- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Комплексно-целевая программа по профессиональной ориентации обучающихся 10а класса в 2015-2017 гг «Выбирай правильно»
Комплексно-целевая программа по профессиональной ориентации обучающихся 10а класса в 2015-2017 гг «Выбирай правильно»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вельчинская О.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Комплексно-целевая программа по профессиональной ориентации
обучающихся 10а класса в 2015-2017 гг
«Выбирай правильно»
Цели и задачи Программы
Цели:
-
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
-
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда.
Задачи:
-
Организовать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся на всех возрастных этапах.
-
Активизировать ресурсный потенциал школы для обеспечения качества профориентационной деятельности субъектов профессионального самоопределения, профессионализации обучающихся.
-
Создать гибкую, вариативную и мобильную систему профессиональной ориентации в школе с учетом быстро меняющегося рынка труда.
Исполнитель основных мероприятий
-
учителя-предметники
-
классные руководители
-
организаторы внеклассной работы
Ожидаемые результаты реализации Программы
Выпускник сможет:
· устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации;
· работать с открытыми источниками информации о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута;
· проектировать и составить собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут).
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
В настоящее время ситуация на рынке труда такова, что молодежь находится в наиболее сложном положении. Предъявляемый работодателями спрос на рабочую силу высокой квалификации и существующее несоответствие программ подготовки специалистов, перечня профессий и образовательных стандартов требованиям рынка труда существенно сокращают возможность трудоустройства молодежи. Низкая конкурентоспособность молодежи отражается и в более высоком в сравнении с занятостью старшего поколения уровне безработицы. Статистические данные за последние два года говорят о том, что каждый четвертый безработный - это молодой человек в возрасте от 16 до 29 лет, а каждый второй безработный молодой человек - выпускник образовательного учреждения профессионального образования.
С каждым годом увеличивается количество выпускников образовательных учреждений профессионального образования, не нашедших работу и признанных в установленном порядке безработными.
Поэтому профессиональная ориентация школьников является одной из основных образовательных задач и одним из ключевых результатов освоения образовательной программы, обеспечивающим сформированность у школьника:
-
представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;
-
универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;
-
общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона в котором школьник живет и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике региона и страны;
-
способности осуществить осознанный выбор выпускником будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.
Классы 10-11
Цели профориентации:
-
формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии и путей получения дальнейшего образования;
-
оказание учащимся психологической, педагогической и информационной поддержки в принятии решений о выборе профессии, пути получения дальнейшего образования в избираемой сфере деятельности.
Задачи профориентации:
1. Формирование способности к анализу рынка труда, востребованности и перспектив профессионального через усвоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности (рынок труда, профессиональная карьера, профессионально важные качества, профессиональная компетентность, профессиональная мобильность и т. п.); обучение школьников способам и приемам принятия адекватных решений по вопросам профессионального самоопределения: построение индивидуальной образовательной траектории в рамках профильного обучения, выбор профессии и учебного заведения, трудоустройство, смена профессии и места работы и т.п.
2. Расширение способностей старшеклассников к выработке различных вариантов профессиональных, образовательных планов (в том числе, многоступенчатых и альтернативных).
3. Активизация личностных ресурсов для достижения поставленных целей; формирование готовности к профессиональной мобильности в будущем.
Ведущие элементы: профподбор, профвоспитание, профадаптация
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников основано на взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса и осуществляется в трех направлениях:
Информационно-справочное
· экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения
· встречи школьников со специалистами по различным профессиям
· познавательные и просветительские лекции
· профориентационные уроки со школьниками как система занятий
· учебные фильмы и видеофильмы
· использование средств массовой информации
· различные "ярмарки профессий" и их модификации
Психодиагностическое
· опросники профессиональной мотивации
· опросники профессиональных способностей
· "личностные" опросники
· методы наблюдения
Морально-эмоциональная поддержка
· тренинги общения
· профориентационные игры
· сюжетно-ролевые игры
· деловые игры
· профессиональные пробы
Нормативно - правовое обоснование
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года»;
Содержание планирования профориентационной работы по классам
10 класс
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий
Формы работы
Ответственные
Учащиеся
Формирование способности учащихся к осознанному выбору профессии
Ведение тетради профессий учащегося;
Беседы: «Твои профессиональные планы», «Здоровье и будущая профессия», «Что надо знать об условиях и возможностях получения профессии и трудоустройства»;
Индивидуальные консультации;
Уточнение личной профессиональной траектории
Классный руководитель, психолог, врач, профконсультант,
Учителя профилирующих предметов
Систематизация знаний учащихся об основах профессионального самоопределения, мире профессий
Работа в малых группах;
Экскурсии в учебные заведения
(«День открытых дверей»)
Классный руководитель
Углубление и закрепление интересов к отдельным видам профессиональной деятельности
Углубленное изучение учащимися предметов в профильных классах, на подготовительных курсах, в факультативах;
Учителя
Коррекция профессиональных планов
Индивидуальное консультирование
Психолог, профконсультант
Родители
Родительское собрание Тема: «Формирование профессиональных планов в старшем школьном возрасте»;
Психолого-педагогический консилиум;
Индивидуальное консультирование
Классный руководитель,
психолог, профконсультант
Учителя
Семинар
Тема: «Формирование профессиональной карьеры: проблемы и их разрешение»
Методист по ПО
11 классы
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий
Формы работы
Ответственные
Учащиеся
Формирование индивидуальной профессиональной траектории
Ведение тетради профессий.
Беседы: «Особенности приема в профессиональные учебные заведения края», «Условия трудоустройства».
Медицинские профконсультации;
Групповая профконсультация, анкетирование учащихся.
Работа в малых группах.
Экскурсии в учебные заведения;
Углубленное изучение учащимися предметов в профильных классах, на подготовительных курсах, в факультативах.
Изучение профессиональных планов.
Классный руководитель, психолог, врач, профконсультант,
Учителя профилирующих предметов
Коррекция профессиональных планов
Индивидуальное консультирование
профконсультант
Родители
Родительское собрание
Тема: «Самовоспитание как важнейшее условие формирования профессиональной карьеры»;
«Особенности приема в профессиональные учебные заведения края. Условия трудоустройства»
Классный руководитель
Учителя
Конференция: «Опыт работы по формированию основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся»
Ответственный за профориентацию в школе, учителя