Статья Использование ИКТ в воспитательном процессе – как средство социализации детей с ОВЗ в школе-интернате

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лазарева Наталья Вильгельмовна, воспитатель

ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»

Использование ИКТ в воспитательном процессе - как средство социализации детей с ОВЗ в школе-интернате.



Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. Общественное воспитание детей имеющих отклонения в развитии в силу различных причин оказалось не в состоянии эффективно решать проблему социальной адаптации.

Одной из важнейших задач специальной коррекционной школы VIII вида состоит в том, чтобы подготовить каждого воспитанника к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого. Подготовить к получению воспитанниками, в будущем, профессии, трудоустройству. Одним из таких современных технологий для дальнейшей социализации детей с ОВЗ в обществе является использование компьютерных технологий в воспитательном процессе.
Использование ИКТ в воспитательном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. Компьютерные технологии способствуют развитию личности, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.
Включение компьютерных технологий в воспитательный процесс позволяет воспитателю организовать разные формы познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной работу воспитанников.
Одной из форм подготовки и представления материала, можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ, появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации процесса воспитания. При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход, появилась возможность рациональнее организовать весь учебно-воспитательный процесс.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
Воспитательные занятия, самоподготовки и коррекционно-развивающие занятия, проводимые с использованием мультимедиа в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья при восприятии материала.
При использовании мультимедийных презентаций имеем возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой воспитанника на восприятие предлагаемой ему информации.

Считаем, что одной из задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности материала, обеспечения «эффекта новизны». Занятия с применением компьютерной презентации, созданы воспитателем методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.
Активно используем ИКТ при проведении внеклассных мероприятий во внеурочное время по социализации воспитанников. Проводились такие мероприятия: « Россия - моя Родина», «Красная книга Хакасии», «Во славу Великой Победы» как основными задачами которых являлись - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.
С использованием ИКТ были проведены следующие открытые воспитательные мероприятия на республиканских семинарах : фольклорные праздники «Кузьминки»; «Праздник русской берёзки», «Весенние забавы».

Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и воспитателя, и воспитанника. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить воспитанников большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности воспитанников, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Опыт организации воспитательного процесса по описанным моделям в использовании ИКТ в коррекционной школе VIII вида позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки воспитанников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ в нашей школе - интернат, значительно повысился интерес педагогов в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в конкурсах и проектах.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Список используемой литературы:

1. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика - М., 2009.- №4(34)

2. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. - 2000. - № 8

3.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования - М.: Школа-Пресс, 1994



© 2010-2022