Краеведение как средство приобретения учащимися знаний

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бокшицкая средняя школа




Краеведение как средство приобретения учащимися знаний
















Бартошик Наталья Петровна


Слуцкий район

Минская область

2005 год


Введение .

«Изучать историю по учебникам -тоже самое , что говорить о любви , не

изведав её».

Я преподаю историю в средней школе с 1983 года . За много лет работы ,

я поняла , что одна экскурсия даёт намного больше для ученика , чем несколь-

ко обычных уроков. Дети - наши инвестиции , чем больше в них вложишь ,

тем больше получишь отдачи . Где же , как не на экскурсии можно воочию

увидеть и соприкоснуться с прошлым , реставрировать минулое , почувство -

вать дыхание времени . Общение неформальное , не на уроке , позволяет бли-

же узнать детей , раскрыть их творческий потенциал . Поэтому каждые кален -

дарные каникулы , а также в конце учебного года , я стремлюсь совершить

поход или экскурсию по памятным местам Белоруссии или Слуцкого района .

Наиболее известные места нашей Родины мы изучили , неоднократно побывав

В Несвиже , Мире , Слониме , Новогрудке , Жировичском монастыре , Заслав-

ле , Минске , Хатыне , на Кургане Славы и т.д. Мною и моими учениками

разработана тема об оккупационном режиме в Слуцком крае , это позволило

нам стать участниками областного конкурса творческих работ учащихся о Ве-

ликой Отечественной войне . Мы неоднократно посещали рыцарские турни -

ры , что стимулирует интерес ребят к истории средневековья .

В ближайших планах : изучение истории каждого района Минской области ,

Посещения острова Зыславль в Любанском районе , памятника братьям Цуба

-1-

в Солигорском районе .


Задачи школьного краеведения



Формы и методы внеклассной работы бесконечно разнообразны . В этом её

большое преимущество. Организуя эту работу , учитель считается с изучае-

мым материалом , а также с возрастом , с интересами и запросами своих уче -

ников . Но он учитывает и свои собственные возмлжности , выбирая для вне -

классной работы тот материал , который он больше знает и любит , используя

те методы работы , которыми он лучше владеет.

В зависимости от того , какие цели ставит учитель , принимаясь за внеклас -

сную работу , он будет применять и различные формы работы /организация

вечеров и конференций , доклады учащихся , постановки на школьной сцене ,

туристские походы и экскурсии , беседы со старожилами края , с героями

войны , работа с документами , светские салоны и т.д. /.Эта работа должна

стать необходимой составной частью в деятельности каждого учителя .

Никто не отменял требование , чтобы обучение , воспитание подрастающего

поколения было связано с жизнью , с практикой . Одним из важных средств

выполнения задач , поставленных перед школой , является школьное краеве-

дение . Под краеведением понимается всестороннее изучение какой - либо

определённой территории . Причём объектами изучения являются : социально-

экономическое , политическое и культурное развитие села , города , района ,

области , а также их природные данные .

-2-

Школьное краеведение - одно из самых важных средств связи обучения и

воспитания с жизнью . Оно способствует осуществлению общего образования ,

нравственному , эстетическому и физическому воспитанию учащихся , всесто-

роннему росту и развитию их способностей .Значение исторического краеве-

дения в процессе исторического обучения велико и многообразно . Краеведе-

ние помогает школьное обучение приблизить к вузовскому , к проблемному

пониманию материала , к самостоятельной исследовательской работе .Вместе

с тем историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному

краю , гордость за его прошлое и настоящее -качества на основе которых фор-

мируются гражданственность , гордость за свою Родину.

Наряду с образовательно - воспитательными задачами школьное краеведение

решает и задачи общественно полезного характера .Оно способствует разви-

тию у учащихся навыков общественной работы . При изучении и использова-

нии местного исторического материала и установлении взаимосвязи между

историей страны и края необходимо руководствоваться положением о том ,

что отдельное всегда ведёт к общему .

По формам организации краеведение делится на государственное ,обществен-

ное и школьное . Школьное краеведение , в свою очередь , имеет следующую

предметную направленность: естествоведческое , географическое , историчес-

кое , экономическое , литературное и т.д.

Историческое краеведение , являясь частью школьного краеведения , подраз-

деляется на историко - военное , археологическое , этнографическое , архи-

-3-


тектурное , искусствоведческое и др.

Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения

учителем учебного материала или работы с учебными пособиями , а также

путём поисково - исследовательской работы .

В школьном краеведении руководящая роль принадлежит учителю .На осно-

ве учебной программы , школьного плана воспитательной работы , учёта соста

ва учащихся и местных возможностей он намечает объекты для исследования ,

виды и методы работы , руководит работой краеведов .

Школьное краеведение включает в себя учебное /его содержание определяет-

ся школьной программой/ и внеклассное , внешкольное /его содержание строит

ся в соответствии с планом воспитательной работы школы/. Эти два вида крае-

ведения находятся в тесной связи и дополняют друг друга : они оба направле-

ны на решение образовательно - воспитательных задач , стоящих перед шко-

лой .

Однако между 2-мя этими видами краеведения имеются и различия по содер-

жанию , формам работы , принципам комплектования его участников .Если в

учебном краеведении обязаны участвовать все школьники , то во внеклассном


  • только по желанию .

Учебное краеведение проводится в основном в классе / на уроке/ , внеклас-

сное опирается на такие формы , как краеведческий кружок , вечера ,экскур-

сии , экспедиции , походы и т.д.

Школьное краеведение из методического приёма превратилось в общепедаго

-4-



гический принцип , сущность которого состоит в установлении связи изучае-

мого школьного курса истории со знаниями и навыками , приобретёнными в

результате исследования родного края. Это даёт возможность учителю препо-

давать историю на богатом конкретном материале , позволяет ему увязать об-

щеисторические закономерности развития страны с особенностями развития

родного края .

Большое значение школьное краеведение имеет в приобщении учащихся

к работе по охране исторических памятников .

Воспитательная работа в историческом краеведении будет тогда эффектив-

ной , когда будет носить поисковый , исследовательский характер . Но для то-

го , чтобы такую работу организовать , учитель должен чётко знать :

1/Что искать , т.е. ясно представлять , что такое памятники истории и культу-

ры /архитектурные , археологические , устного творчества , прикладного ис -

кусства и т.д./

2/как искать , т.е. знать ,каковы основные научные методы поиска и исследова-

ния памятников истории , где искать те или иные памятники , каковы их основ-

ные признаки . Помимо археологических и этнографических памятников , на

местах ещё встречаются ценнейшие памятники древнейшего зодчества , при-

кладного искусства и т.д. Учащиеся должны научится находить эти памятни-

ки и определять их место в истории художественной культуры .

3/как фиксировать и первично описывать памятники истории и культуры .Ис-

-5-



торические памятники гибнут и подвергаются повреждениям прежде всего по-


тому , что на местах пока ещё мало специалистов , способных выявить и за-


фиксировать эти памятники , грамотно описать их до прибытия научной экспе-

диции .


Краеведение в учебной работе

Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и яв-

ляется важным средством повышения качества знаний , формирования у уча-

щихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма . Важнейшими осо-

бенностями школьного краеведения на современном этапе являются его высо-

кая идейность , общественно- полезная направленность , а также поисково-ис-

следовательский характер .

Историческое краеведение в школе проводится на уроках , факультативных

занятиях , во внеклассной и внешкольной работе . На уроках по истории Бело-

руссии после каждого раздела в 6-11 классах программой предусмотрено изу-

чение нашего края в соответствующий период времени . Таким образом , мест-

ный материал должен быть неотъемлемой и обязательной частью отечествен-

ной истории.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществ-

ляется учащимися под руководством учителей .Поэтому первым условием ус-

пешной краеведческой работы в школе будет глубокое знание самим учите-

лем истории своего края , второе условие - систематическое использование

-6-



местного материала на уроках истории и постоянная перспективная внеклас -


сная и внешкольная работа ; третье - глубокая научная основа .

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том , что она

включает в себя элементы исследования . Каждый учитель - краевед должен

подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою

ответственность за научную добротность фактического материала , который

он использует в учебном процессе .

1.Краеведение на уроках истории .


Краеведческая работа учащихся начинается и завершается на уроке .Практика

свидетельствует о том , что использование местного материала на уроках как

средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся , а, наобо-

рот , значительно облегчает усвоение систематического курса истории , делает

знания учащихся более прочными и глубокими .

Местный материал может составлять содержание целого краеведческого

урока или же является его элементом . В первом случае урок полностью по -

свящается изучению истории края , во втором - лишь частично .причём на

уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде от-

дельных вопросов или фактов , эпизодов , его рассмотрение может иметь

место на любом этапе урока . Краеведческий материал может излагаться на

уроке как учителем , так и учащимися .

Учитель истории должен стремиться к тому , чтобы в результате системати-

ческого включения краеведческого материала в учебный процесс у учащих-

- 7-

ся сформировалась определённая система знаний о родном крае : о главных

этапах его развития , отличительных особенностях , месте и значении в исто -

рическом развитии нашей Родины .


Факультативные занятия по краеведению



Выбор факультатива по истории края обуславливается подготовленностью

учителя к ведению такого факультатива , интересом учащихся к своему краю ,

наличием соответсвующей учебной базы .

По своему содержанию факультативные курсы по краеведению делятся на

факультативные курсы , которые полностью строятся на краеведческом мате -

риале , и общеисторические факультативные курсы с применением местного

материала . Факультативные курсы удачно сочетают в себе разнообразные фор-

мы и методы урочной и внеурочной работы по краеведению .Они предусматри-

вают организацию практикумов в местном архиве , музее , библиотеке , а так-

же проведение экскурсий , встреч , походов , экспедиций , вечеров , конферен-

ций и т.д.

Практикум в архиве ставит целью научить учащихся работать с документаль-

ным материалом .В краеведческом музее слушатели факультатива приобретут

умения и навыки обрабатывать , паспортизировать , оформлять и экспониро -

вать исторические материалы .В библиотеке краеведы учатся работать с ката-

логами , справочной литературой , знакомятся с библиографией по истории

края .

Школьный реферат является основой индивидуального самостоятельного

-8-


исследования .К его написанию предъявляются определенные требования :

добровольность выбора темы , глубокий интерес к ней , максимальная

самостоятельность , критический анализ собранной литературы и других ис-

точников , наличие библиографии и ссылок на использованные источники ,

достаточно обоснованное , логическое и грамотное его изложение .

Подготовка реферата учит учащихся критически подходит к источникам ,

всесторонне обосновывать свои мысли , искать в историческом событии

существенное , анализировать факты , давать им оценку , делать выводы ,

т.е. прививает интерес к научному исследованию.

/Приложение № 1/


Основные формы внеклассной историко-

краеведческой работы в школе

Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой ,

групповой и индивидуальной . К её массовым фирмам относятся : экскурсии ,

походы ,экспедиции ,вечера , олимпиады , викторины ,конференции , созда-

ние школьных уголков , музеев , встречи с участниками и свидетелями

исторических событий / приложение № 2 /, замечательными людьми ,

краеведческие игры , внеклассное чтение . Групповыми формами

внеклассной работы являются :

кружок , общество , лекторий издание рукописных книг , журналов , стенгазет,

бюллетней . Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение

литературы по местной истории , работу с документальными материалами

-9-


архива , вещественными памятниками музея , подготовку рефератов , докла-

дов , запись воспоминаний , описание памятников истории и культуры ,

наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа , выполнение

познавательных заданий , изготовление наглядных пособий и др. Однако одна

форма работы не мыслится без других .

Школьный кружок не является продолжением классных занятий , а только

базируется на знаниях , которые учащиеся получили на уроках .Кружок

позволяет организовать систематические занятия по определённой программе

и с постоянным составом .

Составляя программу работы кружка , важно не упустить 2 момента :

органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом

и особенности в историческом развитии края .

На занятиях кружка широко используются технические средства обучения .

Прослушивание магнитофонных записей , просмотр диафильмов ,

диапозитивов и кинофильмов на краеведческие темы всегда положительно

влияют на работу кружка .

Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке ,

Необходимо не только разнообразить методы и приёмы работы , сочетать

занятия теоретического и практического характера , но и умело их

чередовать : лекции сменять экскурсией или просмотром диафильма ,

прослушивание и обсуждение докладов , рефератов - походом или

-10-

просмотром кинофильма , диапозитива и т.д.

Широкие возможности для всесторонней воспитательной работы представ-


ляют специализированные краеведческие кружки - археологические ,

этнографические , искусствоведческие и т.п. Например большую роль в

организации внеклассной и внешкольной работы с учащимися в привлечении

их к охране памятников истории и культуры может сыграть археология .

Кабинетная и музейная работа кружка имеет цель подготовить учащихся к

самостоятельным археологическим экспедициям .Однако это возможно только

в том случае , если руководитель кружка имеет право на открытый лист .


Историко - краеведческий вечер


Цель историко - краеведческого вечера состоит в том , чтобы разнообразными

средствами искусства / художественным чтением , музыкой , пением ,

инсценировкой / помочь учащимся эмоционально воспринять значение и

содержение исторического события , факта , явления .


Историко - краеведческие олимпиады и викторины


Олимпиады - это своего рода соревнования в знаниях учащихся по истории

села , города , края . Они помогают обобщать и распространять передовой

педагогический опыт изучения родного края . Школьные олимпиады могут

охватывать как отдельные темы , так и весь комплекс краеведческой работы .

Олимпиады могут быть в масштабе школы , района /города/ и области .

Основная цель викторины - заинтересовать учащихся знаниями своего края ,

стимулировать чтение краеведческой литературы , местной печати .

Содержанием викторины может быть история села , города , края .


-11-


Проведению викторины , как и олимпиады , предшествует самостоятельная


работа учащихся .Викторина проводится устно или письменно в вопросно -

ответной форме . чаще викторины проводятся в кружке , в классе и в

масштабах школы .Викторина как форма краеведческой работы нередко

используется при подготовке к олимпиаде . Обычно она проводится в два тура:

классная и школьная.


Историческое общество / клуб / учащихся

Историческое общество / клуб / является высшей формой организации

внеклассной работы в школе . Нередко оно имеет свой девиз , устав , эмблему,

членские билеты , значки , а также эмблему , флаг и форму .Руководители ,

планы работы общества /клуба / , их секций утверждаются на педагогическом

совете школы. Как общество , так и клуб чаще всего организуются в тех

школах , где краеведением занимаются учителя разных предметов , а его со-

держание носит комплексный характер . Поэтому в обществе , клубе находят

себе работу по душе учащиеся разных интересов . Общество /клуб/ чаще все-

го имеют секции историков , географов , геологов , литераторов , музейных

работников , инструкторов по технике туризма и т.д.

Экскурсия


Эта форма краеведческой работы предполагает изучение местных объектов

в их естественной обстановке . Такими являются экскурсии к историческим

памятникам и памятным местам , а также историко- краеведческие экскурсии.

Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи , где экспонаты


-12-


специально подобраны и выставлены с учётом их научной ценности , идейно -

политического характера , педагогического значения и периодизации ,

принятой в исторической науке . В музее предметы как бы вырвана из их

естественной обстановки и часто представлены фрагментарно .

Школьные краеведческие экскурсии делятся на учебные и внепрограммные :

они бывают тематические и обзорные . Если учебные экскурсии исходят из

требований программы и ограничены временем , то внепрограммные таких

ограничений не имеют .

Экскурсия включает три основных этапа : подготовку / учителя и учащихся/;

Проведение её и подведение итогов ; использование её материалов в дальней-

шей учебно - воспитательной работе . Проведение экскурсии включает

информационную часть и рабочую. Информационную часть - это рассказ ,

объяснение специалиста , экскурсовода в музее , на объекте . Рабочая часть -

это исследовательская и регистрационная деятельность учащихся /сбор кол-

лекций , зарисовки , фотографирование , описание , измерения и т.д./

Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов . Это,

во-первых , вводные экскурсии , они предшествуют изучению учебного ма -

териала на уроке . Во - вторых , экскурсии , являющиеся продолжением изу-

чения материала на уроке . В- третьих , экскурсии , целью которых является

углубление , закрепление и обощение исторического материала на базе

вещественных и письменных исторических памятников .В - четвёртых ,

экскурсии , проводимые с целью установления связи материала , изложенного

- 13 -

в учебнике , с современностью . В- пятых , историко - производственные

экскурсии . Они способствуют выбору профессии . /Приложение № 3/

Туристско - краеведческие походы и экскурсии


Краеведение использует туризм как интересную форму .В свою очередь , во

время походов учащиеся выполняют различные краеведческие задания .

Поход , как и экскурсия , в своей структуре имеет три этапа : подготовку , про -

ведение и подведение итогов , использование краеведческого материала в

учебно- воспитательной работе . Подготовка к походу обычно начинается

заблаговременно .

Историко - краеведческие экспедиции , как и туристско - краеведческие похо-

ды , бывают тематические и комплексные . Комплексные экспедиции преследу-

ют своей целью всестороннее изучение тех или иных краеведческих объектов ,

например комплексное изучение своего района . Естественно ,что здесь будут

принимать участие и историки , и географы , и биологи , и другие специалисты.

Историко - краеведческая конференция


Конференция отличается от историко - краеведческого вечера более глубокой

научностью и строгостью . Историко - краеведческие конференции обычно

проводятся по итогам определённого периода исследовательской работы круж-

ка , общества .Конференцию можно закончить викториной .

Школьный историко - краеведческий музей


Школьный музей имеет свои спецефические особенности и задачи .Во-первых ,

главной особенностью школьного музея является то ,что он имеет учебно -

педагогическое назначение . Во - вторых , уже бесспорно то , что сама

-14-

организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и


инициативы учащихся , а созданный музей становится поисково -творческой

лабораторией , ведущей учителей и учащихся по пути приобщения их к творчес-

кой деятельности .В - третьих , школьный музей - это не только хранилище цен-

ных документальных материалов , памятников истории , реликвий прошлого и

ценностей наших дней , но и место научно - педагогической обработки собран-

ного материала и создания на его основе дидактических пособий по истории и

другим предметам . В - четвёртых , хотя по основному признаку - наличию

фонда подлинных памятников - школьный музей и не отличается от

государственного или народного музея , существует различие в научной

ценности коллекций , в глубине и размахе научной разработки вопросов .

Создание комплексного музея оправдывает себя в сельских школах и в школах

и тех городов и посёлков , где нет городских музеев . Среди школьных музеев

особенное место занимают военно - исторические музеи / музеи боевой славы /.

Выбор профиля музея в основном определяется : научной дисциплиной , на ос-

нове которой строится экспозиция ; возможностями комплектования основногоъ

фонда ; задачами учебно - воспитательной работы школы ; интересами учителя


  • организатора и учащихся - активистов ; исторически сложившимися осо-

  • бенностями развития населённого пункта . Главный признак любого музея -

  • наличие подлинных памятников , которые составляют основной фонд .Наряду

  • с этим есть и вспомогательный фонд .

В ряде случаев школьный музей организуется силами краеведческого кружка

под руководством учителя - энтузиаста .Но всё же больший педагогический


-15-

эффект мы имеем тогда , когда в работу по созданию музея включаются все

школьные кружки , весь коллектив учащихся и учителей . Опыт показывает ,

что целесообразнее начинать создание музея с составления плана , который

обсуждается и утверждается на педагогическом совете . Для руководства этой

работой назначается учитель , обычно историк или географ .Под руководством

учителя совет музея составляет план экспозиций , утверждает тематику ,

примерный перечень материалов , которые можно найти , рекомендует пути

поиска материалов , организует для этой цели консультации , разрабатывает

задания каждому классу .

Открытие музея не следует откладывать до того времени , когда будут собраны

все экспонаты , предусмотренные планом . Уже с появлением первых материа-

лов необходимо организовать выставки экспонатов , создавать краеведческий

уголок , который будет постепенно перерастать в музей .

Поскольку музей - это цент всей краеведческой работы в школе , то в нём

рекомендуется иметь : план работы музея , задания каждому классу , список

краеведческой литературы , различные памятки , вопросники , подборки

газетных вырезок и других материалов по краеведческим темам , а также

разработки различных форм внеклассной и внешкольной работы: викторин ,

вечеров , походов , экскурсий и др. И конечно , библиотеку краеведческой

литературы , подшивки местных газет , журналов .

Пути сбора материалов для музея могут быть различными . Основными из них

Являются систематический сбор материалов по избранной тематике через

-16-


систему заданий в ходе учёбы, во время экспедиций , походов , экскурсий ,

встреч , путём переписки с учреждениями , организациями и отдельными

лицами . Каждый предмет , материал , который поступает в музей школы ,

необходимо записывать в книгу поступлений .

Если собранный и приведённый в систему материал любого музея широко и

систематически используется как на уроках , так и во внеклассной работе , если

музей становится достоянием новых поколений школьников , то это и рождает

стимул для дальнейшей творческой работы .

Школьный салон


Необычная форма внеклассной работы - школьный салон - на нём удачно

соединяются знания по литературе , истории , музыке , пении , фольклоре и т.д.

Во время встреч можно обсудить такие проблемы как :

1.»Имя в истории»

2.»В гостях наш земляк…»

3.»Белорусский книгосбор»

.

4.Символы нашей Родины.

5.»Люблю наш край».

6.Легенды и мифы Белоруссии».

7.Национальные блюда Белоруссии.

8.Белорусские народные молодёжные игры.

9.Женщина и белорусская культура.

10.Цветы в жизни исторических личностей .

11.Мой край - моя жизнь.


-17-


Заключение


Краеведение / как выразительная и продуманная воспитательная система /эффек-

тивно и оптимально обеспечивает воспитание / с переходом на самовоспитание/

каждого участника процесса активного познавательного взаимодействия ,

вырабатывает способности к учению /самообучению /через активное

воздействие на педагогическое пространство с целью максимального его

приближения к воспитательному пространству .








-18-

Литература

1.В.А.Ашурков и др. «Историческое краеведение» .М., «Просвещение» ,1980 г.

2.Озёрский И.З. «Начинающему учителю истории».М., «Просвещение» , 1989 г.

3.Метельская А. «Сочинение по истории» .Белорусский исторический журнал»

№4/1996 год.

4.Гостев А. «Единое воспитательное пространство и краеведение».История :проб-

лемы преподавания .№3/2000 г.

5.Сымон Борис . «Личности в истории Белоруссии. 10-18 вв.» История :пробле-

мы преподавания .№1/1999 г., №2/1999 г .

6.Банделиков Н. «Историческое краеведение во внеклассной работе учителя».

История :проблемы преподавания .№2/1997 г.

7. Корзюк А. «Школьное музееведение /Программа факультативного курса для

учащихся 9-11 классов». История :проблемы преподавания .№3/2001 г.

8.Тур В. Шульман М. «Музей как центр изучения истории».

История :проблемы преподавания .№1/1998 г.

9.Бердникова Е. и др. «Формы внеклассной работы по истории». М. «Просвеще-

ние». 1965 г.



-19-


© 2010-2022