Профилактика бродяжничества среди подростков

Раздел Воспитательная работа
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21 г. Челябинска



Формы проведения работы

по профилактике бродяжничества и правонарушений среди

подростков в классе.












Подготовили: классный руководитель

7х классов Гаркуша И.В



Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

-рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

-массовые нарушения прав детей;

- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

-омоложение преступности;

- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Вопрос, связанный с профилактикой правонарушений бродяжничеством детей был актуален всегда, и волнует сегодня не только учителя, педагога, но и каждого гражданина, а так же государство в целом.

В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подростковых правонарушений, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной.

Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику. Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, средняя общеобразовательная школа. Школа предоставляет удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы учащихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью "выпадения" из социальной среды).

Сегодня школа - это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи. Именно работники системы образования - школьные психологи, классные руководители и учителя-предметники, - могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы.

Планируя воспитательную работу на учебный год, в первую очередь мы опирались нормативные документы:

-Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;

-Конституция Российской Федерации;

-Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

-Указы Президента РФ;

-Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая особенности современных подростков и факторов окружающей среды, влияющих на их психологическое развитие, для своевременного выявления и установления причин и обеспечения профилактики негативных явлений в поведении детей, нами были определены следующие сферы деятельности воспитательно-профилактической работы в классах (7 классы) на 2015-2016 учебный год:

- создание в классах условий для успешного формирования творческого школьного сообщества включающего в себя учащихся, учителей и родителей;

- развитие принципов толерантности, ценности личности каждого участника образовательного процесса;

- развитие внеклассной деятельности с целью обеспечения максимально широких возможностей для совершенствования личности каждого индивида;

- вовлечение школьников в социально значимую деятельность и профилактика девиантного поведения;

- отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения учащихся;

- систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся;

- психологическая и педагогическая помощь по формированию адекватной самооценки;

- ориентация на здоровый образ жизни, привлечение учащихся к занятиям спортом;

- оказание помощи тем, кто находится в сложной жизненной ситуации;

- привлечение учащихся к укреплению правопорядка, как в школе, так и за ее пределами.

- формирование личности высокой общечеловеческой культуры;

- установление контакта с семьей и проведение работы с родителями по выявлению проблемы ребенка и семьи.

Компоненты (составляющие) сферы деятельности воспитательной работы, так или иначе, подразумевают мероприятия, целью которых является профилактика и борьба с беспризорностью и правонарушениями.

Поэтому воспитательная работа в классах планируется и ведется с учетом общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей, деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях с использованием активных форм и методов работы:

- гражданско - патриотическом;

- спортивно- оздоровительном;

- художественно- эстетическом;

- духовно-нравственном и др.

Как классные руководители, мы используем различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися:

- посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам;

- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;

-консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;

- индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

- вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность школы;

- вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

Мы изучаем индивидуальные особенности детей, их занятость в свободное время в учреждениях дополнительного образования, социальное положение и материально-бытовые условия проживания семей. По результатам данных обследований в начале учебного года составили социальные паспорта классов, выявили трудных детей, детей из социально-незащищенной категории; подопечных детей, детей «группы риска; совместно с родительским комитетом создали банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи.

Для предотвращения бродяжничества и безнадзорности мы контролируем посещаемость занятий учащимися классов. С этой целью мы регулярно заполняем страницу пропусков уроков в классном журнале и в тот же день сообщаем родителям о пропусках уроков.

Коллектив класса принимает активное участие в районных акциях и конкурсах по профилактике правонарушений.

С целью профилактики правонарушений, повышения правовой культуры несовершеннолетних в классе ежемесячно проводим тематические классные часы, коллективно-творческие дела.

C целью профилактики беспризорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма в течение учебного года проводим классные часы и беседы по соответствующей тематике. Были проведены классные часы по темам: «Что мне за это будет?» (Приложение 1), «Что для вас здоровый образ жизни?», «Права и обязанности подростков», "Проблемы в современном мире". Также был организован просмотр тематических фильмов с последующим обсуждением. В классах организованна лекторская группа, которая проводит в классах правовые лектории по темам профилактики правонарушений среди детей и подростков. Создают агитационный материал (брошюры, газеты, памятки) для детей и родителей (Приложение 2).Принимая участия в подобных мероприятиях, ребята наших классов имеют возможность раскрыть свои таланты и наклонности, манипулируя полученными знаниями при разработке сценариев викторин, вечеров, дискотек, театрализованных представлений

Активная профилактическая пропаганда в 7 классах должна проводиться регулярно и целенаправленно, так как единичные бессистемные мероприятия не могут сформировать стойкие правильные убеждения у подростков. В наше время целесообразно иллюстрировать лекции и беседы ссылками на конкретные факты из жизни, приводить примеры из художественной и научно-популярной литературы, художественных фильмов, из средств массовой информации, необходимо также освещать юридические и правовые аспекты окружающего социума. К профилактической работе привлекаются сотрудники полиции, прокуратуры, инспектора ОДН, врачи-специалисты, психологи, хорошо подготовленные к работе с данным возрастным контингентом учащихся.

В целях раннего выявления девиантного поведения и социального неблагополучия в семьях, с целью коррекции поведения подростков, коррекции детско-родительских отношений проводятся беседы-консультации с подростками и их родителями. Систематически проводятся заседания родительского комитета с приглашением учащихся и родителей. Каждый случай правонарушений и нарушений дисциплины не остается без внимания. На родительских собраниях систематически ведётся беседа по профилактике беспризорности и правонарушений (Приложение 3).Принимаются совместные решения по коррекции поведения учащихся, выявляются причины и принимаются адекватные меры, даются рекомендации родителям по воспитанию детей. При необходимости социальный педагог, психолог, инспектор ПДН, посещаем семьи учащихся на дому.

Осуществляя вышеперечисленные формы профилактики, хочется отметить положительную динамику в 7 классах.

Профилактика бродяжничества среди подростков

Если посмотреть на диаграмму можно заметить, что профилактические меры оказывают положительную динамику на результаты и достижения поставленных целей и задач работы с классами, поэтому следует совершенствовать и корректировать свою дальнейшую работу т. к каждый новый учебный год необходимо учитывать возрастную особенность детей.

Позитивная профилактика - это та форма работы, которая позволяет через развитие личности сформировать грамотные установки жизни в правовом поле социума, не "запугивая" детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы "давим" на них и даем недостоверную информацию.

Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью профилактической работы является вовлечение подростков в досуговую деятельность, как в учебное, так и в каникулярное время. Каждый учащийся класса с пользой проводит своё свободное время. Они узнают друг друга, могут проявить себя, что отвлекает подростков от возможности оказаться в противоправной ситуации. Посещение экскурсий, выставок, участия в выступлениях агитбригад, молодежных движений, акциях районно-городского масштаба; посещение кружков и секций школ и учреждений дополнительного образования; спортивно-оздоровительных клубов, является достойной заменой дворовых компаний, подвалов и чердаков. Школьники под руководством квалифицированных педагогов и других специалистов разрабатывают проекты, организуют праздники и викторины.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям, поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.











ПРИЛОЖЕНИЕ №3

План-конспект родительского собрания

Тема: «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

Класс: 7

Цель: Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

  • Выяснить, какую ответственность несут несовершеннолетние за определенные виды нарушений. Ознакомить родителей с уставом школы.

  • Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему.

  • Способствовать проявлении дружественной обстановки и взаимоуважения идей, среди родителей.

Ход собрания:

Вначале родители делятся на группы по цветовым жетонам. Занимают столы, на которых помимо цветовой таблички подписана закрепленная с названием типа юридической ответственности. Среди учащихся класса предварительно до родительского собрания было проведено анкетирование.

Учитель: Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.

Обязанности подростка:

  • каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование;

  • несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе.

Все обязанности школьника отражены в уставе школы

Учитель: Помимо обязанностей мы несем обязательную ответственность за свои дела и поступки. Какие категории типов юридических ответственностей за нарушения существуют в законодательстве РК?

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

  • Уголовная ответственность;

  • Административная ответственность;

  • Дисциплинарная ответственность;

  • Гражданско - правовая ответственность.

  • Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения, преступления 16-летнего возраста.

  • с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, разбои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.

Учитель: Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

  • в судах - на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;

  • в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса РК об административных правонарушениях - на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия, мелкое хулиганство, неправомерное завладение имуществом без цели хищения, уклоняющихся от учёбы до получения основного базового образования, употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством.

А сейчас давайте с вами ознакомимся с типами юридической ответственности.

  • Уголовная ответственность - ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление - предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

  • Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся, нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

  • Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру, опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

  • Гражданско - правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Задание: Соотнести виды ответственности и нарушении.

1. Нецензурно выражался в общественном месте

2. Совершил разбойное нападение на бабушку

3. Испортил мобильный телефон одноклассника

4. Совершил прогул в школе

5. Совершил кражу мобильного телефона

6. Избил одноклассника

7. Появление подростка на улице в нетрезвом виде

8. Порвал учебник одноклассника

9. Курил в общественном месте

10. Взял без проса планшет и не вернул

11. Сорвал урок

12. Переходил дорогу в неположенном месте

13. Вымогал деньги с ученика младшего класса

14. Ходил по улице с одноклассниками в час ночи

15. Списал тайком у одноклассника и вместо него получил похвалу и оценку

16. Нащелкал кожурок от семечек в парке

17. Употребление насвая

18. Жестокое обращение с животными

19. Систематическое опоздание на 2 урока в школу

20. Разбил мячом окно

______________________________________________________________________

Д - дисциплинарная

У- уголовная.

Г - гражданско - правовая.

А- административная ответственность

Учитель знакомит родителей с результатами анкетирования учащихся, обращая внимание на ответ №2

Что может послужить причиной совершаемых подростками преступлений?» Многие из учащихся ответили - семейная ситуация

Рефлексия

Схема «Фишбоун». Родители разделенные по типам ответственностей заполняют схемы фишбоуэна и выбирают человека, который выступит с защитой коллективного проекта.


© 2010-2022