Методический материал на тему ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ

Духовность - это красота внутреннего мира человека. Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека. Можно предположить, что в человеке природой заложено стремление к прекрасному. Значит, развивая в нём художественные наклонности и приобщая его к творчеству, можно создать внешние предпосылки для развития духовности. "Культура как высший акт творчества человека рождалась под мощным воздействием природы через духовные, нравственные и творческие силы человека. Её краеугольным камнем является народная культура, скрепляющая поколения прочными духовными связями". Проблема в том, что мы разучились "строить" внутренний мир человека. Воспитание в основном нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нём займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое. На мой взгляд, задача школы - создать стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, которые могут способствовать их развитию.

Для духовно-нравственного воспитания молодёжи очень важно открывать для них всё богатство национального искусства: литературу, поэзию, архитектуру, живопись, музыку, театр. И. А. Ильин писал: «Как только ребёнок начинает говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Русский народ имеет единственную в своём роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой.

Сегодня, на мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи очевидна. За ней будущее всего человечества, а значит, проблемы молодёжи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы. Современные представления молодых людей о некоторых вещах просто удивляют. Разводы, курение, распитие спиртных напитков, неуважительное отношение к другим и т. д. воспринимаются ими как норма жизни. Уровень культуры и понятия об элементарных правилах этикета и приличия у молодёжи вызывает недоумение. Чем же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека в последние десятилетия? Никандров считает: "Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая ещё не сформировалась. И чем быстрее и жёстче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности". Такой период и пережила Россия в 90-х годах, когда была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодёжи. Наша страна живёт в сложное и противоречивое время и путём проб и ошибок ищет пути создания современного общества. Но, на мой взгляд, цели и методы создания такого общества, воспитания и образования части этого общества, а именно молодёжи, пока очень размыты. Именно тогда, когда будет чётко определена стратегия духовно-нравственного воспитания и образования, можно будет говорить о перспективах формирования наиболее правильного мировоззрения у детей и молодёжи .

Кто же должен вырабатывать такую стратегию, и где она должна воплощаться в жизнь? На мой взгляд, для достижении этих целей первоначально надо ответить на следующие вопросы: что означает духовность? Возможно ли образование без духовности, или «знание, лишённое духовности, нравственного начала, может быть губительным и очень опасным… Отделяясь от традиционных ценностей, общество, следовательно и молодёжь, становится бездуховным, теряет нравственные и гуманистические ориентиры, и единственной альтернативой традиционным духовным ценностям являются безнравственность, нетерпимость и суеверие».

Часто, затрагивая духовно-нравственные проблемы воспитания современной молодёжи, говорят о том, что когда-то было лучше, потому что люди были добрее, и духовно богаче. Конечно, в духовно-нравственном воспитании и образовании молодёжи важную роль играет церковь и все уровни социальной сферы: семья, народ и государство.

На мой взгляд, в основе духовно-нравственного воспитания каждого человека лежат религия и вера, знание традиционных ценностей собственного народа. К сожалению, в нашем обществе сегодня на первый план ставятся ценности запада и игнорируются традиционные православные ценности. Здесь важную роль играет семья, так как именно семья является ячейкой гражданского общества и призвана передавать от одного поколения к другому духовно-религиозные, национальные традиции и ценности народа.

Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании молодёжи играет и государство. Приоритетной задачей государства и политического строя, по моему мнению, является актуализация системы общенациональных ценностей. Духовно-нравственное воспитание должно стать важнейшим приоритетом государственной образовательной политики.

Изучив сложившуюся ситуацию, её причины и пути решения, я могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да, проблема духовно- нравственного воспитания молодёжи есть, но есть и пути её решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе церкви, семьи, политической и образовательной систем и отдельно взятой личности над собой данная проблема решится. И уже сегодня в этом направлении происходят изменения, например, тот факт, что принят новый Закон "Об образовании".



© 2010-2022