- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Инновационные технологии в работе воспитателей (из опыта работы Редько В. И.)
Инновационные технологии в работе воспитателей (из опыта работы Редько В. И.)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Редько В.И. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Требования к современному воспитанию в соответствии с ФГОС ставят перед воспитателем необходимость работать не только в режиме функционирования, но и развития. Сегодня востребован не только педагог и педагог-новатор, но и педагог исследователь.
Поэтому становление готовности к инновационной деятельности является уровнем его профессионального роста.
Опираясь на новые стандарты, воспитательный процесс приобретает ряд объективных особенностей, таких как динамичность; имеет многофакторный характер, в котором прослеживается единство целей, задач, содержания, форм и методов.
Преобладает прямая связь - от воспитателя к воспитаннику, обратная связь - от воспитанника к воспитателю, комбинированная - от учителей, психолога, логопеда, а так же других воспитателей и от воспитателя к воспитаннику.
Моя работа ведется с детьми, в возрастной группе - от 14-17 лет. Основными приоритетными целевыми установками считаются:
-
создание условий для всестороннего развития воспитанников средствами обучения, воспитания, трудовой деятельности;
-
коррекция психического, физического, интеллектуального развития;
-
формирование основ личностной самооценки;
-
формирование и закрепление прочных нравственных привычек, опыта гуманного поведения и отношения к окружающим;
-
осознание гражданской позиции, позволяющей воспитанникам строить свое «будущее», быть востребованным обществу;
-
способствование духовного развития средствами музыки, поэзии, творчества, прикладного искусства.
Основной целью своей работы отмечаю: социальную адаптацию, трудоустройство и дальнейшее приспособление воспитанников к жизни в условиях социальной среды.
Чтобы процесс воспитания протекал успешно, необходимо его осуществление через системный подход и единые педагогические требования. В работу включаю диагностические особенности ребенка, наблюдения, отслеживание динамики развития, а так же изменения, устранения или нейтрализации его недостатков, возможностей и способностей.
Эффективность моей работы основана на реализации специальных технологий, представленных во всех направлениях коррекционной деятельности, а именно:
-
здоровьесберегающие (укрепление здоровья, воспитание волевых качеств, приобщение к спорту). Воспитанники принимают активное участие в соревнованиях различного уровня, занимают призовые места, что способствует их нахождению в активной жизненной позиции.
-
информационно-коммуникативные технологии. Дети с интеллектуальными нарушениями получают обширную информацию различными средствами СМИ: газеты, журналы, телевидение, интернет; но применять и анализировать полученную информацию в жизненных ситуациях не освоили. Для этого используется методы убеждения и самоубеждения, а также формы, такие как беседа, рассказ, диалог, анализ, разъяснение, игра и т.д. Использование методов, форм и приемов средствами ФГОС оказывает на детей большое эмоциональное воздействие.
-
личностно-ориентированные технологии или метод проекта. Создание цикла бесед по нравственному, трудовому, экологическому воспитанию, а так же изобразительная деятельность.
Огромную и важную роль в воспитании детей играет вовлечение их в кружковую деятельность. Это умение создавать красоту своими руками, пробовать свои силы, повышать самооценку, проявлять творческий потенциал и развивать воображение. Такая работа сплачивает детский коллектив, где присутствует взаимопомощь и взаимоуважение.
Опираясь на коррекционно-развивающую программу, планируется разработка проекта: «До 16 и старше..» по следующим направлениям:
-
«Я-подросток». Коррекция межличностных отношений, осознание своего «Я»
-
Приобретение чувства уверенности в своей востребованности современным обществом.
-
«Модель выпускника». Ориентация воспитанников на правильное поведение в различных жизненных ситуациях, а так же знакомство их с основами социологии.
-
коллективно-творческое дело. Участие в открытых мероприятиях, праздниках, выставках, фестивалях, экскурсиях и т.д.
-
игровая технология, постоянно присутствующая в воспитательном процессе. Игра побуждает детей на развитие творческих способностей, способностей к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности.
Данные технологии сочетают в себе социально-ценностные требования и свободу выбора ребенка, как личности, а так же создают ситуацию успеха ребенка и взаимную доброжелательность.
Главный элемент воспитания - это деятельность. Где нет деятельности - нет воспитания, все сводится к словам, беседам, которые сегодня слабо влияют на личность. Успех придет тогда, когда ребенок оценит результаты деятельности с ним, увидит конечный результат и поймет его.
Используя различные методы, формы и приемы воспитания, считаю, что важным фактором является индивидуальный подход к каждому ребенку. На основе этого, совместно с воспитателем Арженовской Л.Ю., разработали схему работы индивидуального подхода в воспитании наших детей:
-
Работа по подготовке нерешительных детей к занятиям
-
Развитие индивидуальных творческих способностей (что я могу? что я хочу?)
-
Индивидуальный подход к детям, уклоняющихся от трудовых поручений
-
Общение с ребенком «Глаза на одном уровне»
-
Дать возможность детям выбирать самим занятия по интересам
-
Доверительный контакт в общении
Огромную помощь в работе оказывает педагог-психолог Сучкова М.А., которая в соответствии с требованиями ФГОС, осуществляет психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса.
Поиски лучшей модели воспитания привели к изучению классических и современных концепций. Это и стало темой моего самообразования на протяжении трех лет: «Воспитание, образование и современные концепции».
В коррекционной работе с воспитанниками используются следующие методики:
-
Е. Бондаревская «Мы воспитываем гражданина, человека культуры и нравственности: самодисциплина, гуманность, поиск смысла жизни, творческая личность (компьютерные технологии, ЗОЖ, религиозные обычай, эстетический вкус, хорошие манеры)». (личностное ориентирование)
-
О.Газман «Педагогическая помощь и поддержка воспитаннику по принципу «не навреди».
-
К. Роджерс «Принимать ребенка таким, какой он есть, понимать его чувства, опираться на внутренние его силы, создавать «ситуацию успеха» и др.
Опираясь на денные концепции мы создаем широкую картину воспитания личности, индивидуальности и формирования у него качеств, обязательных для каждого гражданина нашей страны.
Отсюда возможны прогнозирующие результаты:
-
положительная динамика личностного роста воспитанников;
-
овладение воспитанниками навыками демократического и толерантного поведения, навыками самоорганизации партнерских отношений и групповой кооперации.
«Дело воспитания ребенка - есть дело величайшей сложности и трудности».
Для того, что бы помочь ребенку, важно определить для себя основное:
-
Уверенность - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его.
-
Успешность - видеть положительный результат.
-
Уважительность - необходимо взаимное уважение. Воспитание без уважения - подавление.
-
Убедительность - зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.
-
Улыбчивость - без чувства юмора в группе детей жить невозможно. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.
«Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой она произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».
(Всеволод Кащенко)
логопед-дефектолог
ГКОУ РО Шахтинская специальная школа-интернат № 16
Доклад на тему:
«Инновационные технологии в работе воспитателей в соответствии ФГОС»
(из опыта работы)
Подготовила воспитатель: Редько В.И.
Шахты-2016 год