Классный час Береги честь смолоду

Раздел Воспитательная работа
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с. Китаевского Новоселицкого района Ставропольского края


Классный час

в 11 классе

«Береги честь смолоду»


Подготовила: Елена Михайловна Ильченко,

учитель русского языка и литературы


2015-2016 уч. год

(Слайд 1: «Береги честь смолоду»).

Добрый день, дорогие ребята!

Меня зовут Елена Михайловна.

Cегодня у нас с вами состоится откровенный разговор на очень серьёзную тему.

Честь
Николай Глазков

- Береги честь смолоду! -
Справедливо слово то.
Было много раз оно
Там, где надо, сказано!


Да и в зрелые года
Честь твоя - не ерунда,
И ее - об этом речь -
Тоже следует беречь!

А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть
Сохранившаяся честь!

Люди добрые, поверьте:
Честь нужна и после смерти.
Долговечней жизни честь -
Это следует учесть!


- А какой же он, человек чести, ребята? (говорят дети).

- Вот как сказал об этом наш известный поэт Булат Окуджава.

(Слайд 2: Совесть, благородство и достоинство. Б. Окуджава).

Читается стих со слайда..

- Какие же качества необходимы, чтобы стать Человеком, о котором говорит поэт? Давайте их назовём.

- Прежде всего, СОВЕСТЬ! Послушайте, пожалуйста, притчу монаха Варнавы (Санина)

Жил на свете человек. Раз сказала ему совесть, что он не прав, другой, третий...
На четвертый решил человек избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал...
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!
Притворился тогда человек больным и говорит:
- Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обругал, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ - молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба - в сердце:
- Здесь я...
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

- Ребята, а когда человеку стало плохо? (Без совести). Что болело у него? (Сердце, душа).

- А что же такое совесть, ребята? Как вы думаете? Вас когда-нибудь мучила совесть? (Отвечают).

(Слайд3: Совесть в словарях). А вот как толкуют это понятие словари. (Читаю значение по словарю).

- А сейчас мы поработаем в группах. Вам предстоит сделать выбор. Для анализа я предлагаю отрывок из произведения русской литературы. Постарайтесь вспомнить его название, автора. Рассказ обрывается на кульминации, а развязки нет, а стоит знак вопроса. Как же поступит главный герой? Домыслите, как закончится рассказ. В файлах у вас лежат тексты. Можете приступать к работе.

Ситуация. Работа в группах.

Событие это трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица, а развязка так оригинальна, что подобное возможно только в России. Вымысла в рассказе нет.

Зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге была сильная оттепель: снег таял, с крыш падали днем капели, а лед на реках посинел и взялся водой. На Неве перед самым Зимним дворцом стояли глубокие полыньи.

Пора была самая тихая и безмятежная. Сначала в карауле все шло хорошо: посты распределены, люди расставлены. Но вдруг, в исходе второго часа ночи разводный унтер-офицер, весь бледный, объятый страхом, сообщил начальству о страшном несчастье!

Часовой, солдат Измайловского полка, по фамилии Постников, услыхал, что в полынье человек отчаянно молит о помощи.

Постников долго слушал отдаленные крики и стоны утопающего и приходил от них в оцепенение. В ужасе он оглядывался туда и сюда, но ни на набережной, ни на Неве, как назло, не усматривал ни одной живой души.

Подать помощь утопающему никто не может, и он непременно зальется.

Солдат Постников стал соображать, что спасти этого человека легко. Сбежать на лед, бросить веревку или подать ружье.

Но Постников помнит и присягу; он знает, что он часовой и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки.

С другой же стороны, сердце у Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает...

Страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему

помощи.

За один получас, пока это длилось, совсем истерзался сердцем Постников и стал ощущать "сомнения рассудка". Но он отлично понимал, что если оставит пост, то сейчас же последует военный суд, а потом гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть, даже и "расстрел". Но со стороны вздувшейся реки опять наплывают все ближе и ближе стоны, и уже слышно отчаянное барахтанье.

Тут вот сейчас и есть иорданская прорубь... Конец!

Постников еще раз-два оглянулся во все стороны. Нигде ни души нет, только фонари трясутся от ветра и мерцают, да по ветру, прерываясь, долетает этот крик... может быть, последний крик...

Вот еще всплеск, еще однозвучный вопль, и в воде забулькотало…

Верно, ваши мысли совпали с мыслями автора.

(Учитель читает продолжение). Часовой не выдержал и покинул свой пост. Постников бросился к сходням, сбежал с сильно бьющимся сердцем на лед, рассмотрев, где бьется заливающийся утопленник, протянул ему ложу своего ружья. Утопающий схватился за приклад, а Постников потянул его за штык и вытащил на берег.

- Трудно было Постникову сделать выбор? Почему? (Спасти человека или расстрел?

- А как бы поступили вы, ребята, на месте Постникова?

- Постникова надо было наказать или поощрить? А кто из вас вспомнил автора и произведение?

(Слайд 4. Н. С. Лесков).

ВЫВОД: Постников из тех, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него. Эти прямые и надежные люди довольны святым порывом любви. Они делают это по великодушию, по состраданию, понимая, что, спасая жизнь другому человеку, они губят себя... Это высокое, святое чувство!

И если вам, ребята, когда-нибудь придётся делать в своей жизни выбор, вспомните скромного солдата Постникова из рассказа Н. С. Лескова «Человек на часах».

- А теперь предлагаю вам заменить данные предложения фразеологизмами со словом СОВЕСТЬ. Можете работать в парах. Возьмите конверты с предложениями и приступайте к работе.

1

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.)

Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести)

2

Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

Человек, лишенный всяческих моральных принципов. («Нет ни стыда, ни совести»).

3

Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

- Вот и вы, ребята, всегда старайтесь жить по совести.

Учитель: Совесть (Яна Кузовлева)

Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.


- Совесть неразрывно связана с такими понятиями, как


ЧЕСТЬ, ДОЛГ, ДОСТОИНСТВО, ПОДВИГ.


- Ребята, а как вы понимаете эти слова? Что такое честь?

(Слайд 5)

- А вот как толкуют понятие «честь» словари. Читаю со слайда.

- А что такое долг? Как понимать выражение: «Честь имею». Не уронить чести.

- А есть ещё, ребята, воинская честь - то внутренние нравственные качества, достоинства воина (воинского коллектива), характеризующие его поведение, отношение к коллективу, к выполнению воинского долга.

Высшее проявление воинской чести - подвиг на поле боя во имя общей победы.

(Военный энциклопедический словарь Н.В. Агаркова).

- 2016 год объявлен Годом Кино. И я хочу предложить вашему вниканию трейлер к замечательному фильму «Офицеры» режиссёра Владимира Рогового. В главных ролях лучшие актёры советского кино - Василий Лановой, Алина Покровская, Георгий Юматов. Этот фильм - о любви к Родине, к жизни, гордости за свою профессию, которая формирует характеры, взгляды, мировоззрение, - профессию защитников Родины.

(Просмотр трейлера «Офицеры»). youtube.com/watch?v=_qmvVVoKbDc&list=RD_qmvVVoKbDc

- Какие события отражены в фильме? Какую дату мы отмечали в прошлом году? (70-летие Великой Победы).

Давно ушла от нас война.
Седыми стали ветераны.
Но сорок пятая весна
Доныне лечит чьи-то раны.

- Великая Отечественная война испепеляющим огнём прошлась по всей земле, коснулась каждой семьи. Не обошла она стороной и наш район. Пять человек стали Героями Советского Союза. Давайте вспомним их имена!

(Слайд 6. Герои войны).

Покуда сердца стучатся, помните,

Какою ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните, - обращается к нам Р. Рождественский.

Музыка «Журавли».

Учитель. XX век стал самым кровавым веком в истории нашей Родины. Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это «выполнением интернационального долга». 25 декабря с 15.00 начался ввод соединений и частей 40 -й Армии в Демократическую Республику Афганистан. И 15 февраля 1989 года - особый день. Это день вывода Советских войск из Афганистана. Именно в этот день закончилась война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Но в памяти людской ей еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей, обелисками и жестяными звездочками и ворвавшимся фронтовым ветром в нашу мирную жизнь, песнями и стихами. Афганистан - навсегда наша память и боль! А тех, кто служил в Афганистане, в Чечне, в других горячих точках мы узнаем не только по орденским нашивкам. Мы узнаем их по спокойным и твердым лицам. Это люди, на которых можно положиться. И тогда они лишь выполняли свой воинский долг. Более 40 человек из нашего района служили в Афганистане. Двое погибли, проявив мужество и храбрость.

(Слайд 7. Афганистан) (Музыка к песне «Журавли»)

Наш земляк, поэт, бывший редактор газеты «Авангард» Майборода Василий Николаевич написал книгу о наших земляках - героях Афганской войны. Вот эта книга «Вспомним их поимённо». Книга о героях, живущих с нами рядом. За мужество, отвагу, стойкость и патриотизм были награждены солдаты медалями «За боевые заслуги», «От благодарного афганского народа», орденами «Красной звезды».Я советую вам прочитать эту книгу.

- Ребята, а в наше время есть место подвигу? Кто они эти герои? (Ответы детей)

- Смогли бы вы совершить подвиг?

Итог занятия. Рефлексия.

- Подходи к концу наш откровенный разговор. Для кого же важно, ребята, дорожить честью?

Учитель: Беречь честь смолоду нужно для семьи, для окружающих, для Родины, для себя, для будущего. Честь - это богатство, оно дороже всякого наследства. Недаром народная мудрость гласит: «Богатство потеряешь не много потеряешь. Честь потеряешь, лучше бы тебе совсем не рождаться». Эти слова говорят о том, что честь - это одно из главных качеств человека и ее нужно беречь с рождения.

(Слайд 8). Кодекс чести.

- Итогом нашего занятия станет проект Кодекса чести, который вы сейчас составите. Вам дано несколько Законов, из которых вы выберете 3 самых, на ваш взгляд, важных, а представитель группы защитит свой Кодекс. Какой, на ваш взгляд, самый важный Закон?

- Ребята, ваши мнения совпали, а это значит, что у вас одни цели и одинаковые ценности.

(Слайд 9. Цветок).

Учитель: Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть, честь, достоинство. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Надеюсь, что это занятие не прошло для вас даром.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы никогда не запятнали своей Чести и жили с чистой Совестью. И я вижу, что наша страна в надёжных руках. Судя по вашим ответам, можно с уверенностью сказать, что вы - достойные граждане нашей Родины.

Большое вам спасибо за участие!

© 2010-2022