Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса Наши добрые дела

Раздел Воспитательная работа
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по внеурочной деятельности

«Наши добрые дела»


Пояснительная записка


Программа по внеурочной деятельности для 1 класса составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 279 - ФЗ от 29.12.2012г., на основании Устава МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова», требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП НОО/ООО МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова», учебного плана МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова».

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления «Наши добрые дела» разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов] под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарт второго поколения). «Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. - М.: Просвещение, 2011.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим.

Актуальная задача школы - воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.

В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочной деятельности формы и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.

При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные, творческие работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Цель данной программы является: приобщение обучающихся к общественно-полезной деятельности, предполагающей разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную на содействие всестороннему развитию личности школьника.

Решаемые задачи:

- воспитание бережного отношения к окружающей среде;

- выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;

- формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;

- участие в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- формирование гуманных начал жизни в социуме через совместную целенаправленную коллективно деятельность;

- формирование потребности выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;

- формирование осознанной потребности в труде;

- привитие навыков заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе;

- формирование трудовой активности и дисциплины;

- формирование творческого отношения к труду.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является коллективная. Также обучающиеся выполняют различную деятельность в группах, в парах и индивидуально, в зависимости от фронта работы с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Данная программа ориентирована на группу детей, обучающихся в 1 классе. Реализация ее рассчитана на 33 часа сроком на 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью в 1 час.

Виды и содержание общественно полезной деятельности

1. Самообсуживание - дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.

3. Волонтерская работа - забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора. Проведение тематических акций, помощь в организации мероприятий.

4. Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.

Что же должен делать учитель, чтобы общественно полезная деятельность

стала содержательной?

1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.

2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.

3. Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.

4. Использовать в системе такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знания, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.

Памятка по организации коллективной общественно полезной деятельности.

1.Проверь, все ли готово к работе.

2.Приступай работе сразу, не теряй ни минуты.

3.Выполняй задания старательно, не отвлекайся от дела.

4.Думай, что нужно сделать, чтобы ускорить работу.

5.Выполнил свое задание - помоги товарищу.

Правила дружной работы

1.Сначала выясни, какое значение имеет работа, в которой предстоит участвовать.

2.Точно определи объем своего задания и задания для всех. Помни: твое задание - часть общего задания.

3.Точно знай, кто, что будет делать, за какой участок будет отвечать.

4.Выполняй свою работу в срок и как можно лучше.

5.Смотри за работой товарищей. Если надо, ускорь работу, чтобы не задерживать других. 6.Помогай товарищам. Научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа.

7.Проверяй качество своего труда, требуй от других, добивайся, чтобы все работали на совесть.

8.Будь справедливым в оценке своей работы и труда товарищей. Учись хорошей работе у других.

Содержи в порядке свое рабочее место

1.На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

2.Используй подкладные листы во время выполнения каждой работы.

3.Закрепляй заготовки надежно, так, чтобы они не двигались и не портили стол.

4.Не забивай гвоздей в стол, не делай надписей и пометок на нем.

5.Не пробуй остроту инструментов на деталях и столе.

6.Бумагу, стружку и прочий мусор выбрасывай в отведенное для этого место.

Памятка бережливых

1.В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчетливо расходуй их. Помни правило: у нас расходы идут в доходы.

2.Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.

3.Наглядные пособия, книги, журналы, газеты, рисунки, чертежи не мни, не рви, сохраняй и береги.

4.Береги время, используй каждую минуту в деле.

5.Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.

Знай, люби и охраняй природу

1.Природа - это солнце, небо, земля, вода, почва, растения и животные. Это богатство береги и охраняй.

2.Не бросай на землю стекло, металлические предметы, не засоряй почву.

3.Береги зеленую растительность, не ломай зря деревья, не рви цветы, обходи газоны и клумбы, напоминай об этом маленьким и взрослым.

4.Не обижай зверей, птиц и насекомых. Проявляй заботу о них, помогай им. Учи этому маленьких детей.



Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате реализации программы обучающиеся:

- знают и выполняют правила дежурных по классу, в столовой;

- знают несколько видов комнатных растений;

- знают пословицы о труде;

- знают особенности труда обслуживающего персонала школы;

- знают способы ухода за комнатными растениями;

- знают правила бережного отношения к книгам;

- знают правила личной гигиены;

- выполняют правильный полив, очистку листьев;

- выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей;

- выполняют творческие работы с использованием различных материалов;

- бережно относятся к своим питомцам и домашним животным.

Универсальные учебные действия,

которыми должен овладеть обучающийся 1 класса


Личностные:

  • принимает и выполняет правила школьной жизни;

  • соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;

  • проявляет познавательный интерес к трудовому процессу;

  • ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • знает о факторах, наносящих вред здоровью.

Регулятивные:

  • принимает учебную задачу под руководством учителя;

  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

  • принимает элементарный план действий при работе в группе;

  • определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;

  • составляет элементарный план действий при работе в группе;

  • переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;

  • вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;

  • вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;

  • оценивает свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;

  • эмоционально рефлексирует свои действия;

  • готовит необходимые инструменты для занятия; удерживает организованное поведение во время занятия.

Познавательные:

  • отличает новое от уже известного под руководством учителя;

  • устанавливает очевидные причинно - следственные связи под руководством учителя;

  • владеет элементарными навыками чтения информации;

  • сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;

  • выполняет работу практического действия под руководством учителя;

  • использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;

  • умеет выделять существенные признаки;

  • способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;

  • устанавливает последовательность основных событий в тексте;

  • действует по аналогии;

  • проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

  • вступает в диалог; умеет слушать и понимать речь других;

  • соблюдает нормы речевого этикета;

  • оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает правила работы в паре;

  • готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя);

  • умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;

  • понимает, что у других людей есть своя точка зрения;

  • умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).










Календарно-тематическое планирование программы

«Наши добрые дела»

Дата проведения

Тема занятия

по плану

по факту

1


Каждый день - доброе дело

2


Больше дела - меньше слов

3


Что день учебный нам готовит?

4


Готовимся к празднику урожая

5


Поздравим наших учителей - изготовление колокольчиков

6


Создание листовок «Мы за чистоту!»

7


Создание листовок «Мы за чистоту!»

8


Акция «Мы за чистое село!»

9


Твой труд дома

10


Книга - лучший твой друг

11


Книжкина больница

12


Звери и птицы зимой

13


Кормушки для птиц

14


Новогодние украшения

15


Гирлянда на Новый год

16


Игрушки для елки

17


Удивительный мир цветов

18


Уход за комнатными растениями

19


Домашние питомцы

20


Уход за домашними животными

21


23 февраля празднует вся страна

22


Поздравим наших защитников

23


Открытки для милых дам

24


Школа - наш дом родной

25


Уют и порядок в классе

26


Памятка для будущих первоклассников

27


Красота вокруг нас

28


Посадили мы цветочки

29


Мусор - наш враг

30


Мир, труд, май

31


Скоро Праздник Победы!

32


Ветеранов не забудем!

33


Клумбы у школы















Список основной литературы


  1. Газета Начальная школа / Главный редактор М. Соловейчик. - М.: «Медиа-Пресса».

  2. Журнал Педагогическое творчество / Главный редактор А. Мерзлов. - М.: «Принт-экспресс».

  3. Наука быть человеком: материалы для классных часов. 1-4 классы / авт.-сост. Т.В. Волкова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 170с.

  4. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 204с.

  5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).













© 2010-2022