Классный час - Право на образование

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

Право на образование

Цель: показать приоритетность образования как основы культурных прав человека.

Задачи:

  • познакомить учащихся с принципами и задачами образования в РФ;

  • воспитание в духе гуманизма;

  • развитие навыков демократического общения.

Интерактивные стратегии

  1. игра-разминка «Строим плотину».

  2. игра «Конституция класса».

  3. два упражнения о дисциплине.

  4. игра «Снимаем кинофильм».

  5. игра «Данетка».

  6. игра «Новые правила».

  7. оформление плаката «Образование».

Дидактический материал

  1. «Язычки»-карточки для игры «Конституция класса».

  2. Карточки-«кадры» для игры «Снимаем кинофильм».

  3. Лист ватмана и аппликации для плаката «Образование».

Конституция Российской Федерации

(Извлечение)

Статья 43

  1. Каждый имеет право на образование.

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Игра «Строим плотину»

Инструкция. Разбейте класс на группы и объясните им задание.

1 группа - «взрыватели». Когда вы махнёте рукой, они должны издать звук, похожий на взрыв «бух!»

2 группа - «строители». Сразу после взрыва, когда вы дадите им знак, они должны начать стучать ногами, имитируя ходьбу.

3 группа - «бурильщики». Когда вы дадите им знак, они должны начать бурить, издавая звук «бр-бр-брррр…»

4 группа - «машины», которые должны по вашему сигналу издавать звук работающей машины «ж-ж-ж-ж»

Проиграйте условие с каждой группой отдельно, затем все вместе, по вашему сигналу, по очереди проигрывают свою роль.

В конце игры все вместе должны издать звук журчащей воды, бегущей по построенному каналу.

Спросите у ребят, какие ощущения они испытали в ходе игры, переживали ли они за ребят другой группы.

Сделайте вывод: вы были отдельными группами и в то же время одной командой. Выполнение задание зависело от выполнения каждой группой правил и слаженной работы всей команды в целом. Примерно так же действует государство, а правилами, обязательными для всех, является Конституция.

Проведите игру «Конституция класса»

Инструкция. Для этого приготовьте «язычки» с текстом на каждую парту. Работая в парах, ребята определят наиболее важные правила, которые войдут в конституцию класса. Дайте возможность по очереди выступить всем от каждой пары.

Путём открытого голосования (поднятием руки), определите рейтинг (важность) данного правила. Пять самых популярных правил зафиксируйте на плакате и поместите в «Классном уголке». Объясните, что теперь эти правила будут выполняться всеми всегда.

«Язычки» для игры (учитель может составить их по своему усмотрению):

-ДИСЦИПЛИНА

-ЧИСТОТА

-АККУРАТНОСТЬ

-ПОСЛУШАНИЕ

-УВАЖЕНИЕ

-ТОЧНОСТЬ

-ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

-ВЕЖЛИВОСТЬ

-НЕ ОБЗЫВАЙ ДРУГИХ

-НЕ ПОДСКАЗЫВАЙ

-НЕ СПИСЫВАЙ

-НЕ ДЕРИСЬ

-НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ

-НЕ ПЕРЕБИВАЙ ДРУГИХ

-НЕ ВЫКРИКИВАЙ

-НЕ ОПАЗДЫВАЙ

Можно отрепетировать одно из правил -«ДИСЦИПЛИНА». Для этого проведите два упражнения для детей младшего и среднего школьного возраста (использованы материалы из книги К.Фопель «Как научить детей сотрудничать»).

Упражнение №1. «Тихие и громкие голоса»

Цель. Эта игра поможет детям, заходя в класс, вспомнить о том, что разговаривать можно громкими и тихими голосами. Одновременно с этим она служит как бы мостиком для перехода от шумной перемены к сосредоточенной учебной деятельности.

Материалы: полиэтиленовый или бумажный пакетик.

Инструкция.

-Можете ли вы сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на школьном дворе или в коридоре?

-Что происходит с вашим голосом, когда мы все приходим в класс и начинаем работать?

-Почему в классе нам нужны тихие голоса?

-Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в класс, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах.

-Кто хочет обойти с этим пакетиком класс и собрать в него все громкие и шумные голоса?

Анализ упражнения

- Доставляет ли тебе удовольствие говорить и кричать на перемене громким голосом?

-Трудно ли тебе говорить в классе более спокойным и тихим голосом?

-У кого в вашем классе особенно красивый и сильный голос?

-Кто в вашем классе умеет говорить спокойным громким голосом?

-Нравится ли тебе голос учителя?

Упражнение №2. «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»

Цель. Нередко бывает, что дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.

Инструкция.

- Я хочу сейчас задать вам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх.

-Когда все получат достаточно времени для размышления, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я научу считать: «Раз, два, три…» На счёт «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.

-Какой сегодня день недели?

Другие возможные вопросы:

- Номер вашей школы?

-Как зовут директора?

-Название улицы, где стоит наша школа?

-Сколько учеников в классе?

-Сколько минут длится урок?

- Сколько минут длится перемена? и т.д.

Игра «Снимаем кинофильм»

Инструкция. Учитель предлагает ребятам стать режиссёрами фильма о школьной жизни. На каждую парту по жребию выделяется 1 «кадр» (см. Приложение к игре). Каждая пара по очереди выходит к доске, крепит его клейкой лентой на «плёнку» и «озвучивает».

Остальные ребята или дополняют или исправляют ход «фильма».

-Определите, в каком жанре получился ваш фильм: триллер, мелодрама или комедия?

Культурные правила - это правила на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т.д.) и другие права.

Эти права, свободы и обязанности, закреплённые в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой и подлежат повышенной защите.

Федеральный закон «Об образовании» способствует реализации этих конституционных норм.

ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС

ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

-Почему государство считает обязательным получение основного общего образования?

Принципы государственной политики

в области образования

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный):

-проявляется в сознании государственных, муниципальных и частных школ, в наличии школ с разными образовательными программами (гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением тех или иных предметов, школы для особо одарённых детей, школы для детей страдающих физическими недугами);

-в возможности получения образования в различных формах:

очной, заочной, вечерней, в форме семейного образования, экстерна.

Гуманистический и светский характер:

-означает формирование личности ребёнка на лучших традициях человечества, на идеалах мира, взаимопонимания между народами;

-отсутствие в системе образования идеологической и религиозной пропаганды.

Единство федерального образовательного пространства:

-означает наличие общих черт в содержании образования всех типов и форм;

-возможность продолжения образования в учреждении последующего уровня.

На основании Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» каждая школа разрабатывает свой Устав. Устав школы определяет порядок осуществления учебного процесса, права и обязанности администрации, педагогических работников, обслуживающего персонала, учащихся и их родителей.

В школе взаимодействуют люди разного возраста, разного уровня воспитания, с разными характерами и взглядами. Поэтому школьные конфликты вполне реальная вещь.

Если участники учебного процесса забывают о правах и свободах человека, то конфликт может привести к «войне».


Игра «Данетка»

Инструкция. Ученики быстро, не задумываясь, поднимают руку, если ответ «да»; при ответе «нет» сидят спокойно.

  • Могут ли ученики попросить директора заменить учителя?

  • Могут ли учителя обзывать детей?

  • Может ли ученик обзывать учителя?

  • Будет ли наказан учитель, если он ударил ученика?

  • Имеет ли право ученик курить в школьном туалете?

Содержание образования должно быть ориентировано на:

  • развитее личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка;

  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам;

  • воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребёнка, языку и ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;

  • подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

  • бережное отношение к окружающей среде.

В рамках Хельсинского процесса государства-участники обязались поощрять, облегчать, поддерживать усвоение знаний о демократических ценностях, международных стандартах в области прав человека в учебных заведениях всех уровней.

Школьный анекдот

Пришедшим в первый раз в школу ученикам учитель сказал: «Сидите тихо, чтобы было слышно, как пролетит муха».

Учитель что-то рассказывал, писал на доске, зачитывал выдержки из книг и вдруг нетерпеливый голос с последней парты прервал его: «Учитель, когда же Вы, наконец, выпустите муху?»

-Как вы думаете, понимают ли дети этого класса правила поведения на уроке?


Игра «Новые правила»

Инструкция. Разделитесь на 4-5 групп. В каждой группе придумайте по 2 шуточных, даже абсурдных, правила для учеников школы и 2 действительно серьёзных и нужных правила. Например, считает ли кто-нибудь из вас, что ученикам и учителям можно ездить по коридорам на роликах или приходить в школу по понедельникам только в синей одежде, по вторникам только в красной и т.д.

Теперь презентуйте свои правила перед классом и спросите остальных, что они об этом думают. Выясните, есть ли такие предложения, которые поддержат большинство ребят класса?

Вопросы для обсуждения:

  1. Какое правило оказалось самым смешным?

  2. Какое из предложенных правил кажется самым важным?

  3. СКлассный час - Право на образование.Классный час - Право на образование.Классный час - Право на образование.читаете ли вы, что ребята должны участвовать в принятии школьных правил?

Классный час - Право на образование.

Классный час - Право на образование.

Классный час - Право на образование.

Классный час - Право на образование.Классный час - Право на образование.Классный час - Право на образование.Классный час - Право на образование.Классный час - Право на образование.Классный час - Право на образование.Классный час - Право на образование.Классный час - Право на образование.Классный час - Право на образование.Классный час - Право на образование.Классный час - Право на образование.Классный час - Право на образование.




Рефлексия

Учитель раздаёт всем ребятам по листочку цветной бумаги с написанным на нём понятием о роли образования.

Детям предлагается оформить плакат, на котором растёт пальма знаний.

Пальма растёт всё время, пока живёт человек. У каждого из нас свой уровень образования. Но есть для всех людей общие принципы и понятия, которые помогут каждому стать сильнее, потому что хорошее образование - это единственное богатство.

Корнями дерева будут те три коллектива, которые «образуют» человека.

-Назовите эти три коллектива. Приклейте свои карточки внизу.

-Из чего состоит образование?

-Что помогает в наше время образованию?

-Какая польза от образования?

Дети по очереди выходят к доске, «озвучивают» свой листочек, приклеивают его на плакат.

В конце тренинга поблагодарите детей за участие.

Контрольные вопросы:

  1. Что говорит Основной закон об образовании?

  2. Зачем нужны Правила в школе?

  3. Что даёт человеку хорошее образование?

ЗАПОМНИ!

  1. РКлассный час - Право на образование.одители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей. Родители должны иметь возможность свободно посылать своих детей в любые учебные заведения, отвечающие требованиям, предписанным или утверждённым компетентными органами образования, и обеспечить религиозное или иное моральное воспитание своих детей в соответствии с их собственными убеждениями. Российское законодательство гарантирует родителям право выбора образования для своих детей.

Это совершенно не означает, что среднее образование не является обязательным для детей и их родителей. Согласно Закону об образовании РФ, основное общее образование (9 классов) и государственная аттестация по его завершении является обязательной для всех детей, независимо от формы обучения. И если ребёнок не получает должного образования, либо вообще не обучается ни дома, ни в школе, то в подобных случаях в силу вступает закон.

  1. Ответственность за дисциплину, за правила поведения в школе лежит на ее директоре. Эти правила носят силу закона, как для учителей, так и для учеников.

  2. На протяжении всего школьного дня ответственность за жизнь детей и их воспитание несут учителя, поэтому они принимают на себя часть родительских обязанностей.

15

© 2010-2022