- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Классный час - Право на образование
Классный час - Право на образование
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Агафонова О.С. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Классный час
Право на образование
Цель: показать приоритетность образования как основы культурных прав человека.
Задачи:
-
познакомить учащихся с принципами и задачами образования в РФ;
-
воспитание в духе гуманизма;
-
развитие навыков демократического общения.
Интерактивные стратегии
-
игра-разминка «Строим плотину».
-
игра «Конституция класса».
-
два упражнения о дисциплине.
-
игра «Снимаем кинофильм».
-
игра «Данетка».
-
игра «Новые правила».
-
оформление плаката «Образование».
Дидактический материал
-
«Язычки»-карточки для игры «Конституция класса».
-
Карточки-«кадры» для игры «Снимаем кинофильм».
-
Лист ватмана и аппликации для плаката «Образование».
Конституция Российской Федерации
(Извлечение)
Статья 43
-
Каждый имеет право на образование.
-
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
-
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
-
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Игра «Строим плотину»
Инструкция. Разбейте класс на группы и объясните им задание.
1 группа - «взрыватели». Когда вы махнёте рукой, они должны издать звук, похожий на взрыв «бух!»
2 группа - «строители». Сразу после взрыва, когда вы дадите им знак, они должны начать стучать ногами, имитируя ходьбу.
3 группа - «бурильщики». Когда вы дадите им знак, они должны начать бурить, издавая звук «бр-бр-брррр…»
4 группа - «машины», которые должны по вашему сигналу издавать звук работающей машины «ж-ж-ж-ж»
Проиграйте условие с каждой группой отдельно, затем все вместе, по вашему сигналу, по очереди проигрывают свою роль.
В конце игры все вместе должны издать звук журчащей воды, бегущей по построенному каналу.
Спросите у ребят, какие ощущения они испытали в ходе игры, переживали ли они за ребят другой группы.
Сделайте вывод: вы были отдельными группами и в то же время одной командой. Выполнение задание зависело от выполнения каждой группой правил и слаженной работы всей команды в целом. Примерно так же действует государство, а правилами, обязательными для всех, является Конституция.
Проведите игру «Конституция класса»
Инструкция. Для этого приготовьте «язычки» с текстом на каждую парту. Работая в парах, ребята определят наиболее важные правила, которые войдут в конституцию класса. Дайте возможность по очереди выступить всем от каждой пары.
Путём открытого голосования (поднятием руки), определите рейтинг (важность) данного правила. Пять самых популярных правил зафиксируйте на плакате и поместите в «Классном уголке». Объясните, что теперь эти правила будут выполняться всеми всегда.
«Язычки» для игры (учитель может составить их по своему усмотрению):
-ДИСЦИПЛИНА
-ЧИСТОТА
-АККУРАТНОСТЬ
-ПОСЛУШАНИЕ
-УВАЖЕНИЕ
-ТОЧНОСТЬ
-ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
-ВЕЖЛИВОСТЬ
-НЕ ОБЗЫВАЙ ДРУГИХ
-НЕ ПОДСКАЗЫВАЙ
-НЕ СПИСЫВАЙ
-НЕ ДЕРИСЬ
-НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ
-НЕ ПЕРЕБИВАЙ ДРУГИХ
-НЕ ВЫКРИКИВАЙ
-НЕ ОПАЗДЫВАЙ
Можно отрепетировать одно из правил -«ДИСЦИПЛИНА». Для этого проведите два упражнения для детей младшего и среднего школьного возраста (использованы материалы из книги К.Фопель «Как научить детей сотрудничать»).
Упражнение №1. «Тихие и громкие голоса»
Цель. Эта игра поможет детям, заходя в класс, вспомнить о том, что разговаривать можно громкими и тихими голосами. Одновременно с этим она служит как бы мостиком для перехода от шумной перемены к сосредоточенной учебной деятельности.
Материалы: полиэтиленовый или бумажный пакетик.
Инструкция.
-Можете ли вы сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на школьном дворе или в коридоре?
-Что происходит с вашим голосом, когда мы все приходим в класс и начинаем работать?
-Почему в классе нам нужны тихие голоса?
-Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в класс, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах.
-Кто хочет обойти с этим пакетиком класс и собрать в него все громкие и шумные голоса?
Анализ упражнения
- Доставляет ли тебе удовольствие говорить и кричать на перемене громким голосом?
-Трудно ли тебе говорить в классе более спокойным и тихим голосом?
-У кого в вашем классе особенно красивый и сильный голос?
-Кто в вашем классе умеет говорить спокойным громким голосом?
-Нравится ли тебе голос учителя?
Упражнение №2. «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»
Цель. Нередко бывает, что дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.
Инструкция.
- Я хочу сейчас задать вам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх.
-Когда все получат достаточно времени для размышления, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я научу считать: «Раз, два, три…» На счёт «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.
-Какой сегодня день недели?
Другие возможные вопросы:
- Номер вашей школы?
-Как зовут директора?
-Название улицы, где стоит наша школа?
-Сколько учеников в классе?
-Сколько минут длится урок?
- Сколько минут длится перемена? и т.д.
Игра «Снимаем кинофильм»
Инструкция. Учитель предлагает ребятам стать режиссёрами фильма о школьной жизни. На каждую парту по жребию выделяется 1 «кадр» (см. Приложение к игре). Каждая пара по очереди выходит к доске, крепит его клейкой лентой на «плёнку» и «озвучивает».
Остальные ребята или дополняют или исправляют ход «фильма».
-Определите, в каком жанре получился ваш фильм: триллер, мелодрама или комедия?
Культурные правила - это правила на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т.д.) и другие права.
Эти права, свободы и обязанности, закреплённые в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой и подлежат повышенной защите.
Федеральный закон «Об образовании» способствует реализации этих конституционных норм.
ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
-Почему государство считает обязательным получение основного общего образования?
Принципы государственной политики
в области образования
Плюрализм (от лат. pluralis - множественный):
-проявляется в сознании государственных, муниципальных и частных школ, в наличии школ с разными образовательными программами (гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением тех или иных предметов, школы для особо одарённых детей, школы для детей страдающих физическими недугами);
-в возможности получения образования в различных формах:
очной, заочной, вечерней, в форме семейного образования, экстерна.
Гуманистический и светский характер:
-означает формирование личности ребёнка на лучших традициях человечества, на идеалах мира, взаимопонимания между народами;
-отсутствие в системе образования идеологической и религиозной пропаганды.
Единство федерального образовательного пространства:
-означает наличие общих черт в содержании образования всех типов и форм;
-возможность продолжения образования в учреждении последующего уровня.
На основании Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» каждая школа разрабатывает свой Устав. Устав школы определяет порядок осуществления учебного процесса, права и обязанности администрации, педагогических работников, обслуживающего персонала, учащихся и их родителей.
В школе взаимодействуют люди разного возраста, разного уровня воспитания, с разными характерами и взглядами. Поэтому школьные конфликты вполне реальная вещь.
Если участники учебного процесса забывают о правах и свободах человека, то конфликт может привести к «войне».
Игра «Данетка»
Инструкция. Ученики быстро, не задумываясь, поднимают руку, если ответ «да»; при ответе «нет» сидят спокойно.
-
Могут ли ученики попросить директора заменить учителя?
-
Могут ли учителя обзывать детей?
-
Может ли ученик обзывать учителя?
-
Будет ли наказан учитель, если он ударил ученика?
-
Имеет ли право ученик курить в школьном туалете?
Содержание образования должно быть ориентировано на:
-
развитее личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка;
-
воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
-
воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребёнка, языку и ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;
-
подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
-
бережное отношение к окружающей среде.
В рамках Хельсинского процесса государства-участники обязались поощрять, облегчать, поддерживать усвоение знаний о демократических ценностях, международных стандартах в области прав человека в учебных заведениях всех уровней.
Школьный анекдот
Пришедшим в первый раз в школу ученикам учитель сказал: «Сидите тихо, чтобы было слышно, как пролетит муха».
Учитель что-то рассказывал, писал на доске, зачитывал выдержки из книг и вдруг нетерпеливый голос с последней парты прервал его: «Учитель, когда же Вы, наконец, выпустите муху?»
-Как вы думаете, понимают ли дети этого класса правила поведения на уроке?
Игра «Новые правила»
Инструкция. Разделитесь на 4-5 групп. В каждой группе придумайте по 2 шуточных, даже абсурдных, правила для учеников школы и 2 действительно серьёзных и нужных правила. Например, считает ли кто-нибудь из вас, что ученикам и учителям можно ездить по коридорам на роликах или приходить в школу по понедельникам только в синей одежде, по вторникам только в красной и т.д.
Теперь презентуйте свои правила перед классом и спросите остальных, что они об этом думают. Выясните, есть ли такие предложения, которые поддержат большинство ребят класса?
Вопросы для обсуждения:
-
Какое правило оказалось самым смешным?
-
Какое из предложенных правил кажется самым важным?
-
Считаете ли вы, что ребята должны участвовать в принятии школьных правил?
Рефлексия
Учитель раздаёт всем ребятам по листочку цветной бумаги с написанным на нём понятием о роли образования.
Детям предлагается оформить плакат, на котором растёт пальма знаний.
Пальма растёт всё время, пока живёт человек. У каждого из нас свой уровень образования. Но есть для всех людей общие принципы и понятия, которые помогут каждому стать сильнее, потому что хорошее образование - это единственное богатство.
Корнями дерева будут те три коллектива, которые «образуют» человека.
-Назовите эти три коллектива. Приклейте свои карточки внизу.
-Из чего состоит образование?
-Что помогает в наше время образованию?
-Какая польза от образования?
Дети по очереди выходят к доске, «озвучивают» свой листочек, приклеивают его на плакат.
В конце тренинга поблагодарите детей за участие.
Контрольные вопросы:
-
Что говорит Основной закон об образовании?
-
Зачем нужны Правила в школе?
-
Что даёт человеку хорошее образование?
ЗАПОМНИ!
-
Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей. Родители должны иметь возможность свободно посылать своих детей в любые учебные заведения, отвечающие требованиям, предписанным или утверждённым компетентными органами образования, и обеспечить религиозное или иное моральное воспитание своих детей в соответствии с их собственными убеждениями. Российское законодательство гарантирует родителям право выбора образования для своих детей.
Это совершенно не означает, что среднее образование не является обязательным для детей и их родителей. Согласно Закону об образовании РФ, основное общее образование (9 классов) и государственная аттестация по его завершении является обязательной для всех детей, независимо от формы обучения. И если ребёнок не получает должного образования, либо вообще не обучается ни дома, ни в школе, то в подобных случаях в силу вступает закон.
-
Ответственность за дисциплину, за правила поведения в школе лежит на ее директоре. Эти правила носят силу закона, как для учителей, так и для учеников.
-
На протяжении всего школьного дня ответственность за жизнь детей и их воспитание несут учителя, поэтому они принимают на себя часть родительских обязанностей.
15