Библиотечный час-обсуждение, посвященный 27 января -Дню снятия блокады Ленинграда

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиотечный час-обсуждение, посвященный снятию Блокады Ленинграда 27 января

Вступительная часть

Мы живем в непростое время, когда фашизм вновь поднимает голову. Ведь терроризм и фашизм имеют одну основу .Мы каждый день слышим по телевизору страшные новости со всех концов земли. Дети не понимают ужас всего происходящего. Это понятно только взрослым. Мы не задумываемся о том , как дорого спокойствие и мирное небо над головой и мы не просыпаемся под вой снарядов и других орудий как на Украине, где погибали не только взрослые , но и дети.

Что такое фашизм? Нельзя забывать ни на минуточку. Великая Отечественная война унесла жизни 27 миллионов людей . Не только 9 мая мы вспоминаем об этом , но и 27 января в день снятия блокады Ленинграда. В основу библиотечного часа легло обсуждение рассказа Юрия Яковлева « Девочки. с Васильевского острова» из «методико-библиографического пособия для руководителей детского чтения , снабженного текстами литературных произведений для обсуждения с подростками» И.И Тихомировой . Из предисловия этого пособия ,словами писателя Виктора Драгунского : « Произведения о которых пойдет речь в данном пособии -уникальны. Они написаны по горячим следам событий военного времени . Их создавали писатели , которые своими глазами видели, пережили или слышали из первых уст, как мужали дети перед лицом войны.. Если сегодня не познакомить детей с этими произведениями , то они, скорее всего, никогда их не прочтут.»

Задачи:

-Отдать дань поколению, которое в детском возрасте пережило ужасы войны

- содействовать формированию исторического и патриотического сознания нынешних школьников

-Привить уважительное отношение к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны , блокадникам.

-Побудить детей к осмыслению прочитанного материала и к высказыванию собственного мнения о поступках героев.

-познакомить детей с настоящей , не придуманной историей нашей Родины.

- Повысить интерес детей к чтению литературы , отражающей нравственные ценности прошлых поколений .

Подготовка к библиотечному часу проводилась заранее. Класс поделился на 3 группы . Первая группа ( «Фотокорреспонденты») подготовили материал, фотографии для презентации « Блокадный Ленинград», видеоролики о той страшной странице войны. Вторая группа («Исследователи») проводила исследовательскую работу в фонде библиотеки : искали книги , статьи ,фотографии , имеющиеся в школьной библиотеке для оформления книжной выставки:« Памяти павших, будьте достойны!»

Третья группа («Режиссеры»)участвовала в проведении часа-обсуждения

Ход мероприятия:

На столах лежит фотография Тани Савичевой, рассказ Ю.Яковлева « Девочки с Васильевского острова»

(Звучит песня-баллада о Тане Савичевой» в исполнении Э.Пьехи)

На экране заставка презентации ( 27 января -День снятия Блокады Ленинграда- мы помним!)

Ведущий1

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей.

Ведущий2

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. Гитлер планировал захватить её за шесть недель. Большую часть фашисты мечтали истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. (слайд 1.)

Ведущий1

Страшную участь готовил Гитлер городу Ленинграду .Он хотел стереть с лица земли этот город. Было предложено блокировать его и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять с землей. Гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. 8 сентября 1941 года Ленинград оказался полностью блокирован с суши немецкими войсками. Началась блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней. Что такое 900 дней - это почти три года мучений, голода, холода, бомбежек, обстрелов, смерти.

(Слайд 2.)

Ведущий 2:

На защиту родного города поднялись все его жители. Ленинград был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Дети вместе со взрослыми дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

( слайд 3)

Ведущий 1: Стараясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Сокращались его нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 граммов, а служащие и дети по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из жмыха, целлюлозы, обойной пыли, ржаной муки низкого качества. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

( слайд 4)

Ведущий 2 Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

( слайд 5)

Ведущий 1:Но город не сдался врагу. Город выжил в страшном вражеском кольце, потому что все его жители, все его защитники сделали невозможное. О детях блокадного Ленинграда написаны сотни литературных произведений, десятки сборников и рассказов. Ленинградские дети заменили отцов на рабочих местах, ухаживали за ранеными в госпитале, и учились насколько это было возможно.

(слайд 6,)

Ведущий2: Напомним основные даты блокады Ленинграда

-8 сентября 1941 года. Замкнулось кольцо блокады

-28 сентября 1941 года. Бомбардировке подвергся Дворец Пионеров.

-8 декабря 1941 года. Заводы Ленинграда начали изготавливать печи-времянки для отопления квартир-«буржуйки».

-17 декабря 1941 года. Начала действовать ледовая дорога через Ладожское озеро .

-7 января 1942 года. Принято решение о расширении сети детских домов.

-22 января 1942 года. Начинается массовая эвакуация женщин, детей, стариков по льду Ладоги.

-9 мая 1942 года. На среднем проспекте васильевского острова при артобстреле убиты 12 детей из детского сада, вышедших на прогулку.

-1 сентября 1942 года. За парты село более 14 тысячи школьников.

-4 декабря 1942 года. Открылись детские столовые усиленного питания.

-18 января 1943 года. Была прервана блокада Ленинграда.

-3 июня 1943 года. Началось вручение медалей « За оборону Ленинграда».Среди награжденных немало школьников.

-17 октября 1943 года. Последний налет фашистской авиации на Ленинград.

-27 января 1944 года. Завершении вражеской блокады.

Ведущий 1: Много написано книг о блокадниках, о детях , которые наравне со взрослыми защищали свой город, о их героизме. Писатель Юрий Яковлев на фронте был зенитчиком , защищал Москву. Его мать умерла от голода так и не дождавшись сына с войны. Ей он посвятил свою поэму « Сердце Земли». Там есть такие строки : « Я глажу траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли.» Много военных рассказов позднее напишет

Ю Яковлев , но всегда лейтмотивом его творчества будут слова -« Нет на свете ничего страшнее забвения». Писатель заботился как нынешние подростки относятся к людям , добывшим победу, хранят ли память о погибших.

Библиотекарь:

Сегодня , ребята мы прочитаем один из рассказов Ю.Яковлева

« Девочки с Васильевского острова». Этот рассказ о дружбе, дружбе такой, которая связывает людей живущих в разное время. Произведение перекидывает мостик с сегодняшнего дня прямо в блокадный Ленинград. Рассказ « Девочки с Васильевского острова» о 12-летней ленинградке Тане Савичевой, которая, теряя силы от голода, писала ужасающие факты из своей военной жизни в своем дневнике.

Библиотекарь: Ребята , а кто-нибудь слышал о Тане Савичевой? , почему мы сегодня вспоминаем о ней ?

Ведущий 2:

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова…

.

( рассказ Ю Яковлева« Девочка с Васильевского острова» )

Юрий Яковлевич Яковлев

ДЕВОЧКИ

С ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА

Умерли все. Осталась одна Таня.

Из дневника Тани Савичевой.

Ленинград, 1942 год.

Я Валя Зайцева с Васильевского острова.

У меня под кроватью живет хомячок. Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние лапы и смотрит черными пуговками... Вчера я отдубасила одного мальчишку. Отвесила ему хорошего леща. Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо...

У нас на Васильевском всегда ветрено. Сечет дождь. Сыплет мокрый снег. Случаются наводнения. И плывет наш остров, как корабль: слева - Нева, справа - Невка, впереди - открытое море.

У меня есть подружка - Таня Савичева. Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13. Четыре окна на первом этаже. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка... Сейчас лавки нет, но в Танино время, когда меня еще не было на свете, на первом этаже всегда пахло керосином. Мне рассказывали.

Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь. Она могла бы давно уже вырасти, стать учительницей, но навсегда осталась девчонкой... Когда бабушка посылала Таню за керосином, меня не было. И в Румянцевский сад она ходила с другой подружкой. Но я все про нее знаю. Мне рассказывали.

Она была певуньей. Всегда пела. Ей хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась на словах: споткнется, а все думают, что она забыла нужное слово. Моя подружка пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Ей нельзя было заикаться, она собиралась стать учительницей, как Линда Августовна.

Она всегда играла в учительницу. Наденет на плечи большой бабушкин платок, сложит руки замком и ходит из угла в угол. "Дети, сегодня мы займемся с вами повторением..." И тут споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене, хотя в комнате - никого.

Говорят, есть врачи, которые лечат от заикания. Я нашла бы такого. Мы, василеостровские девчонки, кого хочешь найдем! Но теперь врач уже не нужен. Она осталась там... моя подружка Таня Савичева. Ее везли из осажденного Ленинграда на Большую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить Тане жизнь.

Девочка умерла от голода... Не все ли равно отчего умирать - от голода или от пули. Может быть, от голода еще больнее...

Я решила отыскать Дорогу жизни. Поехала на Ржевку, где начинается эта дорога. Прошла два с половиной километра - там ребята строили памятник детям, погибшим в блокаду. Я тоже захотела строить.

Какие-то взрослые спросили меня:

- Ты кто такая?

- Я Валя Зайцева с Васильевского острова. Я тоже хочу строить.

Мне сказали:

- Нельзя! Приходи со своим районом.

Я не ушла. Осмотрелась и увидела малыша, головастика. Я ухватилась за него:

- Он тоже пришел со своим районом?

- Он пришел с братом.

С братом можно. С районом можно. А как же быть одной?

Я сказала им:

- Понимаете, я ведь не так просто хочу строить. Я хочу строить своей подруге... Тане Савичевой.

Они выкатили глаза. Не поверили. Переспросили:

- Таня Савичева твоя подруга?

- А чего здесь особенного? Мы одногодки. Обе с Васильевского острова.

- Но ее же нет...

До чего бестолковые люди, а еще взрослые! Что значит "нет", если мы дружим? Я сказала, чтобы они поняли:

- У нас все общее. И улица, и школа. У нас есть хомячок. Он набьет щеки...

Я заметила, что они не верят мне. И чтобы они поверили, выпалила:

- У нас даже почерк одинаковый!

- Почерк? - Они удивились еще больше.

- А что? Почерк!

Неожиданно они повеселели, от почерка:

- Это очень хорошо! Это прямо находка. Поедем с нами.

- Никуда я не поеду. Я хочу строить...

- Ты будешь строить! Ты будешь для памятника писать Таниным почерком.

- Могу, - согласилась я. - Только у меня нет карандаша. Дадите?

- Ты будешь писать на бетоне. На бетоне не пишут карандашом.

Я никогда не писала на бетоне. Я писала на стенках, на асфальте, но они привезли меня на бетонный завод и дали Танин дневник - записную книжку с алфавитом: а, б, в... У меня есть такая же книжка. За сорок копеек.

Я взяла в руки Танин дневник и открыла страничку. Там было написано:

"Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г.".

Мне стало холодно. Я захотела отдать им книжку и уйти.

Но я василеостровская. И если у подруги умерла старшая сестра, я должна остаться с ней, а не удирать.

- Давайте ваш бетон. Буду писать.

Кран опустил к моим ногам огромную раму с густым серым тестом. Я взяла палочку, присела на корточки и стала писать. От бетона веяло холодом. Писать было трудно. И мне говорили:

- Не торопись.

Я делала ошибки, заглаживала бетон ладонью и писала снова.

У меня плохо получалось.

- Не торопись. Пиши спокойно.

"Бабушка умерла 25 янв. Зч. дня 1942г.".

Пока я писала про Женю, умерла бабушка.

Если просто хочешь есть, это не голод - поешь часом позже.

Я пробовала голодать с утра до вечера. Вытерпела. Голод - когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце - все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает.

"Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942г.".

У Леки был свой угол, отгороженный шкафами, он там чертил.

Зарабатывал деньги черчением и учился. Он был тихий и близорукий, в очках, и все скрипел у себя своим рейсфедером. Мне рассказывали.

Где он умер? Наверное, на кухне, где маленьким слабым паровозиком дымила "буржуйка", где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек, как лекарство от смерти. Леке не хватило лекарства...

- Пиши, - тихо сказали мне.

В новой раме бетон был жидкий, он наползал на буквы. И слово "умер" исчезло. Мне не хотелось писать его снова. Но мне сказали:

- Пиши, Валя Зайцева, пиши.

И я снова написала - "умер".

"Дядя Вася умер 13апр. 2ч. ночь 1942г.".

"Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942г.".

Я очень устала писать слово "умер". Я знала, что с каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось все хуже. Она давно перестала петь и не замечала, что заикается. Она уже не играла в учительницу. Но не сдавалась - жила. Мне рассказывали... Наступила весна. Зазеленели деревья. У нас на Васильевском много деревьев. Таня высохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой. У нее дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама, и Таня держалась.

- Что же ты не пишешь? - тихо сказали мне. - Пиши, Валя Зайцева, а то застынет бетон.

Я долго не решалась открыть страничку на букву "М". На этой страничке Таниной рукой было написано: "Мама 13 мая в 7.30 час.

утра 1942 года". Таня не написала слово "умерла". У нее не хватило сил написать это слово.

Я крепко сжала палочку и коснулась бетона. Не заглядывала в дневник, а писала наизусть. Хорошо, что почерк у нас одинаковый.

Я писала изо всех сил. Бетон стал густым, почти застыл. Он уже не наползал на буквы.

- Можешь еще писать?

- Я допишу, - ответила я и отвернулась, чтобы не видели моих глаз. Ведь Таня Савичева моя... подружка.

Мы с Таней одногодки, мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо. Не будь она василеостровской, ленинградкой, не продержалась бы так долго. Но она жила - значит, не сдавалась!

Открыла страничку "С". Там было два слова: "Савичевы умерли".

Открыла страничку "У" - "Умерли все". Последняя страничка дневника Тани Савичевой была на букву "О" - "Осталась одна Таня".

И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна: без мамы, без папы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом.

В пустой квартире на Второй линии. Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу, но бетон затвердел, и палочка сломалась.

И вдруг про себя я спросила Таню Савичеву: "Почему одна?

А я? У тебя же есть подруга - Валя Зайцева, твоя соседка с Васильевского острова. Мы пойдем с тобой в Румянцевский сад, побегаем, а когда надоест, я принесу из дома бабушкин платок, и мы сыграем в учительницу Линду Августовну. У меня под кроватью живет хомячок. Я подарю его тебе на день рождения. Слышишь, Таня Савичева?"

Кто-то положил мне руку на плечо и сказал:

- Пойдем, Валя Зайцева. Ты сделала все, что нужно. Спасибо.

Я не поняла, за что мне говорят "спасибо". Я сказала:

- Приду завтра... без своего района. Можно?

- Приходи без района, - сказали мне. - Приходи.

Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени. И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней.

А дружат ведь только с живыми.

...И плывет наш остров, как корабль: слева - Нева, справа - Невка, впереди - открытое море.

Вопросы к обсуждению:


  1. Что объединяло Валю Зайцеву и Таню Савичеву?

  2. Почему Вале Зайцевой так важно участвовать в строительстве памятника детям блокадного Ленинграда?

  3. Как она добилась, что ее приняли в группу строителей?

  4. В чем она оказалась незаменимой в этом строительстве?

  5. С каким чувством Валя Зайцева писала на памятнике слова о смерти всех членов семьи Тани Савичевой?

  6. Можно ли дружить с теми, кто погиб? Как вы понимаете такую дружбу?

  7. Как вы понимаете слова : « навсегда остаться в своем времени»? Какое отношение они имеют к Тане Савичевой и ее подруге?

  8. Что значит имя Тани Савичевой для вас?

Заключение

Ведущий 1:

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня!»

На втором километре Дороге жизни, у деревни Ковалево, находится памятный комплекс, посвященный детям блокадного Ленинграда. На 14 метров уходит в высоту стебель «Цветка». С одной стороны тропы установлены каменные страницы. На них выбиты строки из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой.

Человеческую жизнь можно продлить лишь памятью. Валя Зайцева, героиня рассказа Ю. Яковлева, не просто помнит. Ее связывает с Таней Савичевой удивительная дружба. Живут девочки с Васильевского острова в разное время, их разделяют многие и многие годы, но Таня в рассказе - живая девочка, образ которой складывается из отдельных деталей и подробностей ее жизни. Валя - настоящая подруга, в ее сердце копится боль за погибшую Таню Савичеву, гнев и горечь обвинения тем, кто стал причиной ее смерти.

Валя говорит о мальчишках и девчонках, которые так и не повзрослели, потому что блокада отняла у них жизнь, как о живых. Они стали примером великого подвига человеческого Духа. К ним обращаются наши мысли, с ними хочется дружить. «И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней. А дружат ведь только с живыми. ...И плывет наш остров, как корабль: слева - Нева, справа - Невка, впереди - открытое море».

Имя Тани стало вечным. Среди орбит Земли и Юпитера есть малая планета № 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA. Так звали ленинградскую школьницу, от которой на Земле остался тонкий блокадный блокнотик - «Дневник Тани Савичевой».

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром,

Савичева Таня,

Со своей

Немыслимой судьбой!

(Звучит песня И. Резника « Дети войны» в исполнении Т. Гвардицели.)

Используемая литература: школа развивающего чтения (журнальный вариант) (читаем, размышляем, выражаем в слове) [Текст] : методико-библиографическое пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2015. - № 3-4. - 158 с. - (Победа! 70 лет).

Интернет-ресурсы

© 2010-2022