Инновационные технологии в работе воспитателей (из опыта работы Редько В. И.)

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Требования к современному воспитанию в соответствии с ФГОС ставят перед воспитателем необходимость работать не только в режиме функционирования, но и развития. Сегодня востребован не только педагог и педагог-новатор, но и педагог исследователь.

Поэтому становление готовности к инновационной деятельности является уровнем его профессионального роста.

Опираясь на новые стандарты, воспитательный процесс приобретает ряд объективных особенностей, таких как динамичность; имеет многофакторный характер, в котором прослеживается единство целей, задач, содержания, форм и методов.

Преобладает прямая связь - от воспитателя к воспитаннику, обратная связь - от воспитанника к воспитателю, комбинированная - от учителей, психолога, логопеда, а так же других воспитателей и от воспитателя к воспитаннику.

Моя работа ведется с детьми, в возрастной группе - от 14-17 лет. Основными приоритетными целевыми установками считаются:

  • создание условий для всестороннего развития воспитанников средствами обучения, воспитания, трудовой деятельности;

  • коррекция психического, физического, интеллектуального развития;

  • формирование основ личностной самооценки;

  • формирование и закрепление прочных нравственных привычек, опыта гуманного поведения и отношения к окружающим;

  • осознание гражданской позиции, позволяющей воспитанникам строить свое «будущее», быть востребованным обществу;

  • способствование духовного развития средствами музыки, поэзии, творчества, прикладного искусства.

Основной целью своей работы отмечаю: социальную адаптацию, трудоустройство и дальнейшее приспособление воспитанников к жизни в условиях социальной среды.

Чтобы процесс воспитания протекал успешно, необходимо его осуществление через системный подход и единые педагогические требования. В работу включаю диагностические особенности ребенка, наблюдения, отслеживание динамики развития, а так же изменения, устранения или нейтрализации его недостатков, возможностей и способностей.

Эффективность моей работы основана на реализации специальных технологий, представленных во всех направлениях коррекционной деятельности, а именно:

  • здоровьесберегающие (укрепление здоровья, воспитание волевых качеств, приобщение к спорту). Воспитанники принимают активное участие в соревнованиях различного уровня, занимают призовые места, что способствует их нахождению в активной жизненной позиции.

  • информационно-коммуникативные технологии. Дети с интеллектуальными нарушениями получают обширную информацию различными средствами СМИ: газеты, журналы, телевидение, интернет; но применять и анализировать полученную информацию в жизненных ситуациях не освоили. Для этого используется методы убеждения и самоубеждения, а также формы, такие как беседа, рассказ, диалог, анализ, разъяснение, игра и т.д. Использование методов, форм и приемов средствами ФГОС оказывает на детей большое эмоциональное воздействие.

  • личностно-ориентированные технологии или метод проекта. Создание цикла бесед по нравственному, трудовому, экологическому воспитанию, а так же изобразительная деятельность.

Огромную и важную роль в воспитании детей играет вовлечение их в кружковую деятельность. Это умение создавать красоту своими руками, пробовать свои силы, повышать самооценку, проявлять творческий потенциал и развивать воображение. Такая работа сплачивает детский коллектив, где присутствует взаимопомощь и взаимоуважение.

Опираясь на коррекционно-развивающую программу, планируется разработка проекта: «До 16 и старше..» по следующим направлениям:

  1. «Я-подросток». Коррекция межличностных отношений, осознание своего «Я»

  2. Приобретение чувства уверенности в своей востребованности современным обществом.

  3. «Модель выпускника». Ориентация воспитанников на правильное поведение в различных жизненных ситуациях, а так же знакомство их с основами социологии.

  • коллективно-творческое дело. Участие в открытых мероприятиях, праздниках, выставках, фестивалях, экскурсиях и т.д.

  • игровая технология, постоянно присутствующая в воспитательном процессе. Игра побуждает детей на развитие творческих способностей, способностей к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности.

Данные технологии сочетают в себе социально-ценностные требования и свободу выбора ребенка, как личности, а так же создают ситуацию успеха ребенка и взаимную доброжелательность.

Главный элемент воспитания - это деятельность. Где нет деятельности - нет воспитания, все сводится к словам, беседам, которые сегодня слабо влияют на личность. Успех придет тогда, когда ребенок оценит результаты деятельности с ним, увидит конечный результат и поймет его.

Используя различные методы, формы и приемы воспитания, считаю, что важным фактором является индивидуальный подход к каждому ребенку. На основе этого, совместно с воспитателем Арженовской Л.Ю., разработали схему работы индивидуального подхода в воспитании наших детей:

  1. Работа по подготовке нерешительных детей к занятиям

  2. Развитие индивидуальных творческих способностей (что я могу? что я хочу?)

  3. Индивидуальный подход к детям, уклоняющихся от трудовых поручений

  4. Общение с ребенком «Глаза на одном уровне»

  5. Дать возможность детям выбирать самим занятия по интересам

  6. Доверительный контакт в общении

Огромную помощь в работе оказывает педагог-психолог Сучкова М.А., которая в соответствии с требованиями ФГОС, осуществляет психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса.

Поиски лучшей модели воспитания привели к изучению классических и современных концепций. Это и стало темой моего самообразования на протяжении трех лет: «Воспитание, образование и современные концепции».

В коррекционной работе с воспитанниками используются следующие методики:

  1. Е. Бондаревская «Мы воспитываем гражданина, человека культуры и нравственности: самодисциплина, гуманность, поиск смысла жизни, творческая личность (компьютерные технологии, ЗОЖ, религиозные обычай, эстетический вкус, хорошие манеры)». (личностное ориентирование)

  2. О.Газман «Педагогическая помощь и поддержка воспитаннику по принципу «не навреди».

  3. К. Роджерс «Принимать ребенка таким, какой он есть, понимать его чувства, опираться на внутренние его силы, создавать «ситуацию успеха» и др.

Опираясь на денные концепции мы создаем широкую картину воспитания личности, индивидуальности и формирования у него качеств, обязательных для каждого гражданина нашей страны.

Отсюда возможны прогнозирующие результаты:

  • положительная динамика личностного роста воспитанников;

  • овладение воспитанниками навыками демократического и толерантного поведения, навыками самоорганизации партнерских отношений и групповой кооперации.

«Дело воспитания ребенка - есть дело величайшей сложности и трудности».

Для того, что бы помочь ребенку, важно определить для себя основное:

  1. Уверенность - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его.

  2. Успешность - видеть положительный результат.

  3. Уважительность - необходимо взаимное уважение. Воспитание без уважения - подавление.

  4. Убедительность - зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.

  5. Улыбчивость - без чувства юмора в группе детей жить невозможно. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.







«Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой она произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».

(Всеволод Кащенко)

логопед-дефектолог









ГКОУ РО Шахтинская специальная школа-интернат № 16



Доклад на тему:



«Инновационные технологии в работе воспитателей в соответствии ФГОС»

(из опыта работы)











Подготовила воспитатель: Редько В.И.















Шахты-2016 год

© 2010-2022