Доклад для воспитателей на тему: Адаптация детей раннего возраста через разные виды деятельности

Раздел Воспитательная работа
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптация детей раннего возраста через разные виды деятельности.

Ежегодно в наш детский сад поступает около 20 малышей в возрасте от 1 года до 2 лет. Мы представляем опыт работы детского сада по вопросам адаптации детей раннего возраста.

Своё выступление мне хочется начать словами Сухомлинского В.А.

Твердо убежден, что есть качества души,

без которых человек не может стать

настоящим воспитателем, и среди этих

качеств на первом месте - умение

проникнуть в духовный мир ребенка.

Эти качества души в полной мере раскрываются в воспитателях при общении с вновь поступившими детьми.

С поступлением ребенка в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды.

Я руководствуюсь следующими принципами работы по адаптации детей в нашем детском саду:

1.Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ.

2.Постепенное заполнение группы.

3.Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.

4.Сохранение первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.

5.Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт.

В процессе адаптации ребенка в нашем детском саду я также использую такие формы и способы адаптации детей как:

Элементы телесной терапии (обнять, погладить, подержать на коленях).

В детском возрасте необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость.

Комплекс специальных упражнений поможет ребенку выработать силу воли, увеличить чувствительность и узнать много нового о своем теле. Занятия укрепят и сделают более эластичными мышцы, разработают суставы, а движения станут более красивыми и пластичными. Кроме этого, с помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.

Исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание).

Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.

Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша.

Я в своей работе использую колыбельные песни записанные на диск или флешку, например: Спи, Моя Радость, Усни ; За Печкою Поет Сверчок; Спи, Моё Солнышко ; Глажу Деточку ; Баю - Баюшки - Баю и т.д.

А так же в работе используем нами созданные картотеки: релаксационных игр; дыхательной гимнастики.

Релаксационные игры - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.

За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.

Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находить причины этого состояния. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.

Для того, чтобы сформировать эмоциональные контакты между ребенком и воспитателем, ребенком и другими детьми мы используем игровые приемы, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, на освоение окружающей среды ребенком, что приносит очень неплохие результаты. Например, такие игры: «Пузырь», «Зайка», «Найди игрушку» и т.д.

Как показывает практика детям очень нравятся игры -экспериментирование с различными предметами и материалами:

Игры с песком и снегом. «Лепим колобки», «Делаем фигурки» (дети

экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок), «Делаем дорожки и узоры из песка» (дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, ведерка с дырочкой в дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры). «Цветной снег» (дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры). «Разные ножки бегут по дорожке» (дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами или полозьями, изображают трактор, протаптывая узкие и широкие дорожки к домикам игрушек).

Игры с водой и мыльной пеной. «Веселые путешественники», «Веселые кораблики» (дети запускают в таз с водой, в лужу, в ручеек разные предметы - лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки). «Нырки» (дети топят в тазу или в ванночке маленькие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из воды). «Вот какая пена!» (дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазике). «Ловкие пальчики» (дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливая воду из одного тазика в

другой). «Бульбочки» (в тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек»).

Игры с бумагой. «Снежки» (дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими); «Блестящие комочки» (дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними).

Игры с тенью. Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов.

В работе с детьми я использую сказкотерапию , то есть чтение сказок, настольный театр, показ сказок на фланелеграфе, кукольный театр так же использую маски героев при инсценировки сказок. Например: «Курочка Ряба»; «Колобок»; «Репка»; «Как коза избушку построила» и т.д.

Сказкотерапия - это процесс воспитания, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

Чтение ребенку поэзии, произведений устного народного творчества оказывают такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу. С помощью фольклора достаточно легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость, побуждает познавательную активность. Известно, что элементы фольклора можно подобрать на все случаи жизни.

Маленькие песенки - потешки помогают в проведении режимных моментов.

Процессы умывания, одевания, раздевания, принятия пищи, приборки игрушек воспитатель сопровождает стишками. Такие как: «По Коленочкам Ладошкой»; «Баба Сеяла»; «Кисонька - Мурысенька»; «Водичка, водичка»; «Я и ложка»; «Веселый обед» и т.д.

Так же не надо забывать и о пальчиковых играх которые тоже помогают мне в работе. Например, «Кошки - мышки»; «Ворона»; «Зайка»; «Машинка» и т.д. У нас создана картотека пальчиковых игр, проводится кружок по пальчиковым играм.

Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она не только развлекает малышей, но и способствует формированию их представлений об окружающем мире, развивает речь, тренирует память, умение соотносить свои движения с текстом, развивает мелкую моторику пальцев.

Музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.

Выполняя несложные задания в процессе игр со звучащими игрушками, детскими музыкальными инструментами, дети различают звуки по высоте: угадывают, кто кричит - корова или котенок, курочка зовет цыплят или они ей отвечают. Повторяя под музыку постукивания по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных по тембру детских музыкальных инструментов, сами хлопают соответственно музыке тихо и громко

Игровые методы взаимодействия с ребенком. В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти, речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий.

Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

  • становление орудийных действий;

  • развитие наглядно-действенного мышления;

  • развитие познавательной активности;

  • формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Еще в работе я руководствуюсь пятью правилами:

Правило 1. Первое, и самое важное, правило - добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.

Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

В каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

В нашем детском саду ведется активная работа с родитялями в нее входят встречи за круглым столом, консультации, беседы, наглядная пропаганда, памятки для родителей, картинки с педагогическими ситуациями - все это направлено на оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса для облегчения адаптации ребенка в детском саду.

На этих встречах мы разбираем различные вопросы по адаптации ребенка. Например : «Раскрыть понятие «адаптация» ее виды»; «Показать возможные варианты воспитания и общения с детьми в адаптационный период»; «Формировать у родителей представление о питании как значимом факторе облегчения адаптации»; «Показать значение игрушки в жизни детей, ее воспитательные и развивающие функции»; ​ «раскрыть значение правильного выбора одежды ребенка как одного из звеньев профилактики заболеваемости» и т.д.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.



© 2010-2022