Мастер-класс. Практический материал «Упражнения по решению проблемных ситуаций на уроке»

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практический материал «Упражнения по решению проблемных ситуаций на уроке» к проведению мастер- класса на тему «Формирование сознательной дисциплины учащихся на уроке».

Вступление. (Захожу в класс и улыбаясь говорю: здравствуйте, мой любимый 9 А! ).

- Улыбаюсь, чтобы отойти от неприятного разговора с ученицей 10 класса:

- Ученица вызывающе вела себя весь урок. Вертелась, разговаривала, громко подсказывала другим, игнорировала замечания, не выполняла никаких заданий. «Я постаралась как можно лучше в данной ситуации провести урок, опрашивала учащихся, объясняла новую тему, как выполнять домашнее задание. В ходе урока мне приходилось несколько раз делать замечания ученице. Хотя она, по-прежнему, на них не реагировала, я голос не повышала, говорила спокойным, ровным тоном. Не скажу, что это давалось мне легко, я все время была напряженной, но не показывала этого другим ребятам. Иногда учитель должен выдержать даже невыносимое. Решение ситуации я перенесла на внеурочное время, попыталась выяснить причины такого поведения. В ответ услышала, что мои уроки неинтересны, и решается вопрос о переходе в другой класс. Я опять не стала возмущаться, кричать, что-то доказывать, обвинять в нерадивости. Мнение ученицы - ее личное мнение. Не легко и не быстро, но все же договорились, что до перевода в другой класс ученице придется присутствовать на моих уроках, активно в них участвовать, соблюдать правила дисциплины.

Дневники. А сейчас поработаем с дневниками, у нас была договорённость - каждые 2 недели я просматриваю их. (Иду по классу, проверяю дневники….)

1) Подхожу к ученику и говорю : опять "Ну и ставьте!". (Открываю дневник и вижу очередную двойку, но рядом 5.) Знаю-знаю, говорила с Татьяной Петровной. Она предложила сегодня тебе самому оценить твой ответ. Ну, а рядом за честную оценку поставила тебе 5.

2) Беру дневник в руки…... Листая дневник, я в раздумье спрашиваю: "Что же мы будем делать? Мама на днях звонила, волнуется за тебя. Нам с тобой надо постараться поправить положение дел. Ты плохо учишься, я, видимо, плохо учу. Давай докажем всем, что мы можем исправиться".

Учитель

-Вернёмся к вопросу моего волнительного состояния, когда я вошла в класс.

- Начинаю урок в 9 классе и обнаруживаю , что подготовленный плакат висит на доске вверх ногами. Все ждут моей реакции .

Я начала объяснять урок по перевернутому плакату. Конечно, ученикам было непонятно. После объяснения они попросили перевесить плакат. Я ответила, что мне все равно, как объяснять урок, а если ученикам непонятно, то в следующий раз нужно быть внимательнее дежурным, которые вешали это наглядное пособие.

- А знаете, как я повела себя однажды, подчёркиваю, один раз, когда ученик пытался на каждом уроке унижать моё чувство собственного достоинства.

Но я знала, если я оставлю ситуацию как есть, ученик будет продолжать себя вести безответственно.

Пришлось доказывать, причем категорически, что порядок на уроке у меня будет, без этого нельзя. Ученик пытался говорить со мной на равных, открыто насмехался. Я попросила его вести себя прилично, но он не собирался прекращать. Я позвонила родителям и строгим, не терпящим возражений голосом сказала: «Уважаемые родители! Я считаю, что как учитель - достаточно подготовлена, чтобы обучать Вашего сына. Если Вы считаете иначе, можете перевести его в другой класс, но я не позволю, чтобы Ваш сын говорил со мной на равных, как с одноклассницей. Прошу объяснить ему, что я - учитель, он - ученик и обязан себя вести в соответствии с этим, иного не будет».

А сейчас мы попробуем разрешить некоторые школьные ситуации (предлагается детям).

1) Звонок на урок. Учитель физики входит в класс и наблюдает следующую картину: по классу летает воробей, ученики стараются его поймать...

Учитель, успокаивая ребят, обратился к воробью: "Ну что, бедняга, испугался? Есть, наверное, хочешь? А тебя никто не накормил?" И, обращаясь к классу, попросил: "Что же вы, хозяева, так к гостю относитесь? Покормить бы надо". Нашлись хлеб и вода. Ребята успокоились, воробей тоже. Изредка, правда, он совершал перелеты по классу. Но урок шел как обычно.

Зато следующий урок был сорван. Учитель, зайдя в класс, стал требовать признания в том, кто пустил птицу в кабинет, возмущаться поведением учеников, кричать, что они сорвали ему урок. В результате учитель покинул в возмущении класс. Урок действительно был сорван.

Учителя - «автократы», так же как учителя - «демократы», считают, что шутка, юмор, примеры из личного опыта, приводимые педагогом, могут стать способом решения проблемных педагогических ситуаций.

2) Это произошло на уроке иностранного языка. 5класс. В классе стояла тишина. Ребята внимательно слушали учителя. И вдруг под партой Васи С. что-то зашевелилось. Все повернули головы в его сторону. Тут на середину выкатился какой-то комок. Класс захихикал. Учитель насторожился. Вася покраснел. В его глазах застыл испуг. Ребята перевели взгляд на учителя. Тот подошел к сумке, развязал ее. Оттуда показалась мордочка котенка. Вася сжался, класс замер. Учитель…….



взял котенка на руки и сказал: "Какой ты молодец, ведь сегодня мы будем впервые знакомиться со словом "кошка", а я забыл принести картинку с изображением котенка". Ребята засмеялись. Вася облегченно вздохнул. Конфликт был исчерпан.

3) Дети, представьте себя на месте молодого учителя.

Рассказ учителя. Год назад я принял 8 класс, в котором был ученик Николай С. От него доставалось не только молодым учителям, но и более опытным. Класс попал под влияние Николая. На одном из первых уроков ученик решил "прощупать" меня. Записывая тему на доске, я услышал с задней парты, где сидел Николай, звук, напоминающий рычание собаки. Я оторопел, но несколько секунд, не оглядываясь, продолжал писать на доске. Затем я …спокойно оглянулся на класс: дети замерли в ожидании, спокойно глянул на часы и сказал: "Сейчас 11.45, завтра в это же время остерегайтесь: кто лает, тот может укусить!" (отличная рационализация ситуации).

Взрыв смеха, гул одобрения. Виновник покраснел. Урок продолжался. Больше подобных "проб" на моих уроках не было.

Учителя - «автократы», так же как учителя - «демократы», считают, что шутка, юмор, примеры из личного опыта, приводимые педагогом, могут стать способом решения проблемных педагогических ситуаций.

Молодому учителю (ситуации). Рассмотрим особенности решения затруднительной педагогической ситуации учителями , взаимодействия с учащимися, наиболее существенные рефлексивные ошибки учителя.

№1. Читает учитель.

Ребята решили сорвать урок молодой учительницы. При этом они договорились на уроке хрюкать. Когда педагог вошла в класс, раздались соответствующие звуки...Как мы себя поведём?

Тогда она обратилась к лидеру класса: "Вот хорошо, Витя, я вас как раз на ферму собралась повести на экскурсию. Будешь переводчиком? Поможешь в общении с животными?" Все засмеялись. Урок прошел как никогда живо и весело.

2) Представьте себе, что Вика Плотникова, ваша ученица, постоянно вас перебивает, не дает вести урок, так как она хочет, чтобы вы постоянно проверяли то, что она делала, и подбадривали ее, говорили, что все правильно и она молодец. Подобное поведение для вас неприемлемо и поэтому является вашей проблемой …..Ваше решение?



  1. Вы можете сделать ей замечание, заставить замолчать, перестать перебивать вас.

  2. (Изменение поведения Ученицы).



  1. Вы можете дать всему классу такое задание, в которое включена самопроверка.

(Изменение Среды).



  1. Вы можете сказать себе: «Она очень несамостоятельная девочка, но она скоро это перерастет», либо:«Ей требуется больше моего внимания, нежели другим ученикам».

(ИзменениеСебя).

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса учителем являются аналогичные действия ученика. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

3) Обсуждать эту ситуацию надо?
Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

К сожалению, приемы, которые используют преподаватели при реализации этого способа, приводят к следующим последствиям:

Ясно, что ни один учитель не желает подобных результатов. Единственное, что он хочет - чтобы уважались и его права. Но, сообщая о своих потребностях школьникам, большинство педагогов, как мы убедились, не задумываются о форме этих сообщений. Они просто повторяют то, что говорили их учителя и родители.

Правило . Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении

Важным профилактическим средством является так называемый ориентировочный стиль поведения, который предполагает предусмотрительность, корректность, предупредительность и т.д. в общении со школьниками.

Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством. Таким образом будут защищены те социально ценные нормы, которые отстаивает учитель. Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей, учителю целесообразно запомнить эти подсказки.

Подсказка первая. "Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию" (Дейл Карнеги).

Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь. Подростковая аудитория высоко ценит самообладание, выдержку и юмор педагогов.



Правило. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Учитель вместе с учеником решают у доски задачу и приходят к неправильному ответу. Пока педагог искал ошибку, класс вел себя очень шумно. Учитель, повернувшись к классу, попросил: "Ребята, тише, не сбивайте!" Один из шустрых учеников добавил: "Бестолкового с толку!" ….

Правило . Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Есть два способа воздействия на человека - прямой и косвенный, опосредованный. Первый способ - традиционный, игнорирующий особенности личности - основан на волевом давлении на психику ученика и поэтому наименее эффективный, Однако для ученика прямое воздействие, вдобавок с угрозами и раздражением, является психологически неприемлемым и вызывает ответное противодействие негативного характера.

Более эффективный способ - второй. Это метод косвенного воздействия. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить человека в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно и в целях собственного самоутверждения.

Перед началом своей самостоятельной работы молодой учитель испытывает немало волнений. Больше всего его беспокоит, сможет ли он добиться хорошей дисциплины учащихся, так необходимой для успешного обучения.

Согласно современным образовательным стандартам и новому закону «Об образовании», сегодня учитель - это универсальный специалист, который должен знать и учитывать в деятельности психологические и возрастные особенности каждого ученика, ежедневно создавать благоприятную атмосферу в классе, уметь предотвратить и разрешить любую конфликтную ситуацию, при этом он должен реализовать образовательную программу, найти индивидуальный подход к ученику, научить учиться и т.д. и т.п. Среди этого множества разнообразных обязанностей, требований к личности и деятельности учителя, можно найти лишь незначительную часть того инструментария, каким мог бы пользоваться учитель в своей ежедневной работе, а еще меньше специалистов, которые могли бы оказать своевременную и необходимую помощь. Проблемы поведения на уроках сегодня решаются самим учителем, или максимум - с привлечением классного руководителя.

На сегодняшний день проблема поведения детей актуальна в каждом образовательном учреждении. О том, что данная проблема сегодня является одной из актуальных, требующих немедленного решения, новых подходов, говорят и результаты проведенного опроса учителей.

У каждого профессионала свой способ решения проблем. Как показали результаты опроса, сегодня большинство учителей испытывают наибольшие трудности с такими формами девиации как «грубость взрослым и сверстникам», «неадекватная реакция на замечания учителя». По мнению учителей, тенденцию к росту имеют такие формы поведения подростков как «хамство взрослым и сверстникам», «пропуски уроков», «полное безразличие к требованиям учителя».

Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение, понимать реакции ученика на то или иное педагогическое воздействие. Снижать напряжение довольно трудно. Типичные ошибки в напряженной ситуации:

  • повышение голоса,

  • крик,

  • оскорбительные, унижающие выражения,

  • сарказм,

  • оставлять последнее слово за собой,

  • напряженные позы, сжатые челюсти, сцепленные руки,

  • применение физической силы,

  • настаивание на своей правоте,

  • действия с чувством превосходства,

  • оценивание характера ученика,

  • сравнение одного ученика с другим,

  • «проповеди»,

  • втягивание в конфликт других людей,

  • оправдывания, защита,

  • типичные фразы вроде «Учитель здесь пока еще я» и обобщения «Вы все одинаковы»,

  • придирки,

  • передразнивание,

  • требования и давление.

Возможно, на некоторое время неприемлемое поведение действительно прекратится, но очень скоро повторится.

Дисциплинарные меры лучше отложить до утихания бури эмоций. Ученики делают то, что делают учителя и взрослые, повторяют их. Конфликты также учатся разрешать на примере учителей. Если эмоции и агрессия захлестывают учителя, то ученики сделают то же самое и будут позволять себе это по отношению к учителю. Если же учитель демонстрирует неагрессивное поведение, то учащиеся также быстро переймут такое поведение.

Притча.

Жила - была на свете семья. Не простая семья Более 100 человек насчитывалось в ней.

Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки.И тешил он проверить , правду ли говорят люди.Прибыл он в село , и душа его радовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришёл он к старейшине. «Расскажи »,- говорит.

Долго писал что- то на бумаге старейшина. А когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге : «Любовь, прощение, терпение». А в конце листа : «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение».

- И всё?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

- И подумав, добавил : «И мира тоже».



© 2010-2022