Выступление на педагогическом совете по теме: «Самоуправление как механизм развития личностных качеств обучающегося»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Самоуправление как механизм развития личностных качеств обучающегося».

В официальных документах Правительства Российской Федерации, в том числе в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо те способы и технологии деятельности, которые пригодятся в будущем, то есть формирование творческих компетентностей инновационно активной личности должно происходить в школьные годы.

Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Лидер должен соответствовать требованиям времени.

Именно активность, способность брать на себя ответственность, ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения, считать себя не "песчинкой", которую несет по воле волн, а субъектом собственной жизни, ответственным за свои поступки, жизнь и общество, дает возможность адаптироваться к современным условиям и эффективно функционировать в социуме.

В успехах школьного образования заинтересовано все общество; политические и общественные лидеры, деятели образования и представители деловых кругов, ученые, методисты, учителя, родители, сами учащиеся. В динамично изменяющемся современном мире требования, предъявляемые рынком труда к молодым специалистам - вчерашним выпускникам школы, постоянно повышаются. Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных качеств, развитие новых умений и навыков в стенах школы поможет учащимся справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной "взрослой" жизни.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования говорится о необходимости приобщения обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участия в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях, в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников.

Совершенно очевидно, что основное предназначение ученического самоуправления состоит в удовлетворении потребностей учащихся и в предоставлении возможностей учащимся проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива. Однако ученическое самоуправление может быть чем-то совершенно иным, а именно реальной частью педагогического процесса, направленного на достижения обучающимися новых образовательных результатов, развитие личностного потенциала каждого школьника.

О роли ученического самоуправления очень точно сказано в обращении первого Всероссийского съезда по просвещению, который состоялся еще в 1918 году. Это обращение до сих пор звучит актуально: «Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления. Готовясь, стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы».

Именно детские объединения, функционирующие на самодеятельной основе, представляют собой социальную среду, близкую ребенку, формирующую его жизненный опыт как один из источников развития личности.

Целью ученического самоуправления является развитие личностного потенциала и реализация потребностей учащихся в самовыражении, саморазвитии и самоопределении через деятельность в школьном ученическом самоуправлении.

Основными задачами ученического самоуправления являются:

  • представление интересов учащихся, их родителей и педагогов в процессе управления школой;

  • создание условий для выбора школьниками различных видов деятельности, формирование потребностей к саморазвитию, самообразованию;

  • создание условий для развития индивидуальных качеств ребят через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;

  • приобретение практических, коммуникативных, творческих, организаторских и других навыков в процессе функционирования системы самоуправления;

  • создание условий для развития индивидуальных качеств ребят через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;

Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители, учителя, педагог-психолог, социальный педагог) оказывает органам ученического самоуправления, необходимую помощь (консультационную, методическую, организационную).

Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложением к органам ученического самоуправления, высказывать свои замечания по их работе.

Учителя - предметники консультируют обучающихся по профилю своего предмета во время подготовки мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (например: конкурс, олимпиада и т.д.);

Таким образом, в системе самоуправления общеобразовательного учреждения, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.

Ученическое самоуправление (УС) - это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.

А нашей задачей является:

  • направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобрены и социально признаны.

  • обучение детей эффективным способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

  • развитие потребности в дальнейшем саморазвитии и реализации личностного потенциала;

  • воспитание необходимых для личности качеств: инициатива, самодеятельность, творчество.

Через самоуправление решаются такие задачи как:

  • формирование знаний, умений и опыта организационной и управленческой деятельности;

  • развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

  • формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;

  • умение решать проблемы, развитие самостоятельности учащихся по решению школьных вопросов;

  • самораскрытие и самореализация личности;

  • принцип равноправия в совместной деятельности;

  • повышение требовательности к себе и товарищам;

  • воспитание нетерпимого отношения к нарушителям дисциплины;

  • адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;

  • разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей школьников, определяющих их цели и профессиональную ориентацию;

  • формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.

  • сохранение школьных традиций.

Для реализации цели необходимо:

создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления -это предполагает:

  • Формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый учащийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.

  • Предоставление учащимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.

  • Изменение позиции учащегося и учителя в учебно- воспитательном пространстве от пассивной к активной.

  • Создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных для свободного проявления личности учащегося и преодоления его пассивности.

  • Создание и развитие методической базы по вопросам воспитания и развития личности подростка.

Предполагаемые результаты

  • наличие сформированного ученического коллектива, управляющего делами классов и школы;

  • повышение активности и заинтересованности учащихся в деятельности ученического самоуправления;

  • самостоятельное выполнение поручений;

  • самостоятельная разработка бесед, мероприятий;

  • активное участие в общешкольных, районных и городских мероприятиях;

  • овладение детьми элементов самоанализа и самооценки.

Школьное самоуправление определяет гуманистический и деятельный подходы

Гуманистический подход - это когда гуманистическое воспитание направлено на создание в школе обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается в следующих правилах:

- Опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу.

- В общении с учащимися должно доминировать уважительное отношение.

- Педагог должен защищать интересы учащихся и помогать им в решении актуальных проблем.

- Защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности.

- В школе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.

Деятельный подход - это когда учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни - они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.

Управление включает в себя контроль, анализ, планирование, организацию деятельности детского самоуправления, при необходимости - регулирование и коррекцию.

Цель контроля - получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля - наблюдение, а также анкетирование, беседа, изучение работ учащихся.

Регулирование и коррекции - внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, при помощи педагогов.

Анализ осуществляется на всех уровнях самоуправления. На первом уровне - в классных коллективах анализируется деятельность каждого члена коллектива.

На втором уровне - проводится вертикальный уровень анализа,

то есть анализ по каждому направлению деятельности в отдельности.

Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

При планировании и организации деятельности зам директора по ВР занимает позицию методиста-консультанта, оказывающего всестороннюю поддержку и позицию, мотивирующую участников самоуправления на успех.

Самоуправление в школе - необходимый компонент современного воспитания.

Его цель в современных условиях - адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.

Они осуществляют:

  • дежурство в школе и по классам;

  • исследовательскую работу;

  • организацию досуга;

  • проведение акций;

  • организацию и проведение работы в отрядах пришкольного лагеря в роли вожатых;

  • проведение тематических конкурсов ,

  • шефство.

Мы провели опрос учащихся о том, что дает им самоуправление в школе и есть ли необходимость в нем. И вот что мы выяснили:

Учащиеся считают, что развитие самоуправления в школе помогло:

  • приобрести навыки общения в режиме реального времени;

  • выработать личную ответственность, требовательность к себе;

  • неформально сформировать и сплотить ученические коллективы;

  • скоординировать действия ученических коллективов;

  • учит культуре деловых отношений;

  • учит ведению официальной документации;

  • формирует ответственность за собственное развитие (патриотическое, духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое);

  • обеспечивает защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности);

  • воспитывает нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины;

  • оказывает помощь в выборе профессии;

  • позволяет выявить свои возможности и реализовать их;

  • способствует выявлению лидеров;

  • учит самостоятельно решать возникшие проблемы, планировать свою деятельность;

  • повышает уровень воспитанности ребят.

Создавая условия для реализации потребностей обучающихся в различных видах социально-значимой деятельности, прежде всего внимание акцентируется на школьных коллективно - творческих делах. Ведь коллективно - творческое дело, организаторами которого являются подростки, обладает большой силой влияния на развитие личности, т.к. формирует умение воздействовать на окружающие объекты реальной действительности, закрепляет навыки ответственного поведения, вырабатывает умение работать в команде, взаимодействовать с другими людьми. Это происходит через планирование, организацию и проведение КТД. Подростки пробуют себя в роли организатора, руководителя мероприятия, ведущего, оформителя, корреспондента и других.

Планирование общешкольных коллективно - творческих дел имеет также большое значение в ученическом самоуправлении. Все предложенные мероприятия обсуждаются и утверждаются на заседаниях самоуправления. Для каждого подростка участие в планировании общешкольных дел очень важно. Ведь мероприятия не навязываются сверху, а идут от самих обучающихся, а потому и реализуются ребятами с желанием и энтузиазмом. И, конечно же, имеющийся четкий план внеклассной работы на год - это половина успеха всей воспитательной деятельности школы. Каждое школьное коллективно - творческое дело от задумки до реализации проходит несколько этапов. Сначала тщательно составляется план, затем распределяются обязанности, идет подготовка сценария и оформления, а только потом проведение с обязательным анализом мероприятия (кому сказать спасибо, что удалось, а что не удалось и каковы причины).

Если работа в органах ученического самоуправления творчески окрашена, интересна, инициирована самими ребятами, если существует единство педагогического коллектива и коллектива обучающихся в решении вопросов, значит, уходя из школы, выпускники уносят огромный багаж навыков во взрослую жизнь, имеют свое «лицо», умеют отстаивать свою позицию.

Хотелось бы отметить, что, ученическое самоуправление набирает вес. Участвовать в его работе, быть лидером в нашей школе становится нынче модно и почетно. Ученическое самоуправление не стоит на месте, оно находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом и в школе в частности.

Администрацией и педагогическим коллективом школы делается все возможное для развития ученического самоуправления: поощряется любая разумная инициатива снизу, стимулируется активность участников, оказывается консультативная помощь, поддержка и сопровождение продуктивной работы органов самоуправления.

В нашей школе создан штаб воспитательной работы, куда входят:

Уже много лет действуют отряды волонтёров- сейчас это 9 «В» класс, отряд юных гаишников (ГИБДД) сейчас это 5 «Г» класс, отряд юных пожарников это 7 «Г» класс, отряд « Юный эколог» 6 «Д» класс.

Очень много можно говорить о том, как самоуправление развивает личностные качества учащихся, но думаю, вам будет интереснее увидеть и услышать это, от президента школьного ученического самоуправления Сослана Цогоева. Ему слово.

В нашей школе создан штаб воспитательной работы, куда входят:

Уже много лет действуют отряды волонтёров- сейчас это 9 «В» класс, отряд юных гаишников (ГИБДД) сейчас это 5 «Г» класс, отряд юных пожарников это 7 «Г» класс, отряд « Юный эколог» 6 «Д» класс.

7


© 2010-2022