Доклад Пути качественного обновления воспитательного процесса

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «ПУТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЗА СЧЕТ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ».

Осуществление национального проекта поставило перед нами три цели: эффективность, доступность и качество образования. Эти цели касаются и воспитательной работы.

Письмом Минобразования России « О повышении воспитательного потенциала в образовательном процессе» (2 апреля 2002 г.) подтверждается приоритетная роль воспитания, цель которого: воспитание ученика, востребованного современным обществом. Более того, в настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России. Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий. Они могут различаться по разным основаниям:

по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

по подходу к ребёнку;

-технология разноуровневого обучения;

-технология модульного обучения;

-технология проектного обучения;

-личностно-ориентированная технология;

-технология здоровьесберегающая;

-технология учебной деловой игры;

-технология проблемного обучения;

-технология развития критического мышления через чтение и письмо;

-технология проведения учебных дискуссий;

-технология дифференцированного обучения;

-технология развивающего обучения;

-информационно-коммуникационная технология;

-педагогическая технология В.М.Монахова.

Наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела позволяет педагогу умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии.

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Технология проектного обучения;

личностно-ориентированная технология;

технология здоровьесберегающая;

технология учебной деловой игры;

технология развития критического мышления;

технология КТД И. П. Иванова;

технология проведения учебных дискуссий;

Тьюторство - технология педагогической поддержки;

технология создания ситуации успеха;

шоу-технологии;

ситуативные технологии.

В своей работе как воспитатель ГПД использую следующие воспитательные технологии.

Технология здоровьесберегающая.

Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.

В своем плане на день я расписываю:

  • режимные моменты и время их проведения;

  • дополнительные задачи;

  • содержание работы;

  • индивидуальная работа с детьми;

  • работа с родителями.

Применению здоровьесберегающей технологии способствуют самые разнообразные формы воспитательной работы, приемы и методы.

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

- коллективное творчество;

- единое дело и добровольное участие в нём;

- свобода выбора форм деятельности;

- содружество взрослых и детей;

- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: "Трудовой десант")

Интеллектуальные КТД (пример: "Брейн-ринг")

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: "Спартакиада")

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа - это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель - разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию "ситуацию анализа очередной ссоры":

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт "пострадавшей стороне" понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Современной технологией считается педагогическая технология В.М.Монахова.

Цель - естественный характер обучения, школа для ребенка - комфортное место общественной жизни, развития и реализации творческих способностей.

Проведение коллективных творческих дел предполагает применение данной технологии.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ).

Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, поддерживать у ученика состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Их возможно использовать при дистанционном обучении.

Формы ИКТ - компьютерное тестирование, интерактивные практикумы и лабораторные работы, мультимедийные презентации - широко применяются на уроках и классных часах, на родительских собраниях и вечерах. Ни один семинар, ни один педсовет уже не проводится без применения ИКТ.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного КТД и как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Этим объясняется актуальность данной работы в классе.

Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Идею этого КТД можно представить в формуле: «Возьми воспитание в свои руки». Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.

Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии личностно-ориентированного подхода в воспитании, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.

В работе кружков, секций, клубов применяется технология дифференцированного обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Например, танцующие дети посещают танцевальный кружок, поющие вокальный, хоровой.

Какие бы технологии не использовали учителя и воспитатели в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет.

Современный французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль - потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет - добрым или злым - во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

Из моих наблюдений:

  • Не заставляйте ребенка чувствовать себя младше, чем он есть на самом деле. Он отыграется на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".

  • Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он будет продолжать использовать вас в качестве прислуги.

  • Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не знает, почему поступает так, а не иначе.

  • Не подвергайте слишком большому испытанию его честность. Будучи запуган, он легко превращается в лжеца.

  • Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе он будет бояться еще больше. Покажите ему, что такое мужество.

  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет его веру в вас.

  • Не придирайтесь к нему и не ворчите на ребенка. Если вы будете это делать, то он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.

  • Не пытайтесь читать ребенку наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он знает, что такое хорошо и что такое плохо.

  • Не защищайте ребенка от последствий собственных ошибок. Он , как и вы, учится на собственном опыте.

  • Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом, он познает мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

  • Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.

  • Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.




© 2010-2022