Научная публикация Проблемы гиперактивности дошкольников

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГБДОУ детский сад № 89 Центрального района Санкт-Петербурга


Торопова Надежда Дмитриевна

Воспитатель







Научная публикация Проблемы гиперактивности дошкольников









Как помочь гиперактивному ребенку.


Как играть с гиперактивными детьми.











Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивного ребенка. Это одно из самых частых детских поведенческих расстройств, а у многих оно сохраняется и в зрелом возрасте.

Не представляя опасности для жизни, синдром нарушения внимания является серьезнейшей угрозой для правильного формирования личности ребенка, для выработки нужных социальных связей, интеллектуального развития.

Если в прошлые годы таких детей, ни на секунду не сидящих на месте было один - два, то сейчас их насчитывают десятки. Многие педагоги оценивают поведение таких детей как пороки воспитания. Не имея успехов в учебе, получая бесконечные выговоры и замечания за свое поведение, эти ребята начинают считать самих себя никчемными и неисправимыми. В этом случае у них либо опускаются руки, либо они трансформируются в психопатическую личность. Нередко все это приводит к антисоциальным поступкам.

Для того чтобы помочь малышу справиться с ситуацией, надо найти истинные причины такого поведения и направить основные усилия на их устранение.

По современным данным детских психологов и психиатров до 15 % детей и подростков страдают нарушениями внимания, гиперактивностью, нарушениями памяти и обучения, вызванными неврологическими причинами различного происхождения.

Первые проявления гиперактивности можно наблю­дать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого разви­тия: в 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закла­дываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличива­ется словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма (Заваденко Н. П., 2000).

Большинство исследователей отмечают три основ­ных блока проявления гиперактивности:

- дефицит вни­мания,

- импульсивность,

- повышенная двигательная ак­тивность.

Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопе­ды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что ги­перактивность - это всего лишь поведенческая про­блема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчи­вость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности - это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Первичные нарушения создают для детей и подростков серьезные проблемы в семье и школе, формируя впоследствии различные формы девиантного поведения -оппозиционное отношение к старшим, жестокость и агрессивность, употребление алкоголя и наркотиков и др. Как правило, у таких детей, с одной стороны, усилена медленная (патологическая) активность головного мозга, а с другой, недоразвита высокочастотная (нормальная) активность, особенно в соматосенсорных зонах мозга. Спектр указанных нарушений довольно широк, разнообразен, а "набор" дефектов у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален.

Все дети, как правило, очень подвижны, активны - такова их природа, физиологическая закономерность их развития. Это только для родителей детская беготня - лишняя забота. На самом же деле все надо воспринимать с совершенно других позиций.

Овладев навыками ходьбы, ребенок начинает энергично пользоваться этими увлекательными возможностями. Особенно большие непоседы - малыши трех-четырех лет. Стремление к познанию такого неизвестного и привлекательного окружающего мира побуждает их к постоянному действию. Им хочется все увидеть, потрогать, даже поломать, чтобы заглянуть вовнутрь. Помните: не следует ограничивать естественную подвижность ребенка. Но как быть с подвижностью чрезмерной? И, главное, что считать чрезмерным? Конечно, "норму" здесь определить нелегко. Многое зависит от индивидуальных особенностей организма, от характера, темперамента. В конце концов, от воспитания и окружающей среды. И все же есть дети, которых врачи называют гиперактивными.

Про таких детей говорят: "Весь как на иголках", "Ни минуты не посидит спокойно", "Сначала сделает, потом подумает". Они буквально не знают ни минуты покоя. Если не бегают, не суетятся сами, то в непрестанном движении их руки. Они что-нибудь вертят, расстегивают, теребят, мнут воображаемый "кусок теста", барабанят пальцами. В движении и голова, постоянно поворачивающаяся туда-сюда. В движении даже рот: ребенок то "жует" что-то невидимое, то высунет язык, то чуть прикусит его, то растянет губы в невообразимой гримасе.

Чрезмерная подвижность - не единственная особенность гиперактивных детей. Они бывают плаксивы, беспокойны, капризны. Для них характерны неусидчивость, повышенная отвлекаемость, нарушение концентрации внимания. Такие дети часто бывают негативистами, отрицающими все подряд и при этом подчас очень агрессивными.

При этом дети имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к свету и шуму, плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. Они раньше своих сверстников начинают ходить и говорить. Подчас у окружающих складывается впечатление, что это очень способный, даже одаренный ребенок.

Однако уже в 3-4 года отчётливой становится неспособность ребёнка сосредоточенно заниматься чем-либо: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания. Особенно ярко нарушения поведения ребёнка видны в ситуациях, требующих организованного поведения, например, на занятиях и утренниках в детском саду.

С началом обучения в школе с грустью выясняется, что ребёнок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, ходит по классу. Импульсивность поступков, повышенная возбудимость часто сочетаются с трудностями в усвоении навыков чтения, счёта, письма. Выясняется вдруг, что по умственному развитию ребенок, демонстрирующий в первый год жизни задатки вундеркинда, нисколько не выделяется из среды сверстников, а нередко и отстает.

Проблема эта уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. Например, установлена связь гиперактивности ребенка с неблагоприятно протекавшей беременностью матери: выраженными токсикозами, заболеваниями внутренних органов, нервными стрессами. Надо всегда помнить, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с первого дня внутриутробного существования. В течение девяти месяцев организм ребенка тесно связан с организмом матери, и для него далеко не безразлично, каким был в это время режим ее труда, отдыха и питания.

Этиология (причины).

Ранее причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью считали внутриутробное или постнатальное повреждение головного мозга. Сейчас также получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. У однояйцовых близнецов конкордантность по синдрому нарушения внимания с гиперактивностью выше, чем у двуяйцовых. По данным американских ученых 20-30% родителей больных страдают или страдали синдромом нарушения внимания с гиперактивностью.

Помимо этого у родителей чаще, чем среди населения в целом, встречаются алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства; у приемных же родителей частота этих заболеваний обычная.

Гипотеза, что причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью является пищевая аллергия, в контролируемых испытаниях не подтвердилась. В некоторых случаях причиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития.

Важны также социальные факторы, от которых зависит как отношение окружающих к больным синдромом нарушения внимания с гиперактивностью, так и выявляемость этого заболевания.

Можно выделить несколько особенностей в развитии ребенка, косвенно указывающих на его возможное появление.

Беременность и роды

Любые проблемы во время беременности и родов (какими бы незначительными они ни казались непросвещенному человеку), могут иметь различные неприятные последствия, которые обычно проявляются не сразу после рождения ребенка, а спустя некоторое время. Речь идет об угрозе выкидыша, гипоксии, асфиксии, использовании вспомогательных средств во время родов (например, щипцов), стремительных либо, наоборот, длительных родах. Любопытно, что очень высокая внутриутробная активность ребенка также может предшествовать появлению синдрома гиперактивности. Как правило, причиной активного поведения малыша становится нехватка кислорода - хроническая внутриутробная гипоксия. Обычно это случается у женщин, которые курят во время беременности или неправильно питаются. Если в рационе будущей матери не хватало витаминов и аминокислот, развитие плода нарушается, причем особенно страдает нервная система. Неблагоприятное действие на психику будущего ребенка могут оказать принимаемые беременной женщиной лекарства. Это, предже всего, транквилизаторы, снотворные, гормоны - все препараты, вмешивающиеся в естественные регулировки организма. Сегодня в распоряжении медицины множество взаимозаменяемых препаратов, среди которых всегда можно подобрать наиболее безопасные для будущего ребенка.

0-6 месяцев

Повышенный мышечный тонус, постнатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция - все это может стать причиной появления синдрома гиперактивности. Обычно дети, страдающие гиперподвижностью, изо всех сил стараются освободиться от пеленок и плохо успокаиваются, если их туго пеленают.

6-12 месяцев

На протяжении всего первого года жизни гиперактивные дети легко возбуждаются, плохо засыпают, мало спят, часто днем, а не ночью. Иногда они страдают от проблем с пищеварением: у них отмечается сниженный или повышенный аппетит, частые срыгивания, рвота, запоры, поносы.

12-24 месяца

В этот период становится особенно заметна повышенная бесцельная моторная активность малыша. С тех пор как он начал удерживать игрушки, он хватает все, что попадается ему под руку, но тотчас же бросает и ни на чем не задерживает внимания. Затем то же происходит и с играми: гиперактивный ребенок начинает игру, но не заканчивает ее и переключается на что-нибудь другое.

Дети, которых впоследствии могут назвать гиперактивными, обычно сразу после рождения становятся объектом пристального внимания невропатологов. Нередко у них отмечают гипертонус мышц, в отдельных случаях ПЭП (постнатальная энцефалопатия), нередко в их медицинских картах можно встретить сокращение ММД (минимальная мозговая дисфункция). При этом на протяжении всего первого года жизни таких детей нельзя назвать тихонями - они легко возбуждаются, плохо засыпают, мало спят, часто днем, а не ночью. Иногда они страдают и от проблем с пищеварением: у них отмечается сниженный или повышенный аппетит, частые срыгивания, рвота, запоры, поносы. Стоит отметить, что иногда сверхподвижность и нарушение внимания могут наблюдаться у детей, которые попали в сложную эмоциональную ситуацию, переживают депрессию или схожие с ней тревожные и угнетенные состояния. В отличие от взрослых, которые в момент стресса чаще всего начинают вести себя заторможенно и пассивно, дети, наоборот, выглядят перевозбужденными и чересчур активными. Нередко реакцией ребенка на такие сложные ситуации, как развод родителей, смерть одного из них, отрыв от семьи, становится поведение, внешне схожее с синдромом гиперактивности: та же повышенная двигательная активность, неусидчивость, отвлекаемость.

Доказано, что гиперактивность особенно часто возникает и у детей, родители которых страдают алкоголизмом. Являясь ядом для нервной системы, алкоголь особенно сильно поражает развивающийся мозг. Даже самые небольшие его дозы пагубны для будущего ребенка. В распоряжении психологов имеются также достоверные указания на то, что в возникновении синдрома гиперактивности определенную роль играет наследственность. Подробно расспрашивая бабушек и дедушек, нередко удается выяснить, что родители их внуков тоже в детстве были чрезмерно подвижными, "нервными".

Но, кроме этого, существуют и причины, так сказать, "благоприобретенные". А именно ошибки воспитания - либо чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, либо, наоборот, чрезмерная опека. Бывает, что ребенка балуют, потакают ему во всем, а потом, вдруг посчитав, что ребенок "избалован", круто меняют взаимоотношения на строгость, дисциплину и приказной тон. Подобные "перепады настроения" вызывают у ребенка болезненную реакцию и ответное отторжение всех окружающих. Такие просчеты домашней педагогики тяжело отражаются на каждом ребенке. А если они наслаиваются на повышенную чувствительность нервной системы - тем более. В таких случаях неправильное воспитание может усугубить состояние ребенка.

Невротические реакции могут развиться и при поступлении в школу. Это особенно часто происходит в тех случаях, когда не сразу возникает контакт с педагогом. Недостаточная концентрация внимания нередко создает таким детям репутацию нарушителей дисциплины. Постоянные упреки и замечания педагога не достигают цели, а лишь вызывают своеобразную защитную реакцию. Ребенок как бы вживается в амплуа "отрицательного героя" и начинает вести себя соответственно навязанной ему роли. Это выражается в нарочитой дурашливости, грубости, агрессивности.

Каковы симптомы синдрома гиперактивности с расстройством внимания?

Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Долго шли споры о гиперактивности - насколько это неотъемлемый признак заболевания. СДВГ (синдром нарушения внимания) разделен на два подтипа - с гиперактивностью и без гиперактивности. Симптоматика почти всегда появляется до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу - 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.

Нарушения внимания включают:

1) неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении;

2) снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете;

3) частые забывания того, что нужно сделать;

4) повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое;

5) еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно. Учителя и родители жалуются, что ребенок нигде не проявляет упорства - ни в учебе, ни в играх. Некоторые дети не могут досмотреть до конца любимую телепередачу, даже если она длится всего полчаса.

Импульсивность может проявляться:

1) неряшливым выполнением школьных заданий, несмотря на усилия все делать правильно;

2) частыми выкриками с места и другими шумными выходками во время уроков;

3) «влезаниями» в разговор или работу других детей;

4) неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т. д.;

5) частыми драками с другими детьми (причина - не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать).

С возрастом проявления импульсивности могут меняться; в начальных классах - излишняя активность в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования учителя (при том что противоречия между учеником и учителем вполне естественны), крайняя нетерпеливость; в старшем детском и подростковом возрасте - хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Чем ребенок старше, тем импульсивность выраженнее и заметнее для окружающих.

Гиперактивность - необязательный признак синдрома нарушения внимания с гиперактивностью. У части детей двигательная активность, наоборот, снижена. В дошкольном и раннем школьном возрасте гиперактивные дети непрерывно или импульсивно бегают, ползают, карабкаются. В старшем детском и подростковом возрасте они неусидчивы, постоянно вскакивают и опять садятся, суетливы. Двигательная активность и качественно, и количественно отличается от возрастной нормы. С возрастом гиперактивность часто уменьшается, иногда исчезая вовсе, хотя другие симптомы могут оставаться.

Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе и школьных навыков.

Дополнительные признаки.

Перечисленные ниже симптомы, по мнению многих авторов, тоже характерны для синдрома нарушения внимания с гиперактивностью.

- Нарушения координации выявляют примерно в половине случаев. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно- пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).

- Эмоциональные нарушения при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью наблюдают часто. Эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.

- Отношения с окружающими. Как правило, нарушены отношения и со сверстниками, и со взрослыми. В психическом развитии дети с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей. Причина одиночества в этом случае другая, чем при тревожных расстройствах и шизоидном складе личности, когда дети боятся общения.

Напротив, дети с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью - экстраверты: они ищут друзей, но быстро теряют их. Из-за неприязни со стороны сверстников, из-за стремления верховодить они вынуждены общаться с самыми «покладистыми» или с младшими детьми. Трудно складываются и отношения со взрослыми. На детей, страдающих синдромом нарушения внимания с гиперактивностью, обычные наказания и поощрения не действуют. И родители, и учителя жалуются, что, несмотря на все наказания, ребенок продолжает вести себя плохо. С другой стороны, ни ласка, ни похвала не стимулируют хорошее поведение - более того, поощрения должны быть очень весомыми, иначе ребенок будет вести себя хуже. Именно «невоспитуемость» в сочетании с импульсивностью - основной повод обращения родителей к психиатру. Вообще же синдром нарушения внимания с гиперактивностью - нередкая причина «плохого поведения». Нелеченный синдром нарушения внимания с гиперактивностью - частая причина исключения из школы.

- Парциальные задержки развития. Многие дети, страдающие синдромом нарушения внимания с гиперактивностью, плохо учатся в школе, несмотря на нормальный IQ. Возможные причины - невнимательность, отсутствие упорства, нетерпимость к неудачам. Кроме того, у детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью часто встречаются парциальные задержки развития, в том числе - школьных навыков (письма, счета, чтения). Их основной признак - несоответствие между реальной успеваемостью и той, которую можно ожидать исходя из IQ. Поскольку и успеваемость, и IQ поддаются измерению, то на их основе можно вывести численный критерий парциальной задержки развития школьных навыков. Обычно таким критерием считают отставание навыков от должных не менее чем на 2 года. Например, четвероклассник с IQ = 100 (то есть, соответствующим уровню 4 класса) читает, как второклассник. Парциальные задержки развития школьных навыков наблюдаются не только при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью, но сочетаются с ним очень часто. В тех случаях, когда при обследовании исключены расстройства восприятия, психологические и социальные преграды, низкий интеллект и плохое преподавание, причина плохой успеваемости - скорее всего, синдром нарушения внимания с гиперактивностью (возможно, в сочетании с парциальной задержкой развития школьных навыков).

При обследовании неуспевающего ребенка с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью особое внимание уделяют школьным навыкам (при обычном психологическом исследовании их обычно не проверяют).

- Поведенческие расстройства при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью наблюдаются часто, но не всегда; кроме того, не у всех детей с поведенческими расстройствами имеется синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

Распространенность и прогноз.

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; школьники; население в целом). От этих же факторов зависят и оценки распространенности синдрома нарушения внимания с гиперактивностью. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность его принимают равной 3-10%.

Более чем у половины детей, страдавших синдром нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В 30-70% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

Длительные наблюдения за больными и ретроспективные исследования показали, что гиперактивность в подростковом периоде у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, в подростковом и зрелом возрасте высок риск социальной дезадаптации. Как отмечено выше, синдром нарушения внимания с гиперактивностью (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциальной психопатии. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью способствует развитию алкоголизма и наркомании, которые затушевывают симптоматику и затрудняют диагностику.

Для того чтобы помочь малышу справиться с ситуацией, нужно найти истинную причину его тревоги и страхов и направить основные усилия на ее устранение.

Список вопросов для беседы с родителями гиперактивного ребенка.

1. Характерны ли для ребенка нервные движения (раскачивание ногой и др.)?

2. Каковы особенности протекания беременности, родов?

3. Трудно ли ребенку выслушать до конца сказку (рассказ, исто­рию), которую ему читает взрослый?

4. Каковы особенности раннего развития ребенка?

5. Верно ли то, что ребенок показывает в обучении результаты, которые явно ниже его способностей?

6. Часто ли ребенок нарушает правила?

7. Есть ли в семье другие дети?

8. Является ли ребенок чрезмерно экспрессивным?

9. Характерна ли для ребенка низкая переносимость огорчений?

10. Подчиняется ли ребенок правилам, инструкциям?

11. Бывают ли у ребенка депрессивные состояния?

12. Нравится ли ребенку, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?

13. Часто ли ребенок приходит в ярость?

14. Легко ли ребенок приходит в состояние гнева?

15. Какая ведущая рука у ребенка?

16. Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, алко­голизму, к употреблению наркотиками?

17. Легко ли отвлечь ребенка от выполнения задания?

18. Часто ли меняется настроение ребенка?

19. Трудно ли ребенку справиться со своим гневом? Умеет ли он контролировать свой гнев?

20. Нет ли у ребенка склонности показывать успехи ниже, чем он способен?

21. Нет ли у ребенка привычки «перепрыгивать» с одной программы телевидения на другую?

22. Когда ребенок слушает, заняты ли чем-то его руки (играет в машинки, чертит линии)?

23. Любит ли ребенок смотреть телевизор?

24. Агрессивен ли ребенок? Какая агрессия проявляется чаще: вербальная или невербальная?

25. Насколько точно выполняет ребенок указания взрослых?

26. Насколько хорошо развита у ребенка координация движений?

27. Трудно ли ребенку приступить к занятиям?

28. Является ли ребенок аллергиком?

29. Страдал ли кто-то из членов семьи ребенка синдромом дефи­цита внимания?

30. Беспокоен ли ваш ребенок?

31. Умеет ли ребенок хранить секреты?

32. Часто ли ребенок отказывается выполнять просьбы, требования взрослых?

33. Имеет ли ребенок привычку лгать?

34. Каков уровень самооценки ребенка?

35. Способен ли ребенок длительное время ждать вознаграждения?

36. Есть ли в семье другие гиперактивные дети?

37. Как ребенок реагирует на замечания взрослых?

38. Часто ли ребенок забывает выполнить поручения взрослых?

39. Характерна ли для ребенка роль «клоуна» в группе, в классе?

40. Страдает ли ребенок нарушением сна?

41. Как долго спит ребенок?

42. Каков уровень развития мелкой моторики ребенка?

43. Умеет ли ребенок планировать последствия своего поведения?

44. Является ли полной семья ребенка?

45. Какова очередность рождения данного ребенка в семье?

46. Часто ли в семье происходят конфликты?

47. Трудно ли ребенку дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?

48. Часто ли ребенок задевает вещи, роняет их?

49. Часто ли ребенок является инициатором конфликтных ситуаций?

50. Часто ли ребенку приходится делать замечания дома, на про­гулке, в школе?

51. Труднее ли ребенку закончить задание в детском саду (в шко­ле), чем дома?

Программа коррекционной работы.


Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и т.д. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.

Педагог, приняв к сведению рекомендации специалистов, осуществляет процесс обучения ребенка, учи­тывая его индивидуальные особенности развития и по­ведения, семейную обстановку. Только в случае подоб­ного комплексного подхода происходит последователь­ное единодушное воспитание и обучение гиперактивно­го ребенка, что способствует реализации потенциала ребенка и снижению его эмоционального напряжения. В работе с гиперактивными детьми мы используем три основных направления:

во-первых, по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

во-вторых, по отработ­ке конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

в-третьих, при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного слу­чая, может быть выбрано одно приоритетное направ­ление. Например, отработка навыков взаимодействия с окружающими.

Рассмотрим подробно каждое направление:



Развитие дефицитарных функций.


При развитии дефицитарных функций не­обходимо руководствоваться следующими пра­вилами. Коррекционную работу следует про­водить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновремен­но быть и внимательным, и спокойным, и не­импульсивным.

Когда в процессе занятий будут достиг­нуты устойчивые положительные результа­ты, можно переходить к тренировке одно­временно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной актив­ности или дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использо­вать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.



Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


Первоначальная работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуаль­но. На этом этапе работы можно обучить ре­бенка не только слушать, но и слышать - по­нимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведе­ния во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Желательно на этом эта­пе также выработать совместно с ребенком си­стему поощрений и наказаний, которая по­может ему впоследствии адаптироваться в дет­ском коллективе. Следующий этап - вовлече­ние гиперактивного ребенка в групповые видй деятельности (во взаимодействии со сверстниками) - тоже должен проходить постепенно.

Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2-4 человека) и только после этого мож но приглашать его участвовать в общегруппо­вых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбуждаться, что приведет, в свою оче­редь, к потере контроля поведения, переутом­лению, дефициту активного внимания.

Все занятия желательно проводить в за­нимательной для ребенка форме. При отработке навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками используются те же принципы, что и при работе с агрессивны­ми детьми.

Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Родители гиперактивных детей, как прави­ло, испытывают много трудностей при взаи­модействии с ними. Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком. Поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу. Прежде всего надо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедуш­кам, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воз­действия в виде постоянных наказаний, заме­чаний, окриков, нотаций не приведут к улуч­шению поведения ребенка, а в большинстве слу­чаев даже ухудшат его. Для этого целесооб­разно организовать постоянно действующий лекторий, в рамках которого родители могут задавать конкретные вопросы специалистам, а также проводить совместные тренинги роди­телей и детей. В процессе тренингов те и дру­гие научатся лучше понимать друг друга.

Главной задачей родителей является обеспечение общего эмоционально-нейтрального фона развития и обучения ребенка. Кроме того, родитель отслеживает эффективность проводимого лечения и сообщает о его результатах неврологу, психологу, педагогам.

Р.Кэмпбелл считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании.

Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребенка:

Содержание Пути преодоления

1. Недостаток эмоцио­нального Больше общаться с ребенком,

внимания, часто подменяемого вникать в его проблемы,

медицинским уходом играть вместе с ним в его

детские игры, беседовать «по душам»

2. Недостаток твердости в воспитании Составить список запретов и четко

и отсутствие надлежащего контроля следовать ему. Составить список -

за поведением ребенка что должны проконтро­лировать

родители (сегодня, за­втра, через

неделю)

3. Неумение воспиты­вать в детях Работу с гневом родители мо­гут

навыки управления гневом осуществлять, используя «Лестницу

гнева»


С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказа­ний, но и восторженных интонаций, эмоцио­нально приподнятого тона. Гиперактивный ре­бенок, будучи очень чувствительным и воспри­имчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успеш­ных действий.

Довольно часто гиперактивные дети обла­дают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схваты­вают» информацию, отчего у родителей со­здается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для них, и они записывают ребен­ка в различные кружки, на факультативы. Однако завышенные требования к таким де­тям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от учебы вовсе.

Бывает, что родители, уверовав либо в ис­ключительность своего чада, либо в невозмож­ность что-то изменить, выбирают тактику все-дозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать взрослыми. А поскольку такому ребенку для ощущения собственной безопасности просто необходи­мы четкие границы дозволенного и обязатель­ная «обратная связь» от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется.

Гиперактивному ребенку, как правило, де­лают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо поча­ще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забы­вать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперак­тивные, быстро «рас­кусят» вас и перестанут доверять.

Однако помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполне­ние задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

Если взрослый хочет добиться того, чтобы его гиперактивный ребенок выполнял указа­ния и просьбы, надо научиться давать инст­рукции для него. Прежде всего, указания долж­ны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Ро­дители не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и прихо­ди за стол...» Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем не­обходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их вы­полнение необходимо проконтролировать.

В случае если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нель­зя брать спички и т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немно­го, они должны быть заранее оговорены с ре­бенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, родители должны быть очень последовательными при исполнении санк­ций. В противном случае ребенок каждый раз будет жертвой настроения мамы или папы и станет бояться не конкретного наказания со стороны взрослого, а любой неожиданной «эмо­циональной бури». Все это приведет лишь к тому, что ребенок начнет стараться скрывать происшествия от родителей, и детско-родитель­ские отношения ухудшатся.

В повседневном общении с гиперактивны­ми детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреаги­рует на такой запрет непослушанием, либо вер­бальной агрессией. В этом случае, во-первых, надо говорить с ребенком спокойно и сдер­жанно, даже если вы что-либо ему запрещае­те, а во-вторых, желательно не говорить ре­бенку «нет», а дать ему возможность выбора. Например, если ребенок «носится как вихрь» по квартире, можно предложить ему на выбор два или три других занятия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребе­нок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, мож­но предложить ему игры с водой.

В силу своей импульсивности гиперактив­ному ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида дея­тельности на другой. Иногда лучше за несколь­ко минут до начала новой деятельности пре­дупредить его об этом. К примеру, если ребе­нок смотрит телевизор, а родителям надо идти в магазин, можно сказать ему: «Через 10 минут мы выключает телевизор. Хорошо?» При­чем чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше если по истечении этих 10 минут ему напом­ните не вы, а звонок будильника или кухонного таймера. В том случае, когда ребенок пра­вильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощре­ний и наказаний, о которой шла речь выше.

Чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребы­вание гиперактивных детей в местах скопле­ния большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.

Соблюдение дома четкого режима (распо­рядка) дня - тоже одно из важнейших усло­вий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, из­вестное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ло­житься спать в строго определенное (фикси­рованное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстанов­ления сил (в каждом конкретном случае роди­тели определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

По возможности надо оградить гиперак­тивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмо­циональному возбуждению.

Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему чаду израсходовать избыточную энергию, за­писывают их в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует ус­покоению ребенка. Кроме того, большое зна­чение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается авторитарного, жесткого стиля воспитания, если во время пребывания ребенка в кружке он подвергает­ся многочисленным наказаниям и ограничени­ям со стороны взрослого, то, скорее всего, это будет способствовать только нарастанию ги­перактивности, Если секцию посещает боль­шое количество детей, они заняты только груп­повыми видами занятий (например, игра в во­лейбол, футбол), и гиперактивный ребенок не взаимодействует с тренером один на один, то, очевидно, он тоже вряд ли успокоится, а по­сле занятий дома вынужден будет выплеснуть накопившуюся энергию. Хорошо, когда ребе­нок занимается, например, плаванием, бегом и др. видами спорта. Но бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться к за­нятиям в многочисленной группе сверстников. В таких ситуациях совместные с родителями занятия принесут ему гораздо больше пользы.

Полезны гиперактивному ребенку и спокой­ные прогулки с родителями перед сном, во вре­мя которых родители имеют возможность от­кровенно, наедине поговорить с ребенком, уз­нать о его проблемах. А свежий воздух и раз­меренный шаг помогут ребенку успокоиться.

Гиперактивный ребенок, как никто другой, требует внимания взрослых и чуткого отноше­ния к нему, поскольку он очень эмоционален и раним. Зачастую снизить эмоциональное напря­жение ребенка помогают приятные тактильные ощущения, например, поглаживания, массаж, а также ряд игр, описанных в книге Чистяковой М. И. «Психогимнастика» («Шалтай-Болтай», «Насос и мяч», «Винт» и др).

Педагог должен стремиться установить контакт и доверительные отношения с роди­телями ребенка для совместного эффективно­го сотрудничества. Одна из возможностей для этого - ежедневный обмен карточками. Каж­дый вечер воспитатель или учитель может пе­редавать родителям письмо-карточку, в котором зафиксирова­ны даже самые незначительные достижения ребенка в течение дня. Родители по желанию могут поощрить его за это (например, разре­шить ему на 10 минут дольше погулять, поиг­рать или почитать ему любимую книгу и др.). Утром следующего дня мама или папа прино­сят педагогу аналогичную карточку с инфор­мацией о том, что удалось ребенку хорошо сделать дома.

Таким образом, устанавливается контакт между воспитателями и родителями, а, глав­ное, у ребенка формируется чувство уверен­ности в себе, повышается самооценка.

Как помочь гиперактивному ребенку.

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в ра­боте. Перед началом работы (занятий, меро­приятия) желательно провести индивидуаль­ную беседу с таким ребенком, заранее огово­рив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно ма­териальное). Гиперактивного ребенка необхо­димо чаще поощрять, например, каждые 15- 20 минут выдавать ему жетоны, которые в те­чение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда (если работаем с ребенком в об­разовательном учреждении), дополнительное время для игры, совместная прогулка с роди­телями, совместное чтение (если работаем с ребенком дома), в зависимости от особеннос­тей и желания конкретного ребенка.

Взрослому необходимо помнить, что инст­рукции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Зачастую гиперактивные дети склонны к ма­нипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохра­нять спокойствие.

Как играть с гиперактивными детьми.

При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные осо­бенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым пра­вилам, быстрая утомляемость, неумение выслу­шивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях). В игре им трудно дожи­даться своей очереди и считаться с интереса­ми других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтап­но. Начинать можно с индивидуальной рабо­ты, затем подключать ребенка к играм в ма­лых подгруппах, и только после этого перехо­дить к коллективным играм. В качестве инди­видуальной работы можно рекомендовать, на­пример, разработанную психологом Шевцовой И.В. игру «Разговор с руками», игры Черепа­новой Т.Д., игру «Археология» (авторская). А коллективные игры с участием гиперактив­ных детей могут быть следующими: «Черепа­ха», «Дотронься до» и др. Тренер выбирает любую из них, а с описанием остальных игр можно познакомить участников в раздаточном материале.

Игра «Черепаха»

Цель: научиться контролировать свои движения. Тренер встает у стены помещения, осталь­ные участники располагаются вдоль противо­положной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее тренер говорит:«Представьте себе, что все мы - черепахи. Я - большая черепаха, а вы - маленькие че­репашки. Я пригласила вас в гости на день рож­дения. Я жду вас в гости. Но вот беда: празд­ничный торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы - че­репахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».

Тренер следит, чтобы никто не останавли­вался и не спешил. Через 2-3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.


Пальчиковые игры.

Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцель­ном движении, поэтому полезно обучить этих детей специальным играм, которые бы напра­вили избыточную активность в нужное русло. С этой целью можно использовать, например, пальчиковые игры. М. Рузиной собран и адап­тирован целый ряд игр. Заинтересован­ные взрослые могут познакомиться с ними в книге «Страна пальчиковых игр». Здесь они найдут и ряд других интересных и полезных игр. При совместных занятих родителей и детей они будут способствовать улучшению взаимо­понимания в семье.


Игра «Клубочек» (Черепанова Г.Д.)

Цель: обучение ребенка одному из приемов само­регуляции.

Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предло­жить смотать в клубочек яркую пряжу. Раз­мер клубка с каждым разом может становить­ся все больше и больше.

Взрослый сообщает ребенку, что этот клу­бочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.

Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» вся­кий раз, как почувствует что он огорчен, ус­тал или «завелся».

Игра «Бездомный заяц»

Цель: игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.

Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 чело­век. Каждый игрок - заяц - чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами - один-два метра. Один из зайцев - бездомный. Он водит. Зай­цы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обме­не» и перебежать из домика в домик. Задача водящего - во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

Игра «Что нового».

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закры­вают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длит­ся игра, тем сложнее искать новые детали.

Игра «Золотая рыбка».

Цель: эта подвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию координации движений.

Содержание: Все участники встают в круг, плотно при­жавшись друг к другу плечами, бедрами, нога­ми, взявшись за руки.

Это - сеть. Водящий - золотая рыбка - в кругу. Его задача - выбраться из кру­га. А задача остальных - не выпустить рыбку.

Примечание: Если водящему очень долго не удается вы­браться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.

Игра «Разговор с руками»

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Содержание: Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предло­жить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему ожи­вить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что ны любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разго­вору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они мно­гое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением до­говора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (се­годняшнего вечера или, в случае работы с ги­перактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Игра «Разговор с телом» (модификация игры Шевцовой И.В. «Разговор с руками»)

Цель: учить ребенка владеть своим телом.

Содержание: Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Да­вай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Игры с песком и водой.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных де­тей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребенка.

Первое время взрослые должны помочь ребен­ку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др.

Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в кварти­ре), можно заменить его крупой, предваритель­но поместив ее в горячую духовку.

Игра «Археология»

Цель: развитие мышечного контроля.

Содержание: Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку - делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кис­ти руки. Как только ребенок коснется своей ладо­ни, он тут же меняется ролями со взрослым.

Игра «Шариковые бои».

Цель: развитие координации движений.

Содержание: В таз с водой опускают несколько каучу­ковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5-1 м от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В даль­нейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.

Игра «Послушай тишину».

Цель: развивать внимание гиперактивного ребен­ка и умение владеть собой.

Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начи­нают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происхо­дит кругом. Затем дети по кругу (или по жела­нию) рассказывают, какие звуки они услышали.

Игра «Сделай так» (Черепаова Г.Д.)

Цель: игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Содержание: На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих раз­личные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами карточке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т. д.

На счет «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога.

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Маленькая птичка» (Черепанова Г. Д.)

Цель: развивать мышечный контроль.

Содержание: Ребенку в ладошки дают пушистую, мяг­кую, хрупкую игрушечную птичку (или друго­го зверька). Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам.

В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Ус­покой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаи­вается.

Игра «Говори!»

Цель: игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?" {Пе­дагог делает паузу} "Говори!"; "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... "Говори!"; "Какой сегодня день недели?"... "Говори!"; "Сколько будет два плюс три?" и т. д.» ; Игра может проводиться как индивидуаль­но, так и с группой детей.

Игра «Броуновское движение» (Шевченко Ю. С., 1997)

Цель: игра направлена на развитие распределе­ния внимания.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мя­чики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пре­делы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют пранила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Игра «Колпак мой треугольный» (старинная игра)

Цель: игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ре­бенком своего тела, учит управлять движе­ниями и контролировать свое поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят но одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треуголь­ный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

Игра «Веселая игра с колокольчиком» (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)

Цель: игра развивает слуховое восприятие, столь необходимое учащимся на уроках.

Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тре­неру. Водящему завязывают глаза, а колоколь­чик передают по кругу, задача водящего - поймать человека с колокольчиком. Перебра­сывать колокольчик друг другу нельзя.

Игра «Морские волны»

Цель: научить детей переключать внимание с од­ного вида деятельности на другой, способст­вовать снижению мышечного напряжения.

Если взрослый дает команду «Штиль!», все дети в классе «замирают». Когда раздается команда «Волны», дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают те дети, кото­рые сидят за первыми партами. Через 2-3 се­кунды поднимаются сидящие за вторыми парта­ми и т. д. Как только очередь доходит до обита­телей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д.

По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, только дети не ждут 2-3 секун­ды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».

Петербургские педагоги-психологи Г.Монина и Е.Лютова, работающие с такими детьми, советуют пользоваться следующими «пожеланиями детей» с нарушением внимания.

1. Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!

2. Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На 15-м слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более 10 слов.

3. Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!

4. А вообще - замолчите: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ.

1. Отвлечь ребенка от его капризов.

2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

3. Задать неожиданный вопрос.

4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошу­тить, повторить действие ребенка).

5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).

7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном слу­чае он не услышит вас).

8. Автоматически, одними и теми же словами повторять мно­гократно свою просьбу (нейтральным тоном).

9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни ста­ло принес извинения.

12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о дли­тельности прогулки и т. д.

2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а за­веденный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способ­ствовать снижению агрессии ребенка.

3. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и на­казаний за желательное и нежелательное поведение.

4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.

5. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

6. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хо­тел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

6. Литература.


  1. Лютова Е.К., Монина Г.С. «Шпаргалка для взрослых».- М.: Генезис, 2000.

  2. Касицин А., Юдашкина А. Лечебная педагогика. Синдром гиперактивности. //газета "Первое сентября" Издательского дома "Первое сентября", № 38/2003

  3. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей.- М., 1997.

  4. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М., 1995.

  5. Кропотов Ю.Д., Чутко Л.С., Яковенко В.А. и др. Применение транскраниальной микрополяризации в лечениии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков.// Журнал неврологии и психиатрии, 2002, № 5

  6. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. - М., 1997.

  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М..: Академия, 2002.

  8. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М., 2000.

  9. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей и психологов. М., 1997.

  10. Шевченко Ю.С., Шевченко М.Ю. Игровая психология детей с гиперактивным поведением//Школа здоровья. 1997. Т. 4. №2.

  11. Лютова Е.К., Монина. Тренинг эффективного взвимодействия с детьми.- СПб.: Речь, 2000

  12. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - 3-е изд., доп. - М.: Академия, 1996

  13. Детская практическая психология: Учебник /под. ред. проф. Т.Д.Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000

  14. Методические материалы и дидактический инструментарий к психолого-педагогическому практикуму (начальное образование)/ Вергелес Г.И. и др. - СПб.: Издательство РГПУ им. Герцена А.И., 2000

  15. Зак А.З. Как определять различия в мышлении детей 6-10 лет. - М.: МОДЭК, 1999

  16. Интернет: сайты по психологии.



© 2010-2022