Беседа о толерантности в школе

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час о толерантности «Мы разные, но мы вместе»

Настрой:

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что-то новое узнать.

16 ноября вся мировая общественность отмечает День толерантности. Этот праздник молодой. Он чуть старше вас.

Насилие, агрессия, нетерпимость, злоба - стали распространенным социальным явлением. Мировая общественность сегодня обеспокоена этим и призывает граждан всех стран задуматься над проявлениями интолерантности, противопоставить ей другую форму сосуществования различных культур.

Сейчас мы выполним упражнение.

  • Перед вами лист бумаги. Согните его пополам.

  • Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок.

  • А теперь оторвите нижний левый уголок.

  • Теперь оторвите кусочек в центре.

  • Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-тоточно такой же? (Дети сравнивают листочки.)

- Какой же вывод можно сделать из этого упражнения? (У всех ребят получилось что-то свое.)

- Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует.

Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. -Существует такое красивое слово «толерантность».

Что такое толерантность? Как вы его понимаете?

Толерантность - терпимость, способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям, к их поведению.

- Что такое толерантность? Как вы его понимаете?

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Толерантность - это гармония в многообразии.

Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка.

Значит ТОЛЕРАНТНОСТЬ - это понимание другого человека.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - это уважение человека, бережное отношение к его индивидуальности.

Снаружи - все люди разные, а внутри - одинаковые: ранимые. И все мы хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

Это ещё одно понятие ТОЛЕРАНТНОСТИ - милосердие.

Помимо толерантности существует интолерантность.

- Как вы думаете, что это такое?

Интолерантность - нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение к людям.

- Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитания, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятия противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Работа учащихся по группам

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая - черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность

уважение мнения других

доброжелательность

желание что-либо делать вместе

понимание и принятие

чуткость, любознательность

снисходительность

доверие

гуманизм

Интолерантная личность

непонимание

игнорирование

эгоизм

нетерпимость

выражение пренебрежения

раздражительность

равнодушие

цинизм

немотивированная агрессивность

Ребята, ваш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Давайте с вами разберем ситуации происходящие с вами. Работа с ситуациями.

Ситуация №1

После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это "женская" работа. Завязался спор, который перерос в ссору.

Найдите свои пути разрешения конфликта. Объясните, как можно было его избежать.

Ситуация №2

На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.

Как можно было избежать конфликта между мальчиками?

Ситуация №3

У одного из ваших одноклассников не складываются отношения в коллективе. Его часто обижают, смеются над его скромностью, застенчивостью.

Вам хочется помочь ему. Какими будут ваши действия?

Силён не тот, кто победил в конфликте, а тот, кто смог его избежать. А для этого нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Ситуация №1

После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это "женская" работа. Завязался спор, который перерос в ссору.

Найдите свои пути разрешения конфликта. Объясните, как можно было его избежать.

Ситуация №2

На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.

Как можно было избежать конфликта между мальчиками?

Ситуация №3

У одного из ваших одноклассников не складываются отношения в коллективе. Его часто обижают, смеются над его скромностью, застенчивостью.

Вам хочется помочь ему. Какими будут ваши действия?

У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или дать отпор? Сказать «да» или «нет».

Пусть ваш выбор ежеминутно говорит о том, что ты поступаешь, как Человек с большой буквы. "Относитесь к другим так же, как хотите, чтобы они относились к вам".

Упражнение «Комплимент». Ребята, что вам приятнее: слышать в свой адрес хорошие слова или плохие? Сейчас каждый из нас сделает соседу справа комплимент. Начну я _________________________.

-Ребята, я вам приготовила подарок - принесла вам цветок толерантности. (В руках цветные бумажные лепестки, протягивает детям и роняет).

- Ой, он рассыпался. Помогите мне, пожалуйста, его собрать.

(Дети собирают лепестки со словами).

- Какие лепестки подходят к цветку толерантности?

Сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, понимание, уважение, доброта души, дружба, терпение, война, ссора, вежливость, единство, вражда

- А оставшиеся лепестки, почему не подходят?

- Наш цветок получился красивый и разноцветный, такой же, как и все люди - мы разные, но мы вместе.

-Вам понравился наш классный час? Подведём итоги.

-Давайте все вместе прочитаем и запомним такие слова:

Если каждый будет друг к другу терпим,

Мы сделаем вместе толерантным наш мир!


ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ


Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения и запишем их на плакат.


  1. Уважай собеседника.

  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

  3. Отстаивать свое мнение тактично.

  4. Ищи лучшие аргументы.

  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

  6. Стремись учитывать интересы других.

ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ РУКА»

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе.

Обобщите и создайте групповой лист, хороших качеств и недостатков.


© 2010-2022