- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Краеведение как средство приобретения учащимися знаний
Краеведение как средство приобретения учащимися знаний
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бартошик Н.П. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Бокшицкая средняя школа
Бартошик Наталья Петровна
Слуцкий район
Минская область
2005 год
Введение .
«Изучать историю по учебникам -тоже самое , что говорить о любви , не
изведав её».
Я преподаю историю в средней школе с 1983 года . За много лет работы ,
я поняла , что одна экскурсия даёт намного больше для ученика , чем несколь-
ко обычных уроков. Дети - наши инвестиции , чем больше в них вложишь ,
тем больше получишь отдачи . Где же , как не на экскурсии можно воочию
увидеть и соприкоснуться с прошлым , реставрировать минулое , почувство -
вать дыхание времени . Общение неформальное , не на уроке , позволяет бли-
же узнать детей , раскрыть их творческий потенциал . Поэтому каждые кален -
дарные каникулы , а также в конце учебного года , я стремлюсь совершить
поход или экскурсию по памятным местам Белоруссии или Слуцкого района .
Наиболее известные места нашей Родины мы изучили , неоднократно побывав
В Несвиже , Мире , Слониме , Новогрудке , Жировичском монастыре , Заслав-
ле , Минске , Хатыне , на Кургане Славы и т.д. Мною и моими учениками
разработана тема об оккупационном режиме в Слуцком крае , это позволило
нам стать участниками областного конкурса творческих работ учащихся о Ве-
ликой Отечественной войне . Мы неоднократно посещали рыцарские турни -
ры , что стимулирует интерес ребят к истории средневековья .
В ближайших планах : изучение истории каждого района Минской области ,
Посещения острова Зыславль в Любанском районе , памятника братьям Цуба
-1-
в Солигорском районе .
Задачи школьного краеведения
Формы и методы внеклассной работы бесконечно разнообразны . В этом её
большое преимущество. Организуя эту работу , учитель считается с изучае-
мым материалом , а также с возрастом , с интересами и запросами своих уче -
ников . Но он учитывает и свои собственные возмлжности , выбирая для вне -
классной работы тот материал , который он больше знает и любит , используя
те методы работы , которыми он лучше владеет.
В зависимости от того , какие цели ставит учитель , принимаясь за внеклас -
сную работу , он будет применять и различные формы работы /организация
вечеров и конференций , доклады учащихся , постановки на школьной сцене ,
туристские походы и экскурсии , беседы со старожилами края , с героями
войны , работа с документами , светские салоны и т.д. /.Эта работа должна
стать необходимой составной частью в деятельности каждого учителя .
Никто не отменял требование , чтобы обучение , воспитание подрастающего
поколения было связано с жизнью , с практикой . Одним из важных средств
выполнения задач , поставленных перед школой , является школьное краеве-
дение . Под краеведением понимается всестороннее изучение какой - либо
определённой территории . Причём объектами изучения являются : социально-
экономическое , политическое и культурное развитие села , города , района ,
области , а также их природные данные .
-2-
Школьное краеведение - одно из самых важных средств связи обучения и
воспитания с жизнью . Оно способствует осуществлению общего образования ,
нравственному , эстетическому и физическому воспитанию учащихся , всесто-
роннему росту и развитию их способностей .Значение исторического краеве-
дения в процессе исторического обучения велико и многообразно . Краеведе-
ние помогает школьное обучение приблизить к вузовскому , к проблемному
пониманию материала , к самостоятельной исследовательской работе .Вместе
с тем историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному
краю , гордость за его прошлое и настоящее -качества на основе которых фор-
мируются гражданственность , гордость за свою Родину.
Наряду с образовательно - воспитательными задачами школьное краеведение
решает и задачи общественно полезного характера .Оно способствует разви-
тию у учащихся навыков общественной работы . При изучении и использова-
нии местного исторического материала и установлении взаимосвязи между
историей страны и края необходимо руководствоваться положением о том ,
что отдельное всегда ведёт к общему .
По формам организации краеведение делится на государственное ,обществен-
ное и школьное . Школьное краеведение , в свою очередь , имеет следующую
предметную направленность: естествоведческое , географическое , историчес-
кое , экономическое , литературное и т.д.
Историческое краеведение , являясь частью школьного краеведения , подраз-
деляется на историко - военное , археологическое , этнографическое , архи-
-3-
тектурное , искусствоведческое и др.
Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения
учителем учебного материала или работы с учебными пособиями , а также
путём поисково - исследовательской работы .
В школьном краеведении руководящая роль принадлежит учителю .На осно-
ве учебной программы , школьного плана воспитательной работы , учёта соста
ва учащихся и местных возможностей он намечает объекты для исследования ,
виды и методы работы , руководит работой краеведов .
Школьное краеведение включает в себя учебное /его содержание определяет-
ся школьной программой/ и внеклассное , внешкольное /его содержание строит
ся в соответствии с планом воспитательной работы школы/. Эти два вида крае-
ведения находятся в тесной связи и дополняют друг друга : они оба направле-
ны на решение образовательно - воспитательных задач , стоящих перед шко-
лой .
Однако между 2-мя этими видами краеведения имеются и различия по содер-
жанию , формам работы , принципам комплектования его участников .Если в
учебном краеведении обязаны участвовать все школьники , то во внеклассном
-
только по желанию .
Учебное краеведение проводится в основном в классе / на уроке/ , внеклас-
сное опирается на такие формы , как краеведческий кружок , вечера ,экскур-
сии , экспедиции , походы и т.д.
Школьное краеведение из методического приёма превратилось в общепедаго
-4-
гический принцип , сущность которого состоит в установлении связи изучае-
мого школьного курса истории со знаниями и навыками , приобретёнными в
результате исследования родного края. Это даёт возможность учителю препо-
давать историю на богатом конкретном материале , позволяет ему увязать об-
щеисторические закономерности развития страны с особенностями развития
родного края .
Большое значение школьное краеведение имеет в приобщении учащихся
к работе по охране исторических памятников .
Воспитательная работа в историческом краеведении будет тогда эффектив-
ной , когда будет носить поисковый , исследовательский характер . Но для то-
го , чтобы такую работу организовать , учитель должен чётко знать :
1/Что искать , т.е. ясно представлять , что такое памятники истории и культу-
ры /архитектурные , археологические , устного творчества , прикладного ис -
кусства и т.д./
2/как искать , т.е. знать ,каковы основные научные методы поиска и исследова-
ния памятников истории , где искать те или иные памятники , каковы их основ-
ные признаки . Помимо археологических и этнографических памятников , на
местах ещё встречаются ценнейшие памятники древнейшего зодчества , при-
кладного искусства и т.д. Учащиеся должны научится находить эти памятни-
ки и определять их место в истории художественной культуры .
3/как фиксировать и первично описывать памятники истории и культуры .Ис-
-5-
торические памятники гибнут и подвергаются повреждениям прежде всего по-
тому , что на местах пока ещё мало специалистов , способных выявить и за-
фиксировать эти памятники , грамотно описать их до прибытия научной экспе-
диции .
Краеведение в учебной работе
Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и яв-
ляется важным средством повышения качества знаний , формирования у уча-
щихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма . Важнейшими осо-
бенностями школьного краеведения на современном этапе являются его высо-
кая идейность , общественно- полезная направленность , а также поисково-ис-
следовательский характер .
Историческое краеведение в школе проводится на уроках , факультативных
занятиях , во внеклассной и внешкольной работе . На уроках по истории Бело-
руссии после каждого раздела в 6-11 классах программой предусмотрено изу-
чение нашего края в соответствующий период времени . Таким образом , мест-
ный материал должен быть неотъемлемой и обязательной частью отечествен-
ной истории.
Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществ-
ляется учащимися под руководством учителей .Поэтому первым условием ус-
пешной краеведческой работы в школе будет глубокое знание самим учите-
лем истории своего края , второе условие - систематическое использование
-6-
местного материала на уроках истории и постоянная перспективная внеклас -
сная и внешкольная работа ; третье - глубокая научная основа .
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том , что она
включает в себя элементы исследования . Каждый учитель - краевед должен
подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою
ответственность за научную добротность фактического материала , который
он использует в учебном процессе .
1.Краеведение на уроках истории .
Краеведческая работа учащихся начинается и завершается на уроке .Практика
свидетельствует о том , что использование местного материала на уроках как
средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся , а, наобо-
рот , значительно облегчает усвоение систематического курса истории , делает
знания учащихся более прочными и глубокими .
Местный материал может составлять содержание целого краеведческого
урока или же является его элементом . В первом случае урок полностью по -
свящается изучению истории края , во втором - лишь частично .причём на
уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде от-
дельных вопросов или фактов , эпизодов , его рассмотрение может иметь
место на любом этапе урока . Краеведческий материал может излагаться на
уроке как учителем , так и учащимися .
Учитель истории должен стремиться к тому , чтобы в результате системати-
ческого включения краеведческого материала в учебный процесс у учащих-
- 7-
ся сформировалась определённая система знаний о родном крае : о главных
этапах его развития , отличительных особенностях , месте и значении в исто -
рическом развитии нашей Родины .
Факультативные занятия по краеведению
Выбор факультатива по истории края обуславливается подготовленностью
учителя к ведению такого факультатива , интересом учащихся к своему краю ,
наличием соответсвующей учебной базы .
По своему содержанию факультативные курсы по краеведению делятся на
факультативные курсы , которые полностью строятся на краеведческом мате -
риале , и общеисторические факультативные курсы с применением местного
материала . Факультативные курсы удачно сочетают в себе разнообразные фор-
мы и методы урочной и внеурочной работы по краеведению .Они предусматри-
вают организацию практикумов в местном архиве , музее , библиотеке , а так-
же проведение экскурсий , встреч , походов , экспедиций , вечеров , конферен-
ций и т.д.
Практикум в архиве ставит целью научить учащихся работать с документаль-
ным материалом .В краеведческом музее слушатели факультатива приобретут
умения и навыки обрабатывать , паспортизировать , оформлять и экспониро -
вать исторические материалы .В библиотеке краеведы учатся работать с ката-
логами , справочной литературой , знакомятся с библиографией по истории
края .
Школьный реферат является основой индивидуального самостоятельного
-8-
исследования .К его написанию предъявляются определенные требования :
добровольность выбора темы , глубокий интерес к ней , максимальная
самостоятельность , критический анализ собранной литературы и других ис-
точников , наличие библиографии и ссылок на использованные источники ,
достаточно обоснованное , логическое и грамотное его изложение .
Подготовка реферата учит учащихся критически подходит к источникам ,
всесторонне обосновывать свои мысли , искать в историческом событии
существенное , анализировать факты , давать им оценку , делать выводы ,
т.е. прививает интерес к научному исследованию.
/Приложение № 1/
Основные формы внеклассной историко-
краеведческой работы в школе
Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой ,
групповой и индивидуальной . К её массовым фирмам относятся : экскурсии ,
походы ,экспедиции ,вечера , олимпиады , викторины ,конференции , созда-
ние школьных уголков , музеев , встречи с участниками и свидетелями
исторических событий / приложение № 2 /, замечательными людьми ,
краеведческие игры , внеклассное чтение . Групповыми формами
внеклассной работы являются :
кружок , общество , лекторий издание рукописных книг , журналов , стенгазет,
бюллетней . Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение
литературы по местной истории , работу с документальными материалами
-9-
архива , вещественными памятниками музея , подготовку рефератов , докла-
дов , запись воспоминаний , описание памятников истории и культуры ,
наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа , выполнение
познавательных заданий , изготовление наглядных пособий и др. Однако одна
форма работы не мыслится без других .
Школьный кружок не является продолжением классных занятий , а только
базируется на знаниях , которые учащиеся получили на уроках .Кружок
позволяет организовать систематические занятия по определённой программе
и с постоянным составом .
Составляя программу работы кружка , важно не упустить 2 момента :
органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом
и особенности в историческом развитии края .
На занятиях кружка широко используются технические средства обучения .
Прослушивание магнитофонных записей , просмотр диафильмов ,
диапозитивов и кинофильмов на краеведческие темы всегда положительно
влияют на работу кружка .
Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке ,
Необходимо не только разнообразить методы и приёмы работы , сочетать
занятия теоретического и практического характера , но и умело их
чередовать : лекции сменять экскурсией или просмотром диафильма ,
прослушивание и обсуждение докладов , рефератов - походом или
-10-
просмотром кинофильма , диапозитива и т.д.
Широкие возможности для всесторонней воспитательной работы представ-
ляют специализированные краеведческие кружки - археологические ,
этнографические , искусствоведческие и т.п. Например большую роль в
организации внеклассной и внешкольной работы с учащимися в привлечении
их к охране памятников истории и культуры может сыграть археология .
Кабинетная и музейная работа кружка имеет цель подготовить учащихся к
самостоятельным археологическим экспедициям .Однако это возможно только
в том случае , если руководитель кружка имеет право на открытый лист .
Историко - краеведческий вечер
Цель историко - краеведческого вечера состоит в том , чтобы разнообразными
средствами искусства / художественным чтением , музыкой , пением ,
инсценировкой / помочь учащимся эмоционально воспринять значение и
содержение исторического события , факта , явления .
Историко - краеведческие олимпиады и викторины
Олимпиады - это своего рода соревнования в знаниях учащихся по истории
села , города , края . Они помогают обобщать и распространять передовой
педагогический опыт изучения родного края . Школьные олимпиады могут
охватывать как отдельные темы , так и весь комплекс краеведческой работы .
Олимпиады могут быть в масштабе школы , района /города/ и области .
Основная цель викторины - заинтересовать учащихся знаниями своего края ,
стимулировать чтение краеведческой литературы , местной печати .
Содержанием викторины может быть история села , города , края .
-11-
Проведению викторины , как и олимпиады , предшествует самостоятельная
работа учащихся .Викторина проводится устно или письменно в вопросно -
ответной форме . чаще викторины проводятся в кружке , в классе и в
масштабах школы .Викторина как форма краеведческой работы нередко
используется при подготовке к олимпиаде . Обычно она проводится в два тура:
классная и школьная.
Историческое общество / клуб / учащихся
Историческое общество / клуб / является высшей формой организации
внеклассной работы в школе . Нередко оно имеет свой девиз , устав , эмблему,
членские билеты , значки , а также эмблему , флаг и форму .Руководители ,
планы работы общества /клуба / , их секций утверждаются на педагогическом
совете школы. Как общество , так и клуб чаще всего организуются в тех
школах , где краеведением занимаются учителя разных предметов , а его со-
держание носит комплексный характер . Поэтому в обществе , клубе находят
себе работу по душе учащиеся разных интересов . Общество /клуб/ чаще все-
го имеют секции историков , географов , геологов , литераторов , музейных
работников , инструкторов по технике туризма и т.д.
Экскурсия
Эта форма краеведческой работы предполагает изучение местных объектов
в их естественной обстановке . Такими являются экскурсии к историческим
памятникам и памятным местам , а также историко- краеведческие экскурсии.
Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи , где экспонаты
-12-
специально подобраны и выставлены с учётом их научной ценности , идейно -
политического характера , педагогического значения и периодизации ,
принятой в исторической науке . В музее предметы как бы вырвана из их
естественной обстановки и часто представлены фрагментарно .
Школьные краеведческие экскурсии делятся на учебные и внепрограммные :
они бывают тематические и обзорные . Если учебные экскурсии исходят из
требований программы и ограничены временем , то внепрограммные таких
ограничений не имеют .
Экскурсия включает три основных этапа : подготовку / учителя и учащихся/;
Проведение её и подведение итогов ; использование её материалов в дальней-
шей учебно - воспитательной работе . Проведение экскурсии включает
информационную часть и рабочую. Информационную часть - это рассказ ,
объяснение специалиста , экскурсовода в музее , на объекте . Рабочая часть -
это исследовательская и регистрационная деятельность учащихся /сбор кол-
лекций , зарисовки , фотографирование , описание , измерения и т.д./
Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов . Это,
во-первых , вводные экскурсии , они предшествуют изучению учебного ма -
териала на уроке . Во - вторых , экскурсии , являющиеся продолжением изу-
чения материала на уроке . В- третьих , экскурсии , целью которых является
углубление , закрепление и обощение исторического материала на базе
вещественных и письменных исторических памятников .В - четвёртых ,
экскурсии , проводимые с целью установления связи материала , изложенного
- 13 -
в учебнике , с современностью . В- пятых , историко - производственные
экскурсии . Они способствуют выбору профессии . /Приложение № 3/
Туристско - краеведческие походы и экскурсии
Краеведение использует туризм как интересную форму .В свою очередь , во
время походов учащиеся выполняют различные краеведческие задания .
Поход , как и экскурсия , в своей структуре имеет три этапа : подготовку , про -
ведение и подведение итогов , использование краеведческого материала в
учебно- воспитательной работе . Подготовка к походу обычно начинается
заблаговременно .
Историко - краеведческие экспедиции , как и туристско - краеведческие похо-
ды , бывают тематические и комплексные . Комплексные экспедиции преследу-
ют своей целью всестороннее изучение тех или иных краеведческих объектов ,
например комплексное изучение своего района . Естественно ,что здесь будут
принимать участие и историки , и географы , и биологи , и другие специалисты.
Историко - краеведческая конференция
Конференция отличается от историко - краеведческого вечера более глубокой
научностью и строгостью . Историко - краеведческие конференции обычно
проводятся по итогам определённого периода исследовательской работы круж-
ка , общества .Конференцию можно закончить викториной .
Школьный историко - краеведческий музей
Школьный музей имеет свои спецефические особенности и задачи .Во-первых ,
главной особенностью школьного музея является то ,что он имеет учебно -
педагогическое назначение . Во - вторых , уже бесспорно то , что сама
-14-
организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и
инициативы учащихся , а созданный музей становится поисково -творческой
лабораторией , ведущей учителей и учащихся по пути приобщения их к творчес-
кой деятельности .В - третьих , школьный музей - это не только хранилище цен-
ных документальных материалов , памятников истории , реликвий прошлого и
ценностей наших дней , но и место научно - педагогической обработки собран-
ного материала и создания на его основе дидактических пособий по истории и
другим предметам . В - четвёртых , хотя по основному признаку - наличию
фонда подлинных памятников - школьный музей и не отличается от
государственного или народного музея , существует различие в научной
ценности коллекций , в глубине и размахе научной разработки вопросов .
Создание комплексного музея оправдывает себя в сельских школах и в школах
и тех городов и посёлков , где нет городских музеев . Среди школьных музеев
особенное место занимают военно - исторические музеи / музеи боевой славы /.
Выбор профиля музея в основном определяется : научной дисциплиной , на ос-
нове которой строится экспозиция ; возможностями комплектования основногоъ
фонда ; задачами учебно - воспитательной работы школы ; интересами учителя
-
организатора и учащихся - активистов ; исторически сложившимися осо-
-
бенностями развития населённого пункта . Главный признак любого музея -
-
наличие подлинных памятников , которые составляют основной фонд .Наряду
-
с этим есть и вспомогательный фонд .
В ряде случаев школьный музей организуется силами краеведческого кружка
под руководством учителя - энтузиаста .Но всё же больший педагогический
-15-
эффект мы имеем тогда , когда в работу по созданию музея включаются все
школьные кружки , весь коллектив учащихся и учителей . Опыт показывает ,
что целесообразнее начинать создание музея с составления плана , который
обсуждается и утверждается на педагогическом совете . Для руководства этой
работой назначается учитель , обычно историк или географ .Под руководством
учителя совет музея составляет план экспозиций , утверждает тематику ,
примерный перечень материалов , которые можно найти , рекомендует пути
поиска материалов , организует для этой цели консультации , разрабатывает
задания каждому классу .
Открытие музея не следует откладывать до того времени , когда будут собраны
все экспонаты , предусмотренные планом . Уже с появлением первых материа-
лов необходимо организовать выставки экспонатов , создавать краеведческий
уголок , который будет постепенно перерастать в музей .
Поскольку музей - это цент всей краеведческой работы в школе , то в нём
рекомендуется иметь : план работы музея , задания каждому классу , список
краеведческой литературы , различные памятки , вопросники , подборки
газетных вырезок и других материалов по краеведческим темам , а также
разработки различных форм внеклассной и внешкольной работы: викторин ,
вечеров , походов , экскурсий и др. И конечно , библиотеку краеведческой
литературы , подшивки местных газет , журналов .
Пути сбора материалов для музея могут быть различными . Основными из них
Являются систематический сбор материалов по избранной тематике через
-16-
систему заданий в ходе учёбы, во время экспедиций , походов , экскурсий ,
встреч , путём переписки с учреждениями , организациями и отдельными
лицами . Каждый предмет , материал , который поступает в музей школы ,
необходимо записывать в книгу поступлений .
Если собранный и приведённый в систему материал любого музея широко и
систематически используется как на уроках , так и во внеклассной работе , если
музей становится достоянием новых поколений школьников , то это и рождает
стимул для дальнейшей творческой работы .
Школьный салон
Необычная форма внеклассной работы - школьный салон - на нём удачно
соединяются знания по литературе , истории , музыке , пении , фольклоре и т.д.
Во время встреч можно обсудить такие проблемы как :
1.»Имя в истории»
2.»В гостях наш земляк…»
3.»Белорусский книгосбор»
.
4.Символы нашей Родины.
5.»Люблю наш край».
6.Легенды и мифы Белоруссии».
7.Национальные блюда Белоруссии.
8.Белорусские народные молодёжные игры.
9.Женщина и белорусская культура.
10.Цветы в жизни исторических личностей .
11.Мой край - моя жизнь.
-17-
Заключение
Краеведение / как выразительная и продуманная воспитательная система /эффек-
тивно и оптимально обеспечивает воспитание / с переходом на самовоспитание/
каждого участника процесса активного познавательного взаимодействия ,
вырабатывает способности к учению /самообучению /через активное
воздействие на педагогическое пространство с целью максимального его
приближения к воспитательному пространству .
-18-
Литература
1.В.А.Ашурков и др. «Историческое краеведение» .М., «Просвещение» ,1980 г.
2.Озёрский И.З. «Начинающему учителю истории».М., «Просвещение» , 1989 г.
3.Метельская А. «Сочинение по истории» .Белорусский исторический журнал»
№4/1996 год.
4.Гостев А. «Единое воспитательное пространство и краеведение».История :проб-
лемы преподавания .№3/2000 г.
5.Сымон Борис . «Личности в истории Белоруссии. 10-18 вв.» История :пробле-
мы преподавания .№1/1999 г., №2/1999 г .
6.Банделиков Н. «Историческое краеведение во внеклассной работе учителя».
История :проблемы преподавания .№2/1997 г.
7. Корзюк А. «Школьное музееведение /Программа факультативного курса для
учащихся 9-11 классов». История :проблемы преподавания .№3/2001 г.
8.Тур В. Шульман М. «Музей как центр изучения истории».
История :проблемы преподавания .№1/1998 г.
9.Бердникова Е. и др. «Формы внеклассной работы по истории». М. «Просвеще-
ние». 1965 г.
-19-