Комплексно-целевая программа по профессиональной ориентации обучающихся 10а класса в 2015-2017 гг «Выбирай правильно»

Раздел Воспитательная работа
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексно-целевая программа по профессиональной ориентации

обучающихся 10а класса в 2015-2017 гг

«Выбирай правильно»

Цели и задачи Программы

Цели:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда.

Задачи:

  • Организовать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся на всех возрастных этапах.

  • Активизировать ресурсный потенциал школы для обеспечения качества профориентационной деятельности субъектов профессионального самоопределения, профессионализации обучающихся.

  • Создать гибкую, вариативную и мобильную систему профессиональной ориентации в школе с учетом быстро меняющегося рынка труда.

Исполнитель основных мероприятий

  • учителя-предметники

  • классные руководители

  • организаторы внеклассной работы

Ожидаемые результаты реализации Программы

Выпускник сможет:

· устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации;

· работать с открытыми источниками информации о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута;

· проектировать и составить собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут).

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

В настоящее время ситуация на рынке труда такова, что молодежь находится в наиболее сложном положении. Предъявляемый работодателями спрос на рабочую силу высокой квалификации и существующее несоответствие программ подготовки специалистов, перечня профессий и образовательных стандартов требованиям рынка труда существенно сокращают возможность трудоустройства молодежи. Низкая конкурентоспособность молодежи отражается и в более высоком в сравнении с занятостью старшего поколения уровне безработицы. Статистические данные за последние два года говорят о том, что каждый четвертый безработный - это молодой человек в возрасте от 16 до 29 лет, а каждый второй безработный молодой человек - выпускник образовательного учреждения профессионального образования.

С каждым годом увеличивается количество выпускников образовательных учреждений профессионального образования, не нашедших работу и признанных в установленном порядке безработными.

Поэтому профессиональная ориентация школьников является одной из основных образовательных задач и одним из ключевых результатов освоения образовательной программы, обеспечивающим сформированность у школьника:

  • представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;

  • универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;

  • общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона в котором школьник живет и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике региона и страны;

  • способности осуществить осознанный выбор выпускником будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.

Классы 10-11

Цели профориентации:

  • формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии и путей получения дальнейшего образования;

  • оказание учащимся психологической, педагогической и информационной поддержки в принятии решений о выборе профессии, пути получения дальнейшего образования в избираемой сфере деятельности.

Задачи профориентации:

1. Формирование способности к анализу рынка труда, востребованности и перспектив профессионального через усвоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности (рынок труда, профессиональная карьера, профессионально важные качества, профессиональная компетентность, профессиональная мобильность и т. п.); обучение школьников способам и приемам принятия адекватных решений по вопросам профессионального самоопределения: построение индивидуальной образовательной траектории в рамках профильного обучения, выбор профессии и учебного заведения, трудоустройство, смена профессии и места работы и т.п.

2. Расширение способностей старшеклассников к выработке различных вариантов профессиональных, образовательных планов (в том числе, многоступенчатых и альтернативных).

3. Активизация личностных ресурсов для достижения поставленных целей; формирование готовности к профессиональной мобильности в будущем.

Ведущие элементы: профподбор, профвоспитание, профадаптация

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников основано на взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса и осуществляется в трех направлениях:

Информационно-справочное

· экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения

· встречи школьников со специалистами по различным профессиям

· познавательные и просветительские лекции

· профориентационные уроки со школьниками как система занятий

· учебные фильмы и видеофильмы

· использование средств массовой информации

· различные "ярмарки профессий" и их модификации

Психодиагностическое

· опросники профессиональной мотивации

· опросники профессиональных способностей

· "личностные" опросники

· методы наблюдения

Морально-эмоциональная поддержка

· тренинги общения

· профориентационные игры

· сюжетно-ролевые игры

· деловые игры

· профессиональные пробы

Нормативно - правовое обоснование

1. Закон РФ «Об образовании»;

2. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года»;

Содержание планирования профориентационной работы по классам

10 класс

Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий

Формы работы

Ответственные


Учащиеся

Формирование способности учащихся к осознанному выбору профессии


Ведение тетради профессий учащегося;

Беседы: «Твои профессиональные планы», «Здоровье и будущая профессия», «Что надо знать об условиях и возможностях получения профессии и трудоустройства»;

Индивидуальные консультации;

Уточнение личной профессиональной траектории

Классный руководитель, психолог, врач, профконсультант,

Учителя профилирующих предметов


Систематизация знаний учащихся об основах профессионального самоопределения, мире профессий

Работа в малых группах;

Экскурсии в учебные заведения

(«День открытых дверей»)

Классный руководитель


Углубление и закрепление интересов к отдельным видам профессиональной деятельности

Углубленное изучение учащимися предметов в профильных классах, на подготовительных курсах, в факультативах;

Учителя


Коррекция профессиональных планов

Индивидуальное консультирование

Психолог, профконсультант

Родители

Родительское собрание Тема: «Формирование профессиональных планов в старшем школьном возрасте»;

Психолого-педагогический консилиум;

Индивидуальное консультирование

Классный руководитель,

психолог, профконсультант


Учителя


Семинар

Тема: «Формирование профессиональной карьеры: проблемы и их разрешение»


Методист по ПО



11 классы

Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий

Формы работы

Ответственные


Учащиеся

Формирование индивидуальной профессиональной траектории


Ведение тетради профессий.

Беседы: «Особенности приема в профессиональные учебные заведения края», «Условия трудоустройства».

Медицинские профконсультации;

Групповая профконсультация, анкетирование учащихся.

Работа в малых группах.

Экскурсии в учебные заведения;

Углубленное изучение учащимися предметов в профильных классах, на подготовительных курсах, в факультативах.

Изучение профессиональных планов.

Классный руководитель, психолог, врач, профконсультант,

Учителя профилирующих предметов

Коррекция профессиональных планов

Индивидуальное консультирование

профконсультант

Родители


Родительское собрание

Тема: «Самовоспитание как важнейшее условие формирования профессиональной карьеры»;

«Особенности приема в профессиональные учебные заведения края. Условия трудоустройства»

Классный руководитель

Учителя


Конференция: «Опыт работы по формированию основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся»

Ответственный за профориентацию в школе, учителя


© 2010-2022