- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Выступление на МО Педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста
Выступление на МО Педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жикулина В.А. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Педагогическая поддержка
«Помоги ребёнку что-то сделать самому, ничего не делая за него, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное он сделает сам».
МАРИЯ МОНТЕССОРИ
В настоящее время перед учеными и практиками стоит принципиально новая для российского образования задача: создание системы педагогической поддержки детей.
Педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают детям помощь в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном самоопределении, а так же помощь в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Смысл понятия заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве.
Педагогическая поддержка - это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание, САМОнаблюдение, САМОлюбие, САМОразвитие, САМОпожертвование, САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, САМОактуализация и другие.
Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:
- согласие ребенка на помощь и поддержку;
- опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
- вера в эти возможности;
- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
- совместность, сотрудничество, содействие;
- конфиденциальность;
- доброжелательность и безоценочность;
- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
- реализация принципа "не навреди";
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Этапы педагогической поддержки.
I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием "глазами ребенка");
III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя и воспитателя.
1. Любовь к ребенку и безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.
2. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по товарищески.
3. Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.
4. Ожидание успеха в решении проблемы
Педагогическую поддержку можно рассматривать как вызов неразвитому сознанию ребенка и как поддержку его возможностей и способностей к развитию. Способ его свободы решений, выбора, что делает ученика более способным к самостоятельной жизни. Но так же важно, что бы выбор был «правильным».
Необходимость применения педагогической поддержки безусловна. Она занимает в образовательном процессе роль ровную с воспитанием и обучением, являясь их неотъемлемой частью.