Классный час для 5 класса на тему: Для подвига нет возраста и национальности

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию на тему:



«Для подвига нет возраста и национальности»















Классный руководитель: Терещенко С.А.









Цели:

-формировать представление обучающихся о мужестве, героизме как слагаемых красоты человека;

- познакомить с понятиями «герой», «подвиг», «героический поступок», раскрыть образ героя на примере современной жизни;

- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;

-вызвать чувство восхищения и гордости подвига, совершенного маленькой девочкой; показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, чувства долга и ответственности перед другим человеком, вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.

Ход мероприятия

I Введение

Учитель: Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим, друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас. (Обучающиеся сидят полукругом, это позволяет им легко общаться друг с другом). Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? Всегда ли в жизни есть место подвигу?

А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига.

С готовой, с красивой душой на век

Отнюдь не рождается человек,

Не что ведь само не строится.

Уверен, что скромником и бойцом,

Отзывчивым, умницей, храбрецом

Учатся и становятся.

II. Проблемность.

Учитель. Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои?

Послушайте цитату «Лишь сумма преодоленных препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг» (Стефан Цвейг)

-Как вы понимаете данные слова?

-Что вы понимаете под понятием «герой?»

Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова.

Герой - 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.

Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?

(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).

Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения обучающихся)

А вот такое определение даётся в словаре?

Подвиг - самоотверженный героический поступок.

А какой поступок можно назвать героическим?

(мнение обучающихся)

Сегодня мы постараемся найти ответ на данный вопрос.

III. Взаимодействие.

«Создание образа человека»

Учитель: А теперь давайте составим образ героя его портрет.

Портрет героя

- внешность;

- возраст;

- профессия;

- воспитание;

- место рождения;

- качества характера;

Обсуждение по вопросам: Каков внешне должен быть герой? Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг? Герои - это люди особой профессии? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Герои живут в каком-то особом месте? ( Мнения обучающихся)

Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.

Работа по микрогруппам. На карточках запишите 10 качеств характера, которыми должен обладать герой.

Учитель: Подвиги совершаются и в мирное время. И возраста нет у подвига.

Вспомните о поступке мальчика из рассказа Льва Николаевича Толстого «Котёнок».

-Как вы представляете себе этого мальчика?

-Какой поступок совершил мальчик?

-Можно ли поступок этого мальчика назвать героическим? И почему?

(Да, можно. Мальчик еще маленький, но его поступок достоин уважения. Он ценою своей жизни, бесстрашно защищает маленького котёнка от собаки).

Иногда герои живут рядом с нами (знакомство со статьей в газете).

6-летняя девочка два дня жгла старые газеты, согревая 4-месячную сестренку.

Продержаться несколько дней в минусовую температуру в неотапливаемом доме может не каждый взрослый. А если у тебя еще и грудничок на руках и совсем нет продуктов - ситуация и вовсе не сахар. Именно такой курс на выживание пришлось пройти дошкольнице под Астраханью.

23-летняя жительница поселка Винный Володарского района после зимней депрессии решила - пора устраивать личную жизнь…

И пропала на несколько дней. За двое суток Лилия даже не вспомнила, что дома без присмотра две маленькие дочки- 6-летняя Наденька и совсем кроха - 4 -месячная Диана. К вечер, когда мама так и не появилась, Надюша поняла, что надо спасать сестренку. Достав из шифоньера самые теплые вещи, она укутала Диану. Наколоть дров она не смогла, девчушка два дня жгла в печи старые газеты и бумажки, чтобы немного согреться. Надя как могла, успокаивала заходившуюся в плаче от голода и холода сестренку. Куски засохшего хлеба сообразительная девочка размочила в воде и кормила кашицей малышку. Сама же только пила теплую воду, которую грела в кружке на печке.

Предоставленных самим себе девочек обнаружили соседи. Обеспокоенные тем, что несколько дней не видели семью, они решили узнать, не случилась ли беда. Увидев замерзших и голодных девочек, вызвали полицию.

-В доме жуткие условия: дым, копоть от сожженных бумаг и никаких продуктов для приготовления пищи. На вопрос, почему Надя не вышла из дома, чтобы обратиться за помощью, она сказала, что боялась гнева матери. Та за любую провинность запирала ее в доме, лишала игрушек, и даже поднимала руку. Сейчас Диана в больнице, ее обследуют врачи. А Надю поместили в реабилитационный центр, с ней работают психологи, которые выясняют, сколько раз малышкам пришлось оставаться в одиночестве, и как часто их била мать. На лице у Нади даже сейчас видны следу побоев.

IV.Рефлексия. Цветопись

-Какой вы представили себе Надю?

-Этот поступок можно назвать подвигом?

Покажите цветами образ девочки Нади, ее героического поступка, который она совершила.

V. Возвращение к введению или проблеме классного часа.

Учитель: С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Найдите русские народные сказки, былины, пословицы и поговорки, стихотворения, в которых ярко и образно передан героизм, мужество, и подумайте над вопросами: в чем видит народ красоту человека?

Учитель: - Ребята, ответьте на вопрос: Герой. Кто он? Кого можно назвать героем?

Анализ стихотворения А.Л.Барто «О человечестве»

Готов для человечества он многое свершить,
Но торопиться нечего, зачем ему спешить.
Пока ещё он подвига себе не приглядел.
А дома, что поделаешь, нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится, лекарство дать велит,
Но он не человечество, он старый инвалид.
С утра Наташка мечется, гуляйте с ней с утра!
Она не человечество, а младшая сестра.
Когда судьбой назначено вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую на скверике пасти!
Пока ещё он подвига себе не приглядел,
А дома, что поделаешь, нет подходящих дел!
- В своём платочке клетчатом в углу ревёт сестра:
- Я тоже человечество! И мне гулять пора!

-Что вы можете сказать о главном герое?

-Способен ли этот мальчик на подвиг?

-Что нам хотела посоветовать автор данного стихотворения? Что самое главное?

VI.Определение ближайшего последствия.

Ребята, придя сегодня домой поделитесь с родителями впечатлениями от классного часа.

И помните, о том, что в жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь. Не стоит бездействовать в ожидании подвигов. Нужно просто жить и совершать поступки, достойные человека. Нужно думать не только о себе, но и о тех, кто с вами рядом. И мир будет ярким и красивым!



© 2010-2022