Работа с личностью на развитие духовно нравственных способностей

Раздел Воспитательная работа
Класс 10 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с личностью на развитие духовно нравственных способностей


Егорова Лидия Васильевна

учитель биологии Сунтарской СОШ №1 имени А.П.Павлова

Школа сегодня - главный центр организации базового духовно - нравственного воспитания детей, а так же содействия этому процессу вне школы и в семье.

А классный руководитель, как никто другой, влияет на становление личности школьника, проживающего важнейшие моменты своей жизни в группе товарищей в классе. И наша задача духовно - нравственное обогащение и формирование личности, способной создавать свою жизнь достойной Человека разумного.

В «Толковом словаре живого великорусского языка » В.И. Даля написано:

Духовный - все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его ум и воля.

Нравственный - добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.

Духовно - нравственное воспитание достигается организацией духовной деятельности.

Духовная деятельность- это отклик на события в мире, согласие протекающим событиям, пробуждение соучастие детей происходящему и тем самым проживания общественных и мировых обстоятельств так чтобы «быть» в контексте жизни. И тогда происходящее становится событием души со всем миром.

Педагог ставит перед детьми проблему жизни, научая, приучая, приобщая к сложному искусству «думать о жизни», оснащая детей привычкой к умениям размышлять о жизни.

Для достижения этих задач нужно использовать принцип доминанты, то есть по очерёдное от возраста к возрасту доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата. Таким образом, работа подобна ступенчатому восхождению.

В 5-7-х классах задачей доминантой является очеловечивание, распредмечивание предмета, ученик относится к предметам как к достижениям культуры, достигая общей культуры и прежде всего духовной.

В 8-9-х классах умение рассмотреть за каждой ценностью огромное количество жизненных явлений и предметов - они становятся объектами проживаемого школьником отношения.

В 10-м классе поиск личностью наиболее подходящей для себя роли своего места в жизни.

В 11 классе формирование человека способного строить достойную жизнь - это жизнь, основанная наивысших ценностях современного мира:

Жизнь - это неисчерпаемое творчество, способствующее личностной самореализации.

Поиск истины.

Природа - наш мир, Земля со всем созданным на ней.

Общество - феномен современной культуры во всех его проявлениях.

Добро - все то, что является благом для другого. Внимание к другому как исходное состояние для жизни по законам добра.

Истина - объективное, не зависящее от воли человека, познанное человеком. Закон человеческой жизни.

Красота - всё то, что представляет собой гармонию формы и содержание.

Выстраивая жизнь на ценностях жизни человек, духовно обогащается, обретает в этом проживании, свой автономный внутренний мир, он защищен, свободен, самоценен.

Пути реализации программы через воздействие на личность.

Работа с личностью

  1. Изучение условия существование и условия жизнедеятельности ученика.

Изучить:

  • Культуру семейных отношений как первичный социум ребенка;

  • Материальное обеспечение физической, гигиенической, духовной жизни ребенка;

  • Объем жизненного опыта ребенка, как виденное, так и пережитое, как наблюдаемое, так и совершаемое им самим;

  • Положение личности ребенка в микрогруппе класса и социальной группе школы;

  • Практические возможности приложение сил и способностей в какого-либо рода деятельности.

  • Характер коммуникативных социальных влияний в обществе и поле традиционных форм поведение в общественной микросреде, где растет и развивается личность.

Ожидаемый результат: Помогает понять, принять индивидуальность другого человека.

  1. Создание условия благоприятного положения в системе групповых связей.

  • Выявление, публичное признание и подчеркивание в процессе общения достоинств ребенка.

  • Создание ситуации успеха для всей группы, а также и для каждого отдельного ребенка в ходе предметной деятельности.

Ожидаемый результат: Если находить и подчеркивать исключительную роль, которую играет каждый из детей, будучи членом группы, то положение каждого ребенка значительно повышается и укрепляется, придает уверенность ребенку.

  1. Найти «деятельную нишу » каждого из учеников.

  • Вместе с ребенком и его родителями найти деятельность в соответствии способностям в согласии с интересами ребенка;

  • Работа с учителями - предметниками для выявления мнений о работе и способностях ученика;

  • Работа с социально психологической службой.

Ожидаемый результат: «Деятельностная ниша» каждого школьника, позволяет ему утверждать свое уникальное «Я», держать равновесие «успех - неуспех», сохранять бодрость и радость жизни, а главное, претендовать на реальное заслуженное уважение подкрепляя его индивидуальными заслугами.

Вывод: Духовно-нравственный человек осознает жизнь как ценность, личную значимость в выборе собственной жизни, организует жизнь, регулирует её ход, выбирает и осуществляет избранное направление.

Настоящая жизнь - это неисчерпаемое творчество, способствующее личностной самореализации.

Содержание работы:

  1. Добро; Истина; Красота.

  1. Обустройство классной комнаты:

а) покраска классной комнаты;

б) создание уюта;

в) уход за комнатными растениями;

г) создание уголка поздравлений;

д) организация дежурств.

2) Обустройство жизни учащихся:

а) получение учебников;

б) расположение учащихся в учебном классе с учётом зрения, роста, меры его активности, степени коммуникативности, желания;

в) осведомлённость каждого ученика о расписании занятий;

г) умения обращаться с предметным окружением на уровне высокой культуры, сохраняя чистоту и порядок.

3) Отношения между учащимися, учителями, предметниками, классным руководителем:

а) помочь в становлении межличностных отношений в классе;

б) формировать благоприятную атмосферу в классе;

в) вовлекать детей в гуманистические взаимоотношения;

г) содействовать преобразованию группы в коллектив;

д) участие на конкурсах, НПК, проектах, предметных олимпиадах, выставках и т.д.

е) регулярно использовать «Уголок поздравлений».

4) В мире красоты:

а) посещение музеев, выставок, концертов;

б) проведение праздников в классе;

в) посещение библиотек;

г) походы;

д) выращивание рассады цветов.

5) Трудовой десант:

а) тимуровские выходы;

б) субботники;

в) работа на пришкольном участке.

6) Противостояние вредным привычкам:

а) Нет курению!

Б) Нет наркотикам!

В) Нет алкоголю!

7) Забота о здоровье:

а) сделать своевременные прививки;

б) пройти профосмотр;

в) следить за своей одеждой и личной гигиеной.

2. Жизнь Природа. Общество.

1) Не пропускать учебные и дополнительные занятия по предметам;

2) Посещение кружков и спортивных секций, детские общественные организации и учёба в учреждениях внешкольного дополнительного образования;

3) Текущий ремонт мебели класса, уборка, дежурство;

4) Активное участие на производственной практике, субботниках, праздниках, акциях в школе, наслеге, улусе;

5) Правовое воспитание;

6) Инструктажи по ТБ и ППБ;

7) Работа с родителями;

8) Индивидуальная работа с учащимися;

Рекомендации:

1. При развитии духовно-нравственных способностей у учащихся нужно учесть факторы развития индивидуальности:

а) Семью и историю взаимоотношений в ней;

б) Социальное окружение, социальный опыт ребёнка;

в) Общение ребёнка с педагогом.

3. Организовать внимание, заботу, нежность, признательность, восхищение, внешне выраженные материализованные в словах, мимике, пластике, действиях и предметах расположения к каждому ребёнку.

4. Организуя самодеятельность детей необходимо позаботиться о том, чтобы в процессе её совершения каждый ребёнок проживал состояние удовлетворения собой.

Педагог, вводя детей в мир духовности, вводит их в систему ценностей. И там, где духовные ценности присутствуют как содержание жизни, так жизнь обретает высокую психологическую атмосферу проживания каждого отдельного момента жизни.




Литература:


  1. Аттюхова И.С. Дереклеева Н.И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя.-М.: «Вако », 2005

  2. Рожкова М.И. Классному руководителю.-М.: «Владос»,1999.

  3. Савченко М.Ю. Обухова Л.А. Формирование классного коллектива.-М.: «5 за знание», 2006

  4. Щуркова Н. Е. Классный руководитель.-М.:2001

  5. «Эркээйи»- программа развития личности ребенка в Республике Саха (Я)



5


© 2010-2022