Эссе Искусство быть созидателем мира детства

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель! Он всегда в дороге,

В заботах, поиске, тревоге,

И никогда покоя нет!

Он сам себя всех строже судит,

Он весь земной, он рвётся в высь;

Не счесть, пожалуй, сколько судеб

С его судьбой переплелись!

Д. С. Лихачёв

Наша жизнь многогранна, порой непредсказуема, зачастую полна задач и парадоксов. Это длинная дорога, которую мы прокладываем согласно определенным моделям и стереотипным представлениям. Эти пути предусматривают свои периоды движения и свои остановки, бесчисленные испытания, переломные и кризисные моменты, качественные скачки: жизнь протекает неравномерно.

Порой кажется, что жизненный процесс сведен к движению по кругу, мы все время возвращаемся к исходной точке. Но на самом деле, жизнь является движением по спирали - также происходит возвращение, но каждый раз на новом уровне.

Одним из самых важных уровней движения по такой «спирали» в моей жизни стало получение образования. Студентка одного из самых престижных на Дальнем Востоке университетов, филологического факультета мечтала стать квалифицированным переводчиком. Бессонные ночи изучения английского и китайского языков, исследовательские работы, овладение навыками публичных выступлений, ведения дебатов, выступления на международных научно - практических конференциях в области лингвистики и паралингвистики давали максимальные возможности проявить себя и стать «активным участником международной коммуникации и созидателем прогресса». Казалось, открыты все двери в наш огромный Мир…

Но философия жизни такова, что перед каждым человеком рано или поздно встаёт вопрос выбора жизненного пути, а не просто мечты. Какой в конечном итоге получится дорога, зависит от собственных усилий, искренних желаний и стремления понять, почему и ради чего она строится. Забыв о своих амбициозных юношеских планах, я сделала свой выбор в пользу личного и семейного счастья. Классическое исключение из правил. Таким образом, я преодолела стереотипную установку: «Где родился - там и пригодился».

Год 2012…Я на другом конце нашей необъятной Родины. И вот я - Учитель английского языка. Как гордо это звучит! Теперь я не Ученик, а Учитель! Страшно, ответственно, ново, но главное непредсказуемо. «Не терять ни секунды, сразу и решительно занимать свое место, не довольствоваться малым» - стало моим девизом в первые дни работы в школе.

В начале своего педагогического пути, я сделала самый главный и ключевой вывод: «Педагог - это человек уникальной профессии. Обучая других, он всегда остается учеником. Это - профессионал, знающий все о своем предмете, но постоянно находящийся в творческом поиске, «начинающий психолог», зажигающий детские сердца».

Имея высокую квалификацию в своем предмете, я осознала, что педагог, в первую очередь, должен обладать не только знаниями, их можно почерпнуть в книгах, а умением жить в современном мире в гармонии, должен обладать опытом, мудростью, которые хочет передать учащимся. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к бесконечному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Как у учителя английского языка, у меня появилась особая миссия: воспитать «Человека Мира». Знания курса английского языка я рассматривала не как самоцель, а как средство развития мышления ребят, их творческих способностей и мотивов деятельности. Я привлекала учащихся к участию в сетевых проектах (Инфоурок. Педтехно, Копилка уроков, проект СОТы.ru, Mcmillan.ru), театральных постановках на иностранном языке (театральное объединение «Little stars», спектакль «Белоснежка и семь гномов»).

Проводила научно-исследовательскую работу по предмету разработки сценариев мероприятий, созданию электронного журнала «English unlocks the World», выпуску тематических газет, листовок, буклетов, созданию презентаций, активному участию в различных всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах («Британский бульдог, международной конкурс «Английский в школе», дистанционный конкурс «Новый урок»). Стимулом для учеников всегда являлись цитируемые мной слова Майкла Фарадея: «Чем больше у меня дела, тем больше я учусь».

Таким образом, в своей деятельности я стала придерживаться следующего постулата: «Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен» (Лао-цзы). Только постоянное движение вперед может дать плоды в обучении и воспитании.

К удивлению, стать современным учителем, обладая большим багажом предметных знаний, умений и знанием ИКТ, не составило труда. Высокие уровни качества образования, познавательного интереса обучающихся и их успехи, внеурочная деятельность доказали мой профессионализм. Состояние «Я - Учитель» родилось в одно время с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.

В 2014 году мне доверили воспитание учащихся 5 «Б» класса. Так я приобрела свой новый педагогический статус - классный руководитель. «Воспитание - великое дело: им решается участь человека» (Белинский В. Г.).

Как начинающий классный руководитель я поставила задачи: увидеть, разглядеть, не пропустить в каждом ребенке все лучшее, что в нем есть, создать среду единомышленников, в которой будет комфортно и интересно, самореализовываться и чувствовать себя успешными.

Однако наша совместная адаптация напоминала течение горной реки с подводными камнями. Уровень развития ученика, его интеллектуальных способностей, мотивации к развитию является исходным пунктом, как в образовании, так и в воспитании.

Мои новые воспитанники к пятому классу уже выстроились и прочно закрепились на «лестнице Развития и Успеха» каждый на своей ступени. И тогда я поняла, что надо начинать сотрудничество с обучающимися с самого основного. Главное в образовании новой личности - это взращивание в ней ценностей. Ценностей честности, ценности любви, ценности чистоты, ценности своего и чужого труда, ценности семьи, ценности Родины. Только Человек, имеющий ценности, захочет расти и становиться лучше.

Цель воспитательной системы состоит в выработке нравственно-этических качеств, развитии интеллектуальных возможностей и способностей. Для достижения поставленной цели, я выбрала следующие средства: использование разнообразных форм и методов организации воспитательной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Для достижения цели в современном процессе обучения есть все: ИКТ, различные формы проведения уроков, проектная деятельность, творческие мастерские. Для реализации воспитательного процесса, его результативности важной является трансляция своего личного опыта работы с детьми другим педагогическим работникам. Совместная работа педагогов является самым эффективным и действенным способом взаимовыручки учителей. Именно поэтому мною созданы и действуют два личных сайта.

В своей работе использую технологии и приемы на основе личностно - ориентированного, системно - деятельностного подходов. Соответственно использую такие технологии как технология уровневой дифференциации, проектной и игровой деятельностости.

Нельзя забывать, что социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Именно поэтому, мной активно проводится воспитательная работа учащихся по гражданско-патриотическому, нравственно-эстетическому, учебно-познавательному, спортивно - оздоровительному, трудовому, экологическому направлениям.

В условиях роста влияния и повышения статуса России на международной арене, одним из приоритетных направлений в моей воспитательной деятельности стало гражданско-патриотическое направление. Воспитав любовь к Родине у своих учеников, я сама переросла из «Гражданина всего Мира» в патриота своей Родины. Это, пожалуй, единственный случай, когда «от большего к меньшему» несет позитивный результат.

Считаю, что в воспитании детей, которых доверила мне судьба в движении все по той же «жизненной спирали», я достигла больших результатов. Конечно, наш путь только начался, но хочется вспомнить слова В. Высоцкого: «В мире нет таких вершин, что взять нельзя». Наличие постоянной цели - есть путь к успеху.

Я благодарна своей профессии за мир ежедневных удивительных открытий, за радость и ожидание, за переживания и взлеты, за осознание своей полезности и сопричастности к судьбам тех, кого учу творчеству, знаниям, «искусству быть Человеком». При этом я и сама, общаясь со своими учениками, постоянно получаю взамен новые знания, теплоту и благодарность.

И если я не права, непоследовательна и ошибаюсь… Всему этому есть

простое и логичное объяснение: Я Живу в Первый раз!

© 2010-2022