Статья Портрет выпускника основной школы в соответствии с ФГОС

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Портрет выпускника основной школы»:

Выпускник основной школы должен обладать следующими характеристиками:
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни семьи, гражданственности общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применить полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологичного целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Рассмотрим Выпускника основной школы - как личность, социально - активную, уважающую правопорядок, соизмеряющую свои поступки с нравственными ценностями, осознающую свои обязанности перед семьёй, обществом, отечеством.

Социально-активная личность - это личность, способная в своем развитии обретать социальную сущность человека, имеющего такие особенности: отношение к другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче; творческий характер жизнедеятельности; способность к свободному волеизъявлению; возможность проектировать свое будущее; внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла жизни. "Социализацией называется процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений", - такое определение дает психологический словарь и добавляет: "В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе". Социализация индивида, его становление личностью - это ни что иное, как попытка "выживания". В процессе социализации подросток приобретает социальный опыт деятельности, который включает:

ценный опыт: Нравственные ценности, т.е. правила поведения в социальной среде, оптимальные для поддержания в ней стабильности и дающие всем равные возможности индивидуального развития. Другими словами, это главные законы общежития.

операциональный опыт: общетрудовые умения -это умения, необходимые для осуществления любой трудовой деятельности: планирование, организация работы, самоконтроль, соблюдение правил техники безопасности. навыки саморегуляции - управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. развитие психологических процессов (памяти, мышления, воображения и др.), реалистичности жизненных планов;

опыт первичной активизации: оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений;

опыт отношений и сотрудничества: коммуникативные знания и владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии, умения решать конфликты, работать в команде, быть мотивированным;

опыт рефлексии - способность к самоанализу, принятию решений, умение делать выбор и нести ответственность за свои поступки.

Таким образом, выпускник основной школы в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя, самоопределяется.

Какие методы воспитания социально - активной личности можно предложить?

Для успешного решения задач воспитания и социализации, педагогу необходимо:

  • убедить детей, что среди них нет неудачников, каждый из них успешен в чем-то своем;

  • научить ребенка выстраивать и реализовывать индивидуальную траекторию собственного развития;

  • научить ребенка понимать самого себя, свои возможности и потребности, учитывая, насколько последние сочетаются с социальными нормами.

Этого и многого другого можно достичь, выполнив два условия: найти в детях те «зернышки, из которых можно вырастить настоящие колосья, которые готовы противостоять жизненным ветрам» и способные успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем. А еще обязательно сделать своими друзьями и единомышленниками родителей. Успешное решение задач воспитания возможно при условии взаимодействия семьи и школы. И тогда все должно получиться.

Воспитательно-образовательная работа традиционно проводится как на фронтальных и подгрупповых занятиях, так и индивидуально. В каждом ребенке есть задатки способностей, найти их и развить - наша задача. Также можно использовать следующие приемы воспитания:

Метод убеждения- способ воздействия словом и делом на сознание и поведение ребенка. Приемы: объяснение, разъяснение, совет, пожелания, пример.

Метод упражнения- осознание учениками действительности. Приемы: просьба, приучение, испытание.

Метод внушения, попечения- способ влияния на жизнь ребенка участливым отношением. Приемы: наблюдение, защита, помощь, присмотр, утешение и др.

Метод управления- активизация ученического самоуправления. Приемы: установление порядка, планирование, поручение, подведение итогов, инструктаж.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства. (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).



© 2010-2022