«Взаимодействие с образовательными учреждениями через театрализацию»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»





«Взаимодействие с образовательными учреждениями

через театрализацию»











Руководители:

Русских Наталья Анатольевна, воспитатель,

I квалификационная категория

Юдина Людмила Леонидовна,

музыкальный руководитель,

I квалификационная категория.







2015 год, Котлас

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема адаптирования детей, имеющих нарушения слуха, в обществе слышащих сверстников, очень важной остается проблема приобщения детей к театральной деятельности с более раннего возраста. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека - это составная часть социально-экономического и духовного направления современного общественного устройства.

Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.

Как воспитатель класса и музыкальный руководитель, мы выбрали себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот - искусство, театральное искусство.

Ведение театрального кружка в школе способно эффективно повлиять на
воспитательно - образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон обучающихся,
повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера - творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.

Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают с помощью опытов: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан человек природой и своей социальной историей - он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперед.

Ребенку эмоциональная нагрузка, которую дают выступления на сцене, - благо. Он, волей - неволей, задумывается о вопросах добра и зла, о взаимоотношениях между людьми, об ответственности, о прекрасном. Мы думаем, что участие в коллективном творческом деле, имеющем результат, раскроет способности и возможности человека в обществе. Театральные постановки сказок направлены на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации, новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общих интересов, эмоций при проигрывании ролей. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, изобретательность, способность к импровизации. Упражнения на развития на развитие речи, дыхания, голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, тоньше чувствуют и познают окружающий мир.

Занятия театральной деятельностью должно предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения заданий.

Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения (зрительного анализатора) и движений (двигательного анализатора). Все, что окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать психологический комфорт.

Совместно с музыкальным руководителем, Юдиной Л.Л., была разработана программа театрального кружка, по которой мы занимаемся с детьми уже шестой год. Основные направления, по которым строится работа с детьми во время учебного времени: театральная игра, ритмопластика, техника речи.

Театральная игра учит ориентироваться в пространстве, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать героев спектакля, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию, воспитывать нравственно-этические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей младших школьников, выразительности телодвижений.

Техника речи подразумевает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Перед тем, как разучивать и драматизировать будущий спектакль, мы с детьми читаем сказку, обсуждаем сказочных героев, совместно с ребятами рисуем эскизы костюмов и даже причёски персонажей, изготавливаем декорации к спектаклям (сначала делали объёмные, а теперь перешли на рисованные, т.к. они облегчают гастроли), распределяем роли с учётом пожеланий самих артистов. Так, например, у нас было с Аришей Кузовлевой, это нежная, ласковая девочка, а роли для себя выбирает самые зловредные: в мюзикле «Золушка» она играла Мачеху, да так здорово, что была удостоена Диплома за лучшее актёрское мастерство. В музыкальной сказке «Кот в сапогах» мы планировали её на роль Кота, но она решила стать Людоедом и превосходно справилась с ролью. Кстати, за мюзикл «Кот в сапогах» мы получили первое место во Всероссийском фестивале детских театральных постановок. Детям было интересно заниматься, они с удовольствием выполняли речевые и игровые задания, быстро заучивали свои слова, овладевали танцевальными движениями своих героев.

Дебют нашего представления состоялся перед малышами дошкольных групп нашей школы и гостями из детских садов №28 и № 165. Конечно, хоть и страшновато было, но малыши есть малыши, и новоиспечённые артисты несколько свысока смотрели на зрителей. Но те настолько восторженно смотрели на представление, что им милостиво разрешили сфотографироваться с лицедеями. Наше выступление понравилось, гости оставили восторженные отклики, и слава быстро облетела образовательные учреждения посёлка. Затем мы получили приглашение на театральный фестиваль «Школьный кораблик» в школу № 91. Перед выступлением наши артисты зажались, боясь, что их не поймут, но зрители: и дети, и взрослые, были так зачарованы игрой заезжих гастролёров (а ведь наши дети не только играют, но и танцуют, и даже поют), что наши приободрились и сыграли на «ура». За выступление мы получили Диплом за лучшую театральную постановку и актерское мастерство. Затем проявив здоровое нахальство, мы приняли участие в фестивале театральных миниатюр памяти В.П.Ярышкина в ДК Лименды, где получили Диплом за лучшую постановку мюзикла «Золушка»

Но недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Совместные проекты с юными музыкантами принесли удивительные результаты: сначала нас пригласили в музыкальную школу, где мы по-ближе познакомились с ребятами, они нам показали музыкальные инструменты, сыграли на них, а потом разрешили и нам попробовать свои силы.

Музыкальные уроки даром не прошли, и уже через три недели мы проводили мастер-класс, лихо наигрывая на деревянных ложках знакомый каждому с детства мотив. Затем внимание наших артистов привлекли частушки. За собранный материал о русских северных частушках (с этим связана работа по воспитательной программе класса «Мы - северяне») и их исполнение, девочки получили второе место в рамках проведения Малых Ломоносовских чтений «Шаг в науку», и первое место во Всероссийском конкурсе юных исследователей.

В этом учебном году мы работаем по проекту «Ветеранам глубинки заботу и внимание» и сотрудничаем с Советом ветеранов посёлка, навещаем пенсионеров дома, показываем концерты, приглашаем в школу на праздники. Причём, это необходимо и старикам, и ребятам. Первые чувствуют себя нужными, а вторые - значимыми людьми.

Но всё же настоящим увлечением остаётся театр, и 30 апреля состоится премьера музыкальной сказки «Аленький цветочек».

Применение такого вида работы, как театральная деятельность:

- обеспечивает адекватную реакцию на негативные эмоциональные состояния (депрессию, тоску - как это было с Аней Коротких, когда в очередной раз ее обманула мама и не взяла ребенка на каникулы, страх- который проходил у Артема, когда он играл злого волка, гнев - это очень хорошо было заметно у нашего забияки Алеши Белова; он играл зайчика, и при упоминании о том, каким он был добрым зайцем, у мальчика пропадала агрессия).

- облегчает процесс общения для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей;

- оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;

-повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я - концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности созданного ребенком продукта;

- возможности невербального контакта между детьми и использования жестовой речи способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

Таким образом, чувства, эмоции, переданные в театральной игре, облегчают и ускоряют словесное выражение переживаний, отношений неслышащими детьми, способствуют формированию положительных эмоций, гармонизации личности в целом, болле успешной акклиматизации среди слышащих сверстников и взрослых.













Литература:

А.Г.Зикеев, В.В.Тимохин «Внеклассная работа по развитию речи в школе»

Г.А.Киреева, Т.Н.Федосеева «Организация внеклассной работы в школе слабослышащих»

Е.Г.Речицкая «Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности»

Приложение «Программа кружка «Карамельки»»











ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»













Отчет по самообразованию

«Творческое коррекционное развитие

неслышащих детей младшего школьного возраста

через театрализацию»

















Русских Н.А.- воспитатель,

I квалификационная категория



г. Котлас, 2012 год

© 2010-2022