- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Работа с личностью на развитие духовно нравственных способностей
Работа с личностью на развитие духовно нравственных способностей
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 10 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Гуринова Н.В. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Работа с личностью на развитие духовно нравственных способностей
Егорова Лидия Васильевна
учитель биологии Сунтарской СОШ №1 имени А.П.Павлова
Школа сегодня - главный центр организации базового духовно - нравственного воспитания детей, а так же содействия этому процессу вне школы и в семье.
А классный руководитель, как никто другой, влияет на становление личности школьника, проживающего важнейшие моменты своей жизни в группе товарищей в классе. И наша задача духовно - нравственное обогащение и формирование личности, способной создавать свою жизнь достойной Человека разумного.
В «Толковом словаре живого великорусского языка » В.И. Даля написано:
Духовный - все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его ум и воля.
Нравственный - добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.
Духовно - нравственное воспитание достигается организацией духовной деятельности.
Духовная деятельность- это отклик на события в мире, согласие протекающим событиям, пробуждение соучастие детей происходящему и тем самым проживания общественных и мировых обстоятельств так чтобы «быть» в контексте жизни. И тогда происходящее становится событием души со всем миром.
Педагог ставит перед детьми проблему жизни, научая, приучая, приобщая к сложному искусству «думать о жизни», оснащая детей привычкой к умениям размышлять о жизни.
Для достижения этих задач нужно использовать принцип доминанты, то есть по очерёдное от возраста к возрасту доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата. Таким образом, работа подобна ступенчатому восхождению.
В 5-7-х классах задачей доминантой является очеловечивание, распредмечивание предмета, ученик относится к предметам как к достижениям культуры, достигая общей культуры и прежде всего духовной.
В 8-9-х классах умение рассмотреть за каждой ценностью огромное количество жизненных явлений и предметов - они становятся объектами проживаемого школьником отношения.
В 10-м классе поиск личностью наиболее подходящей для себя роли своего места в жизни.
В 11 классе формирование человека способного строить достойную жизнь - это жизнь, основанная наивысших ценностях современного мира:
Жизнь - это неисчерпаемое творчество, способствующее личностной самореализации.
Поиск истины.
Природа - наш мир, Земля со всем созданным на ней.
Общество - феномен современной культуры во всех его проявлениях.
Добро - все то, что является благом для другого. Внимание к другому как исходное состояние для жизни по законам добра.
Истина - объективное, не зависящее от воли человека, познанное человеком. Закон человеческой жизни.
Красота - всё то, что представляет собой гармонию формы и содержание.
Выстраивая жизнь на ценностях жизни человек, духовно обогащается, обретает в этом проживании, свой автономный внутренний мир, он защищен, свободен, самоценен.
Пути реализации программы через воздействие на личность.
Работа с личностью
-
Изучение условия существование и условия жизнедеятельности ученика.
Изучить:
-
Культуру семейных отношений как первичный социум ребенка;
-
Материальное обеспечение физической, гигиенической, духовной жизни ребенка;
-
Объем жизненного опыта ребенка, как виденное, так и пережитое, как наблюдаемое, так и совершаемое им самим;
-
Положение личности ребенка в микрогруппе класса и социальной группе школы;
-
Практические возможности приложение сил и способностей в какого-либо рода деятельности.
-
Характер коммуникативных социальных влияний в обществе и поле традиционных форм поведение в общественной микросреде, где растет и развивается личность.
Ожидаемый результат: Помогает понять, принять индивидуальность другого человека.
-
Создание условия благоприятного положения в системе групповых связей.
-
Выявление, публичное признание и подчеркивание в процессе общения достоинств ребенка.
-
Создание ситуации успеха для всей группы, а также и для каждого отдельного ребенка в ходе предметной деятельности.
Ожидаемый результат: Если находить и подчеркивать исключительную роль, которую играет каждый из детей, будучи членом группы, то положение каждого ребенка значительно повышается и укрепляется, придает уверенность ребенку.
-
Найти «деятельную нишу » каждого из учеников.
-
Вместе с ребенком и его родителями найти деятельность в соответствии способностям в согласии с интересами ребенка;
-
Работа с учителями - предметниками для выявления мнений о работе и способностях ученика;
-
Работа с социально психологической службой.
Ожидаемый результат: «Деятельностная ниша» каждого школьника, позволяет ему утверждать свое уникальное «Я», держать равновесие «успех - неуспех», сохранять бодрость и радость жизни, а главное, претендовать на реальное заслуженное уважение подкрепляя его индивидуальными заслугами.
Вывод: Духовно-нравственный человек осознает жизнь как ценность, личную значимость в выборе собственной жизни, организует жизнь, регулирует её ход, выбирает и осуществляет избранное направление.
Настоящая жизнь - это неисчерпаемое творчество, способствующее личностной самореализации.
Содержание работы:
-
Добро; Истина; Красота.
-
Обустройство классной комнаты:
а) покраска классной комнаты;
б) создание уюта;
в) уход за комнатными растениями;
г) создание уголка поздравлений;
д) организация дежурств.
2) Обустройство жизни учащихся:
а) получение учебников;
б) расположение учащихся в учебном классе с учётом зрения, роста, меры его активности, степени коммуникативности, желания;
в) осведомлённость каждого ученика о расписании занятий;
г) умения обращаться с предметным окружением на уровне высокой культуры, сохраняя чистоту и порядок.
3) Отношения между учащимися, учителями, предметниками, классным руководителем:
а) помочь в становлении межличностных отношений в классе;
б) формировать благоприятную атмосферу в классе;
в) вовлекать детей в гуманистические взаимоотношения;
г) содействовать преобразованию группы в коллектив;
д) участие на конкурсах, НПК, проектах, предметных олимпиадах, выставках и т.д.
е) регулярно использовать «Уголок поздравлений».
4) В мире красоты:
а) посещение музеев, выставок, концертов;
б) проведение праздников в классе;
в) посещение библиотек;
г) походы;
д) выращивание рассады цветов.
5) Трудовой десант:
а) тимуровские выходы;
б) субботники;
в) работа на пришкольном участке.
6) Противостояние вредным привычкам:
а) Нет курению!
Б) Нет наркотикам!
В) Нет алкоголю!
7) Забота о здоровье:
а) сделать своевременные прививки;
б) пройти профосмотр;
в) следить за своей одеждой и личной гигиеной.
2. Жизнь Природа. Общество.
1) Не пропускать учебные и дополнительные занятия по предметам;
2) Посещение кружков и спортивных секций, детские общественные организации и учёба в учреждениях внешкольного дополнительного образования;
3) Текущий ремонт мебели класса, уборка, дежурство;
4) Активное участие на производственной практике, субботниках, праздниках, акциях в школе, наслеге, улусе;
5) Правовое воспитание;
6) Инструктажи по ТБ и ППБ;
7) Работа с родителями;
8) Индивидуальная работа с учащимися;
Рекомендации:
1. При развитии духовно-нравственных способностей у учащихся нужно учесть факторы развития индивидуальности:
а) Семью и историю взаимоотношений в ней;
б) Социальное окружение, социальный опыт ребёнка;
в) Общение ребёнка с педагогом.
3. Организовать внимание, заботу, нежность, признательность, восхищение, внешне выраженные материализованные в словах, мимике, пластике, действиях и предметах расположения к каждому ребёнку.
4. Организуя самодеятельность детей необходимо позаботиться о том, чтобы в процессе её совершения каждый ребёнок проживал состояние удовлетворения собой.
Педагог, вводя детей в мир духовности, вводит их в систему ценностей. И там, где духовные ценности присутствуют как содержание жизни, так жизнь обретает высокую психологическую атмосферу проживания каждого отдельного момента жизни.
Литература:
-
Аттюхова И.С. Дереклеева Н.И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя.-М.: «Вако », 2005
-
Рожкова М.И. Классному руководителю.-М.: «Владос»,1999.
-
Савченко М.Ю. Обухова Л.А. Формирование классного коллектива.-М.: «5 за знание», 2006
-
Щуркова Н. Е. Классный руководитель.-М.:2001
-
«Эркээйи»- программа развития личности ребенка в Республике Саха (Я)
5