Инновации для социально - нравственного воспитания подростков во внеучебной деятельности

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Инновации для социально - нравственного воспитания подростков в внеучебной деятельности.


Ольга Викторовна Неустроева


Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека как личности, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личностных качеств входит в ряд проблем современного общества. Проблема социально-нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Для успешного результата по социально - нравственному воспитанию необходимо внедрять инновации.

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний.

Педагогическая инновация - это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом[1].

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто "внешними" мероприятиями, а являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление - теория новаций и инновационных процессов.

Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования [1]. С внедрением в учебно - воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции советчика и консультанта. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций[2].

Внедрение инноваций в социально - нравственное воспитание личности позволяет эффективней справляться с возникающими проблемами и воспитывать всесторонне развитого человека с необходимой в жизнедеятельности социальной компетенцией. А так же с удвоенной силой управлять процессом социально - нравственного воспитания.

Процесс социально-нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Овладение нравственными представлениями и понятиями - длительный и сложный процесс.

Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.

Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим [5].

Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности[6].

В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. [7].

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого[8].

Огромное значение в психолого - педагогическом сопровождении личности имеют возрастные особенности.

Возраст - это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. [9].

Возрастные категории имеют не одну, а три системы отсчета:

- индивидуальное развитие (т.е. что может, и что не может делать ребенок в определенном возрасте - это соответствует представлению об уровне психобиологического созревания и соответствующих ему ограничениях);

- возрастная стратификация общества (что должно и что не должно делаться в рамках данного возраста - это соответствует возрастному делению поколений и соответствующим социокультурным нормативам);

- возрастная символика культуры (что соответствует, и что не соответствует данному возрасту - понимается как совокупность социальных ожиданий в сфере поведенческих актов, внешнего облика, форм отношений).

В противовес традиционным представлениям возраст - не структура или результат, а форма развития. Развитие оформляется и результируется в возрасте, именно поэтому возраст образуется как форма, которая в силу своей целостности и завершенности может только сменяться другой формой и замещаться ею [9].

Как и любой другой, подростковый возраст "начинается" с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Все то, к чему подросток привык с детства - семья, школа, сверстники, - подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, "создает возможность реализации своей индивидуальности.

Сегодня уже очевидно, что культивирование в разных возрастных периодах специфических форм совместной образовательной деятельности в детско-взрослых общностях не определяется формальными социальными требованиями. Это деятельность - развивающая и образующая - должна специально проектироваться в качестве возрастно-нормативной в рамках определенных ценностных оснований и целевых ориентиров развития человеческой субъективности. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. [9].

Процесс воспитания происходит успешнее не только в результате использования инновационных технологий, учета возрастных особенностей личности, выборе методики, образовательных программ, но и вследствие глубокого внедрения их (разностороннего приобретенного опыта по воспитанию) во внеучебную деятельность. Что позволяет развивать социально - нравственную личность, воспитывать человека, как стать духовно богатым и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с субъективностью.

Внеучебная деятельность включает в себя воспитательную и развивающую деятельность вне учебного процесса, как в образовательном учреждении, так и за его пределами; ее понимание шире, чем внеурочная деятельность. «Внеурочная воспитательная работа», по словам В.О.Кутьева, - «это такая организация труда, познания и общения, в процессе которой учащиеся овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимые практические умения и навыки» [10].

В стандартах второго поколения внеурочная деятельность «объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [11].

В рамках внеучебной познавательной деятельности школьников возможно и достижение результатов второго уровня (формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества). Для этого в содержание познавательной деятельности школьников должна быть привнесена ценностная составляющая[12].

Педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу с воспитывающей информацией, предлагая школьникам обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию.

Благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной[13].

Общение позволит школьнику приобрести социальную компетентность - способность эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. Справится с переходным периодом, поможет психолого - педагогическое сопровождение, внеучебная деятельность. Использование же инновационных технологий в современной школе должно стать передовой площадкой, где подросток получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Учиться быть социально полезным, значимым; нравственно воспитанным. Использование технологий позволит ему самосовершенствоваться не за счет других, а во благо социума. Применение инновационных технологий в социально - нравственном воспитании подростков необходимый и неоспоримый шаг.

Список литературы.

1. Агафонова, В. В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Санкт-Петербург, 1995. - 183 c.

2. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. - 289с.

4. Воспитание нравственных чувств у дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М. М. - 1996. с - 103.

5. Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». - М: Издательский центр «Академия», 1997. с - 116.

28. Воспитание нравственных чувств у дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М. М. - 1996. с - 103.

6. Крикунов, А.С., Чернышев, А.С., Луньков, А.И. Социально-психологические основы работы классного руководителя [Текст] / А.С. Крикунов, А.С.Чернышев, А.И. Луньков. - М.: Просвещение, 1989. - 108 с.

7. Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика [Текст]/ Ю.В. Васильев. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

8. Гатальский, В. Д. Формирование нравственно-эстетической культуры средствами культурно-досуговой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05/ В. Д. Гатальский - Москва, 2001. - 176 c.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

10. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников / В.О.Кутьев Пособие для классных руководителей. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

12. Инновационное обучение: стратегия и практика: материалы I научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3-10 октября 1993 г. / Под ред. В.Я.Ляудис. - М., 1994.

13. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- М.: Новая школа, 1996. - 160 с.


© 2010-2022