- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Родительское собрание по теме: Школа и семья
Родительское собрание по теме: Школа и семья
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Латыпова З.М. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Вернуть в школу утраченные ценности без семьи,
без самого народа невозможно.
Ю.В.Азаров.
Тема: Школа и семья.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года сформулировала государственный заказ: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Необходима координация усилий школы и семьи в решении проблемы гармоничного развития личности и проектирование содержания воспитательного взаимодействия родителей с детьми по профессиональному самоопределению последних.
Воспитательная система - это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка.
Личность - человек, как носитель каких - либо свойств. Воспитание - это процесс педагогической помощи со стороны родителей и школы ребенку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Самовоспитание - это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в которой в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка,
и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность.
Следовательно, задача школы - корректировка развития личности и оказание помощи в адаптации личности к современному обществу.
В период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества.
Школа является важным звеном в системе воспитания, усложнение социальной ситуации воспитания требует переосмысления педагогических и методических основ работы школы. Современная школа требует развития воспитательной системы совершенно нового типа, основанной на глубоком изучении личности школьника, индивидуальном подходе к нему на основе этого изучения, направленном на развитие личности с учётом ее интересов. На организацию взаимоотношений учащихся друг с другом, с учителем, с окружающим миром
Воспитательная работа школы не сможет строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развитость, целостность личности.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений.
Семья - понятие, имеющее особый смысл для каждого из нас. Семья - это самые близкие, дорогие нам люди, любящие нас и заботящиеся о нас.
Семья - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.
Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.
-
Социально - культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
-
Социально - экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
-
Технико - гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни.
-
Демографический определяется структурой семьи.
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Каковы же функции и задачи развивающей семьи?
Главными функциями семьи являются:
-
воспитательная;
-
оздоровительная;
-
духовно-нравственная;
-
познавательно - образовательная;
-
бытовая, трудовая;
-
культурно - просветительная, досугово - творческая;
-
стимулирующая самостоятельный опыт личности;
-
охранно - защитная.
Главные задачи семейного воспитания это:
-
гармоническое развитие ребенка;
-
забота о здоровье детей;
-
помощь в учении и выборе профессии;
-
помощь в социализации личности;
-
формирование опыта гуманных, эмоционально - нравственных отношений;
-
забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
-
подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
-
половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни;
-
развитие интересов, склонностей, способностей и творчества.
Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа разводов и имеющих одного ребенка семей.
Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности старшеклассника.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
-
информационная,
-
воспитательно - развивающая,
-
формирующая,
-
охранно - оздоровительная,
-
контролирующая,
-
бытовая.
Задачи взаимодействия:
-
формирование активной педагогической позиции родителей;
-
активное участие родителей в воспитании детей.
В представленном списке родители для себя должны определить те индивидуальные характеристики, которые считают наиболее важными для описания
« идеального школьника сегодняшнего дня» (необходимо отвечать с позиции того, что должно или могло быть).
№
Индивидуальные характеристики
№
Индивидуальные характеристики
1
Дух соперничества
13
Ответственность
2
Чувство патриотизма
14
Послушание
3
Чувство товарищества
15
Предприимчивость
4
Креативность
16
Открытость
5
Способность критически мыслить
17
Убеждённость
6
Любознательный, пытливый ум
18
Организованность
7
Озабоченность материальным успехом
19
Образованность
8
Порядочность
20
Коммуникативность
9
Потребность в здоровом образе жизни
21
Правовая культура
10
Гуманизм
22
Адаптивность
11
Независимость
23
Воспитанность
12
Интеллектуальность
24
Нравственные ценности
Основная задача: формирование самосознания, становление активной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию; способности адаптироваться в окружающим мире.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает подчиненность межличностных отношений в семье организации, целям, и задачам совместной деятельности в контексте высоких нравственных ценностей. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество - она становится целостным организмом высокого уровня развития.
Критерии эффективности взаимодействия семьи и школы
-
Основной целью взаимодействия является воспитательное пространство для гармоничного развития детей;
-
Воспитательные функции равномерно распределены: профессиональные функции воспитания должны быть возложены на педагога, а родительские обязанности - на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций;
-
Взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг другу за помощью, просьбу.
-
Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека;
-
Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах;
-
Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства;
-
Не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей, всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь.
Каковы главные принципы и правила общения со своим ребенком?
Основные принципы общения с ребенком - безусловное принятие ребенка: исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами.
Принимать ребенка -
-
Значит, проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помощь ему;
-
Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства, « Уважать - душевно признавать достоинства человека»
( В.Даль);
-
Осознание и признание права личности быть непохожей на других;
-
Предоставление права на свободу выбора;
-
Оценка не личности ребенка, а его деятельности;
-
Владение способностью чувствовать ( эмпатия), понимать( идентификация), каждого ребенка, смотреть проблему его глазами, с его позиции;
-
Учитывать индивидуально - психологические и личностные особенности ребенка;
-
Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для положительного подражания каждый день;
-
Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
Мир вашему дому!
« Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим
из уст Божиих » - указано нам в Новом завете.
Каждая буква, буквосочетание и отображающие их слова и мысли превращаются в человеческом сознании в вибрацию, в электромагнитное колебание определенной чистоты.
Слово - это благодать, обитающая с нами.
Какие же слова и когда мы должны говорить, чтобы жить в гармонии со всем миром? Мир вашему дому. Это означает не только вежливость, но и источник внутренней силы, свет на духовном пути. Оно излучает высокое сияние, силу и неизреченную благодать. На это указывает и вибрирующее число букв этих слов «Мир дому сему» ==14+10+18+5+16+14+21+19+6+14+21=158=1+5+8=14.
Это число означает выход в тончайший план, духовное учение. Человек, которой произносит эти слова, и тот, кто слышит их, принимают лучи, посылаемые из высших сфер. Судьба людей и нашей планеты Земля зависит от каждого из нас ; всё, что мы творим, говорим и о чем мыслим, несется в пространство, воплощаясь в конкретные формы.
Входя в дом и обращаясь к человеку, обязательно надо назвать имя его, ибо произнесенное имя имеет большое значение для дальнейшей беседы.
Слово « имя» имеет вибрирующее число = 10+14+33=57, что дает человеку ощущение своей совершенной неповторимости, означает особенный взгляд её владельца на мир. Действие Имени (числа 57) настолько сильно, что оказывается в состоянии противостоять действию всех социальных ритуалов.
Любовь к ближнему есть важный инструмент для создания гармоничных отношений.
Вибрирующее число слова «Любовь» 13+32+2+16+3+30=96=15 означает гармоничную жизнь, живой синтез материи и духа. Появляется ощущение свежести, материальности и одновременно духовности жизненного потока. Оно настолько сильно, что кажется вершиной и эталоном существования вообще.
Творя добро, созидая, каждый из нас несет ответственность за свой участок ноосферы ауры Земли. Делать добро- это благо Дарить!
Если человек делает добро кому то, он сам себе делает Добро.
Любите людей и всех живущих на земле, наслаждайтесь жизнью и дарите радость другим! МИР ВАШЕМУ ДОМУ!!
Находите время для работы - это условие успеха.
Находите время для размышлений - это источник силы.
Находите время для игры - это секрет молодости.
Находите время для чтения - это основа знаний.
Находите время для общения с детьми - это условие счастья.
Находите время для мечты - это путь к звездам.
Находите время для любви - это истинная радость жизни.
Находите время для веселья - это муза души.
Если я знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если не знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если я не знаю, что я ищу, то, как же я, могу искать.
Парадокс древнегреческих ученых.
Памятка для родителей.
Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
-
Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
-
Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
-
Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
-
Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
-
Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
-
Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
-
Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
-
Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.