Доклад Постинтернатное сопровождение как условие успешной социальной адаптации выпускников школы-интерната

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная ) школа-интернат

Деткова Светлана Николаевна, воспитатель 1 категории

Постинтернатное сопровождение как условие успешной социальной адаптации выпускников школы-интерната.

На стыке всех времен, тысячелетий,

Всегда ценились доброта и честь,
И чуткое к природе отношенье,
К истории народа - было, есть,
И будет - педагогу очень важно.
Сумеет ли он детям передать.
Всю ценность отношений, как наставник,
Чтоб лучшее в ребенке воспитать.

Постинтернатная адаптация воспитанников школы-интерната для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья является очень важной проблемой. Ежегодно из ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат» выпускается до 5-8 и более детей-сирот. Из них около 95% поступают в учреждения начального профессионального образования, 5% - в средние специальные учебные заведения.

Вхождение выпускников в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: трудно адаптируется к новым условиям проживания в общежитии НПО, возникают проблемы в общении со сверстниками, в организации быта, питания, досуга, далее после выпуска из ПУ обеспечение жильем, поиск работы взаимодействие с широким социумом и другие.

Главной особенностью управления сопровождением выпускников в школе-интернате является специфика поведения и мировоззрения детей-сирот с умственной отсталостью и инвалидностью по основному заболеванию. В то время как большинство людей усваивают социальные знания практически самостоятельно, дети-инвалиды, отстающие в умственном развитии, нуждаются в более тщательном и систематическом изучении этих процессов. Острой проблемой является усвоение ребёнком социальных навыков, например, умение обращаться с деньгами, рационально распределять их на длительный период времени, делать покупки, пользоваться телефоном, транспортом, и так далее.

Основной целью работы по сопровождения выпускников школы-интерната является:

формирование самостоятельной, зрелой личности, способной, несмотря на ограниченные возможности здоровья, на практике реализовать свой жизненный замысел; развитие и совершенствование всех сущностных сфер выпускника, составляющих основу его индивидуальности (в первую очередь предметно-практической, эмоциональной и сферы саморегуляции, что особенно актуально для выпускников коррекционных учреждений).

Задачами являются:

· Создание социально-педагогической среды, обеспечивающей психологическую комфортность и поддержку выпускникам с ограниченными возможностями здоровья в решении проблем их самообеспечения и реализации собственных возможностей;

· Оказание социальной и психологической помощи бывшим воспитанникам школы-интерната на начальном этапе их самостоятельной жизни

· Защита прав и интересов выпускников, оказание содействия в закреплении социальных и юридических прав и гарантий выпускников, решении вопросов их жизнеустройства;

· Развитие новых форм и технологий деятельности по постинтернатной адаптации и сопровождению, учитывающих необходимую коррекцию дефектов у детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида;

· Определение характера, форм, продолжительности и эффективное состояние здоровья, образования и развития выпускника.

В связи с этим особенно важное значение имеет, социальная постинтернатная

адаптация, которая включает в себя медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую функции вместе взятые. Исключительная опека, которая устанавливается над детьми в период пребывания их в стенах социального учреждения, а также полное государственное обеспечение формирует у детей беззаботное представление о жизни, не подготавливает их к трудностям, которые неминуемо возникают в процессе социального приспособления по окончании пребывания в интернате. Выпускники коррекционной школы-интерната, к примеру, не придают значение юридически значимым документам, таким как паспорт, ИНН, страховое свидетельство, справка о наличии инвалидности. Нередки случаи потери или порчи этих документов, так как дети с умственной отсталостью не понимают, какую ценность имеют данные документы, и не осознают всю тяжесть последствий, связанных с их отсутствием.

Отсутствие знаний законодательства РФ, затрагивающего детей-сирот, в частности в сфере пенсионных начислений по инвалидности, неспособность самостоятельно продлить себе пенсию, лишает их порой единственного источника к существованию.

Очень часто проявляется халатное отношение к собственному здоровью. Дети, имея, как правило, другие сопутствующие болезни, не продолжают своё лечение и восстановление. Дети-инвалиды не используют возможность самостоятельно посетить по путёвке санатории, оздоровительные лагеря.

Одним из сложнейших вопросов в процессе постинтернатной социализации является вопрос трудоустройства. Для умственно отсталого ребёнка трудоустройство представляется сложной задачей. Характер, виды профессий, которые получают умственно отсталые дети, не отличаются большим разнообразием. Среди этих профессий можно назвать швейное, столярное, слесарное, ткацкое, строительное дело, цветоводство, сфера услуг. Кроме того, создаются специфические дополнительные трудности в трудоустройстве оканчивающих специальные учреждения в связи с тем, что достаточно высок уровень безработицы, а само трудоустройство находится в зависимости от доброй воли частных работодателей, которые при решении этого вопроса исходят из своих личных интересов, а не из интересов трудоустраиваемых. Проблема трудоустройства умственно отсталых детей будет все более усложняться в связи с развитием технического прогресса и, как следствие, повышением требований к интеллектуальному уровню рабочих.

Таким образом, специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья подразумевает детальную проработку вопросов, индивидуальный подход к каждому выпускнику, постоянный контроль - непосредственное участие, сопровождение, как говорится, «за ручку».

Среди факторов, делающих деятельность службы сопровождения привлекательной для выпускников, можно назвать следующие:

1) Доступность и безвозмездность получения квалифицированной юридической, педагогической и психологической помощи;

2) Индивидуальный подход к решению проблемы каждого выпускника;

3) Возможность обращения к специалистам службы сопровождения как в рабочее время, так и после путем телефонной связи и через сеть Интернет с помощью социальных сетей.

4) Тесный характер отношений между сотрудниками службы и выпускниками придает им уверенность в том, что их вопросы или проблемы не останутся без внимания и будут обязательно решены.

5) Оперативность в разрешении проблем выпускников, требующих немедленного решения.

ё Процесс социальной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья сложен. В жизни выпускников случаются ситуации, когда постоянное место жительства по разным причинам отсутствует, а сами дети нуждаются в помощи специалистов, таких как социальный педагог, психолог, юрист и требуют постоянного над собой контроля. В связи с этим следует отметить важность создания и функционирования «Социальной квартиры» для выпускников школы-интерната и других сиротских учреждений по Республике Хакасия, основные задачи которой заключаются в том, чтобы предоставить детям-сиротам временное жильё, подготовить их к трудностям современной жизни, создать соответствующие предпосылки для вовлечения их в общественно-трудовую и социальную жизнь общества, оказывать непосредственную юридическую, психологическую и педагогическую помощь в сложных жизненных ситуациях.

Следует отметить, что комплекс мер, применяемых к проблемам выпускников, не ограничивается рамками какой-то определенной модели, а подразумевает взаимосвязанную систему, ориентированную в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств выпускника.


© 2010-2022