- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе (4-6 классы)
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе (4-6 классы)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чудиновская М.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КАЗИНО»
(проведенной в рамках предметной декады
предметов общественно-гуманитарного цикла)
Разработала
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Чудиновская М.А.
город Риддер,
декабрь, 2014
Интеллектуальная игра
ЛИТЕРАТУРНОЕ КАЗИНО.
Цели:
-
выявление интеллектуального потенциала учащихся, определение уровня развития творческих способностей учащихся;
-
развитие интереса к литературным произведениям.
Задачи:
-
реализация интеллектуальных возможностей детей;
-
развитие познавательной сферы, операций мыслительной деятельности учащихся;
-
содействие самовыражению и самореализации учащихся;
-
формирование коммуникативных умений детей;
-
развитие коллективного целенаправленного сотрудничества и лидерских качеств;
-
воспитание уверенности в себе, ответственности.
Возраст участников: 3 - 7 класс
Оборудование: игровые столы с необходимым оборудованием для каждой игры в отдельности:
-
Рулетка (игровое поле, карточки с категориями вопросов, песочные часы или секундомер)
-
Темная лошадка (карточки с распечатанными заданиями)
-
Черный ящик (3 черных коробки, яйцо, яблоко, бутылка с водой, распечатанные задания)
-
Лото (мешочек с бочонками, «потерянные вещи» сказочных героев)
-
Кости (игральный кубик, распечатанные ребусы, листы и ручки для выполнения задания, секундомер)
-
Пасьянс (игральные карты с фотографиями авторов и героями их произведений)
Денежная валюта - «ум», зачетная таблица на каждый класс, грамоты.
Правила игры:
Казино представляет собой цикл разнообразных игр, основу которых составляют литературные произведения. Самостоятельно выбирая игру, учащиеся зарабатывают денежную валюту «ум», которую по завершению пребывания в казино сдают в общий банк. По сумме заработанных «денег» определяется победитель в каждой параллели.
Ход игры.
У входа в казино учащихся каждого класса встречает ведущий.
Вступительное слово:
Ведущий: Здравствуйте дамы и господа, леди и джентльмены! Мы рады сообщить вам об открытии элитарного клуба для тех, кто всего в жизни привык добиваться своим умом! Итак, вы переступили порог интеллектуального казино. Слово «казино» пришло к нам из Италии, означает «маленький дом», «место для отдыха» Казино - это игорный дом, в котором зачастую проигрывают огромные суммы денег, ставя на кон дома, машины и даже жизни. Но наше казино необычно, необычно тем, что мы не забираем ваши деньги, а даем вам их в обмен на ваши знания. Кроме этого каждая условная единица на вашем счету говорит не столько о том, насколько госпожа Фортуна к вам благосклонна, а является доказательством вашей личной заслуги.
Сейчас каждый из вас получит по одному «уму», на который вы можете сделать ваши ставки за одним из столов. Сегодня в нашем казино к вашим услугам: рулетка, кости, пасьянс, темная лошадка, лото, черный ящик. За каждым столом вас встретит крупье и объяснит более подробно правила игры.
Выдача игрокам денежной валюты «ум»
А теперь вы можете пройти к игорным столам, но не забывайте о том, что время работы казино ограничено и составляет 15 минут.
Основная часть.
Игра «Рулетка»
Правила игры: Учащиеся крутят рулетку (выполнена в программе Microsoft PowerPoint), в зависимости от выпавшего сектора (география, биология, русский язык, математика, технология) учащиеся в течение 1 минуты должны ответить на 10 вопросов. Минимальная ставка 1 «УМ», максимальный выигрыш 10 «УМов».
Сектор ГЕОГРАФИЯ.
-
Место рождения колобка (печка)
-
Название улицы на которой проживал Незнайка со своими друзьями? (В Цветочном городе, на улице Колокольчиков)
-
Куда летел доктор Айболит к заболевшим гиппопотамам? (Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо) -
Как называется в сказке Пушкина - заповедное место на краю мира; морской залив, бухта, изгиб морского берега? (Лукоморье)
-
На какой материк ни в коем случае не должны ходить маленькие дети? (Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять! ) -
В какой реке Волька нашел таинственную лампу с джином? (Москва - река)
-
В каком городе родился Илья Муромец (Муром)
-
Назовите город, в котором сбылись мечты Страшилы, Железного Дровосека и Трусливого льва. (Изумрудный город)
-
В какую страну попал Буратино, желая разбогатеть (в страну Дураков)
-
Откуда родом Снежная Королева (Лапландия)
Сектор МАТЕМАТИКА.
-
Сколько голов у Змея Горыныча? (3 головы)
-
Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря в сказке А.С. Пушкина «О золотой рыбке» (Ровно тридцать лет и три года.)
-
Сколько желаний мог исполнить Цветик-Семицветик? (семь)
-
Сколько лет провел в заточении старик Хоттабыч? (несколько тысяч лет)
-
Сколько богатырей назвали своей сестрицей царевну из сказки Пушкина? (семь)
-
Сколько братьев обогрели у костра маленькую падчерицу в новогодней сказке Маршака С. (12 месяцев)
-
Сколько витязей прекрасных выходят на берег вслед за дядькой Черномором? (30)
-
Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился? (ноль)
-
Сколько желаний должен был исполнить великий и ужасный Гудвин? (4 желания)
-
Сколько железных сапог должен истоптать герой, сколько сгрызть железных хлебов на пути к достижению цели в русских народных сказках? (3)
Сектор БИОЛОГИЯ.
-
По какому дереву любил прогуливаться ученый кот? (по дубу)
-
Назовите разновидность рыбы, пойманной стариком в сказке Пушкина. (золотая)
-
Назовите птицу, в которую превратился гадкий утенок. (лебедь)
-
Какие цветы росли на подоконнике у Кая и Герды (розы)
-
Какой цветок просила привезти купца одна из его дочерей из стран заморских? (аленький)
-
Из какой травы Эльзе следовало сплести 11 рубашек для своих братьев? (крапивы)
-
Назовите фрукт, чудесные свойства которого разнообразны: омолаживают, отравляют, показывают все новости мира. (яблоки)
-
Овощ, который поддается лишь дружной компании (репка)
-
Название рыбы, которая способствует ничего не деланью (щука)
-
Какой овощ, благодаря волшебству, сумел превратиться в средство передвижения? (тыква)
Сектор ТЕХНОЛОГИЯ.
-
Именно этот предмет служил навигатором многим добрым молодцам в русских сказках. (клубочек)
-
Волшебный предмет, позволяющий сказочным героям остаться незамеченными. (шапка-невидимка)
-
Эта вещь смогла объединить несколько профессий: повара, официанта, ресторатора. (скатерть самобранка)
-
Из какого материала хотят видеть мост у себя под окнами сказочные цари? (из хрусталя)
-
Назовите мастерицу, которая из овоща легко может сделать транспортное средство (крестная)
-
В какой посуде (согласно сказкам) можно узнать все мировые новости? (тарелка)
-
На каком летающем средстве Волька Корольков со стариком Хоттабычем отправились за другом Женькой? (на ковре -самолете)
-
Какой строительный инструмент можно использовать в качестве заправки к каше? (топор)
-
Какой предмет одежды позволяет героям за несколько минут оказаться в другом конце сказочного царства (сапоги-скороходы)
-
Единственная жидкость, которой лечатся сказочные герои (живая и мертвая вода)
Сектор РУССКИЙ ЯЗЫК
-
Назовите слово, в котором сорок А (сорока)
-
Из названий каких двух букв можно приготовить еду? (Ка - ша, у- ха).
-
Название каких двух букв составляют эпоху? (эр-а).
-
Назовите слова, в которых пишутся три Е ( Змееед, длинношеее).
-
В каком глаголе сто отрицаний (стонет).
-
Какая змея бывает наречием.(уж)
-
На какой вопрос нельзя ответить НЕТ. (Ты меня слышишь?)
-
Назовите слово, в котором сто Л (стол)
-
Продолжи ряд: сестра - сестры, плечо - плечи, голос - голоса, брат…? (братья)
-
Как одной крошкой накормить досыта всю семью? (поставить букву О)
Игровой стол «ЛОТО»
Правила игры. Учащиеся вынимают из мешка бочонки. В зависимости от номера бочонка, называют имя хозяина «пропавшей вещи» Минимальная ставка - 1 «УМ», максимальный выигрыш - 10 «УМов», т.к. за каждый правильный ответ дается 1 «УМ»
-
Кому принадлежит хрустальная туфелька? (Золушке)
-
Зонтик - Оле-Лукое
-
Скорлупа ореха - Дюймовочка.
-
Шляпа - Кот в сапогах.
-
Зеркало - Снежная Королева.
-
Веретено - Спящая Красавица
-
Бумажный кораблик - Стойкий оловянный солдатик
-
Корзина с подснежниками - Падчерица
-
Золотые монеты - Буратино
-
Цветик - Семицветик - девочка Женя.
-
Метла - Баба-Яга
-
Яйцо - Кощей Бессмертный.
-
Кувшин - Старик Хоттабыч
Игровой стол «Черный ящик»
Правила игры. Учащиеся делают ставку и получают возможность выбрать один из черных ящиков. Выслушав описание предмета, игроки должны ответить на вопрос: «Что лежит в черном ящике?»
-
В черном ящике находится то, что объединяет кисель, рыбу, хлеб, ложку и траву. (Вода, седьмая вода на киселе; как с гуся вода; как рыба в воде; сидеть на хлебе и воде; в ложке воды утонуть; тише воды, ниже травы.)
-
В черном ящике находится то, что объединяет Кощея Бессмертного и Курочку Рябу. (Яйцо)
-
В черном ящике лежит то, чем можно отравиться, с помощью чего можно омолодиться и даже увидеть то, ч то происходит в сказочном мире. (Яблоко. Молодильные яблоки, яблоко по блюдечку, отравленное яблоко)
Игровой стол «Кости»
Правила игры. Учащиеся бросают кости. В зависимости от количества очков им предоставляется возможность за 1 минуту решить представленный ребус. Минимальная ставка - 1 «УМ», максимальное количество выигрыша не ограничено, т.к. за каждый правильный ответ выдается 1 «УМ»
Игровой стол «Пасьянс»
Правила игры. Учащиеся должны соединить автора с его произведением. Минимальная ставка - 1 «УМ», максимальный выигрыш зависит от сделанной ставки, т.к. каждый ум удваивается.
-
Н.Носов - «Приключения Незнайки»
-
А.Волков - «Волшебник Изумрудного города»
-
А. Линдгрен - «Малыш и Карлсон»
-
А.С. Пушкин - «Сказка рыбаке и рыбке»
-
Г. Андерсен - Оле-Лукойе
Игровой стол «Темная лошадка»
Правила игры. Учащиеся имеют право (после того как сделали ставку) выбрать одну из карточек с темной лошадкой. После этого читается описание литературного героя, задача игрока - назвать имя героя.
Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета, - он отливает то голубым, то зелёным, то красным… Под мышками у него по зонтику: один с картинками - его он раскрывает перед хорошими детьми… другой совсем простой, гладкий…
Оле - Лукойе
Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шёлковых шароварах и нежно - розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.
Старик Хоттабыч
Этого героя при рождении назвали Натху, позже у него появилось несколько прозвищ: одно из них - лягушонок. Он был смуглым и черноволосым, как большинство индусов. Родители бросили его, спасаясь от тигра Шерхана. Мальчик чудом уцелел и попал на воспитание в семью волков, которые через некоторое время был принят в стаю. Его учителем стал медведь Балу, а подругой и защитницей - пантера Багира. Когда мальчик подрос, ему пришлось пережить много приключений: он попал в плен к обезьянам; восстанавил власть Акелы, которого «подставили» на охоте; сражается с рыжими псами.
Маугли
Это молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой. Сначала она жила у столяра Луки Александровича и его сына Федюшки, а потом у нового хозяина под кличкой Тетка. Там она познакомилась с котом Иваном Иванычем, гусем Федором Тимофеичем и свиньей Хавроньей Ивановной. Когда она стала знаменитой, вернулась к прежним хозяевам.
Каштанка
Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.
Снежная Королева
Заключительное слово.
Ведущая: Дамы и господа, мы сожалеем, но время вашего пребывания в нашем интеллектуальном казино вышло, и подошло время подсчитывать заработанные «УМы». На начало игры вам было выдано _____ «УМов» (по количеству игроков), на конец игры вы владеете_____ «УМами», а это значит, что ваш выигрыш составил_____ «УМов». Конечные результаты будут оглашены после того, как в нашем казино поиграют все желающие.
Я надеюсь, что вы проведи свое время в нашем казино не зря и узнали много нового и интересного. До новых встреч в нашем элитном клубе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ИГРОВОЙ СТОЛ «ПАСЬЯНС»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ИГРОВОЙ СТОЛ «КОСТИ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИГРОВОЙ СТОЛ «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»
ТЕМНАЯ
ЛОШАДКА
ТЕМНАЯ
ЛОШАДКА
ТЕМНАЯ
ЛОШАДКА
ТЕМНАЯ
ЛОШАДКА
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ДЕНЕЖНАЯ ВАЛЮТА «УМ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
РЕКЛАМА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
ОБРАЗЕЦ ГРАМОТЫ.
САМОАНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КАЗИНО»
Интеллектуальная игра «Литературное казино» была проведена 6 декабря 2014 года для учащихся 3- 6 классов в рамках предметной недели предметов общественно-гуманитарного цикла.
Цели:
-
выявление интеллектуального потенциала учащихся, определение уровня развития творческих способностей учащихся;
-
развитие интереса к литературным произведениям.
Задачи:
-
реализация интеллектуальных возможностей детей;
-
развитие познавательной сферы, операций мыслительной деятельности учащихся;
-
содействие самовыражению и самореализации учащихся;
-
формирование коммуникативных умений детей;
-
развитие коллективного целенаправленного сотрудничества и лидерских качеств;
-
воспитание уверенности в себе, ответственности.
В ходе проведения мероприятия поставленные цели и задачи были реализованы, т.к. были созданы все условия для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Каждому ребенку была предоставлена возможность самостоятельно выбрать уровень сложности вопроса, а также его форму. Но, не смотря на это, все учащиеся чувствовали личную ответственность за общее дело, т.к. в конце игры подсчитывалось общее количество заработанных «УМов».
Положительные моменты интеллектуальной игры:
Во время проведения внеклассного мероприятия большинство учащихся чувствовало себя свободно и непринужденно. Созданию доброжелательной обстановки способствовал выбор крупье из числа учащихся 7-х классов, своевременная поддержка классных руководителей (они являлись полноправными членами команды игроков), разнообразные атрибуты казино (рулетка, бочонки лото, карты и т.д.).
Плодотворная предварительная работа (составление заданий, продумывание формы игры) с одаренными учащимися из числа учеников 7-ых классов.
Большое количество детей, принявших участие в интеллектуальной игре (всего 250 человек). Это стало возможным в результате правильно выбранной формы игры - казино. Казино состоит из 6-ти отдельных игр, связанных между собой общей темой - сказки.
Недостатки:
недостаточно продуман регламент работы казино. Чтобы все учащиеся были в равны условиях казино работало для каждого класса в течение 15 минут, что оказалось недостаточным. Так как многие учащиеся изъявляли желание продолжить игру.