ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ, ФОРМИРУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТЬ ПАТРИОТА РОССИИ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(слайд: заголовок темы)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ, ФОРМИРУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТЬ ПАТРИОТА РОССИИ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Позвольте мне начать своё выступление со стихотворного отрывка Василия Жуковского:

(слайд: Россия, природа)

Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

В. Жуковский.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Без этих корней невозможно вырастить патриота.

(слайд: патриот)

Ведь патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, вплоть до самопожертвования.

Надо заметить так же, что патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

К сожалению сегодня, одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения.

(слайд: девочка со свечой)

И раз уж закончились, наконец, времена богоотступничества, давайте начнём учить детей наших любить свою Родину по-христиански. Преподносить им примеры христианского служения Отечеству. А это служение было всегда самоотверженным, жертвенным и всегда с молитвой к Богу.

Введение курса - основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в четвёртых классах начальной школы нашей страны, кроме образовательных задач, конечно, должно решать насущные и актуальные, но как-то ушедшие на обочину образования, воспитательные задачи, в частности патриотическое воспитание на котором мне хотелось бы заострить ваше внимание.

Рассмотрим некоторые темы модуля «Основы православной культуры», которые особенно подходят для бесед о патриотизме. Это «Культура и религия», «Проповеди Христа», «Христос и Его Крест», «Заповеди» ( главная из которых - любовь к ближнему, с Его знаменитыми словами: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»), темы «Совесть», «Пасха» (а вместе с Пасхой воспоминается и победа в Великой Отечественной войне. И почему бы здесь не напомнить детям, что долгожданная Победа 1945 года пришлась на Светлое Христово Воскресенье (8 мая - подписание акта о капитуляции немецких войск). И в этом «совпадении» верующие люди усматривают промысел Божий. Да сколько таких побед пришлось на православные праздники! Вспомним Куликовскую битву - победа пришлась на 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы, освобождение Киева - 4 ноября - праздник Казанской иконе Божией Матери, а освобождение нашего Ельца - на Праздник Святого Георгия Победоносца - 9 декабря и др.

А чтобы должным образом воспитывать, необходимо дать знания, которые толком не известны и большинству наших взрослых современников. Нужно вернуться к истокам, к идеалам на которых взращивалась широкая русская душа. На вопрос Владимира Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо?» православный человек находит ответы в Священном Писании, в частности в Евангелии.

Серьёзному отношению к источникам мудрости будут способствовать высказывания выдающихся христиан мира и православных христиан нашей Родины: полководцев, гениальных поэтов, гениев науки. Назову только несколько имён из огромного списка, а интернет мигом откроет вам цитаты выдающихся полководцев России: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Фёдор Ушаков, Георгий Жуков… Знакомство с их именами уместно провести на уроке по теме «Подвиг».

(слайд: Суворов)

«Молись Богу! От Него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал», это слова из «Науки побеждать» Александра Васильевича Суворова. Великий полководец не стремился быть проповедником, но трудно подобрать другие слова, которые могли бы выразить эту мысль более ёмко. Живая вера не требует много слов.

И какова была вера в полководца! Солдаты шли за ним в огонь и в воду. А почему бы нашим современным детям не рассказать о силе и ловкости суворовских солдатах?

Силе и уровню выучки солдат Суворова может и ныне позавидовать любой современный спецназ. Достоверно зафиксировано, что в одной из стычек в горах унтер-офицер Иван Махотин ударом кулака убил лошадь под французским генералом Андре Массена, а самого военачальника, полуживого от страха, упорно тащил к русским боевым порядкам, отбиваясь одновременно от двадцати французов. Массена тогда повезло, Иван Махотин донес до своих только эполет с генеральского плеча, но будущий маршал Франции, изведав на себе мертвую хватку суворовского солдата, более с русскими не воевал. Никогда.

Вот на таких и подобных им примерах надо воспитывать наших мальчишек. Не забивать головы псевдо героями типа: «человек-паук», или какими-то там черепашками…

Но, рассказывать просто о героических событиях можно и на уроках истории; на уроках ОПК следует затронуть духовность военачальников, их религиозность.

В социалистические времена было запрещено рассказывать детям о том, что, например, русские воины во времена Александра Невского, Дмитрия Донского прежде чем идти на ратный бой три дня постились, затем причащались Тела и Крови Христовой. И только после этого, получив благословения священнослужителей шли в бой. Погибнуть в таком бою было честью, так как погибший тут же пополнял Ангельское войско Христово. Да и победы одерживались не численность, а умением и с Божьей помощью. И как здесь не вспомнить изречение Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде.»

Давайте обратимся к тому же Александру Суворову как к личности. Нет, не героической, а как к человеку верующему. Уже будучи генералиссимусом, Суворов объяснял свои успехи с присущим ему лаконизмом: «Мы русские, с нами Бог!» Действительно, великий полководец в любой ситуации находил время для молитвы, а в отсутствие священника сам правил службу и отпевал погибших.

…Из памяти смертельно больного Суворова не исчезал великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, многие ирмосы которого Александр Васильевич повторит слово в слово, а кое-что смиренно добавит от себя.

…За полтора месяца до кончины он запишет все это. Теперь труд известен как «Покаянный канон Суворова».

(слайд: Фёдор Ушаков)

А все ли знают о праведности Федора Ушакова, сопрягая его самоотверженность в службе и неотступность в служении людям, Отечеству со святостью? Достаточно ли хорошо знают и о последнем периоде его жизни при монастыре, о его благотворительности и милосердии?

(слайд: Ушаков - икона)

Это почти уникальное явление - первый моряк-святой среди христиан, первый человек в погонах, со светской военной службы, пришедший в монастырь и ставший в один ряд со многими святыми и праведниками Руси.

(слайд: Георгий Жуков)

Был ли Георгий Жуков религиозен в церковном смысле? Прямых свидетельств на эту тему нет, но есть некоторые косвенные, например, что под обшивкой легковой автомашины Маршал возил Казанскую икону Божьей Матери. Утверждают, что все свои сражения полководец начинал словами "С Богом!". Конечно, подобных данных совершенно недостаточно, чтобы объявить Жукова человеком "воцерковленным", гораздо больше сведений на этот счет относительно маршалов Шапошникова и Василевского. Но в связи с вопросом о религиозности Жукова уместно рассмотреть проблему взаимодействия Высших Сил с Советской властью и коммунистическим режимом. Известно, что во время войны многие препоны для церкви были убраны, и ее активность необычайно возросла. Богослужения проходили даже в действующей армии. Это не было инициативой ни Сталина, ни Жукова. Резко возросшую деятельность церкви в стране инспирировали более высокие Инстанции. Вот как это происходило.
Когда гитлеровская Германия начала агрессию против Советского Союза и весь православный мир молился за спасение России и мира, митрополит Ливанской православной церкви Илия

(слайд: Митрополит Илия)

укрылся в подземной церкви и там три дня молился перед иконой Божьей Матери о спасении России. Ему было видение Богородицы.

(слайд: явление Богородицы)

Она сказала, что Россия будет спасена, если российский правитель Сталин выполнит следующие условия:

  1. разрешит, где только можно, работу храмов и монастырей, а также духовных академий и семинарий; 2) будут совершены богослужения перед чудотворными иконами в действующей армии; 3) не будут сданы города Москва, Ленинград и Сталинград; 4) определение Промысла Божиего будет доведено до сведения советского народа. Информация о видении ливанскому митрополиту была сообщена по посольским каналам Сталину. Советскому лидеру не оставалось ничего другого, как принять волю Божью, тем более что Иосиф Виссарионович в свое время учился в духовном учебном заведении и каким бы атеистом себя ни считал, конечно, чувствовал, как всякий крупный человек, что с Богом шутки плохи. Во время войны, как известно, по распоряжению властей было открыто много храмов, монастырей, духовных учебных заведений.

(слайд: Тихвинская икона Богородицы)

Тихвинская икона Божьей Матери по распоряжению Сталина была помещена в самолёт и совершила облет неба Москвы. В осажденном Ленинграде непрерывно шла Божественная Литургия,

(слайд: икона Казанской Божьей Матери)

чудотворная икона Казанской Божьей Матери побывала в Ленинграде, Сталинграде, под Кёнигсбергом. Формально было выполнено и последнее условие Высших Сил: митрополита Илию после войны пригласили в Москву, наградили Сталинской премией I-ой степени, от которой священник отказался и еще внес 200 тыс. долларов на восстановление разрушенного войной хозяйства страны. Сталин предложил митрополиту самому сообщить факты, связанные с Определением Богородицы, что тот и сделал перед собранием духовенства и верующих.

Таким образом, православная церковь давно знала, с чьей помощью победил Советский Союз. Все это очень серьезные вопросы, требующие научного осмысления. Большая наука всегда, а в наше время особенно, погружаясь в глубины материи, неизменно натыкается на присутствие каких-то парадоксально разумных сил, действующих за гранью элементарных частиц, но управляющих самыми грандиозными скоплениями материи. И человеческим обществом тоже. Как же понять парадокс помощи Бога безбожникам? Но разве не Библия дала нам притчу о блудном сыне, прощенном Отцом? Разве не Богородица назвала Россию своим домом? Если мы считаем Бога высшей Справедливостью, мог ли Он не помочь народу, который с невиданным упорством, самоотвержением и мужеством защищал свой дом?

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, -
жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

(иеромонах Роман)

(слайд: верующие люди)

В заключении мне хотелось бы отметить, что если учителю удастся пробудить или поддержать в учениках уважительное, серьёзное отношение к событиям минувшим и сегодняшним, мы решим много проблем и добьёмся успехов в воспитании достойных членов нашего общества, защитников нашего Отечества.

Спасибо за внимание.







© 2010-2022