- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Методические материалы Сопровождение духовно-нравственного развития инклюзивного образовательного процесса в условиях общеобразовательной школы
Методические материалы Сопровождение духовно-нравственного развития инклюзивного образовательного процесса в условиях общеобразовательной школы
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Попова Г.А. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Сопровождение духовно-нравственного развития
инклюзивного образовательного процесса
в условиях общеобразовательной школы
Попова Г.А.
Просмотр клипа С. Копыловой «Про кота».
Мы с детьми всегда со слезами смотрим и обсуждаем клипы Светланы Копыловой. И не только о воспитании чувства жалости этот клип, он - призыв к ответственности за содеянное. К сожалению, в роли кота не редко бывает человек с ограниченными возможностями здоровья или с особыми образовательными потребностями.
На современном этапе развития общества увеличилось число детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Возникшая проблема, безусловно, - Промысел Божий. Вразумляет нас Господь, но общество пока еще не принимает инвалида как равноправного члена социума, не готовы все: дети, педагоги, родители. До сих пор мы обсуждаем возможность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Несправедливо, ведь ценной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является высокий уровень познавательной активности, учебной мотивации, повышенный уровень развития основных психических процессов, желание быть среди своих сверстников и чувствовать себя на равных. Они сильны духом, очень старательны и терпеливы, они любят без корысти и зависти, они открываются всем, кто не унижает их. Благодаря нашей с Вами терпеливой любви, они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг, и достигают немалых побед.
Однозначно, совместное обучение важно и для здоровых детей, поскольку дает почву развить у них необходимые волевые качества: милосердие, сопереживание, внимательность к ближнему, ответственность. Самым лучшим в инклюзии является то, что выигрывают все. Инклюзив помогает формировать ЧЕЛОВЕКА и позволяет человеку быть самим собой!
Наша школа, прежде всего, по зову совести с 2011 года вступила в проект «Доступная среда». Сердечное неравнодушее директора Леоноры Ивановны Рыбальченко неформально направляет инклюзивный образовательный процесс.
В этом учебном году в школе обучаются 596 учащихся, из которых 36 детей с ограниченными возможностями здоровья с разными нарушениями в 16 образовательных классах из 25. Мы стремимся, чтобы в нашей школе было комфортно всем её участникам. Но каким образом организовать процесс нравственного развития детей с особыми образовательными потребностями, с одной стороны, и как помочь людям без ограничений здоровья, осознать ценности вхождения (включения) в социум людей с особыми потребностями, с другой? Как сформировать у ровесников не жалостливое, не отгороженное отношение к детям-инвалидам, а доброжелательное, дружеское отношение?
Прежде всего, мы не делаем акцент, что дети больны или они какие-то особенные. Мы заостряем внимание на том:
-
как хорошо, что все мы разные;
-
Бог всех людей создал по образу и подобию своему;
-
ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать;
-
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
-
все люди нуждаются друг в друге;
-
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
-
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
-
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
-
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Мы понимаем разницу между нравственным и духовным развитием и стремимся к тому, чтобы участники инклюзивного школьного пространства совершенствовались духовно, ведь нравственное развитие укрепляется духовным. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы его воспитанник не только не делал дурного (делал только доброе), но и в том, чтобы ему это и в голову не приходило!
Нами наработана программа духовно-нравственного сопровождения «Чтобы входящие видели свет». Сопровождаются все участники - школьное содружество. Это условие обязательное! Мы заинтересованы в согласованных действиях и в этом видим успех.
Формируя признание своей ценности при признании ценности других, мы подчеркиваем, что недопустимо культивировать «лидеров», млеющих от осознания собственных призрачных «достоинств» и «продвинутости», готовых по головам других людей идти к осуществлению «успешной карьеры» ведь Россия всегда была сильна духом товарищества!
Часто обсуждаемыми тема являются догматические вопросы:
-
Промысел Божий;
-
вера, надежда, любовь;
-
Божий дар;
-
нравственные и духовные законы;
-
смысл жизни;
-
ответственность;
-
укрепление духа добра;
-
все дети вправе получать образование в условиях, исключающих проявление дискриминации;
-
инклюзив помогает формировать ЧЕЛОВЕКА!
Сопровождение может реализовываться через серию классных часов в системе нравственного воспитания и в системе дополнительного (в том числе клубного) образования и просвещения, что, очевидно, соответствует задачам ФГОС нового поколения.
Мы верим, что сопровождение духовно-нравственного развития инклюзия в СОШ принесет пользу не только детям с ограниченными возможностями, но и всем участникам в плане совершенствования общего климата и духа школы.