- Преподавателю
- Воспитательная работа
- ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кокшарова Т.В. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 «ВАСИЛЁК»
ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ.
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ
КОКШАРОВА Т.В.
П. ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ
2016
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ.
Опытно-экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности. Ребенок по природе своей -пытливый исследователь окружающего мира. Не вдаваясь в подробности психического развития ребенка, можно сказать, что малыш, устанавливая причинно-следственные связи между явлениями природы, самостоятельно либо под косвенным руководством воспитателя, проводит опыты , мысленно обрабатывает их, осознанно выявляет результат и устанавливает умозаключение (вывод), запоминает его и в дальнейшем внедряет этот опыт в последующую разностороннюю игровую деятельность в детском саду и в течение всей его жизни.
В процессе исследовательской деятельности у ребенка развиваются не только стремительный интерес к окружающей его действительности ( природе, среде, социуму) но и все виды анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой) и закладываются в естественных условиях процессы кратковременной и долгосрочной памяти, а также наглядно-образного и абстрактно- логического мышления.
Таким образом, ребенок дошкольного возраста с помощью игровой опытнической деятельности развивает в себе всесторонне развитую личность. У него формируются и развиваются знания, умения и навыки простой деятельности, которая постепенно расширяется и углубляется, превращаясь в труд и профессию.
В детском саду надо иметь детскую лабораторию для опытно -экспериментальной деятельности (А.Тугушева, И. Чистякова, с.5 ).
Дети узнают, кто такие ученые, что наука - это познание, а способ познания - это опыт (эксперимент ) и наблюдение, следовательно, они бы чаще с родителями заглядывали в детские энциклопедии и другие научные детские книжки.
Для того, чтобы опыты были успешными, нужно детям чётко ставить задачи и последовательно действовать (т.е. по алгоритму) говоря первым словом глагол - например, « поставьте» , «опустите» , «поднимите», « прижмите», «сравните», «насыпьте», «налейте» и т.д.
В конце каждой темы должен быть материальный результат, например, после тем «Вода»- превращение цветной воды в цветные льдинки, которыми дети украсят снежные постройки ( на нашем участке дети украсили снежный лабиринт, который сами же и построили вместе со мной). После тем «Воздух» изготовим вертушки из бумаги, которые будут демонстрировать силу ветра, состоящего из воздуха. В результате изучения темы «Комнатные растения» мы пересадили комнатные растения в группе в более просторные горшки с новым грунтом. После темы «Измерение длины»(веса, времени) мы изготовим самодеятельную линейки из белого либо цветного картона, которыми дети будут измерять предметы в группе.
Говоря о структурно-логической схеме формирования навыков у дошкольников по экспериментальной деятельности, надо знать, что она разделена на 4 тесно связанных между собой этапа:
1 этап-ориентировочный, т.е. постановка задач, причем с каждой возрастной группой они усложняются, например, если во 2-ой младшей группе воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Волшебный мешочек»,где дети достают с закрытыми глазками яблочко, кубик и...куколку и проговаривают словами, где у куколки глазки, а где у ребяток глазки, где у куколки носик, а где у детишек ( ушки, ротик, щёчки, головушка, ручки, ножки), то в средней группе сюжет дидактической игры усложняется, например, в д/и «Жмурки» воспитатель, когда дети закрывают глаза, меняет стоящие перед ними игрушки. Дети называют их. После 3-4-ой игрушки надо поставить опять одну из игрушек, которая уже была поставлена ранее перед детьми. Дети должны вспомнить,была уже эта игрушка перед ними или нет.
В старшей группе дети рассматривают строение глаза человека, закрывают и открывают свои глаза, выполняя мимическую гимнастику для глаз, делаютсхематические зарисовки глаза, закрепляют это в рисовании портрета мамы, папы , а в подготовительной группе дети уже учатся проверять своё и товарища зрение, используя полученные умения в сюжетно-ролевой игре «Поликлиника», где дети играют роль офтальмолога ( окулиста), т.к. в подготовительной группе в этой игре обозначаются уже отдельные кабинеты поликлиники. Также дети наблюдают сужение и расширение своего зрачка в зависимости от освещения, закрывая один глаз ладонью, а другим непродолжительное время смотря на лампу освещения (10-15 секунд) и изучают охрану зрения.
2 этап- прогностический, т.е. воспитатель продумывает методику проведения эксперимента,а в старшей и подготовительной группах прогнозирует и результат.
3 этап- поисково- экспериментальный, т.е. непосредственно сам опыт, сама работа под внимательным контролем воспитателя, соблюдая правила по технике безопасности. Длительность игр- опытов длится от 1-3 минутв младшей и средней группах до 6-8 минут в старшей и подготовительной группах.
4 этап- экспликационный, т.е. фиксирование результатов, анализирование:
2 младшая группа- ещё раз привлекает воспитатель внимание детей к предмету опыта;
средняя группа- дети отвечают на вопрос: «Ребята как мы сейчас играли,что делали?»
старшая группа- выполняют простейшие зарисовки;
подготовительная группа- анализируют результаты опыта, т.е. находят сравнивают и находят сходства и различия опыта с увиденным ранее из личного опыта и делают умозаключение(вывод).
Таким образом, в ходе опытно- экспериментальной деятельности ребёнок учится рассуждать, правильно выражать свою мысль, строить модель эксперимента,выбирать безопасные способы действий по алгоритму, что приводит его к самостоятельности и активности, любознательности и творчеству.
Зарисовки детей прилагаются.
Материал подготовила воспитатель
Старше-подготовительной группы
Т.В.Кокшарова.