согласно научным исследованиям, экологическая культура представляет собой сложную систему ряда взаимосвязанных элементов: экологических знаний, экологического сознания, устанавливающего причинно-следственные, вероятностные, прогностические и ценностные связи; экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией системы экологических знаний и деятельности личности, осознавшей своё предназначение (Т. И. Абрамова, М. И. Будыко, А. Ф. Борискин и др.)-является, с нашей точки зрения, базисной в системе экологического образования.

Вывод: экологическая культура личности создается в определенном возрасте. Понятие экологической культуры создаёт целостный комплекс, взаимоотношений человека с окружающей средой.

Сегодня усложняющаяся нравственная атмосфера требует переосмысления вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. А ведь, как известно именно во взаимодействии человека и природы проявляется экологическая культура, которая даёт понимание ценности природы, позволяет осознать экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды.

Проблема состояния окружающей среды затрагивает в данный момент всех жителей планеты, т. к. проблемы Земли отражаются на здоровье человека.

Конечно, все прекрасно понимают, что экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала перед человечеством т. к. природа оказалась под прямой угрозой уничтожения.

Чтобы планета не потеряла свою первозданную красоту, давайте научим детей не просто любить природу, а постигать вместе с ней все её тайны. Ведь только тогда ребенок поймет, что природа и он единое целое, неотделимое. Природа-это то, что меня окружает, а я - это часть природы.

На занятиях исследовательского кружка мы часто придумываем истории, ставящие ребёнка в ситуацию, когда он уже не Паша или Ира, а бабочка, дождевой червь, ромашка аптечная или дурман, гриб-трутовик или подберёзовик, взгляд на такую ситуацию позволят переосмыслить своё поведение в природе, а я, как учитель биологии и руководитель кружка «Тайны природы», всегда могу им помочь в этом.

Ведь побывав в « оболочке » какого ни будь существа, сам сможешь установить для себя нормы и правила поведения в природе.

И уж поверьте, вот такая игра на много эффективнее для коррекции ребёнка в природе, чем уговоры или монотонные разъяснения, что хорошо, а что плохо, побывав в образе дождевого червяка, на которого наступила безжалостно нога человека, или божьей коровки, которую проткнули иглой, чтобы засушить. Уже ни когда не поднимется рука на беззащитное перед человеком существо.

Дети, особенно младшего возраста, наиболее восприимчивы и их фантазии на много ярче и эмоциональнее, они живо представляют картину, как больно дереву от топора человека пришедших, за берёзовым соком, как «кровоточит» рана несколько дней, забирая последние силы, и как в этой ране скапливаются болезнетворные бактерии и споры грибов - трутовиков.

По всему выше сказанному можно сделать вывод, что занятия в исследовательском кружке способствуют развитию экологической культуры, понимания ценности экологического единства, приобщение к экологической практической исследовательской деятельности школьников.

5

© 2010-2022