Статья на тему Информационные технологии на факультативных занятиях Наш край

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.В. Ларина МБОУ Куриловская ООШ, Собинский район

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ «НАШ КРАЙ»

Поиск новых путей эффективной организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому в основных политико - правовых документах образовательной политики России в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. С целью обеспечения развивающего потенциала новых образовательных стандартов в рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты. Таким образом, речь идет о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова. 21 век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать комплексное преобразование «среды обитания учащегося». Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках различные виды информации: текстовую, звуковую, графическую и видео. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компь­ютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации своей деятельности. Невозможно не отметить перспективу получения более обширных знаний благодаря возможностям, которые открывает компьютер. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Всё это позволяет сделать вывод, что использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания. Хочу поделиться опытом работы в использовании информационных технологий на факультативных занятиях учебного курса «Наш край» под редакцией Харчевниковой Е.Л.. Учебный курс «Наш край» включён в базисный план школьного компонента и органично вписывается в образовательную программу начальной школы, так как содействует развитию личности ребёнка и решает дидактические задачи. Содержание курса ориентировано на развитие мышления, творческой активности, познавательного интереса школьников к истории и культуре родного края. Формы и методы работы разнообразны, и все они направлены на развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Моя задача, как учителя, создать условия для духовно - нравственной ориентации учащихся в окружающем микромире, способствующих становлению личности каждого ребёнка. В век технических достижений и высоких технологий невозможно учить по старинке, без использования информационно-коммуникационных средств обучения.

Использование ИКТ на занятиях помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией; а также в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип исследовательской позиции. Применение ИКТ позволяет проводить факультативные занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивать наглядность, привлекать большое количество дидактического материала, обеспечивать высокую степень дифференциации обучения, расширять возможность самостоятельной деятельности, формировать навык исследовательской деятельности, обеспечивать доступ к различным справочным системам, повышать качество образования. А самое главное -центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Я выступаю в роли помощника, поощряю оригинальные находки, стимулирую активность, инициативу, самостоятельность. Обучение носит диалоговый характер: в любой момент можно внести необходимые коррективы. На занятиях оптимально сочетаются индивидуальная и групповая форма работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс.

С целью развития познавательной активности учащихся при изучении факультативного курса «Наш край» широко использую презентации. Это наглядность, дающая мне возможность выстроить объяснение материала научно и логично с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Всё это даёт возможность рассмотреть сложный исторический материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении знаний более детально останавливаюсь на вопросах, которые вызывают затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся.

Для моих учеников стало уже привычным работать в окружении сложной техники. Компьютер, мультимедиапроектор помогают более интереснее, красочнее и доступнее сделать изучаемый материал. Использование презентаций, фильмов, обучающих программ, интернет - экскурсий очень целесообразно. Дети воспринимают мир через зрительный образ. Им необходимо все увидеть. Образовательные поездки на большие расстояния для них сложны и опасны. Эффективное применение средств ИКТ позволяет сделать занятие увлекательным и современным, осуществить индивидуальный подход. Мои ученики совершают увлекательные виртуальные путешествия в мир прошлого. Таким образом, мультимедийная презентация, видео и аудиоприложения , фрагменты исторических и учебных фильмов наиболее оптимально и эффективно способствуют формированию образовательных компетенций в предметной области «Наш край». Использование разнообразных информационных технологий дает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учёта познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой. При желании организую сюжетно-ролевые игры в ходе коллективного решения познавательных задач на основе общения, опосредованного компьютером. На занятиях «Наш край» компьютер - эффективное средство создания проблемных ситуаций. Например, отключаю звук и предлагаю ученикам прокомментировать увиденное, затем просматриваем с учениками материал ещё раз со звуком, делаем вывод. Останавливаю кадр и предлагаю ученику попробовать проделать мысленный эксперимент, описав дальнейшее протекание событий. Каждый младший школьник нашей школы, посещающий факультатив «Наш край» имеет электронное учебное пособие с материалами факультативных занятий ,что облегчает подготовку домашнего задания. В нем собраны презентации, подготовленные мною и учащимися. Применение данного опыта возможно не только на факультативных занятиях. Он актуален и эффективен на любом уроке, и каждый, уважающий себя учитель должен понимать, что современный учитель - это не указка, мел и доска. Современный учитель - это учитель, владеющий ИКТ- технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества.





Библиографический список

1.Воронина Т.П.,Кашицин, В.П.,Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М.: Информатика.-1995.-220с. 2.Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Дидактические модели проведения уроков с применением Интернет-технологий и мультимедиа средств // Открытое и дистанционное образование. - 2004. - № 3 (15). - С. 3 - 10. 3. Жалдак М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: Автореф. ... дис. д-ра пед. наук.- М., 1989. 4. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. - 2000. - № 8. - С. 9-11. 5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Е.С. Полат -М.: Изд. Центр Академия, 2001- 272с. 6.Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / Отв. ред. В.И. Солдаткин. - М.: МГИУ, 2003. - 508 с.

















© 2010-2022