- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Рабочая программа внеурочной деятельности по ПДД Светофорик
Рабочая программа внеурочной деятельности по ПДД Светофорик
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Голованова Т.А. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВЛИЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора приказом №
по ОВВВР от . .2015г.
______________ директор школы
А.С. Воробьева _____________
. .2015г. Е.В. Сардова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА № _____
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 1-2 КЛАССАХ
КРУЖОК «СВЕТОФОРИК»
учитель Голованова Татьяна Арсентьевна
Пояснительная записка
Программа кружка «Светофорик» для 1 и 2 классов разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и право послушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города. Вот почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице. Данные занятия помогут учащимся систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Цель программы: обучение элементарным правилам поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Задачи:
1. Обучающие:
-
Научить основным правилам дорожного движения;
-
Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
-
Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
-
Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
2. Развивающие:
-
Развивать мотивацию к безопасному поведению;
-
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-
Формировать личностный и социально - значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
-
Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте.
-
Развивать личностные свойства - самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
3. Воспитательные:
-
Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
-
Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
Основные идеи, принципы, особенности программы
Программа «Добрая дорога детства» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:
-
принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально - технической оснащенностью внеурочных занятий.
-
принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
-
расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
-
последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
-
принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат - осознанно вести себя в реальных дорожных С ситуациях.
-
принцип единства воспитания и обучения.
Реализация данной программы рассчитана на 2 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
-
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
-
самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
-
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
-
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке); -
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
-
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
-
видеометод (просмотр, обучение).
-
в воспитании - методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); -
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
-
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
Организация образовательного процесса
-
Срок реализации программы - 2 года.
-
Направление программы: социально-педагогическая.
-
Программа рассчитана на детей от 6,5 - 9 лет.
-
Вид детской группы: профильная.
-
Состав: постоянный.
-
Набор: свободный.
-
Категории участников: обучающиеся 1-2 классов, родители обучающихся, классный руководитель.
Режим занятий.
-
Общее количество часов в год - 33 часа в 1 классе, 68 часов во 2 классе.
-
Количество часов в неделю - 1 час в 1 классе, 2 часа во 2 классе.
Работа кружка проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД . Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
-
умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
-
нравственному воспитанию - на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
-
эстетическому воспитанию - учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
-
трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
-
физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Практическое ознакомление с ПДД пешеходов на улицах и дорогах, на перекрестках.
Наблюдение за средствами регулирования движения на перекрестках, за движением транспортных средств на перекрестках, за движением пешеходов на перекрестках. Выявление нарушителей правил перехода.
Практические занятия: переход улиц на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Разбор ошибок. Подведение итогов.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
-
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
-
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
-
осознание ответственности человека за общее благополучие;
-
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
-
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
-
способность к самооценке;
-
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
-
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
-
умение ставить и формулировать проблемы;
-
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
-
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
-
использование речи для регуляции своего действия;
-
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
-
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
-
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-
ставить вопросы;
-
обращаться за помощью;
-
формулировать свои затруднения;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
слушать собеседника;
-
договариваться и приходить к общему решению;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
осуществлять взаимный контроль;
-
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Результаты изучения программы
Учащиеся 1 класса к концу обучения должны:
знать:
-
Схему микрорайона, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить улицу и дорогу.
-
Основные части улицы и дороги - проезжая часть, мостовая тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
-
Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.
-
Особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд)
-
Вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи ее.
-
Основные причины ДТП в микрорайоне.
-
Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного ее перехода:
- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части ( в том числе и на остановках общественного транспорта);
- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;
- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, глядя налево, переходить дорогу до середины, не останавливаясь, и, глядя направо, - после середины дороги;
- быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололедице, при плохом освещении и в вечернее время;
- дорогу нужно переходить, но не перебегать.
-
Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
-
Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых сигналов ( красный - стой, желтый - жди, зеленый - иди).
-
Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства не только движутся в прямом направлении, но и совершают повороты).
-
Разнообразие видов транспорта.
уметь:
-
Различать виды транспорта и транспортных средств;
-
Самостоятельно ходить по наиболее безопасному пути в школу и обратно.
-
Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог;
-
Соблюдать правила посадки и высадки пассажиров, перехода проезжей части;
-
находить (различать) изученные дорожные знаки (на пути в школу), пользоваться ими в конкретной обстановке;
-
Определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу (вблизи крутых поворотов и изломов дороги, при наличии крупногабаритных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги, на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.).
-
При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог в местах интенсивного движения транспорта.
Учащиеся 2 класса к концу обучения должны:
знать (кроме выше перечисленного):
-
специфику дорожной разметки;
-
правила перехода группы детей через дорогу; поведение пешеходов при переходе дороги группой;
-
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
-
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
-
правила поведения пассажиров в салоне транспортных средств.
уметь:
-
различать дорожную разметку и дорожные знаки, а тмкже пользоваться ими в реальной дорожной обстановке;
-
выполнять правила безопасного перехода проезжей части самостоятельно и в составе группы;
-
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
-
не создавать помех движению транспорта;
-
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
-
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне.
Применительно к данной программе качественно оцениваться уровни усвоения будут следующим образом:
1 уровень. Ребенок с удовольствием посещает занятия, но выполняет задания занимательного или соревновательного характера. Как только требуется приложить усилия ("подумать"), чтобы довести решение задания до конца, интерес к нему гаснет. Поэтому ему постоянно необходима поддержка учителя или товарищей по группе (при совместной деятельности).
2 уровень. Ребенок настойчиво доводит до конца решение предложенных учителем заданий, классифицирует задания по типам. Выполняет задания не только занимательного и соревновательного характера. Овладев навыками определенного типа, уверенно применяет их в дальнейшем. В то же время избегает творческих заданий (например, сочинения сказки по ПДД).
3 уровень. Ребенок не только целенаправленно и настойчиво овладевает методами решения различных заданий, но и стремится применить полученные знания: помогает товарищам, выступает хорошим организатором в командных состязаниях, стремится участвовать во всех возможных конкурсах, с удовольствием сочиняет сказки по ПДД, активно участвует в агитационных рейдах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах, в конкурсе знатоков правил дорожного движения.
Материально-техническое обеспечение
Материально - техническое обеспечение включает минимально - допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно - лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики изучаемого курса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа по изучению ПДД - эффективное средство снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма. При хорошо поставленной организованной работе достижение этой цели станет делом времени. Реальное выполнение данной программы должно быть основано на действующих ПДД.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
года, № 196-ФЗ. -
Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 23.07. 2013 года №621.
Введены в действие с 01.09.2013 года. -
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2013.
-
«Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002. -
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -1998.
-
Н.Е. Щуркова Игровые методики. - М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.
Календарно-тематическое планирование
1 класс, 33 часа
№ п/п
Раздел и тема
всего часов
Дата проведения
Введение. Зачем знать Правила Дорожного Движения?
1
Наш город, микрорайон, где мы живём.
1
Как рождаются опасные ситуации на дорогах
1
Мы идём в школу
1
Участники дорожного движения.
1
Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар)
1
Правила движения пешеходов по тротуару.
1
Посвящение в пешеходы
1
Пешеходные переходы. Обозначение переходов.
1
Дорожные знаки: «Пешеходный переход» , «Подземный переход», «Надземный переход».
1
Правила перехода дороги. Самый безопасный переход.
1
Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки».
1
Светофор - наш верный друг.
Назначение светофора и его сигналы.
1
Виды светофоров (транспортный и пешеходный).
1
Регулировщик - наш помощник.
1
На нерегулируемых перекрёстках.
1
Наши друзья - дорожные знаки
1
Предупреждающие знаки.
1
Запрещающие знаки.
1
Знаки особого предписания и знаки сервиса
1
Виды наземного транспорта.
1
Транспортные средства общего и личного пользования.
1
Специальные машины.
1
Машины-помощники.
1
25.
Организация движения.
1
26.
Пассажиром быть наука.
1
27.
Правила поведения на остановках и в салоне транспорта.
1
28.
Правила посадки в транспорт и выхода из него.
1
29.
Движение пешеходов по дороге, обочине, пешеходной дорожке.
1
30.
Переход через железнодорожный переезд.
1
31.
Где можно и где нельзя играть.
Мостовая не для игры.
1
32.
Где можно кататься и машин не опасаться? ПДД для велосипедистов.
1
33.
Праздник:
«Мы знаем правила дорожного движения».
1
ИТОГО:
33
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Раздел и тема
всего часов
Дата проведения
Пешеходы, пассажиры и водители - участники дорожного движения.
2
Правила движения пешеходов.
2
Безопасный путь в школу.
2
«Безопасный путь домой».
2
Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.
2
Движение пешеходов группами.
2
Занятие на макете транспортной площадки.
2
Внимание, опасность!
2
Дороги бывают разные.
2
Дорога за городом.
2
Дорожная разметка.
2
Части дороги.
2
Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка.
2
Перекресток.
2
Светофоры для водителей и пешеходов.
2
Светофор регулирует движение.
2
Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки».
2
Правила перехода дороги.
2
Викторина «Дорожный калейдоскоп».
2
Конкурс рисунков «Я и дорога».
2
Разбор дорожных ситуаций.
2
Наши друзья - дорожные знаки.
2
Запрещающие знаки.
2
Предупреждающие знаки.
2
Предписывающие знаки и знаки особых предписаний.
2
Информационные знаки
2
Изготовление макетов дорожных знаков.
2
Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки».
2
Виды транспортных средств общего пользования.
2
Правила ожидания транспортного средства.
2
Правила посадки и высадки из общественного транспорта.
2
Переход дороги после выхода из общественного транспорта.
2
Поведение пассажиров в салоне автобуса.
2
Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено».
2
ИТОГО:
68