- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Методические рекомендации по воспитательной работе на тему Воспитание толерантности
Методические рекомендации по воспитательной работе на тему Воспитание толерантности
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аметова Л.Я. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Воспитание толерантного поведения как одно из важнейших условий выживания подрастающего поколения
_________________________________________________
Российская Федерация - многонациональное государство, в котором проживает более 160 народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обусловливает цели и содержание воспитания культуры межнационального общения у молодежи и всего населения страны. Социальное воспитание подрастающего поколения должно осуществляться в гармонии национального и общечеловеческого.
Эта задача четко определена в Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации. В ней подчеркивается необходимость создания системы формирования толерантности и культуры межнационального общения на всех ступенях и уровнях образования.
В связи с социально-экономическими процессами, происходящими в России и странах СНГ, в поисках рабочих мест в Россию устремились мигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Большое количество молодежи прибывает в Россию, прежде всего в крупные города и не очень. В России, по официальным данным за период с 1990 по 2013 год численность внутренних и внешних мигрантов увеличилась до 49,7 миллионов человек. В их числе свыше 9 млн. человек переместились в Россию из-за рубежа. Таким образом, миграционная ситуация в стране полностью отражается на общеобразовательных учреждениях, где наблюдается пёстрый этнический состав, особенно у нас, проживающих в Южном Федеральном округе. Одним из условий построения позитивных и цивилизованных отношений с родителями и учащимися других национальностей является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения иных взглядов, мнений и традиций. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития всех, в связи с этим педагог должен донести до молодых людей этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов.
«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого». Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).
На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логикой мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию; а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Если педагог толерантен, уверен, открыт, недирективен, доброжелателен: - только тогда он будет выступать по отношению к учащемуся в роли наставника.
Представленная ниже система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Каков результат нашей деятельности? Мы имеем:
- развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей; воспитание терпимости к инакомыслию;
- развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
- воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению
жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.
- снимается страх перед самостоятельным высказыванием; - развивается
готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
- развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события,
осознавать свое отношение к миру;
- формируется умение ценить свою и чужую работу;
- закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.
- позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.
Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик - часть одной команды, они работают над достижением общей цели.
В старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности:
1. Слово педагога о толерантности.
- Игра "Ассоциации" (терпение; терпимость).
- Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия -
определение понятий "Терпение, терпимость, толерантность".
2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развития восприимчивости ко всему новому, необычному.
- Игра «Смотрящий и видящий».
- Тест «Изменить себя или другого».
- Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение «Эгоцентрик». Упражнение «Дружеский шарж»
- Игра «Почта комплиментов».
3. Воспитание способности «слышать другого».
- Упражнение «Психология восприятия информации».
-Упражнение «Поза и интонация».
- Упражнение «Заговори, чтобы я увидел».
- Рефлексия.
4. Воспитание способности «принимать другого».
- Игра-эксперимент «Ракурс. Аспект. Позиция».
- Упражнение «А не странен ли кто?».
- Упражнение «Абстракция».
- Рефлексия.
5. Тренинг. Техника повышения социокультурной толерантности и эмпатии.
Планируемые результаты:
- Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных,
политических и т.п. разногласий.
- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым
подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического
мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (методика Айзенка, Веймера и др.)
Предложения, сформулированные нами по воспитанию толерантности, вполне применимы в воспитательном процессе любого образовательного учреждения и, на наш взгляд, соответствуют теоретическим закономерностям воспитания толерантности.
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Проявление интолерантности ведет к возникновению конфликтных ситуаций, затрудняет успешность ведения конструктивного диалога, в конечном счете, препятствует самому образовательному процессу и личностному росту, самореализации и самоактуализации его участников.
Наша задача воспитать толерантного школьника, уважающего культурные различия. Преимуществом толерантных школьников в том, что они действуют в интересах успешности ведения культурного диалога и в целях избегания межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями. Взаимодействие на основе построения толерантного мировосприятия помогает построить открытую, бережную, свободную от напряженности среду в школе, которая позволит подросткам свободно делиться своими переживаниями, идеями и представлениями
Работу по развитию этнической толерантности учащихся проводим как в урочной, так и во внеурочной работе: классные часы, игры, экскурсии, постановка школьных спектаклей, проведение народных праздников.
Большая работа в этом направлении ведётся социальным педагогом и школьным психологом. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель».
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию
Школа работает в тесном контакте с районным краеведческим музеем, с Домом культуры, детской библиотекой: ученики являются участниками творческих коллективов, ведущими и участниками районных мероприятий.
Хотелось отдельно рассказать о нашем школьном проекте « Вместе - целая страна. Вместе - дружная семья» (Фестиваль национальных культур), который мы представляли на международный конкурс образовательных проектов «Диалог - путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов средствами образования, стали финалистами и были приглашены на Московский Интернациональный Фестиваль под девизом « Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила».
Всё началось с того, что инициативная группа детей изучила национальный состав учащихся нашей школы. Затем все классы получили задание подготовить материал об истории, культуре, традициях, национальной кухне Татарии, Армении, Азербайджана, Белоруссии и др.
На школьный Фестиваль пришли дети, родители - все слушали интересные рассказы о народах, проживающих в нашем посёлке; пели песни, слушали приветствия на разных языках. К большому круглому столу с большим русским самоваром, символизирующим радушную и гостеприимную Россию, приносили самые разнообразные блюда: плов, драники, пахлаву, манты ; говорили о самой сокровенной мечте всех народов - жить в мире.
Закончили мероприятие принятием школьной Декларации толерантности, исполнением песни «Пусть всегда будет солнце!».
Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение: изменения самого себя, своих стереотипов.
Из опыта работы мы можем выделить следующие самые важные принципы обучения толерантности:
1)для человека любой национальности должно быть свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть признано естественным и единственно нормальным;
2)для человека любой национальности необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек; он должен освоить и принять минимальные требования этикета, свойственные своему этническому окружению, при этом особенно важными являются знание и соблюдение запретительных норм.
3)принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении;
вступая в обсуждение национально-этнических проблем, необходимо уметь пользоваться тем объемом знаний, который накоплен по данному вопросу;
4) такт в общении с людьми другой национальности.
В основе приведенных выше принципов культуры межнационального взаимодействия лежит понятие «принятие». Не надо запоминать сотни правил, следует помнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.
Результатом такой скоординированной деятельности является наличие в школе тёплой, дружеской атмосферы между учащимися и отсутствие конфликтов на этнической почве.
И в заключение хочется привести эти слова:
Молитва о встрече и понимании
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
Но мы ещё обязательно встретимся и обязательно поймём друг друга!
Список использованной литературы:
1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //
Мемориал. 2001., №24, с.61-63.
2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. //
Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.
3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001
№ 9, 2002 № 1.
4. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг
социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
5. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
6. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование,
2001, № 9; 2002, № 9.
7. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы
"Формирование установок толерантного сознания и профилактика
экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ
Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования
2001, № 20.