Рабочая программа для детей с ОВЗ 2015/2016уч. год

Раздел Воспитательная работа
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

г.Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 52


«Утверждено»

Директор ГКОУ

СКОШИ № 52 г. Москвы


__________________

Е.В. Подвальная

Пр №__от ______ 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГКОУ

СКОШИ № 52 г. Москвы

______________________

Н.О. Камелева

Пр

№____от________2015г.

«Принято»

На заседании педагогического совета


Пр №______

от _______ 2015г.



Рабочая программа

по воспитательной работе

в группе 2 «Б» класса

на 2015-2016 уч. год





Воспитатель: Рождественская Ирина Борисовна

Категория: 9 разряд









Оглавление






Воспитание - великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский

Пояснительная записка

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Программа направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Программа воспитательной работы основана на ФГОС АООП НОО по варианту В. Нормативный срок обучения составляет 4 года в I отделении и 5 лет во II отделении. Вариант В программы может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Цель рабочей программы - создать условия для формирования сплоченного коллектива, способствовать развитию нравственных качеств, толерантного отношения к людям.

Задачи программы:

  • создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей воспитанников;

  • коррекционная помощь в овладении ими основной общеобразовательной программы начального и среднего общего образования;

  • специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;

  • специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции слабослышащих обучающихся;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям обучающихся с нарушением слуха;

  • формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры;

  • интеграция учебной деятельности и воспитательной работы;

  • содействие мотивации у учащихся к участию в делах школы;

  • содействие развитию инициативы и творческой активности школьников

Программа духовно-нравственного развития и воспитания

Целью нравственного развития и воспитания слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка и приобщение их к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи нравственного развития и воспитания обучающихся:

В области формирования личностной культуры:

формирование мотивации нравственной компетенции - «становиться лучше», реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

формирование представлений о базовых национальных, этнических и духовных традициях;

формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», основанных на духовных отечественных традициях, а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

формирование в сознании школьников нравственного смысла учения;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

В области формирования семейной культуры:

формирование у слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

Образовательная организация может конкретизировать общие задачи нравственного развития и воспитания обучающихся с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).





Основные направления и ценностные основы

нравственного развития и воспитания

Организация нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; бережливость; трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; бережное отношение к природе.

Воспитание ценностного отношения к природе.

Ценности: красота; аккуратность; опрятность.

В основу реализации программы нравственного развития заложен принцип системно-деятельностной организации воспитания, предполагающий, что нравственное развитие обучающихся, поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.

Основное содержание нравственного развития и воспитания

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

уважение к защитникам Родины;

ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

умение отвечать за свои поступки;

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится общеобразовательная организация.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

различение хороших и плохих поступков;

представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе;

представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к учению, труду, жизни:

первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• привлечение внимания к природным явлениям и формам жизни;

• формирование представлений об активной роли человека в природе;

• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному:

  • элементарные представления о красоте;

  • представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности;

  • представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Планируемые результаты нравственного развития и воспитания

Каждое из основных направлений духовно-нравственного воспитания слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями должно обеспечивать практическое освоение ими соответствующих ценностей программы нравственного развития и воспитания.

Воспитательные результаты - знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим.

Индивидуальный подход в воспитании слабослышащего и позднооглохшего ребенка предполагает организацию педагогического воздействия с учетом психофизических особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также педагогических условий школы-интерната, включая условия его жизнедеятельности и устройства безбарьерных сред.

Осуществление индивидуального психолого-педагогическое сопровождения важно, чтобы весь процесс нравственного воспитания и развития планировался с учетом «психологического портрета» ребенка и строился от зоны его «актуального развития», (его сегодняшних компетенциях (реального уровня воспитанности) к зоне его «ближайшего развития» (возрастным критериям воспитанности). В процессе индивидуального воспитания, начиная с актуализации социальных компетенций ребенка в сфере самообслуживания, реально приблизить его новому уровню саморазвития. Небольшие шаги ребенка выстраиваются последовательно и целенаправленно, с позиции «не навреди», с учетом его актуальных индивидуальных умственных, физических и психических особенностей

Педагогические условия эффективности воспитательной работы:

• педагогическая компетентность педагога;

• педагогический оптимизм и вера педагога в положительный результат педагогического воздействия и умения видеть и поддерживать каждое минимальное продвижение ребенка;

• педагогическое мастерство педагога, его умение изучать личности в динамике, и на основе динамического наблюдения уметь корректировать намеченную индивидуальную траекторию воспитания, помня об индивидуальности и неповторимости каждой человеческой личности, о потенциальных возможностях духовного, душевного и физического саморазвития;

• создание школьных «безбарьерных» сред, адаптированных к жизнедеятельности ребенка в условиях интерната и за его пределами: на улице, в семье, у бабушки, у родственников, в общественных местах;

• создания социокультурной среды средствами включения слабослышащего и позднооглохшего воспитанника в следующие виды режимов: двигательный, речевой, санитарно-гигиенический и т.д.;

• создание условий для включения ребенка в совместно разделенную педагогическую деятельность.

Уровень сформированности социальных и коммуникативных компетенций неслышащего школьника со ССД:

• санитарно-гигиенические навыки;

• навыки самообслуживания;

• навыки, проявляемые в режимных моментах: прием пищи, прогулка, занятия, отдых;

• самоподготовка: умение попросить и принять помощь педагога, мамы (папы, бабушки);

• умение организовать собственную рекреацию: увлечения или их отсутствие, досуг или его отсутствие: умение себя занять, использование рекреации для саморазвития;

• коммуникативная культура ребенка; начитанность, коммуникативные навыки или их отсутствие; соблюдение правил этикета.

Оценка компетенций ребенка фиксируется по бально-рейтинговой системе и служит опорой для составления «психологического» портрета ребенка на «режимных моментах», а также на уроках, внеклассных и индивидуальных (коррекционных) занятиях в школе-интернате, обсуждается с каждым обучающимся. Подобный личностно-деятельностный компонент воспитывающей деятельности создает успешный алгоритм самовоспитания, который способен существенно изменить отношение обучающегося к учебе, помощи дома по хозяйству, к выстраиванию новых отношений со взрослыми в диаде «воспитанник -- воспитатель», что в конечном результате положительно влияло на общую картину успеваемости.



Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и образа жизни самостоятельно разрабатывается образовательной организацией с учетом специфики особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Программа направлена на:

формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, профилактику аддиктивных привычек; пропаганду здорового образа жизни; формирование бережного отношения к природе; формирование установок на необходимость здорового питания; использование двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение здоровьеформирующего режима дня; формирование социальных навыков личной гигиены и ухода за своим телом, стремление к поддержания своего здоровье; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями является просветительская работа с их родителями (законными представителями), привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы школы по охране здоровья обучающихся.

Разработка программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должны строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Основная цель программы - сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья слабослышащих и позднооглохших обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Задачи программы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:

- формирование мотивов к развитию слухового восприятия, овладению устной речью, ориентацией в неречевых звуках окружающего мира, в том числе с учетом задач здорового и безопасного образа жизни;

- развитие потребности и умений в пользовании слуховыми аппаратами/имплантами, другими сурдотехническими средствами;

- развитие позитивного отношения и элементарных умений выполнения правил личной гигиены, в том числе гигиены органов слуха, выполнение режимных моментов;

- формирование представлений о здоровом питании;

- развитие потребности в занятиях физической культурой;

- формирование элементарных способов безопасного поведения в различных видах учебной и внеурочной деятельности

- воспитание готовности обращаться по любым вопросам, связанным с состоянием здоровья, к медицинским работникам, находящимся в образовательной организации.

- формирование представление о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;

- формирование познавательный интерес и бережное отношение к природе;

- формирование представление о некоторых опасных ситуациях (в быту, на улице и др.), связанных с нарушением слуха;

- формирование знания и умения осторожного и деликатного обращения с животными.

Критерии и показатели эффективности деятельности образовательной организации

Критерии эффективной реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

-высокая рейтинговая оценка деятельности школы по данному направлению в муниципальной или региональной системе образования;

отсутствие нареканий к качеству работы общеобразовательной организации со стороны органов контроля и надзора, органов управления образованием, родителей (законных представителей) и обучающихся, что является показателем высокого уровня деятельности управленческого звена школы;

-сформированность мотивов к развитию слухового восприятия, овладению устной речью, ориентацией в неречевых звуках окружающего мира, в том числе с учетом задач здорового и безопасного образа жизни;

-потребность и умение обучающихся в пользовании слуховыми аппаратами/имплантами, другими сурдотехническими средствами;

-повышение уровня культуры межличностного общения слабослышащих и позднооглохших обучающихся и уровня эмпатии друг к другу;

-снижение уровня социальной напряжённости в детской и подростковой среде;

-результаты экспресс­диагностики показателей здоровья школьников;

-положительные результаты анализа анкет по исследованию жизнедеятельности школьников, анкет для родителей (законных представителей).

Направления и содержания программы коррекционной работы (ФГОС АООП НОО Раздел III п.2.2.1)


  1. коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих обучающихся, освоение ими адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и способствующая формированию универсальных учебных действий у обучающихся.

  2. коррекционно-развивающая работа включает:

  • коррекционную помощь в овладении содержанием обучения;

  • организацию и проведению специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с целью развитию речевого слуха, неречевых звучаний и формирования произносительной стороны устной речи

  • развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми

  • коррекцию и развитие высших психических функций

  • развитие эмоциаонально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения

  1. Содержание и формы коррекционно-развивающей работы:

  • изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);

  • поддержание постоянной связи с учителем класса, школьным психологом, медицинскими работниками, социальным педагогом, администрацией школы, родителями;

  • систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;

  • составление психолого-педагогической характеристики, обучающегося при помощи методов наблюдения, беседы, диагностического обследования, в которой отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень особенности слухоречевого, интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка

  • контроль успеваемости и поведения обучающегося в классе

  • формирование микроклимата, способствующего тому, чтобы каждый слабослышащий обучающийся чувствовал себя в школе комфортно;

  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие;

4.Формы реализации задач:

  • дискуссии, диспуты, викторины, КВН, интеллектуальные марафоны;

  • ролевые, деловые, образовательные игры, «круглые столы», ток-шоу,

  • экскурсии, походы;

  • соревнования;

  • викторины, КВН, интеллектуальные марафоны;

5 Методы:

  • Метод беседы. Данный метод можно применять в воспитании детей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы учитель объясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения малыша.

  • Метод убеждения. Представляет собой активное воздействие на сознание человека с целью оказания ему помощи в осмыслении сути предъявляемых ему идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. При этом реализуются два пути - убеждение словом и (или) убеждение делом. Но это не только слово или поступки взрослого, но и суждения и действия других участников педагогического процесса.

  • Коллективное мнение. Этот метод воспитания представляет собой выражение группового требования к деятельности или поведению человека. Средствами его реализации являются коллективное обсуждение и высказывание мнения коллектива отдельными людьми.

  • Упражнение. Представляет собой многократное повторение способов действий с целью формирования привычки правильного поведения, оптимального алгоритма деятельности в конкретной ситуации. К числу средств метода упражнения относится соблюдение установленного порядка в семье, школе и т.д., правильно организованная учебная деятельность, целенаправленные общественные поручения.

  • Воспитывающие ситуации. Это обстоятельства затруднения формирующие навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы педагогом.


Требования к результатам реализации программы

коррекционной работы (ФГОС АООП 2.1.1.)

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы включают овладение слабослышащими и позднооглохшими обучающимися жизненной компетенцией и основными образовательными направлениями специальной поддержки основной образовательной программы.

Требования к результатам овладения жизненной компетенцией

Преимущественно итогом овладения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися компонентом жизненной компетенции являются личностные результаты. В соответствии с установленной для варианта А единой структурой программы коррекционной работы, поддерживающей основную образовательную программу, определяются специальные требования к личностным результатам обучения по каждому направлению.

Ожидаемые результаты:

- умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;

-умение пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и/или имплантом и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях (радиосистемой, выносным микрофоном и т.п.);

- умение пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне в экстренных случаях;

-умение написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему собственного жизнеобеспечения (Я забыл ключи, жду тебя у подъезда; У меня болит живот, забери меня из школы; У меня не работает батарейка, а запасной нет. И др.);

- понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении - это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно;

- умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений (Я не слышу, помогите мне, пожалуйста; Меня мутит; терпеть нет сил; У меня болит …; Извините, эту прививку мне делать нельзя; Извините, сладкие фрукты мне нельзя; у меня аллергия на …);

-умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей,

- умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (Можно я пересяду? Мне не видно. / Я не разбираю этого шрифта. / Повернитесь пожалуйста, я не понимаю, когда не вижу Вашего лица. И т. д.);

-владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы (Мне надо спросить у мамы, можно ли мне …; Врач не разрешил мне …; Спросите у моей мамы, пожалуйста; свяжитесь с моими родителями. И т.д.);

-стремление самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками;

- умение обращаться к учителю в случае когда, по мнению ребёнка, возникает угроза жизни и здоровью (например, вымогательство, угроза расправы, насилие, склонение к противоправным действиям третьих лиц, к употреблению наркотических и психотропных веществ и т.д.);

- умение сформулировать возникшую угрозу и иметь для этого минимально необходимый запас слов и определений (Мне угрожают; Мне страшно; У меня отобрали…)

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Данное направление работы предусматривает:

формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту;

освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей.

Ожидаемые результаты:

- прогресс в самостоятельности и независимости в быту;

- прогресс в самостоятельности и независимости в школе (ребёнок умеет самостоятельно готовить к уроку рабочее место и убирать его после урока, переодеваться, собирать вещи в сумку и т.д., не обращаясь за помощью к взрослым).

- представления об устройстве домашней жизни; умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность за выполнение домашних дел;

- владение достаточным запасом фраз и определений для участия в повседневных бытовых делах.

- представления об устройстве школьной жизни; умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

-умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении;

- владение достаточным запасом фраз и определений для включения в повседневные школьные дела (Скажи, пожалуйста, где кабине …; Скажи, пожалуйста, какой сейчас будет урок; Я бы хотел отвечать за …; Я могу помыть …; Давай я помогу тебе …; Я готов взять на себя…);

- умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности, выбирать ту долю участия (занятия, дела, поручения), которую действительно можно выполнить в соответствии с требованиями данного детского коллектива;

-владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника (Поручите мне, пожалуйста, …; Я могу/не могу это сделать. Я могу, если мне поможет мама …; Я могу это сделать вместе с …; Мне поможет это сделать мама. Я плохо пою, потому что плохо слышу музыку. Но я умею рисовать…; Я хотел бы принять участие в оформлении праздника).

Овладение навыками коммуникации

Данное направление предусматривает:

формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях;

расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Ожидаемые результаты:

- умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

-умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

- умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

- умение получать и уточнять информацию от собеседника. Освоение культурных форм выражения своих чувств;

- умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (Можно я пересяду, мне не видно; Повернитесь, пожалуйста, я не понимаю, когда не вижу вашего лица; Я не понял; Я не расслышал. И т.д.);

-умение обращаться за помощью к взрослым и сверстникам в трудных случаях общения;

- владение простыми навыками поведения в споре со сверстниками (уважительно относиться к чужой позиции, уметь формулировать и обосновывать свою точку зрения, проявлять гибкость и т.д.);

- умение корректно выразить отказ и недовольствие, благодарность, сочувствие и т.д. (Нет, спасибо. К сожалению, я не могу. Извините, но мне это неприятно; Большое спасибо. Я вам/тебе очень благодарен, вы/ты мне очень помогли/помог; Мне так жаль. Могу ли я вам чем-нибудь помочь? Я вам/тебе искренне сочувствую; Это мамина вещь, поэтому брать её нельзя; Извини, но мне не разрешают меняться; Я не могу принять такой подарок. Он очень дорогой. И др.;

- умение получать и уточнять информацию от собеседника, используя продуктивные речевые высказывания, т. е. отвечающие ситуации общения и передающие мысль в наиболее понятной и лаконичной форме. (Повторите, пожалуйста, я не услышал; Я не совсем понял, что ты имеешь в виду; Правильно ли я вас/ тебя понял? Вы/ты сказали/ сказал, что... ). Освоение культурных форм выражения своих чувств;

-представления о внятности собственной речи и возможностях слышащих людей понимать её. Умение ребёнка следить за тем, понимает ли собеседник его речь (достаточно ли она внятная);

- представление об особых способах коммуникации людей с нарушением слуха между собой;

- владение достаточным запасом фраз и определений (Понятно ли я говорю? Нужно ли мне повторить сказанное? Пожалуйста, дайте мне знать, если моя речь станет непонятной (невнятной, неразборчивой);

- представление об особых способах коммуникации людей с нарушением слуха между собой.

- расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

Дифференциация и осмысление картины мира

Данное направление предусматривает:

расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности;

формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком;

формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой;

развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.).

Ожидаемые результаты:

- адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

-способность прогнозировать последствия своих поступков для себя и окружающих;

- понимание значения символов, фраз и опредёлений, обозначающих опасность, и умение действовать в соответствии с их значением (Опасно для жизни; Не подходи, убьёт; Осторожно, скользко; Осторожно, сосульки; Купаться в этом месте запрещено; Не заплывать за буйки. И др.);

- использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;

- расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др. Включение их в повседневную жизнь ребёнка;

-владение запасом фраз и определений, достаточным для выражения своих впечатлений, наблюдений, действий, коммуникации и взаимодействия с другими людьми в пределах расширяющегося личного пространства.

- умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве;

- умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.);

- умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;

- развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;

- развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;

- владение достаточным запасом фраз и определений для включения в совместную со взрослым и сверстниками исследовательскую деятельность (Что это такое? Что это значит? Как это происходит? Почему? Что будет, если…; Давайте попробуем сделать так...; Как это работает? Объясните мне, пожалуйста, как...; Я впервые обратил внимание...; Я заметил, что...; Я попробовал, и у меня получилось...; Я не могу понять, почему...; Это что-то новое...; Мне это незнакомо...; Я раньше не замечал, а сейчас увидел...; Это очень интересно... давайте ничего не будем делать, только понаблюдаем...; Я долго наблюдал и понял, что... И т. д.);

- накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

- умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

- умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми, иметь для этого достаточный запас фраз и определений.

Содержание программы воспитательной работы представлено в шести направлениях, по которым работает классный коллектив.


1 направление Учение

« Отличником быть хочу»

Цель:

Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей.

Развивать внимание, творческие способности, прививать интерес к учёбе.

Задачи:

  • способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;

  • содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;

  • развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.

Темы бесед: «Организация самоподготовки», «Режим учебной деятельности», «Поведение на уроках и на самоподготовке»

Формы работы:

  • интеллектуальные игры,

  • устные журналы,

  • конкурсы чтецов,

  • предметные недели,

  • викторины, турниры,

  • предметные олимпиады и др.

  • конкурсы, олимпиады.


2 направление Духовно - нравственное

«Я - Человек»

« Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».

В. Г. Белинский

Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

Задачи:

  • формирование и развитие морально-политического сознания учащихся;

  • воспитывать нравственные навыки и привычек;

  • формирование у учащихся единства слова и поведения;

  • вовлечение каждого в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность;

  • подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Темы бесед: «Этикет и такт», «Час культурного общения», «О доброте», «Кто мой друг», «Что такое дружба», Каким человеку быть»

Формы работы:

  • концерты;

  • конкурс;

  • классные часы;

  • встречи с интересными людьми;

  • работа с библиотеками.


3 направление « Гражданско-патриотическое»

«Я - Россиянин»

Направление соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско - патриотического воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера в Россию, в её будущее - это основа, краеугольный камень всей системы гражданско-патриотического воспитания.

Цель:

  • Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, свой город, свой район, свою школу.

Задачи:

  • помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;

  • углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;

  • воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;

  • способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

  • воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Темы бесед: «Права и обязанности в школе», «Правила поведения в школе и на улице», «Я живу в Москве», «Мой любимый район»

Формы внеклассной работы:

  • организация встреч с ветеранами,

  • уроки мужества


4 направление « Здоровый образ жизни»

«Здоровье не купишь - его разум дарит»

Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.

Цель:

Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

Задачи:

  • содействовать укреплению здоровья и здорового образа жизни через различные спортивно-оздоровительные мероприятия и уроки физкультуры.

  • развивать умение пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу «В здоровом теле - здоровый дух»

  • воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;

  • формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.

  • Темы бесед: «Привычки и здоровье», «Я люблю спорт», «О вреде курения», «Если хочешь быть здоров», «Личная гигиена»

Формы работы:

  • праздники здоровья и спорта,

  • Дни здоровья,

  • спортивные соревнования,

  • ведение портфолио спортивных достижений,

  • спортивные викторины,

  • Беседы медицинского работника


5 направление «Экологическое и трудовое»

«Живое рядом»

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Направление соответствует экологическому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экологического просвещение подростков. Трудовая деятельность человека всегда была и остаётся основным условием существования общества, источником его материальных и духовных богатств. В процессе труда развиваются умственные способности, познаётся радость творчества. Только в труде на общую пользу ученик формируется как личность, как гражданин.

Цель:

Сформировать соответствующее отношение к труду. Вооружить детей необходимыми знаниями, умениями, навыками, развивать способности.

Задачи:

  • формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;

  • воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;

  • формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;

  • обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.

  • формирование навыков труда,

Темы бесед : «День птиц», акция «Кормушка», «Озеленение в классе», «Профессии родителей»

Формы внеклассной работы:

  • экологических действий,

  • экологические игры, акции,

  • посещение музеев,

6 направление «Ученическое самоуправление»

Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.

Самоуправление класса, как любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между определёнными учащимися, выборы ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.

Цель:

Формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Задачи:

  • создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;

  • создание условий для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

  • развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;

  • воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества (класса, школы);

  • создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

  • формировать толерантность.

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель и воспитатель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:

- определение программы деятельности ученического коллектива;

- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);

- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);

- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

- установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;

- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

Ведет классное собрание его председатель - классный руководитель или воспитатель. Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Предварительно составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащийся мог попробовать себя в различных ролях.

Каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения.

  1. Староста класса

  2. Сектор «Просвещение» - оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, контролирует посещаемость и готовность

к занятиям, помогает в организации и помогает классному руководителю проводить рейтинг учащихся по результатам обучения, готовит интересные тематические классные часы, викторины, знакомит с современными достижениями науки и культуры, участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам, отвечает за проведение внеклассных мероприятий для учащихся начальных классов.

  1. Сектор «Порядок» - по мере необходимости проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка, составляет график дежурств, осуществляет организацию субботников, отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора.

  2. Сектор «Досуг» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе и школе, отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, дискотек, составление развлекательной программы, совместно с родителями и классным руководителем занимается организацией экскурсий, посещением театров и музеев

  3. Сектор «Пресс-центр» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на стендах, фиксирует жизнь класса в фотографиях; руководит работой по оформлению классного альбома.

6.Сектор «Олимпиец» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, организует спортивные мероприятия в классе. Отвечает за организацию выездов класса в туристические поездки.


7 направление «Работа с родителями»

Взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении и развитии личности ребенка - важное направление работы. Реализуя это направление, опираюсь на информацию о семьях.

Цель:

Развитие эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании детей

Важным органом, оказывающим помощь органам классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:

- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;

- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя и воспитателя.

Задачи:

  • информирование родителей о различных аспектах жизнедеятельности ребенка и в образовательном учреждении

  • повышение уровня правовой и психолого-педагогической компетенции родителей

  • вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы (в общественную экспертизу качества образования, проведение совместных мероприятий)

Методы изучения семьи:

  1. наблюдение;

  2. индивидуальные беседы;

  3. тестирование;

  4. анкетирование;

  5. диагностика;

  6. деловые игры;

Формы работы с родителями:

  • Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.

  • Привлечение родителей к воспитательной работе в классе, активизация работы родительского комитета.

  • Проведение родительских собраний, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащихся, специфическим проблемам класса, задачам школы.

  • Поддержание регулярного общения. Организация совместного проведения диалога

  • Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса

  • Проведение совместных творческих дел (походы в музей и театр, экскурсии, дни здоровья и т.д.)

  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости).

  • Привлечение родителей к сотрудничеству.

  • Организация взаимного творчества детей и родителей.

  • Поощрение родителей и учащихся к активному участию в жизни класса и школы.

  • Привлечение (по мере необходимости) администрации школы к решению проблемных ситуаций в классе.


27


© 2010-2022