Исследовательская работа по теме История моей семьи

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Благовещенская СШ №5».



Исследовательская работа.

Тема: «История моей семьи».




Выполнила:

ученица 5 класса

Федотова Ульяна Андреевна


Проверила:

учитель русского языка

и литературы Ермолина Елена Анатольевна


село Благовещенское.

2015 год.


Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….2 стр.

2. Основная часть.

Глава 1. ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИТЕЛЯХ ДЕРЕВНИ МАКАРОВО…3-8 стр.

Глава 2. ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ………………………………………….9-13 стр.

3. Заключение ……………………………………………………………………14 стр.

4. Источники информации ……………………………………………………...15 стр.

5. Приложения……………………………………………………………………16 стр.









2

Введение

Помню, как несколько лет назад, когда мы поднимались на машине на последнюю горку перед въездом в село Пежма (это родина моей мамы), бабушка Валя прошептала нам: «Посмотрите налево, видите: вон на той горке рябина и березка растут? Они росли возле дома вашего прадеда, Боковикова Александра Аксентьевича». И каждый раз она повторяла эти слова, точно боялась, что мы забудем…

А мы не забыли. Давно нет дома, да и деревни этой давно нет. Но в ней родился мой дед, и его дед, и дед его деда…

Каждый уважающий себя русский человек должен знать свои корни.

Вот и мне захотелось узнать, что это было за чудное место, где жили веками мои предки, а, начав с поисков сведений о деревне, я плавно перешла к изучению родословной моей семьи. Точнее, пока только одной её ветви - семьи Боковиковых - это девичья фамилия моей мамы.


ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

- изучить историю моей семьи.

ЗАДАЧИ:

- изучить литературу по данной теме;

- установить, как жили, чем занимались мои предки, кем они были по профессии.

Именно на эти вопросы я и попытаюсь найти ответы в своей работе.






3

Глава 1.

ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИТЕЛЯХ ДЕРЕВНИ МАКАРОВО

Наиболее древние письменные сведения о жителях деревни Макарово мы находим в Переписной книге Пежемской волости 1635 - 1636 годов:

«… Деревня Чечеткино, а в ней крестьян:

Тимоша Мелентьев Некрасов с братом Ондрейком.

Терешка Михайлов Еушин с сыном Ондрюшком.

МелешкаИванов Макаров.

Савка Мартемьянов …»

В Писцовой книге Пежемской волости за 1678 год записано:

«… Деревня Чечеткино, а Макарова тож на реке на Пежме, а в ней крестьян:

Двор Васка Григорьев сын Боковиков

Двор ФеткаФелиппов сын Боковиков

Двор Петрушка да Васка Андреевы дети Гущины, Васка двадцати лет. У Петрушки детей: Васка десять лет, Ивашко шести лет, Макасимко четырех лет.

Двор Ивашко да Селиверстко Давыдовы дети Гущины. Селивестко двадцати лет, у Ивашки сын Лукьянко полугоду.

Двор Никифорко Иванов сын Боковиков, у него детей: Ивашко двадцати лет, Васка семи лет, Левка четырёх лет.

Двор вдова ЕуфимицаЕфремовская жена Макарова, у неё сын Федка четырнадцати лет, да у нее живёт сосед Андрюшка Андреев сын Гущин тое деревни крестьянин, у него детей: Гришка шестнадцати лет, Фетка десяти лет, Якушка пяти лет …»

Приведенные данные из писцовой книги дают нам основание утверждать, что название деревни Макарово возникло ещё в XVII веке от жителей этой местности, которые именовали себя Макаровыми. Возможно, это было имя или фамилия одного из крестьян.

Фамилии Боковиковых и Гущиных, наиболее часто встречавшиеся в этой деревне и имеющие распространение сейчас, тоже, видимо, возникли где-то в XV-XVI веках.

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ


Располагалась деревня Макарова на большой возвышенности, на горе (или иначе её называли на угоре), в полутора километрах от села Богоявленского (Погоста), в восточном направлении.

Возвышенность имеет сравнительно крутые склоны в трёх направлениях: на север, запад и юг. Это обстоятельство составляло некоторые неудобства для жителей деревни, так как обрабатывать поля и луга, возить грузы приходилось на спусках и подъёмах, что для людей и лошадей было тягостно.

4

Дома в деревне располагались в два ряда, образуя улицу шириной 20 метров в направлении с запада на восток. Направление север -юг было поперёк деревни. Господствующие северные ветры причиняли много неудобств жителям деревни: снежные сугробы между домами были высотой до основания крыши домов. Ездить на лошадях с возами сена или дров было затруднительно.

Весной и осенью улица всегда была грязной. Глина в западной половине деревни в дождливое время размягчалась и держалась на дороге сплошной жидкой массой, а в сухую погоду образовалась жёсткая колея и шипы. Никаких канав по обочинам проезжей части дороги, никаких тротуаров для пешеходов не строилось. Лишь некоторые домовладельцы делали для пешеходов подстил шириной в две доски.

В полукилометре от деревни с северной стороны протекает река Пежма, а с южной стороны - маленький ручей Большая Кесса. Местные жители чаще всего называли этот ручей Климшенская речка. В ней и бельё полоскали, лишь иногда в реке Пежма под деревней Прилуки, или на Умойке (так называлось место с быстрым течением на излучине реки). Особый процесс стирки белья с применением щелочи, которую приготовляли из печной золы, назывался бучением.

Питьевую воду брали из колодцев. Почти каждый хозяин имел на своей усадьбе колодец.

Здесь и жили мои предки:Боковиковы Александр Арсентьевич (Оля Филатовнин) и Александра Арсентьевна.

ДОМ. ИЗБА. ДВОР

Каждый крестьянин в деревне имел участок земли от 24 до 40 соток, на котором располагались жилой дом, гумно с овином, амбар (склад для зерна), внутри которого, как правило, был погреб для хранения картофеля и овощей, баня, колодец. Почти каждый крестьянин садил черёмуху и рябину. У некоторых были берёзы. И у дома моего прадеда тоже.

Основное жилище крестьянина деревни Макарово называлось избой. Она делалась из двух отделений. Большое отделение - это собственно изба. В ней устраивалась русская печь. Служила изба и кухней, и столовой, и мастерской. В избе крестьянин готовил пищу для семьи, корм для скота, сушил зерно (а иногда и размалывал его на ручных жерновах), готовил и ремонтировал обувь, конскую сбрую, повозки, иногда занимался ткачеством.

Вторая половина жилой избы (меньшая) называлась горница, или шомныша, - это спальня.

Дом состоит из многих строений. Обычно под одной крышей размещаются жилая изба, летняя изба, внутренний двор, хлевы, конюшня. Двор внутри дома - это место, где выпускают скот для прогулки, оставляют возы с грузом, хранят корм и даже разделывают дрова.Дома в деревне были

5

однотипные. Разница была только в размерах строений, компоновке, устройстве входа, крыльца и внешней отделке.

Двухэтажных домов было четыре, причём только один из них двухэтажным был спереди, а остальные три - в задней части дома. Это дом Боковикова Александра Аксентьевича моего прадеда.

У половины жителей деревни летней избы не было, либо были только не обустроенные срубы. Шесть хозяйств имели жилую избу, пристроенную сбоку дома под отдельной крышей, на один скат. Такой тип жилища назывался подызбица.

Некоторые жители деревни жили в ветхих, маленьких, одиноко стоящих избах.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ - ОСНОВНОЕ ЗАНЯТИЕ КРЕСТЬЯН


Основным занятием крестьян деревни Макарово было земледелие. Каждое хозяйство имело надел земли в разных полях и сенокосные площади.

Размер надела определялся в зависимости от количества членов семьи (едоков).

Вырубку леса вели топором, иногда, если есть напарник, применяли двуручную пилу (пилу-сортовку). После сжигания порубочных остатков (толстые стволы, разумеется, использовали на постройки или дрова) площадь боронили бороной-суковаткой с помощью лошади или вручную, после чего сеяли на новине либо рожь, либо лён. Эти культуры лучше другихросли на свежих палях (от слова палить, жечь).

Каждое поле, каждый сенокосный участок внутри поля огораживался, хотя на возведение изгородей требовалось затратить много ручных робот и материала. Не огораживать было нельзя, так как скот мог вытоптать посевы и сенокосы. Забор делали из жердей, кольев, закладок и еловых перевиц, реже ивовых прутьев. Всякую изгородь в народе называли огород. Отсюда выражение - огород городить, т. е. делать забор, изгородь.

Каждый крестьянин делал на изгороди свои пятна. Называли их огородные пятна. Пятна - это римские цифры, их легко делать топором на деревянной поверхности. Пятнали также строевой лес, дрова, запас жердей и колосьев и всё другое, что нужно и можно было запятнать. Каждому хозяйству сельским сходом был утверждён свой особый знак.

Поля обрабатывали с помощью лошадей сохой, так как не имели плуга. Это было дешевле привычнее.Выращенный урожай сжинали вручную серпами и связывали в снопы, для дозревания и просушки ставили в суслоны. В суслоне ржи - 10 снопов, ячменя, пшеницы, овса - по 6 снопов. После готовности снопы из суслонов складывали в сноповозную телегу и вывозили на гумно, где складывали в кладухи (ровные ряды по бокам гумна колосьями вовнутрь) и сушили.


6

КОЛХОЗ «ЗАКОНЫ ЛЕНИНА»


В 1928 году в д. Макарово организовалась коммуна. Называлась она «Молодые всходы». Председателем был избран Боковиков Егор Николаевич.

В 1930 году коммунары приняли Устав сельскохозяйственной артели. Назвали артель «Заветы Ленина». В артель входили жители двух деревень - Макарово и Боровинка.

ПОБОЧНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Кроме земледелия целые семьи или отдельные члены семьи в сводное от полевых работ время занимались промыслами.Мастеровые люди выходили в другие деревни, а иногда и в другую волость на заработки.Так, в деревне Макарово выделкой кож на обувь и конскую сбрую занимались шесть семейств.Три хозяина занимались сапожным делом. Были в деревне охотники, печник, кузнец, столяр и стекольщик, даже делали лыжи.

Был в деревне и коновал. Это младший ветеринарный специалист.

Изготовлением зимних и летних повозок и сельхозинвентаря, мелкой утвари, занимались отдельные люди. Перевозками грузов из Коноши в Вельск занимались все, кто имел лошадь и подходящую повозку.

МЕЛЬНИЦА. ПЕРЕВОЗ. КЛАДБИЩЕ

Для размола зёрен на муку и приготовление кормов для скота деревня Макарово совместно с общинами деревень Климшино и Боровинка имели мельницу с приводом от быстро текущей воды реки Пежма.

Возле мельницы была изба с односкатной крышей. Внутри избы - русская печь и примитивный инвентарь - полати, или иначе нары, лавка, стол, скамейка. В избе постоянно жил мельник, и временно, иногда двое-трое суток - жители деревни в ожидании очереди на размол зерна.

Длительный период (более десяти лет) мельником был житель деревни Макарово Боковиков Алексей Аксентьевич (родной брат прадеда), он же исполнял обязанности перевозчика за реку Пежма.

ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ПИЩА

Жители деревни Макарово в тридцатые годы 20 века носили, как правило, одежду, изготовленную своими силами из льняного полотна. Нижнее бельё - рубашки, кальсоны - шили из тонкого льняного полотна. Из более толстого полотна шили штаны, постельные и подушечные наволочки, одеяла. Постели набивали соломой, подушки сеном, иногда коровьей шерстью, некоторые

7

жители - куриным пером. Постельные наволочки называли перинник, хотя перьевых постелей было очень мало.

Верхнюю одежду шили из домотканого сукна (основа - льняные нитки, уток - шерстяная нитка). Такую ткань называли сукманина. Из сукманины шили штаны и пиджаки. Рабочие пиджаки шили длинными и подпоясывали ремнём. Зимние пиджаки шили с куделей, с них же делали одеяла.

Каждый крестьянин стремился приобрести шубу и тулуп,изготовленные из овечьих шкур.Рабочая шуба шилась прямой (под ремень), праздничная (выходная) - расклешенной. Её называли шуба с борами. Были и такие крестьяне, которые не имели ни шубы, ни тулупа.

Женская верхняя одежда изготовлялась из домотканого полотна на куделе и называласьсак.

Основная обувь - сапоги. Зимняя обувь - валенки, их называли - катанки.

Женская летняя обувь называлась башмаки, коты, черевики.

В летнее время, особенно в сенокос и жатву, одевали лапти (ступни). Но опять же лапти в деревне плели не многие, а покупать их не было денег. Ноги были привычные, поэтому, если позволяла температура, на работу ходили босиком.

Все продукты питания крестьяне производили и готовили сами.

Покупали только сахар, просо, рис, изюм и то в малых количествах. Как лакомство детям покупали ситнее (так называли белый хлеб), калачи (сушки), иногда яблоки. Обычно фунт-два, не более. Основной продукт питания - хлеб. Хлеб ржаной пекли в русской печи на поду (т.е. на кирпичах, очищенных от пепла помелом; помело - это вид метёлки из сосновых веток). В воскресенье и праздничные дни пекли хлеб из ячменной, пшеничной, гороховой и овсяной муки. Изделия из ячменной муки назывались пироги, олябуши, шаньги, губники, ярушникиили житники.

Из мяса потребляли чаще всего говядину и баранину. Свиней содержали мало. Мясной суп варили с картофелем, с крупой и с капустой. Варили в русской печи. Кухонная плита в деревне была только у одного хозяина. Распространённым блюдом было жаркое, яичница, каши.

Крестьяне, как правило, соблюдали посты. В постные дни варили суп с овсяной крупой. В деревне такой суп назывался кислухой. Овсяную крупу и толокно готовили в каждой семье из запаренного овса. Суп также варили с горохом, с грибами. А толокно ели с молоком, с вареньем, иногда просто с солёной водой. Толокном посыпали смазанные маслом изделия из муки. Из овощей крестьянин выращивал брюкву, репу, редьку, капусту, морковь, лук, чеснок. Огурцы, помидоры, укроп, петрушку не выращивали. Ещё растили

8

хмель. Брюкву и репу парили в печах в больших глиняных горшках, называемых корчагами.Редьку в тертом виде ели с льняным маслом.

В разгар полевых работ, в сенокос и в жатву, питались непосредственно в поле, на лугу. Пищу готовили на костре. Мяса на сенокос не брали. Варили суп с овсяной крупой. Иногда суп замешивали толчеными ржаными сухарями. Получалась сухарная каша. Ели её ложкой, прихлёбывая холодной водой. Варили также кисель их гороховой муки.

Свежеиспечённые пироги называли гореченька. Гореченьку с помощью детей доставляли в поле, на луг, как правило, между завтраком и обедом. Время приёма пищи между обедом и ужином называли паужина.

Чай крестьяне заваривали только по праздникам. В обыкновенные дни заваривали фруктово-ягодный напиток (такой продавался в брикетах) или брусничный лист, смородиновые ветки, сушеную тёртую морковь, травы. Важным продуктом было молоко. Масло, хотя и изготавливали сами, потребряли только для сдабривания каши и для смазки пирогов. Яйца шли в основном на продажу.

ШКОЛА

С 1928 года в деревне Макарово была начальная школа - 1,2, 3 и 4 классы. Располагалась она в передней избе крестьянина Боковикова Александра Александровича.


КАК ПРОВОДИЛИ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

В праздничные дни в поле не работали. Работать в праздник считалось грехом. Можно было выполнять только лёгкие работы по дому.

Окончание полевых работ - дожинки отмечали как праздник. Колхоз варил пиво и устраивал всеобщее угощение. Эта традиция продолжилась и послевоенное время.

Молодёжь собиралась в зимнее время на вечерование, а в летнее время - на игру. На вечерование девушки брали с собой работу (прядение, вязание). В ходе работы пели песни, водили хороводы, плясали. Игрой называли всякий сбор молодёжи, где устраивали песни и пляски.

МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ

В каждой семье в деревне Макарово было трое-четверо детей.

В семье Александра Арсентьевича и Александра Арсентьевой Шурухиных было семь сыновей и одна дочь. Жили все в одной избе, шесть вели общее

хозяйство, добросовестно работали, а вот полного достатка по ряду причин создать им не удалось.

9

Глава 2.

ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ

По переписи населения 1850 года в деревне Макарово было 9 семейств (хозяйств): четыре семьи Боковиковых и по одной семье Гущиных, Фефиловых, Шурухиных, Шороховых, Сухондяевых. Среди них семья Боковикова Ивана Гавриловича. Брат Ивана Гавриловича - Михаил Гаврилович и его жена Анастасия Феофелатьевна являются родоначальниками нескольких ветвей семьи Боковиковых, в том числе и нашей ветви - Филатовниных.

Одним из сыновей Михаила Гавриловича и Настасьи Феофелатьевны был Александр Михайлович. У него и его жены Евдокии Алексеевны было пять сыновей: Иван, Василий, Аксентий, Александр и Платон.

У Аксентия Александровича и его жены Афанасьи Григорьевны родилось четыре сына и две дочери: старший Алексей, затем Александр (мой прадед), Григорий, Михаил, Анна и Мария. Афанасья Григорьевна умерла при родах последней дочери, оставив шестерых малолетних детей на мужа. Через несколько лет заболевает и умирает и Аксентий. К тому времени старший из детей Алексей уже был женат и он берет маленьких братьев и сестёр в свою семью. У них с женой появляются и свои дети: Аркадий, Василий, Дмитрий, Арсений, Любовь, Иван и Александр. Семья с двенадцатью детьми даже по рамкам того времени была очень большой. Жена Алексея Таисья была жадной, скупой женщиной. К своим детям она относилась хорошо, а от братьев и сестёр мужа еду прятала в подпол, а сама стелила постель и ложилась спать на крышку подполья, поэтому детство моего прадеда,Боковикова Александра Аксентьевича1890 года рождения, было тяжёлым. Он был старшим ребенком в семье брата, ему приходилось работать по хозяйству наравне с взрослыми.

Женился прадед достаточно поздно,по меркам того времени,на моей прабабушке Александре Арсентьевне 1896 года рождения, в девичестве Елисеевой. Дом, в котором она родилась и выросла, до сих пор стоит в деревне Прилуки. Мне удалось узнать, что её отец,Арсентий Елисеев,погиб в Карпатах в годы Первой мировой войны, а мать,ПалагияЕлисеева, была очень работящей и энергичной женщиной, она дожила до 92-х лет, помогая растить внуков и правнуков. Всю жизнь проработала прабабушкаАлексендрарядовой колхозницей, летом косила траву, жала рожь, ячмень, пшеницу, овес,а зимой занималась овцами (их в то время в колхозе да и в личных хозяйствах было много).

Хозяйство прадеда и прабабушки было добротным: большой двухэтажный дом со всеми сопутствующими постройками, корова, две лошади, овцы, куры, кусок пахотной земли, сенокосные угодья - все, что нужно для безбедной жизни.Прадед занимался выделкой шкур, из которых шили сапоги, опорыши, обродки, калоши, башмаки для нужд своей семьи.

10

Обувь шил «швец». В 30-е годы 20 века им былШехардонович(не знаю, что это, имя, фамилия, или отчество).Он приезжал изс. Верховажье, жил в тех домах, семьи которых нужно было обуть, и не уезжал, пока не обошьетвсех желающих.

Мой прадед, Александр Аксентьевич, самым последним вступил в колхоз в 30-е годы, после того как пошлина,сдаваемая государству, стала неподъемной для семьи. При вступлении в колхоз пришлось сдать корову, лошадь, часть овец и земельные наделы. Прадедначал работать рядовым колхозником, затем конюхом. Лошадей в колхозе было очень много, поэтому работы у прадеда хватало и летом, и зимой.А вот семья стала жить бедно: денег за работу совсем не платили, давали только по 200г зерна за один трудодень,и то только на работающих членов семьи. Шкуры выделывать запретили, так как их нужно было сдавать государству (был план по сдаче). Планы по сдаче были практически на все. Выполнив эти планы, крестьянеоставались ни с чем.Прадед понемногу в карманах носил домой овес от лошадей, чтобы прокормить детей. Бабушка Юля вспоминает, что однажды в очень голодный год, брат прадедушки привез им полмешка гороху. Только благодаря этому, семье удалось пережить зиму. Прадеда не взяли в ряды Красной армии, так как он не слышал на одно ухо. Уже после Великой Отечественной войны он работал бригадиром полеводческой бригады в колхозе,до самого выхода на пенсию.

В 1925 году в семье прадеда и прабабушки родилась первая дочь Людмила. Окончив 4 класса Макаровскойначальной школы, она стала работать в колхозе. В возрасте 25-ти лет Людмила простудилась на сенокосе, попав под дождь, заболела и умерла от туберкулеза, сгорев за два месяца.

Вторая дочь Юлия родилась в 1927 году. Закончив 7 классов школы в 1942 году, она была взята в ФЗО г.Архангельска, где училась на судоплотника, затем работала на 21 лесозаводе в г.Архангельске. В 1947 году Юлия вернулась домой. Сначала она работала почтальоном, наматывая много километров по деревням, затем возила молоко с фермы на молокозавод - смышленую девушку заметили и отправили учиться на бухгалтера. После учебы и до выхода на пенсию бабушка Юля работала бухгалтером в совхозе «Пежемский». В 1954 году она вышла замуж за жителя д.МакаровоБоковикова Дмитрия Акиндиновича, поэтому ей не пришлось менять фамилию. В начале 60-х годов они перевезли дом и переехали на левый берег с.Пежма. Вместе они прожили 59 лет.Детей у них не было. Юлия Александровна до сих пор проживает в с.Пежма.

Мой дед, Анатолий Александрович, родился в 1936 году. Прабабушка Шура рожала его очень тяжело, т.к. вес дедушки при рождении составил 5кг 600г. После родов прабабушка долго болела и все заботы по уходу за младшим братом легли на старших сестер. Поодному они не могли носить такого богатыря, поэтому носили его вдвоем, а кормили топленым молоком из печки, по очереди съедая пенку. Соской же служило коровье вымя. Мальчик рос крепышом. После окончания Пежемской школы учился в ФЗО в

11.

г. Молотовске (ныне Северодвинске). Там же работал и служил на атомной подводной лодке, которые строились на заводе «Звездочка». В 1958 году вернулся в родную деревню Макарово и работал электриком в совхозе «Пежемский». Здесь он женился на моей бабушке Боковиковой(Глотовой) Валентине Ивановне, 1938 года рождения. Её отец - Глотов Иван Александрович, 1912 года рождения, погиб в 1941 году. Мать - Глотова Татьяна Андреевна, 1917 года рождения, умерла в 1997 году.

Познакомились бабушка Валя с дедушкой Толей в 1959 году. Дедушка только вернулся из армии, а бабушка работала учителем после окончания Каргопольского педучилища. Встретились на дороге. Он спросил, как пройти к магазину. Бабушка рассказала, а сама подумала: «Какой симпатичный парень!» Бабушка жила в д.Слобода, а дедушка в д.Макарово. Между ними было 5км и река Пежма. Через реку ходил паром. Очень часто случалось так, что дедушка, после того, как провожал бабушку из кино или с танцев, не мог переправиться домой через реку, так как паром был на другом берегу. Приходилось ему по тросу через реку ползти, а весной и осенью река была очень глубокая.

Поженились они в августе 1960 года и стали жить в д.Макарово, вместе с родителями дедушки. Бабушка Валя в то время работала в Селивановской начальной школе. Ездила на работу весной и осенью на велосипеде, а зимой на лыжах (она имеет 3 спортивный разряд по лыжам). Молодежь жила в то время очень интересно: художественная самодеятельность, танцы, концерты, экскурсии. Много помогали совхозу, устраивали субботники: рубили жерди, колья для заборов, вручную рыли котлованы под строительство новой фермы,работали на сенокосе, уборке урожая, и всегда с песнями, шутками. Дедушка всегда был вместе с бабушкой, даже играл в драмкружке. Он умел делать всё: строить, ремонтировать электроприборы, очень вкусно готовил. В 1961 году родился первый сын - Юрий.

В 1963 году вся семья, вместе с родителями дедушки Толи, перевезя дом, переезжает в село Пежма. Дом поставили также на левом берегу реки Пежма, рядом с домом бабушки Юли. Между домами с тех времен до сих пор стоит колодец-журавль. В этом же году, уже в Пежме, родилась дочь Татьяна. Бабушка Валя начала работать в Пежемской средней школе.Дети, придя из школы, спрашивали, кто варил суп. Если бабушка скажет, что дедушка, они ели с удовольствием. Дедушка был очень любящим отцом. Если бабушка ругала дядю Юру с тётей Таней за что-то, он всегда их жалел и защищал. Никогда бабушка не слышала от него грубого слова.

Долгие годы бабушка была председателем местного комитета профсоюза. Окончила заочно в 1972 году Архангельский педагогический институт, отделение биологии. У неё в школе был отличный учебно-опытный участок. Чего там только не росло: смородина, малина, клубника, песочная вишня, облепиха, орешник, черноплодная рябина и декоративные растения, цветы. Была большая теплица и три парника. Учителям и учащимся овощей


12

хватало почти на год. Устраивали в школе «Праздники урожая». Их участок не раз приезжало сниматьтелевидение. Когда бабушка Валя работала директором школы, дедушка Толя помогал в хозяйственных делах.Часто отключали электричество, и тогда он запускал запасной двигатель, и школа опять жила, батареи грелись.

В 1973 году родилась моя мама Женя.Прадед умер в 1973 году незадолго до рождения моей мамы, а прабабушка много болела и умерла в 1974 году.

Вскоре семья переехала в квартиру, на правый берег реки Пежма, так как вся инфраструктура села была на правой стороне, а постоянных мостов тогда не было и враспуту были проблемы с переправой.

Мой дед, Анатолий Александрович, умер в 1979 году. Моей маме тогда было только 5 лет. Вся забота о детях легла на плечи моей бабушки. И она справилась. Все дети получили образование. Дочери ведут активную общественную жизнь, их уважают, и бабушка этим очень гордится. Она очень мудрый человек, до сих пор мы слышим слова благодарности от её учеников, и тоже ею гордимся.

Бабушка имеет больше пятидесяти грамот за хорошую работу (министерских, областных, районных, местных). Ей присвоены звания «Учитель методист» и «Отличник народного образования», а также она имеет медаль «Ветеран труда». Бабушка была выбрана председателем сельского совета. Перед выходом на пенсию в 1997 году несколько лет работала заведующей детским садом. В настоящее время бабушка проживает в с. Благовещенское, чтобы быть поближе к нам, внукам, и помогает маме нас растить.

Моя мама, после окончания Пежемской школы, пошла по стопам бабушки и поступила в Архангельский педагогический институт на индустриально-педагогический факультет. Там она и встретила моего папу, Федотова Андрея Федоровича. В 1997 году папа с мамой закончили университет и сыграли свадьбу. Мама училась по направлению от Вельского района и ей предложили работу учителем труда в Благовещенской средней школе. К тому времени тетя Таня проживала в с. Благовещенское уже больше 10 лет. Она тоже попала сюда по распределению после окончания Вологодского молочного института и работала в совхозе «Важский». Мама еще школьницей начала приезжать в гости к сестре, и здесь ей очень нравилось, поэтому они с папой и решили поселиться в с. Благовещенское. Им дали две комнаты в бывшем школьном интернате. Мама начала работать в школе, а папа мастером на муниципальной пилораме. В 1999 году родилась моя старшая сестра Настя. Ровно через два года в 2001 году родился брат Даня. А в 2003 году родилась и я. Семья была очень дружной. Мы все вместе ездили отдыхать, занимались спортом, участвовали в конкурсах и соревнованиях. В 2007 году наша семья победила в районном конкурсе «Семья мастеровая». В 2009 году не стало папы, но мы стараемся


13

продолжать жить активной жизнью. В 2012 году нашу семью наградили дипломом «Признательность» в г.Архангельске.

Со смертью моего дяди Юры(он последний из нашей семьи, родившийся в д. Макарово) оборвалось продолжение фамилии Боковиковых, нашей ветви семей Филатовниных. Но род наш продолжается.

12 июля 2013 года на Макаровском холме был установлен четырёхметровый крест в память обисчезнувшей с карты Вельского района деревни Макарово и её жителях.









14

Заключение.

У нас большая и дружная семья. Бабушка Валя уже стала прабабушкой. Не всегда удается собраться всем родственникам вместе, но мы созваниваемся, пишемдруг другу письма, заботимся о наших бабушках и дедушке, помним и ценим наших предков.

Занимаясь исследованием, я узнала очень много интересных фактов, касающихся моей семьи, которые не вошли в работу. Например, мой прапрадед по бабушкиной линии, Глотов Александр Афанасьевич, 1887 года рождения, служил в царской армии и был награжден Георгиевским крестом.Мои предки по папиной линии жили в д.Палащелье, Лешуконского района - родине Мезенской росписи, а они были её родоначальниками. Это повод продолжить исследование по истории моей семьи, изучив все её ветви.





























15

Источники информации:

  1. Электронные каталоги Вельской централизованной библиотечной системы(Краеведческий каталог) catalogs.aonb.ru

  2. Боковиков Павел Алексеевич, «Деревенька моя … неперспективная», Вельск: Вельти, 2003.

  3. Газета «Вельская неделя», № от 25 июля 2013 года, с.8

  4. Воспоминания Боковиковой Юлии Александровны и Боковиковой Валентины Ивановны.









16

Приложения.

Исследовательская работа по теме История моей семьи

Глотова Татьяна Андреевна и Глотов Иван Александрович с дочерью Валентиной, 1939 год.

Исследовательская работа по теме История моей семьи

Боковиков Анатолий Александрович, 1955 год.

Исследовательская работа по теме История моей семьи

Братья и сестра Прадедушки Боковикова Александра Аксентьевича.

Исследовательская работа по теме История моей семьи

Боковиков Александр Аксентьевич, с сыном Анатолием, невесткой Валентиной и внуками Татьяной и Юрием.

Исследовательская работа по теме История моей семьи

Бабушка Валя в начале своей трудовой деятельности, учителем Селивановской начальной школы.

Исследовательская работа по теме История моей семьи

Бабушка Валя, ученица 10 класса Солгинской школы.

Исследовательская работа по теме История моей семьи

Бабушка Валя учащаяся Каргопольского педучилища.

Исследовательская работа по теме История моей семьи

Исследовательская работа по теме История моей семьи

Исследовательская работа по теме История моей семьи


© 2010-2022