Организация профилактики наркомании МБОУ СОШ №2 им. А. М. Мирзагитовас. Кандры

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании»

Организация профилактики наркомании МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.КандрыВведение

Решаем мы огромные задачи,
Серьезные проблемы ставитжизнь,
Задача каждого - здоровье сохранить.

В большинстве своём современные люди, особенно молодые, не склонны всерьез задумываться о своем здоровье: рано перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщаются к дурным привычкам, которые только ухудшают его состояние. В свете этого, формирование у молодёжи убеждения престижности здорового поведения и воспитание потребности в здоровом образе жизни является очень актуальной задачей.На сегодняшний день молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодежь и особенно подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства,помогающие уходить от тягостных переживаний, происходит катастрофическое расширение девиантной среды наркоманов, в которую вовлекаются, в первую очередь, подростки и молодежь, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, а также правопорядку и общественной безопасности.Профилактика наркомании в школе должна начинаться с первых классов, иначе будет поздно. В современной культуре много встречается информации в фильмах, песнях, литературе, которая намекает или прямо утверждает о положительных свойствах наркотиков.[1, с.167.].

Сложившаяся в стране наркотическая ситуация среди несовершеннолетних, сопровождающаяся к тому же серьезными негативными социальными, медицинскими, экономическими и правовыми последствиями, придает проблеме особую остроту и актуальность.

Отсюда понятен тот интерес и те усилия, которые предпринимаются различными специалистами, разными ведомствами, государственными структурами и общественными организациями в направлении профилактики употребления несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ.

В понятие «психоактивные вещества» (ПАВ) включаются алкоголь, наркотики и токсические вещества. [4, с.17.].

Актуальность. Тема нашего проекта актуальна. С каждым годом катастрофически ухудшается здоровье детей, и эта проблема грозит обернуться вымиранием нации.

Проблема исследования.На сегодняшний день вопрос об употреблении наркотическими средствами и психотропными веществами несовершеннолетними стоит очень остро. С данной проблемой должно бороться не только общество, но и каждый человек.

Объектом исследования: профилактическая работа по употреблению наркотиков в образовательной среде.

Предметом исследования: условия внедрения профилактической работы в образовательном учреждении.

Цель - максимум профилактики употребления ПАВ, то есть полный отказ от них детей и подростков.

Задачи исследования:

1.Формирование осознанного отношения школьников и молодёжи к своему физическому и психическому здоровью.

2.Разработка мер по зависимости в социуме, школе.

3.Подготовка анкет для опроса, проведение и их анализ.

Гипотеза: Выделенная система профилактики наркомании в образовательной среде будет эффективной в том случае, если подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения.

Методы исследования: 1.Опрос

2. Анализ литературных источников.

3.Проведение анкетирования. 4.Обработка данных.

Новизна работы заключается в том,что в ней уточнена сущность понятия профилактики употребления ПАВ среди учащихся МБОУ СОШ№2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры

Практическая значимость работы:заключается в том, что исследование может быть использовано классными руководителями при проведении тематических классных часов, учителями; может быть взято учениками и их родителями на вооружение; дать ответы на некоторые интересующие вопросы.







Глава 1Общие сведения о психоактивных веществах (ПАВ)

1.1Исторические сведения о распространении потребления психоактивных веществ

История изготовления и потребления извечных и коварнейших врагов человечества - алкоголя, никотина, наркотиков - уходит вглубь тысячелетий. Все они изготавливались из местных растений. Нов древности на первый план выходили рациональные свойства веществ: необходимы были обезболивающие и обеззараживающие средства, средства для проведения религиозных обрядов. Поэтому первоначально использование психоактивных средств ограничивалось религиозно-племенными традициями и нравственными нормами. Но оказалось, что любые вещества могут быть, как помощниками человека, так и его врагами, когда сознательно или неосознанно злоупотребляют ими. [3, с. 28.]. Одним из явных признаков этого болезненного состояния, считается сильное влечение (мания) к одурманиванию, которое достигается с помощью приема определенного количества алкоголя, табака или наркотиков.

1.2 Причины употребления психоактивных веществ(ПАВ)


С каждым днем все больше детей вовлекаются в процесс употребления психоактивных веществ (ПАВ) и это стало эпидемией. Дети все более младшего возраста начинают пробовать ПАВ, включая внутривенное его введение. Затягивание процесса профилактики приводит к тому, что с каждым днем становится значительно труднее приостановить процесс принятия наркотика детьми, так как наступает привыкание к этим веществам. Можно выделить четыре группы причин употребления ПАВ:

1. Социальные.

2. Биологические, физиологические.

3. Духовные.

4. Психологические.

а)Социальные факторы.

Неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий (или очень высокий) имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья, неэффективные стратегии воспитания, особенности региона: широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности; неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних; традиционные:

культуральное потребление психоактивных веществ в данной местности;

активная пропаганда в средствах массовой информации (СМИ) направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов;

школьная образовательная среда.

б) Биологические, физиологические факторы.

Иногда высказываются суждения, что есть некоторая предрасположенность человека к ПАВ. Организм, насыщенный токсинами от неправильного питания, может стать причиной употребления ПАВ как источника других токсинов.

в) Духовные факторы.

Сторонники этой точки зрения считают, что дети начинают употреблять ПАВ из-за отсутствия духовности. Под духовностью понимается присутствие в человеке Благодати. Люди начинают употреблять ПАВ под влиянием Князя мира сего. Одна из самых больших побед дьявола состоит в том, что он сумел некоторых людей убедить, что его нет. Такие люди и сами не защищены от него, и других убеждают в отсутствии такового.

г) Психологические факторы.

Психологические (точнее сказать, психические) особенности детей, которые являются следствием окружения, в том числе школьной образовательной среды. Если с религиозной точки зрения определяющим фактором является влияние Духа Святого, то с точки зрения светской психологии определяющим фактором является психика человека. В психике принимается решение употреблять или не употреблять ПАВ. [4, с. 19.].

1.3 Вредное воздействиепсихактивных веществ(ПАВ) на организм человека

Никотин очень вреден для подростка, и употребление его в любых дозах небезопасно. Пагубное влияние табака начинается с ротовой полости. В первую очередь страдает зубная эмаль, на ней появляются микроскопические трещинки образуется кариес, на зубах оседает деготь, они чернеют, издают специфический запах.

Табачный дым раздражает слюнные железы, выделение слюны усиливается. При проглатывании слюны, содержащийся аммиак и сероводород, попавших туда из табачного дыма, начинает страдать желудок, развиваются такие болезни, как гастрит, язвенная болезнь, а потом и рак.

Под влиянием табачного дыма страдает и бронхо-легочная система - уменьшается проходимость бронхов, так как под воздействием никотина увеличивается образование слизи в бронхиальном дереве, появляется кашель, затрудненное шумное дыхание. Жизненная емкость легких уменьшается, а наличие в табачном дыме радиоактивных примесей и смол ведет к образованию злокачественных опухолей.[2,с.28.].
Алкоголь также вреден для организма человека и его психики. Влияние алкоголя на организм человека:

  • Хронический гастрит

  • Цирроз печени

  • Замедление работы головного мозга (замедление процессов запоминания и извлечения информации из памяти, галлюцинации и припадки)

  • Снижение остроты зрения и слуха

  • Ослабление вкусовых, обонятельных и осязательных ощущений

  • Нарушается управление мышцами

  • Нарушение координации движений

  • Снижение быстроты реакции

Употребление наркотиков пагубно сказывается на жизнедеятельности абсолютно всех органов и систем человека. В первую очередь страдают сердечно-сосудистая система, печень, почки, легкие, желудок. Развивается импотенция, разрушаются генетические основы существования как самого человека, так и его потомства, которое обречено на неполноценность. Дети рождаются уродами, слабоумными, страдающими серьезными психическими недугами, все это передается из поколения в поколение. Для подростков наиболее характерно употребление "экстези". Подростки считают его безопасным наркотиком, не смотря на то, что имеются многочисленные описания тяжелых и выраженных нарушений токсического характера. Это, прежде всего:

  • Токсическое поражение печени

  • Острая почечная недостаточность

  • Миокардиодистрофия

  • Интраваскулярная дегенерация

  • Тяжелая гипонатриемия

  • Кровоизлияния в мозг

Выводы по главе 1

Таким образом, отрицательное влияние на организм разовых, однократных приемов ПАВ, связаное обычно с влиянием компании сверстников либо со стремлением изменить свое душевное состояние, как правило, вызвать у себя повышенное настроение. Спровоцированное алкоголем или наркотиком (токсическим веществом) повышение настроения обязательно сопровождается заметными нарушениями мышления, внимания, поведения, утратой адекватной оценки своих поступков. Кроме того, всякая искусственная стимуляция положительных эмоций неизбежно влечет за собой последующее снижение настроения, сопровождающееся понижением жизненного тонуса, падением работоспособности (эффект маятника). Подавляющее большинство подростков, в прошлом доводили себя до состояния выраженного алкогольного опьянения. Опасность даже однократного приема алкоголя или иного ПАВ, могут привести к передозировке, требующей неотложных реанимационных мероприятий, а в некоторых случаях заканчивается смертельным исходом.








Глава2 Профилактическая работа

2.1 Профилактика вредных зависимостей у учащихся МБОУ СОШ №2им.А.М.Мирзагитовас.Кандры

Вредные привычки школьников - предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости.... Изучая профилактические мероприятия вредных зависимостей среди подростков в нашей страны ,мы задались целью, а какие же мероприятия проводятся в нашей школе? Активность принятия участия в мероприятиях проводимых в школе? Значимость проводимой работы?

По мнению психологов, профилактику курения, употребления алкоголя и наркотиков среди школьников следует начинать с диагностики их информированности в данном вопросе и с оценки понимания школьниками социально-психологических последствий пагубных привычек. В нашей школе социологические опросы и анкетирования среди учащихся помогли провести учителя, социальный педагог, учащиеся. Всего принимали участие 65 человек в возрасте от 14 до 17 лет.

При ответе на вопрос "Полезно ли курение для организма человека?" Из опрошенных "Да" ответили 2 человека - 1%; "Нет" - 63 человек - 99%, т.е. почти все участники опроса понимают, что курение вредно для здоровья.(Приложение №1)

На следующий вопрос "Куришь ли ты?" Из опрошенных "Да" ответили 5 человек -7 % и дали ответ "Нет" 60 учащихся -92%. Это значит, что подростки осознают вред курения.(Приложение №2)

Отвечая на вопрос "Есть ли желание бросить курить?" из 5 курящих подростков ответили "Да" 3 человека -60%; "Нет" - 2 человек -40%.

Уверенные ответы дали учащиеся на четвёртый вопрос анкеты "Чаще или реже курящие люди болеют простудными заболеваниями?" "Чаще" ответили 59 человек -91% и "Реже" всего 7 человек -9,2%.

Никто из учащихся не пробовал наркотические или токсические вещества, и сейчас не употребляют. Ребята понимают, что употребление любых наркотиков представляет серьезную угрозу для их здоровья и жизни.

Следующий блок вопросов был о влиянии алкоголя на организм человека.

На вопрос из опрошенных "Как часто в вашей семье употребляют алкоголь?" учащиеся ответили следующим образом:

А. только по праздникам - 64ч. - 96%;

Б. по выходным дням - -

В. в дни получки - -

Г. несколько раз в неделю - -

Д. почти ежедневно - -

Никогда - 1 - 4%

Из опрошенных попробовали алкоголь в 12-14 лет - 7 человек - 40% это произошло "с товарищами за компанию". Отвечая на вопрос об изменении самочувствии после приема алкоголя, ребята отметили, что испытывали сонливость и вялость, головную боль, тошноту.

На вопрос о необходимости чтения лекций о вреде алкоголя и наркотиков из опрошенных "Да" ответили 60 человек - 76%; "Нет" - 5 человек - 24%.(Приложение №3)

Подростки хотят получать больше информации о вредном воздействии табакокурения, алкоголя, наркотических и токсических веществ и знакомиться со специальной литературой по этой проблеме.

Учащимся 9 классов был предложен тест "Что я знаю и чего не знаю о наркотических веществах?" Анонимность теста дала возможность учащимся откровенно ответить на все вопросы. Подробный анализ теста позволил определить круг вопросов, которые явно вызывают у подростков затруднения, увидеть противоречия.

При ответе на вопрос "Алкоголь - это стимулирующее, возбуждающее средство", "Верно" ответили - 92%.

Отсюда вывод, что следует проводить беседы, часы общения, валеологическиедесятиминутки, просматривать фильмы о вредном влиянии алкоголя на организм человека, на систему органов, особенно на ЦНС (центральную нервную систему).

95% учащихся ответили "Верно" на вопрос "Если родители пьют, то их дети тоже будут пить". Подростки понимают, что молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице, в школе.

Вопрос "На равное количество какого-либо наркотика все люди реагируют одинаково" вызвал у ребят затруднение, "Верно" ответили - 73% учащихся.

На вопрос «Необходима ли в школе работа по предупреждению химической зависимости» учащиеся ответили "Да" 59 человека - 80%, "Нет" 6 человек - 20%.

На вопрос "С помощью каких мероприятий можно защитить подростков от табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков" учащиеся дали следующие ответы:

-разработка и демонстрация наглядных материалов - 52 учащихся -80%;

-организация психологической само- и взаимопомощи - 5 учащихся - 8%;

-уроки по профилактике ПАВ (психоактивных веществ) в школе -7 учащихся - 11%;

-никак - 1 учащийся -1%.

2.2 Участие учащихся в проводимых профилактических мероприятиях в МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры

Огромная роль в нашей школе отводится проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья:«День здоровья», «Папа, мама, я - спортивная семья», День защиты детей, участие в акции «Спорт против наркотиков», спортивно-оздоровительные праздники, месячник «Школа против наркотиков и СПИДа.

Так, в рамках муниципального этапа Всероссийской акции «Cпорт как альтернатива пагубным привычкам» ежегодно проводятся «День здоровья».

Эти дни в стенах нашей школы проходят необычно. По установившейся традиции день начинается с зарядки. Под руководством участников хореографического кружка под ритмичную музыку ученики делают упражнения. Далее на поле спортивного зала разгорается поистине жаркое сражение, с какой самоотверженностью и напором проходили схватки: прыжки через скакалку-«Кто больше?»,броски мяча через кольцо, подтягивание, первенство школы по гирям, дартс , соревнования по настольному теннису среди учащихся 6, 7, 8, 9-11 классов, по стрельбе из пневматической винтовки.

Учащиеся младших классов активно борются за победу спортивной игры «Сильные, ловкие, дружные, смелые».Эмоции ребят били через край; все хотели доказать, что они сильные, ловкие - самые лучшие. Дети с большим интересом участвуют во всех спортивных мероприятиях, на которых царить здоровых дух соперничества и здорового образа жизни.А для учеников начальной школы были проведены ставшие уже традиционными и потому особо любимыми соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья!»

Мнения ребят, показали, что большинство школьников уже задумались о том, как повлияет сохранение здоровья на их будущую жизнь и карьеру. Физическая культура, спорт, занятия в тренажерном зале, в кружках, правильная организация свободного времени, интересного и содержательного отдыха-все это противостоит развитию вредных привычек, и, прежде всего привычек к употреблению алкоголя, табачных изделий и наркотиков.Хочешь быть здоровым - будь им! Давайте доверимся спорту! Ведь спорт - это альтернатива вредным привычкам!(Приложение № 4)

Очень интересно, познавательно проходят внеклассные мероприятия «Я выбираю»,в котором принимают участие учащиеся 5-9 классов. Сценарий внеклассного мероприятий построен с учетом возрастных особенностей учащихся, учтены аспекты современных профилактических программ; в нем есть и достаточно серьезная информация, и игровые моменты, и профилактические меры. Важно, чтобы у школьников в процессе общения развивались следующие качества: умение распознавать попытки отрицательного влияния со стороны сверстников, умение противостоять им; умение четко формулировать аргументы против вредных привычек; определение в выборе здорового образа жизни.(Приложение № 5)

Ежегодные туристические слеты « В кругу друзей», в котором принимают участие учащиеся 5-11 классов. Изучив правила безопасного поведения на дороге и в лесу, ребята отправляются в путь. Преодолеть маршрут протяженностью в 5 км оказалось не так уж сложно. Прибыв на место дислокации, классы разбивают лагерь, разводят костры, организовывают туристический быт. Команды каждого класса показывают свою ловкость и сноровку, пройдя полосу препятствий, определяют азимут, бегут по бревну, мышеловка, бабочка, переноска пострадавшего, бег в противогазах - все это успешно выполняют соревнующиеся. После нелегких испытаний ребята показывают музыкальные номера: поют походные песни под гитару, зажигательно танцуют. А завершается туристический день награждением команд. Уставшие, но довольные туристы возвращаются домой.Наши туристические слеты удаются на славу! (Приложение №6)

Конкурсы детских рисунков и плакатов «Я за здоровый образ жизни» проводятся в нашей школе систематически. Работы развешиваются в фойе школы и посмотреть на них могут все желающие. Победителей награждают почетными грамотами. Наша школа большое внимание уделяет детям, ведь они -будущее общества.(Приложение № 7)

Самыми популярными формами работы по ЗОЖ являются круглые столы «Здоровым быть модно!», смотры строя и песни, тренинги на формирование благоприятного климата в коллективе, конкурсы плакатов «Мы против наркотиков», рисунков «Здоровый образ жизни», буклетов на антинаркотическую тему: «Я выбираю жизнь!»(Приложение №8)

Очень нравится учащимся школы отдыхать в летнем лагере «Ватан». Лагерь «Ватан». Стал излюбленным местом для наших школьников,который расположен на берегу озера Кандры-Куль. Проживание в вагончиках, деревянных домиках, есть столовая, крытая спортивная площадка, баня, душ. Разнообразный природный ландшафт дает уникальную возможность для проведения учебно-тренировочных сборов. В лагере организуется интересная туристская и конкурсная программа, дискотека, видеосалон. (Приложение №9)

В туристском палаточном лагере «Ровесник»,который располагается на южном побережье озера Кандры-Куль ребята из нашей школы, постигают азы "сложнейшего" бивачного дела: как правильно выбрать место и установить свою палатку, организовать полевую кухню, научиться разводить правильные костры даже без спичек и готовить нехитрую пищу туриста:что может быть вкуснее макарон с тушёнкой, печёной картошки и чая собственного приготовления с ароматом "дымка"? (Приложение №10)



Выводы по главе 2

Как бы не сложились результаты опросов, каждый подросток должен осознать, что употребление любых наркотических веществ - болезнь сознания и без личного участия в решении этой проблемы, она просто неразрешима. Для этого подростку необходимы, широкие знания о механизме воздействия наркотических веществ и страшных последствиях их употребления. Известно, что только информированный человек - независим, уверен и более защищён от жизненных ошибок. В этом ему помогут родители, учителя, врачи, психологи и другие, напрямую заинтересованные в решении этой проблемы, службы.

Основной целью опроса было не только получить приближенную к действительности информацию о потреблении ПАВ в подростковой среде, что позволит объективно оценивать ситуацию в определенный период времени, но и на основании анализа полученных данных более прицельно и грамотно проводить последующую профилактическую работу в школе.

По результатам анкетирования мы видим, что учащимся необходима профилактическая работа в школе. Подросткам следует объяснить, что реакция на наркотические вещества у каждого человека индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость), способ приема наркотика.









Заключение

В современной школе должны быть созданы все условия для охраны и укрепления здоровья. Надо учить ребёнка быть здоровым, учить его жить в изменяющемся мире с минимальным ущербом для своего физического и психического состояния. Надо вырабатывать у школьников осознанное отношение к своему здоровью.

Надо создать школу, содействующую здоровью, это такая школа, где состояние каждого под контролем, где быть здоровым учит любой педагог (собственным примером в том числе), где главными союзниками учителей являются родители.

На «выходе» должен получиться выпускник, не отягощенный приобретёнными недугами, умеющий заботится о себе, ценящий здоровый образ жизни в самом широком понимании. Необходимо создание у человека стойкой внутренней мотивации на здоровье, тогда и у молодёжи не будет проблем с наркозависимостью. Ведь чтобы бороться с вредными привычками учащихся, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. Каждый человек должен с детства осознавать, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Таким образом, проанализировано достаточно много теоретического материала, проведено много исследований, сделаны выводы. Во всех формах организации работы использовались следующие принципы:

- работа группы для школы должна быть общественно полезной;

- работа должна быть направлена на решение вопросов охраны здоровья детей;

- работа должна способствовать обретению учащимися дополнительных занятий и умений в области экологической культуры, медицины и сохранения здоровья.

И самым важным итогом проведения работы являлось создание эффективной пропаганды ЗОЖ для детей и молодёжи. Ведь ЗОЖ принято считать показателем уровня культуры человека и государства в целом.













Список литературы

1.Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления. Учебное пособие / Под ред. Э. Ф. Вагнера и Х. Б. Уолдрон. - М.: Академия, 2006.

2.Белов Н.В. 10 000 советов. Как избавиться от алкоголизма и наркозависимости. - М.: Харвест, 2005.

3. 3.Иванова Е.Б. Как помочь наркоману? «Комплект», Санкт-Петербург,1997 4.Наркомании у подростков/ В.С. Битенский, Б.Г. Херсонский, С.В. Дворяк, В.А.Глушков.-К.:Здоровье,1989. 5.Школа без наркотиков. Книга для педагогв и родителей // Издание 2-е, переработанное и дополненное // Под научн. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. - СПб.:2001.

6.«Аргументы и факты» № 22 - 2007 г.; № 50 - 2008 г.;

7.«Классный руководитель» № 2 - 2007г.; № 4 - 2008г.;

8.«Физкультура в школе» № 4 - 2005 г.; № 8 - 2004 г.;

9.«Воспитание школьников» № 4 - 1999 г.; № 7 - 2002 г.; № 5 - 2003 г.; № 4 - 2007 г.; № 1 - 2008 г.; № 3 - 2008 г.;

10.«Последний звонок» № 4 - 2003 г.;

11.it-med.ru/library/n/narkomaniy.htm

12.medicport.ru/stati/narkologiya/narkomaniya_problema_kompleksnaya




Приложение №1



  1. "Полезно ли курение для организма человека?

  2. "Куришь ли ты?

  3. "Есть ли желание бросить курить?"

  4. "Чаще или реже курящие люди болеют простудными заболеваниями?"

1. "Как часто в вашей семье употребляют алкоголь?" учащиеся ответили следующим образом:

А. только по праздникам -

Б. по выходным дням -

В.дни получки -

Г. несколько раз в неделю -

Д. почти ежедневно-

2. Во сколько лет вы попробовали алкоголь?

3. Изменилось ли ваше самочувствие после приема алкоголя?

4. Есть ли необходимость чтения лекций о вреде алкоголя и наркотиков в школе?

Верно

или

Не верноа) "Табак в сигаретах является наркотиком

б) "Люди, которые злоупотребляют наркотиками, вредят лишь себе

в)"Алкоголь - это стимулирующее, возбуждающее средство

г)"Если родители пьют, то их дети тоже будут пить

д)"На равное количество какого-либо наркотика все люди реагируют одинаково"

1. «Доводилось ли Вам пробовать «вкус» наркотиков?»

«Да»
«Нет»
«Затрудняюсь ответить»

2. «Если Вы сталкивались с употреблением другими людьми наркотиков, то, что это было?»

а. Курение «травки»

б.Употребление таблеток

в .Вдыхание химических препаратов

г. Укол в вену, инъекции

д. Нюханье порошка

3. «Если Вы узнаете, что Ваш друг, приятель, близкий знакомый - наркоман, то как Вы поступите?»

а. Прекращу знакомство

б.Отнесусь к этому равнодушно

в. Постараюсь воздействовать на человека с тем, чтобы он «оставил» наркотики

г. Попрошу попробовать наркотик

д. Сообщу кому-то из старших (родителям, учителям)

е. Затрудняюсь ответить

4. « Знакомы ли вы с продавцами наркотиков?»

«Да»
«Нет»
«Затрудняюсь ответить»

5.«Причины употребления наркотиков молодыми людьми?»

а. Под влиянием других людей, компаний

б. От безделья, отсутствия занятий

в. По принуждениюупотребления наркотиков

г. Из-за стремления к удовольствию

в. Отсутствует контроль взрослых

д. Ради интереса к «запретному плоду»

е. Из-за употребления спиртных напитков

ж. От незнания всех последствий

з. Чтобы забыть плохое

и.Желание выглядеть взрослым

к. От неумения контролировать себя

л. Чтобы стать «своим»

м.Затрудняюсь ответить

6. Хотели бы вы попробовать наркотики?

«Да»
«Нет»
«Затрудняюсь ответить»

1.Что для вас главное в жизни

  • семья

  • здоровье

  • материальное благополучие

  • профессиональная карьера

  • свой вариант________________________________________

2.Как вы относитесь к курению

  • мне всё равно

  • это не для меня

  • категорически против

  • я курю

  • свой вариант_________________________________________

3 .Как вы относитесь к спиртному

  • никогда не пробовал

  • пью с друзьями

  • пью дома по праздникам

  • категорически против его употребления

  • свой вариант___________________________________________

4.Как вы относитесь к наркотикам

  • никогда не пробовал и не буду

  • считаю, что всё в жизни надо попробовать

  • их употребление - нормально в наше время

  • свой вариант_________________________________________

5. Как вы считаете, почему молодёжь начинает пить, курить, употреблять наркотики

  • любопытство

  • стремятся так доказать свою взрослость

  • не хотят выделяться

  • уходят от решения проблем

  • способ расслабиться

  • свой свойвариант________________________________________

  1. Необходима ли в школе работа по предупреждению химической зависимости

  • да

  • нет

7. Спомощью каких мероприятий можно защитить подростков от табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков

  • разработка и демонстрация наглядных материалов

  • организация психологической само- и взаимопомощи

  • уроки по профилактике ПАВ (психоактивных веществ) в школе

  • свой вариант_________________________________________









Приложение №2





Приложение №3













Приложение №4

Организация профилактики наркомании МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры

Организация профилактики наркомании МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры


Приложение №5

Организация профилактики наркомании МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры

Организация профилактики наркомании МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры


Приложение №6

Организация профилактики наркомании МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры

Организация профилактики наркомании МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры

Приложение №7

Организация профилактики наркомании МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры

Организация профилактики наркомании МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры

Организация профилактики наркомании МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры



Приложение №8





БУКЛЕТ

































Приложение №9


Организация профилактики наркомании МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры



Организация профилактики наркомании МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры


Приложение №10





Организация профилактики наркомании МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры























Приложение №11

Глоссарий

Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся наркотики, токсические вещества (наиболее распространены в детской и подростковой среде - ингалянты: пары бензина, клея и т.п.), табак, алкоголь.

Наркотики - психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических веществ (то есть изготовление, хранение, перевозка и распространение этих веществ влечет за собой юридическую ответственность)

Злоупотребление психоактивными веществами- неоднократное употребление психоактивных веществ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.

Профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний)

Адаптация - приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде. В психотерапии различают адаптацию психологическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды; социальную - приспособление человека к определенным формам социальной деятельности.

Внушение - воздействие на психику человека, при котором путем преимущественно не осознаваемой психической активности создается установка на функциональное развертывание ее резервов. Внушение реализуется, если оно соответствует логическим построениям, присущим мышлению пациента.

Воздействие педагогическое- влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

Возрастной подход - учёт и использование закономерностей развития личности (физических, психологических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Воспитательные отношения - разновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т. п. развитие и совершенствование.

Группа взаимопомощи - группа, члены которой поддерживают друг друга в выздоровлении или в поддержании выздоровления от алкогольной или другой наркотической зависимости либо оберегают друг друга от воздействия чьей-либо зависимости, причем без профессиональной терапии или руководства.

Гуманизация образования - распространение идей гуманизма на содержание, методы и формы обучения.

Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиоллогического статуса ребёнка новой социальной ситуации.

Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры по заданным правилам.

Диагноз педагогический - определение характера и объёма способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учёбе, отклонений в поведении.

Диагностические тесты на наличие психоактивных веществ - медицинское изделие в виде бумажных полосок для иммунохроматографического выявления в моче испытуемого психоактивных веществ (морфин, героин, метадон, экстази, марихуана, кокаин, амфетамины и др.). Используются монотесты и мультитесты, последние применяются для

Задача педагогическая - осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятия на этой основе решений и плана действий.

Защита психологическая - неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержания у человека высокой оценки и создание внутреннего психологического комфорта, на устранение или снижения чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) - неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющие негативные медицинские, психологические и социальные последствия.

Наркотики - психоактивные вещества, включенные в официальные списки наркотических средств и психотропных веществ.

Наркомания - повторное использование психоактивного вещества или веществ в таких количествах, что потребитель (называемый наркоманом) периодически или постоянно находится в состоянии интоксикации, имеет навязчивое стремление принять предпочитаемое вещество (или вещества), с большим трудом добровольно прекращает употребление психоактивных веществ или изменяет его характер, а также проявляет решимость добыть психоактивные вещества почти любыми средствами.

Потребители наркотиков - лица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления.

Потребность - сильное желание ПАВ или его интоксицирующего действия. Желание может возрасти при виде, запахе, вкусе препарата или других раздражителях, связанных с приемом вещества в прошлом.

Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, алкоголь, никотин и другие средства.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами - совокупность мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний, на охрану и укрепление здоровья и нормативного психического и физического развития населения.

статуса человека, восстановление здоровья пациента.

Реабилитация наркозависимых - медико-психолого-социальная система, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и социального статуса.

Реабилитация несовершеннолетних - система воспитательных, психологических, образовательных, медицинских, социальных, правовых, трудовых мероприятий, направленных на формирование стабильной антинаркотической установки, ресоциализацию и реинтеграцию личности в общество.

Реабилитационный потенциал - это совокупность физических, психических, социальных, духовных возможностей детей и подростков в преодолении зависимости от ПАВ и ее последствий, в восстановлении или формировании их личностных и социальных качеств, способствующих возвращению в семью и к общественно полезной деятельности без употребления ПАВ.

Реабилитационная среда - это совокупность функциональных и структурно-организационных факторов, объединенных программой реабилитации.

Специалист - превентолог - специалист (психолог, социальный педагог и т. п.), реализующий систему мер по профилактике наркозависимости.

Специалист - реабилитолог - специалист, занимающийся реабилитацией наркозависимых (медицинский работник, психолог, социальный работник, педагог и т. п.)

Центр реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью - учреждение, осуществляющее комплекс педагогических, медико-психологических и социальных мероприятий, направленных на восстановление психического и социального статуса детей и молодежи, страдающих зависимостью от психоактивных веществ.

Я-концепция - система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относительно себя.







Приложение№ 12

Памятка для учащихся: "8 способов сказать "НЕТ!""

Восемь способов сказать «НЕТ»!

1. Говори: «Нет, спасибо».

- Ты хочешь выпить?

- Нет, спасибо.

2. Объясни причину отказа.

- Ты не хотел бы покурить?

- Нет, спасибо. Я не курю, это портит мое здоровье.

3. Повтори несколько раз свой отказ (как заезженная пластинка).

- Хочешь покурить сигаретку?

- Нет.

- Ну, давай!

- Нет.

- Ты только попробуй, тебе понравится.

- Нет.

4. Уходи.

- Давай выпьем водки и покурим. Сегодня родители придут поздно.

- Нет. Я ухожу.

5. Смени тему разговора.

- Давай купим пива.

- Нет, пойдем лучше ко мне, у меня есть новый интересный фильм.

6. Избегай критических ситуаций.

- Если ты знаешь, где пьют пиво, курят сигареты, лучше не ходи туда, избегай таких мест.

7. Используй так называемый «холодный душ».

- Ты чего вчера сбежал, побоялся выпить, покурить? Пойдем сегодня, попробуешь. Не обращай на него внимания, игнорируй его, уходи.

8. Сила в друзьях.

Дружи и встречайся с теми, кто тебя понимает, кто поможет тебе в трудный момент, кто придет к тебе на помощь и поддержит тебя. Не дружи с ребятами, у которых есть вредные привычки!

Приложение№ 13

Грустная реальность.

  • Среди 197 стран мира Россия находится на 68 месте по уровню здоровья.

  • По продолжительности жизни мужчины России на 135 -м месте, а женщины на 100-м месте.

  • 30 - 40 % детей - группа риска по развитию психических заболеваний.

  • В России 5 - 6 % здоровых детей.

  • Женщины, у которых курят мужья, живут на 4 года меньше. Пассивное курение увеличивает на 10 - 30 % риск развития рака лёгких. У курильщиков рак лёгких появляется в 90 % всех случаев.

  • В настоящее время в мире 3.000.000 человек ежегодно убивает табак. Начиная с 1950 г. он убил 65.000.000 человек, т.е. больше чем погибло во 2-ой мировой войне.

  • Если человек начал курить в 15 лет то его жизнь будет короче на 8 лет, а если раньше 15 лет, то рак лёгких появляется в 5 раз чаще, чем у тех, кто начал курить после 25 лет.

  • 90 % умственно отсталых детей - дети алкоголиков и пьющих родителей.

  • В пьющих семьях 40 % дети больные.

  • Если человек курит в день от 1до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года, по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 года; если выкуренных 20 - 39 сигарет - на 6,2 года.

  • Курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростков полпачки.

  • У юношей и девушек алкоголизм как тяжёлая, трудноизлечимая болезнь возникает и развивается в 4 раза быстрее, чем у взрослых.

  • По мнению медиков:

* 1 сигарета сокращает жизнь на 15 мин;

* 1 пачка сигарет на 5 часов;

* тот, кто курит 1 год - теряет 3 месяца жизни;

* кто курит 4 года - теряет 1 год жизни;

* кто курит 20 лет - теряет 5 лет жизни;

* кто курит 40 лет - теряет 10 лет жизни;

  • Смертность среди наркоманов за 5 лет увеличилась в России в 5 раз.

  • 90 % ВИЧ - инфицированных - наркоманы.

  • По данным ВОЗ, только 2 - 3 % курящих, ежегодно бросают курить, хотя желание выражают почти 90 %.

  • В России курят 35 % мальчиков до 15 лет.

  • В сигаретах около 4000 вредных веществ, а сигаретный фильтр задерживает всего 20 %.

  • В 1 см3 содержится 3 млн микрочастиц сажи.

  • 80 % мужчин осуждают курение женщин.

  • Из 1000 подростков, начавших курить в 15 лет 250 умирают от болезней, связанных с курением.

  • На 4 года раньше может умереть женщина, муж которой курит.

  • Самое опасное вещество в табаке "полоний-210". Он облучает курильщика и окружающих: 300 сигарет доза радиации, равная по воздействию ежедневному посещению рентгеновского кабинета в течение года.

  • Если выкуривать в день пачку сигарет за 20 рубля, то за год можно прокурить 7300 рублей.

  • Табак в Россию завезли англичане в 1585 г., курильщиков наказывали 60-ю ударами палкой по пятам, а если попадался вторично, то отрезали нос и уши.

  • В семье, где курили родители, начинают курить 67 % мальчиков и 78 % девочек.

  • Если подросток выкурил хотя бы 2 сигареты, то в 70 случаях из 100 он будет курить всю жизнь.











Приложение№ 13

МЫ ОБРАЩАЕМСЯ К ЮНЫМ!

Всем нам грозит опасность. Она, как белая туча, невидима на горизонте, но многие уже попали под ее страшный дождь. Эта опасность - наркомания. Еще недавно вести о ней доходили до нас только из других стран. Теперь она пришла к нам и распространяется по законам эпидемии: один наркоман заражает за год пятерых-шестерых.

Что такое наркомания! «Нарке» на древнегреческом означает «неподвижность», «беспамятство». Лекарства-наркотики дают тяжело больным, чтобы облегчить их страдания, чтобы они не чувствовали боли. Но у лекарств-наркотиков коварное свойство. Организм привыкает к ним и начинает требовать новых доз. При этом человек испытывает такое же мучение, как, например, при сильной жажде, только страшнее. Наркомании - болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам. Избавиться от этого пристрастия человек не может. Привыкший к наркотику организм испытывает в нем такую сильную потребность, что человек идет на все - обман, воровство, даже на убийство, лишь бы достать наркотик.

Наркотик - безжалостный палач, который требует; «Укради, убей, достань очередную дозу, прими ее, иначе я подвергну тебя жуткой пытке».



Рецензия научного руководителя

На исследовательскую работу по теме «Профилактика наркомании в образовательной среде», выполненную Хабибуллиной Чулпан ученицей 9Б класса МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитовас.Кандры.В настоящее время проблема наркозависимости населения, является в высшей степени актуальной. Подростки и юноши должны хорошо осознавать губительную роль употребления наркотиков в формулировании личности. Для этого они должны быть информированы о причинах наркомании и последствиях употребления наркотиков. С данной проблемой должен бороться весь мир, и борьба должна вестись на всех уровнях, в том числе СМИ и в Интернет. Практическая значимость работы: заключается в том, что исследование может быть использовано классными руководителями при проведении тематических классных часов, учителями; может быть взято учениками и их родителями на вооружение; дать ответы на некоторые интересующие вопросы.

Цели исследования Хабибуллиной Чулпан - максимум профилактики употребления ПАВ, то есть полный отказ от них детей и подростков. Изложение материалов является четким и последовательным. Выводы и заключение соответствуют цели и задачам исследования.

Данная работа представляет интерес и заслуживает внимания.Работа выполнена на высоком уровне, поскольку учащийся проанализировал большое количество интернет-сайтов по заданной тематике, провел грамотный анализ ресурсов, провёл анкеты среди учащихся.

Работа построена последовательно, заслуживает внимания и положительной оценки.

Научный руководитель работы: ХисамоваРушания Рустамовна

43


© 2010-2022