Разработка часа общения «Чтобы помнили …стихи, рожденные войной…»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка часа общения «Чтобы помнили …стихи, рожденные войной…»

МБОУ «ООШ №100 им. С.Е.Цветкова»









Разработка часа общения



«Чтобы помнили …стихи, рожденные войной…»





Подготовила: Бушмелева Н.В.

кл. руководитель 8 «А» класса





















Новокузнецк 2015



«Чтобы помнили…, стихи, рожденные войной»

1 ВЕДУЩИЙ:

Наш народ отметил 70 - летие со дня окончания самой страшной в истории человечества войны - Великой Отечественной. На защиту нашего Отечества встали все: молодые, взрослые, писатели и поэты, дети. Как сохранить нам прошлое и будущее. Нам думается - сохраняя память о той войне, чтобы помнили…. Встречи с ветеранами, фильмы, стихи писателей и поэтов о том времени - это бесценные свидетельства того времени.

Чтобы снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

писал Юрий Воронов

2 ВЕДУЩИЙ: Cтихи - это наша духовная культура.


С духовной культурой мы встречаемся, когда слушаем музыку Чайковского, Бетховена, читаем произведения Пушкина, Лермонтова, Есенина, Достоевского, Толстого, Симонова, созерцаем картины Репина, Сурикова, наслаждаемся игрой лучших актеров мира.

2015 год был объявлен в России годом литературы.

Театр, кино, литература -

Вот где Российская культура!

Скульптура, живопись, балет -

Культуры лучше нашей - нет!




3 Ведущий: Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны.

Нет в России семьи такой,

Где б ни памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат,

С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя,

Не солгать, не обмануть,

Ни с пути свернуть.

Владимир Златоусовский

Каким оно было, далёкое от нас молодое поколение грозных лет Великой Отечественной войны? Об этом мы можем узнать, читая пожелтевшие фронтовые треугольники, перебирая старые фотографии, слушая ветеранов…

Наш рассказ о тех, кто бесстрашно шагнул в зарево войны, навсегда оставшись опалённым им. Они поведали об этом в своих стихах - поэтической исповеди молодого поколения Великой Отечественной.

4 ВЕДУЩИЙ: Что мы знаем о них?

До войны в СССР было 2186 писателей и поэтов, 944 ушли на фронт, не вернулись с войны 417. Им было по 20 лет.

Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:
Когда это будет, не знаю.
В тени белоствольных берез
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез...
Подымут победные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны...




5 Ведущий: Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.
Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы...

6 Ведущий: Перелистаем же с вами его героические страницы -сборника стихов, рожденных войной:


В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорил поэт фронтового поколения Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком.


Война в стихах Самойлова - это бытовая и крылатая романтика. Поэзия его только начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и высоты... Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине... Возможно, вы задавали себе вопрос - как становятся поэтами? Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами рождаются:


Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!


7 Ведущий: У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи - страстные, искренние, а потому и живучие. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль. Он достойно, по-мужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь может оборваться в любую минуту.
Все написанное Семеном Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о "ледяной стуже" и "пламени пожаров", об "окопном терпении".

8. Ведущий : 24 июля 1941 года в газете "Известия" было опубликовано стихотворение Василий Лебедева-Кумача "Священная война". На следующий день композитор А.В. Александров написал к нему музыку. Еще через день песня была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале г. Москвы при проводах бойцов на фронт.

Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывами воюющей страны.

Слова песни "Священная война"придавали силы, уверенности в Победе:

"Вставай, страна, огромная…".

Вставай на смертный бой

С огромной силой темною

С проклятою ордой…»

Радиоприемники разносил вдохновенные слова и звуки…. Песня прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулеметными очередями, ее не в силах были заглушить крики врагов.

9. Ведущий: Война в начальный период, когда понадобилось быстро мобилизоваться и сплотиться для отпора врагу, потребовало от поэтов таланта ,сильного голоса. Стихи становились призывом, командой, приказом:

К оружью, товарищ !
Ни шагу назад !

Так писал Алексей Сурков.

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой,
Человеку было 20 лет.
Над лесным ручьем он дал обет
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток,
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток.

Стихи А. Суркова учили мужеству, они пользовались большой популярностью. Их печатали в газетах, заучивали наизусть и пели:

Бьется в тесной печурки огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза".
Поется в песне "Землянка".

10. Ведущий: Как уже повелось, самые лучшие стихи обретают песенные крылья, так произошло и с поэзией Михаила Исаковского.

Враги сожгли родную хату
Сгубили всю его семью,
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекрестке двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.

И все еще впереди - и приграничные сражения и контратаки под Москвой и подмосковные черные снега. Возмужают юноши в боях, окрепнут и вложит кому-то из них в руки Исаковский свою заветную гармонь и найдет для них новые зрелые и очень мудрые слова

"С берез не слышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс "Осенний сон"
Играет гармонист"

11. Ведущий : Анна Ахматова, создала в годы войны яркие, публицистические стихотворения, ее поэтическое слово умело быть агитационным.

Вражье знамя
Растает, как дым,
Правда, за нами,
И мы победим!

Стихотворение "Мужество" с большой силой выразило самый дух того необыкновенного времени, непреклонную убежденность у победе. Стихи похожи на формулу, из которой нельзя изъять ни одного слова - они словно врублены в камень от имени истории и народа. А.Ахматова писала:

Мы знаем, что нынче лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя русская речь,
Великое русское слово
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!



12. Ведущий: Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу некое предчувствие войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт.
Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку - жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. В них мы не находим патетики, потому что она в таких произведениях неуместна, невозможна, фальшива...


13 ВЕДУЩИЙ: Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет, мы, не задумываясь, называем "Землянку" Алексея Суркова и "Жди меня" Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, сказал, что "именно эти стихи о самом главном, именно они являют собой "души откровенный дневник».
К. Симонов "Жди меня"
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин души...
Жди, и выпить заодно с ними не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло!"
Не понять не ждавшим им,

Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

14.Ведущий: На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных, среди которых были писатели и поэты-фронтовики. Они пали за свободу и независимость нашей Родины...
Бессмертен подвиг татарского поэта Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровских застенках. Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров.
Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий... Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос...


15 .Ведущий: Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Еще раз всмотримся в лица тех, кто уходил на войну. Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудренные, с ясным взглядом. Героическое поколение победителей. Каким оно представляется нам, молодым. Александр Твардовский писал:


Я знаю, никакой моей вины
том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...










16 Ведущий: Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.

Из поэмы «Василий Теркин»:

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.
Я забыть того не вправе,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне.
Делу время, час забаве,
Дорог Теркин на войне.
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял: Не унывай!

17.ВЕДУЩИЙ: Имена молодых поэтов, военных корреспондентов вошли в историю нашей литературы: Юлия Друнина , ее сборник «В солдатской шинели», Евгений Долматовский , его роман в стихах «Добровольцы»,Булат Окуджава, автор песни «До свидания, мальчики»,Алексей Фатьянов и его песня «Где же вы теперь друзья-однополчане?»Михаил Матусовский, автор знаменитой песни «На безымянной высоте»,«С чего начинается Родина?»,песня, слова которой пронизаны любовью к родному дому, все ,что свято и дорого каждому человеку:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…


18 .УЧИТЕЛЬ: Наш город внес огромный вклад в ПОБЕДУ. Каждый день эшелоны увозили красноармейцев на фронт. Родные и близкие провожали их со слезами на глазах, но с верой в победу. Женщины, старики и дети пошли работать на заводы. Они изготавливали бомбы и снаряды, самолеты и танки, шили теплую одежду, вязали варежки для солдат. Война была очень жестокая, она принесла много горя и слез, разруху и голод.

На морях, реках, на суше и в небе, в лесах и в болотах шли ожесточенные бои. Долгих 4 года шла война. Но люди выстояли и победили. Война закончилась 9 мая 1945 года. Этот день стал в нашей стране великим праздником - днем Победы. На землю пришел мир. Многие не вернулись с войны. Но память о них живет вечно в наших сердцах. Почти в каждом городе нашей страны есть место, где можно вспомнить тех солдат, которые не вернулись с той страшной и тяжелой войны. В Москве - это могила неизвестного солдата, в нашем городе- Бульвар Героев. У этого памятника и зимой и летом лежат цветы - это цветы памяти, возле которых горит вечный огонь.



19.ВЕДУЩИЙ

Разные воспоминания, разные судьбы. Но для всех военных детей, кто помнит весну 45 - года, День Победы значит больше, чем праздничный день. Это 1418 дней их детства…. Жизнь детей Новокузнецка во время войны - это своеобразный урок истории. И как бы ни был он горек и жесток, он не должен пройти бесследно. Он нужен нашим детям, нашим внукам, чтобы ничего подобного не повторилось.

Детям войны посвящается….

А мы не стали памяти перечить

И вспомним дни далекие, когда

Упала нам на маленькие плечи

Огромная не детская беда.

Была земля и жесткой и метельной

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно

А были вместе - детство и война.

Роберт Рождественский

20 ВЕДУЩИЙ: Низкий поклон живущим и светлая память ушедшим от нас ветеранам Великой Отечественной Войны, труженикам тыла и новокузнецким детям, которые приближали День Победы, как могли….

Это вечером салют,

Много флагов на параде,

Люди радостно поют.

Ветераны с орденами

Вспоминают о войне,

Разговаривают с нами

О победной той весне.

21. УЧИТЕЛЬ: Памяти павших- во имя живых

Вы думаете павшие молчат

Конечно да!- вы скажите

Неверно! Они кричат ,пока еще стучат

Сердца живых и осязают нервы.

Они кричат, когда покой, когда

Приходят в город ветры полевые,

И со звездою говорит звезда

И памятники дышат как живые.

Они кричат и будят нас ,живых,

Невидимыми, чуткими руками,

Они хотят, чтоб памятником их

Была Земля с пятью материками!

Борис Богатков

Быстро мчится время. С каждым днем все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Но время не властно над памятью людей. И люди будут вечно помнить, и чтить бессмертный подвиг, совершивший нашим народом.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди, никогда
Об этом не забудем !

Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки.




























© 2010-2022