Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся «Я гражданин России

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИРКУТСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Большеголоустненская основная общеобразовательная школа»



Рассмотрено Утверждаю:

на заседании Директор МОУ ИРМО

педагогического совета № 1 «Большеголоустненская ООШ»

Протокол № 1 ________Л. Г. Чикалина

от 29.08. 2013 г. «______»_________ 2013 г.


Программа

духовно-нравственного развития,

воспитания и социализации обучающихся

«Я гражданин России"







Авторы:

Чикалина Лариса Глебовна, директор

Обоева Оксана Семёновна,

педагог-организатор



I. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовое обеспечение программы

  • Программа «Я - гражданин России» разработана на основании:

  • Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

  • Конвенции о правах ребенка (одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);

  • Федерального закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

  • Федеральный закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Федерального закона от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

  • Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

  • Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 13.01.1996г № 12-ФЗ, с последующими изменениями);

  • Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

  • Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»;

  • Постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;

  • Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществления дезинфекционной деятельности», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003;

  • Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (среднее (полное) общее образования;

  • Устава МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ».



Актуальность программы заключается в том, что выявленная проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной агрессивности, роста национализма, при устойчивой тенденции падения престижа военной службы касается не только отдельно взятой школы, но и проблем социума в целом. Только совместные усилия школы и семьи, целенаправленная работа в области патриотического воспитания подрастающего поколения, помогут в воспитании полноправного, активного гражданина своего общества, способного реализовать себя в будущем на благо Родины.

Циклограмма мероприятий по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся рассчитана на весь учебный год по направлениям:

  • мониторинг уровня воспитанности и нравственных качеств учащихся;

  • просветительская деятельность с участниками образовательного процесса;

  • практическая работа с учащимися и их родителями (внеурочная деятельность);

  • повышение педагогической компетентности учителей и родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания.

Дополнительные материалы к программе включают в себя разработки единых классных часов по памятным датам в РФ, по наиболее интересным темам курса истории России;внеклассные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию и социализации учащихся; акции социального характера.

Программа направлена на реализацию государственной политики Российской Федерации в области духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 5 класса, усиление внимания к воспитанию и творческому развитию младших подростков, охрану их прав. В рамках реализации программы предусмотрена работа с коллективом учащихся 2 ступени обучения по укреплению традиций (семейных и школьных), вовлечению в систему досуговой деятельности детей «группы риска», проведению цикла занятий с учащимися с целью формирования духовно-нравственного, правового и патриотического сознания.

1.2. Основная цель программы: формирование условий для духовно-нравственного развития и воспитания, гражданского становления и успешной социализации младших подростков; создание условий для развития творческой личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время; повышения статуса семьи в современном обществе.

1.3. Основные задачи программы:

  • обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике;

  • саморазвития и самореализации обучающихся в процессе их участия в общественной жизни, в решении общественно значимых задач, сознательное усвоение принципов и правил выбора путей построения собственной жизни, определение перспектив дальнейшего профессионального и личностного роста;

  • обеспечение готовности обучающихся к проектированию послешкольного образовательно-профессионального маршрута, формирование у них профориентационно значимых компетенций, способности к реализации их образовательно-профессиональных планов в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями рынка труда;формирование у обучающихся мировоззренческих и ценностно-смысловых основ культуры профессиональной деятельности как компонента общей культуры личности; подготовка обучающихся к дальнейшей профессиональной самореализации в новых социокультурных и экономических условиях;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

  • формирование отношения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации как почётной обязанности гражданина России;

  • осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

II. Содержание, виды деятельности и формы занятий программы

2. 1. Формы и методы реализации программы:

  • внеурочная деятельность; групповые занятия с учащимися, педагогами и родителями; классные часы; занятия по дополнительному образованию и факультативные занятия с учащимися по духовно-нравственному направлению; мониторинг; анкетирование; диспуты и брифинги; акции и беседы и т. п.

2.2. Основные направления деятельности программы.

Комплекс школьных программных мероприятий предусматривает охват духовно-нравственным и патриотическим воспитанием учащихся среднего (полного) общего образования. При этом главный акцент делается на совместную воспитательную деятельность семьи и школы, вовлечение детей и подростков в систему дополнительного образования, внеклассные и общешкольные мероприятия.

Совершенствование процесса патриотического воспитания в школе.

Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:

  • Повышение качественного уровня воспитательных мероприятий по патриотизму;

  • Развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

  • Усиление патриотической направленности на факультативных курсах;

  • Обеспечение взаимодействия на всех уровнях программы работы с семьей и внешкольными организациями;

  • Совершенствование системы подготовки и обучения педагогических работников в области патриотического воспитания;

  • Повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию путем формирования нормативно-правовой базы школы и регулирования процессов, протекающих в системе воспитательной работы с детьми.

Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.

Задачи в области формирования личностной культуры:

  • формированиеспособности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности формулровать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали - осознанной обучающимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегнося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравтсвенно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и дейтсвиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается:

  • Разработка и пополнение методических рекомендаций по проблеме формирования и развития личности учащихся, формирования в сознании школьников патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважения к культурному и историческому наследию своей страны и малой родины;

  • Разработка школьных программ по дополнительному воспитанию в области патриотического воспитания;

  • Совершенствование форм и методов, средств работы с детьми в данном направлении;

  • Изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания;

  • Совершенствование форм и методов, средств работы с детьми в данном направлении;

  • Изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания обучающихся и внедрение его в практику работы с детьми.

Координация деятельности школы и общественных организаций, внешкольных учреждений воспитательной направленности:

  • Активизация участия учреждений культуры посёлка в совместной творческой работе с учащимися по формированию их активной гражданской позиции, патриотического мышления; и развитие активных форм взаимодействия с МУК ЦКС «Центр досуга по формированию духовно-нравственного и патриотического сознания учащихся; Бурятский этнографический центр; Сельская библиотека; Визитно-экологический центр «Нерпёнок»; Молодёжное объединение «Странник», Православный храм «Николая Чудотворца».

Информационное обеспечение в области патриотического воспитания:

  • Создание условий для более широкого участия школьников и педагогов в конкурсах различного уровня по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, стимулирование участников конкурсных программ, обеспечение им рекламной поддержки и содействия через школьные, поселковые СМИ;

  • Обеспечение педагогических работников и учащихся доступа к информационным ресурсам школы, библиотеки для подготовки материалов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию;

  • Пополнение библиотечного фонда школы в данном направлении;

  • Создание методической копилки по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников на базе каждого класса и на уровне методического объединения классных руководителей и учителей предметников;

  • Проведение различных форм педагогической деятельности (педсоветы, «круглые столы», совещания, семинары, лектории, веб-семинары и другие мероприятия, курсы повшения квалификации) для повышения квалификационного уровня учителей и педагогической культуры родителей в области духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.

  • В целях регламентации использования государственных символов РФ в патриотическом воспитании предусматривается:

  • Издание буклетов, рекомендаций по использованию государственных символов РФ и символики Иркутской области и Иркутского района для учащихся;

  • Участие в районных, школьных, творческих конкурсах по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания с использованием государственной символики РФ и символики Иркутской области и Иркутского района;

  • Использование при проведении торжественных мероприятий в школе символики РФ, символики Иркутской области и Иркутского района ;

Создание системы воспитательной работы по духовно-нравственному и патриотическому направлению включает в себя следующие важные компоненты патриотизма, которые необходимо учитывать при реализации школьной программы «Я гражданин России»:

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма:

Его формирование прежде всего осуществляется в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории, а также дополнительный материал, который имеется в школьном библиотечном фонде.

Когнитивно- интеллектуальный компонент патриотизма

включает в себя осмысление понятия патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, а также возможности внеклассной работы с учащимися. Формы такой внеклассной работы разнообразны: беседы, лекции, доклады, фольклорно- этнографические вечера и праздники, организация поисковой и краеведческой работы в школе, художественные мастерские, предметные недели и Декады, творческие и интеллектуальные викторины и игры и т.п.

Поведенческий и волевой компонент патриотизма-

это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой задачи является включение учащихся в разнообразные вида практической деятельности и. Деятельность по этому направлению осуществляет школьная система дополнительного образования, призванная способствовать творческому развитию личности, формированию у школьников активной гражданской позиции. Реализация программ дополнительного образования по направлениям: художественное творчество, краеведение, туризм - все это призвано способствовать формированию у учащихся практических навыков и привычек, опыта патриотического поведения.

2.3. Основные направления программы.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие,

ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

2.4. Основные направления духовно-нравственного и патриотического воспитания в школе

  • Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Для реализации этой цели в школе отлажена работа по организации лекций с отцом Сергием, который 1 раз в месяц приходит в школу на встречу с учащимися, где имеет возможность общаться, отвечать на вопросы, приобщать молодёжь к духовно-нравственному развитию личности. А также, проводимые в школе диспуты, встречи, вечера, праздники, семейные посиделки, которые нацелены на формирование духовности, повышение нравственного потенциала.

  • Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе- вот главные задачи этого направления.

Для реализации поставленной цели в школе ведётся краеведческая работа: собираются материалы о тружениках тыла, ветеранах ВОВ, об истории п. Большое Голоустное.

  • Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе, государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Для реализации поставленной цели в этом направлении в школе есть программа «Иркутсковедение», «Экологический туризм», внеурочная деятельность «Отряд юных пожарных».

  • Спортивно- патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения отечеству и готовности к защите Родины.

Для реализации этого направления в школе совместно с МУК ЦКС п. Большое Голоустное отлажена система занятий спортивных секций. В школе проводятся утренние зарядки, акции по пропаганде ЗОЖ, проведение школьных и поселковых состязаний по различным видам спорта. В школе реализуется внеурочная деятельность «Спортивный туризм», «Корригирующая гимнастика». Вся эта работа объединена единой школьной программой «Здоровье», которая реализуется с 2013 года.

  • Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявления заботы о людях пожилого возраста.

Для реализации этой цели в школе проходят следующие мероприятия: «Поздравь ветерана», помощь по очистке территории, встречи с тружениками тыла и односельчанами, которые воевали в Чеченской войне. Воспитание действенных форм патриотизма, личный пример являются для всех участников образовательного процесса приоритетными задачами в развитии и становлении стабильного общества.

  • Героико-патриотическое. Ориентировано на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Для реализации этой задачи в школе проводятся встречи с людьми разных профессий и выпускниками школы, в течение года организуются экскурсии на предприятия поселка.

  • Военно-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания. Направлена на формирование патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, военных традиций.

С этой целью в школе проводятся военизированные эстафеты, спортивные конкурсы и турниры, конкурсы строя и песни, уроки мужества, Вахты памяти. Такая работа способствует формированию активной гражданской позиции будущих воинов срочной службы.

3. Содержание деятельности

№ П/П

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Формы и методы работы/

контроль

  1. Организационный блок

1

Нормативно-правовое обеспечение программы

Постоянно

Администрация

Контроль

2

Рациональное расписание (расписание внеурочной деятельности, классных часов)

Сентябрь

Администрация

Контроль

3

Соответствие планирования целям и задачам школы, ООН.

Сентябрь-октябрь

Администрация

Контроль

4

Анализ состояния уровня воспитанности учащихся (анкетирование, мониторинг)

Май - сентябрь

Педагог-организатор

Анализ

  1. Урочная деятельность

1

Формирование основ духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках

В течение года

Учителя - предметники, классные руководители, администрация

Посещение уроков, контроль

2

Единые тематические уроки:

Беседы о традициях и культуре п. Большое Голоустное, об экологии края.

В течение года

Классные руководители, руководитель МО кл. рук.

Контроль

3

Уроки Мужества:

Беседы о подвигах русского народа в период ВОв, отечественного культурно-исторического наследия, государственной символике, законам Российской Федерации

В течение года

Классные руководители, руководитель МО кл. рук.

Контроль

4

Досуговая деятельность.

В течение года

Педагог-организатор, классные руководители

Контроль

5

Библиотечные уроки.

Книжные выставки «История посёлка Большое Голоустное», «Они сражались за Родину», «Мы вместе!»

В течение года

Библиотекарь

Контроль

6

День Матери.

По плану

Классные руководители 1-4 классов

Контроль

7

Праздник 23 февраля.

По плану

Педагог-организатор

Справка

8

Мероприятия ко Дню Победы в Вов.

По плану

Педагог-организатор

Справка

9

Внеурочная деятельность в 1-4 классах.

В течение года

Классные руководители, педагог-организатор

Справка

10

Программа элективного курса «Экологический туризм» для 7 класса.

В течение года

Учитель

Контроль

11

Программа элективного курса «Иркутсковедение» для 5-9 классов.

В течение года

Учитель

Контроль

12

Программа элективного курса «Человек и профессия».

В течение года

Учитель

Контроль

13

Программа элективного курса «За здоровый образ жизни».

В течение года

Учитель

Контроль

14

Программа элективного курса «С любовью к Родине».

В течение года

Учитель

Контроль

3. Просвещение и работа с родителями:

1

Освещение работы школы через школьную газету «Наша школьная жизнь».

В течение года

Руководитель издательского центра

Газета

2

Работа родительских лекториев по правовому и патриотическому воспитанию.

В течение года

Администрация

Контроль

3

Родительские собрания.

В течение года

Администрация

Контроль

4

Работа библиотеки (уголок специального пользования для педагогов, подбор литературы по ЗОЖ для учащихся)

В течение года

Библиотекарь

Контроль

5

Организация походов на природу.

В течение года

Классные руководители

Контроль

4. Блок совместной работы с внешкольными организациями

1

Организация кружков и секций совместно с МУК ЦКС «Дом досуга».

В течение года

Педагог-организатор

Контроль

2

Спортивные соревнования по футболу, волейболу, пионерболу, шашкам, шахматам, настольному теннису.

В течение года

Педагог-организатор

Контроль

3

Праздник ко Дню Матери.

По плану

Педагог-организатор

Справка

4

Концерт к 8 марта.

По плану

Педагог-организатор

Справка

5

Совместные мероприятия к 9 мая.

По плану

Педагог-организатор

Справка

6

Неделя ЗОЖ.

По плану

Педагог-организатор

Справка

7

День Святого Валентина.

По плану

Педагог-организатор

Справка

8

Широкая Масленица.

По плану

Педагог-организатор

Справка

5. Практическая работа с учащимися

1

По экологическому воспитанию:Кружок «Байкаловедение» (подготовка и участие в проектах, экологических инициативах).

В течение года

Руководитель кружка

Контроль

2

По нравственному воспитанию:

Акции «Поздравь ветерана»;

Эссе «Что такое культура»;

Неделя Культуры и вежливости;

Беседы и встречи с ветеранами труда, ветеранами ВОВ, солдатами локальных воин;

Участие в православных праздниках;

Беседы по толерантности, традиционным религиям.

В течение года

Педагог-организатор, классные руководители

Справка, контроль

3

По эстетическому воспитанию:

Беседы по мировой художественной культуре;

Участие в виртуальных экскурсиях, оформлении школьных экспозиций, выставок детского и семейного творчества;

Конкурсы рисунков.

В течение года

Педагог-организатор, классные руководители

Справка, контроль

4

По патриотическому воспитанию:

Проекты: «Замечательные люди посёлка Б. Голоустное», «Ветераны Вов», «Труженики тыла».

Беседы о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, по соблюдению Устава школы.

В течение года

Педагог-организатор, классные руководители

Проекты

III. Принципы реализации программы.

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

• общественно-полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса задачи ценности. В

свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Достижение нового уровня взаимодействия семьи, школы, органов самоуправления в воспитании и социализации детей и подростков, развитии детского движения, профессионально- ориентированной деятельности учащихся

IV. Механизм реализации программы «Я гражданин России»

Механизм реализации программы «Я гражданин России» основывается на совершенствовании методов работы педагогического коллектива в целях повышения качественного уровня воспитательной работы с учащимися по патриотическому воспитанию, пропаганды патриотизма, координации всех систем педагогического взаимодействия (ребенок- школа- семья) и взаимодействия внешкольных организаций.

Организационное сопровождение программы осуществляет педагогический коллектив, который реализует программные мероприятия посредством урочной и внеурочной деятельности, системы дополнительного образования, школьной социально-психологической службы, деятельности школьных детских общественных организаций, взаимодействием с внешкольными организациями. (см. Приложение№1).

Контроль за реализацией программы «Я гражданин России» осуществляет школьная комиссия, в состав которой входят: заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по научно-методической работе, руководитель методического объединения естественно-научного цикла, руководитель школьного музея «Возрождение», руководители МО классных руководителей, руководитель школьной социально-психологической службы, председатель Совета школы.

Оценка эффективности реализации программы включает в себя:

  • Уровень усвоения программ факультативных курсов по патриотическому направлению;

  • Диагностику общего уровня воспитанности школьников;

  • Мониторинг участия и результативности школьников в конкурсах, мероприятиях различного уровня по патриотическому воспитанию;

  • Мониторинг здоровья учащихся;

  • Динамику снижения показателей учащихся «ГР», состоящих на учете ПДН и внутришкольном контроле;

  • Развитие активных действенных форм самоуправленческой деятельности учащихся в школе;

  • Повышение уровня правового воспитания учащихся;

  • Анализ качества проведения воспитательной работы с родителями и учащимися по данному направлению;

  • Повышение уровня педагогической компетентности учителей и родителей по патриотическому воспитанию;

  • Анализ психологической комфортности учащихся и педагогов школы;

  • Сформированность уровня профессиональных намерений выпускников школы;

  • Повышение качества образовательных услуг и услуг дополнительного образования;

  • Создание системы воспитательной работы школы по данному направлению.

V. Ожидаемые результаты реализации программы:

  • повышение количества учащихся, изучающих предметы школьного компонента;

  • количественный охват учащихся, включенных в систему дополнительного образования;

  • участие школьников и педагогов, участников конкурсных мероприятий и творческих фестивалей разного уровня;

  • снижение правонарушений и количества преступлений;

  • работа учащихся по благоустройству посёлка;

  • количество родителей - активных участников школьных мероприятий;

  • повышение общего уровня воспитанности учащихся.

Все программы взаимосвязаны, направлены на решение основной цели, учитывают демографический, этический, социальный, мировоззренческий уровень обучающихся, способствуют формированию активной гражданской позиции школьников.

Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста по всем вышеперечисленным направлениям, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурно- нравственного воспитания школьников, повышение роли гражданской позиции и статуса выпускника школы.













Список используемой литературы:

  1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе.- М.: Айрис- пресс, 2002.

  2. Антошина Н.И. С любовью к родному городу: Патриотическое воспитание в начальной школе. «Начальная школа». Журнал. - 2004.- №2 с. 52.54

  3. Баландина Е.Ю. Место фольклора в патриотическом воспитании «Специалист2 Журнал .- 2003 №3 с.19-20

  4. Баранников А.В. О проведении «Урока России» в общеобразовательных учреждениях РФ. Рекомендации по проведению «Урока России» в основной школе. Классный руководитель. Журнал.- 2003.- №6 с.18-25

  5. Бондаренко Е. Урок гражданина. Начальная школа: Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября» .- 2004 №31. С-2-5

  6. Военно-патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к праздновании. Дня Победы. Сценарии торжественных линеек, вечеров, классных часов. Автор- составитель В. Видякин и др. Волгоград: Учитель, 2005

  7. Вырщиков А.Н. патриотическое воспитание: метеорологический аспект.- Волгоград,- 2001

  8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».-М.-2010г.

  9. Глыжко Л.И., Пищулин С.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи (опыт работы Центра доп. Образования детей «Пост№1» г. Волгограда) Внешкольник .- 2002 №2,-с.11-12

  10. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине. «Начальная школа» Журнал -2004 35 с.19-22

  11. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. Красная звезда .- 2003 5 июля.с.5 патриот Отечества.2-3 37 с.17-22

  12. Краеведение- основа патриотического воспитания молодежи: Материала областной научно-практической конференции. Волгоград. Изд-во «ВГИПК РО».- 2004

  13. Пашкович Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград «Учитель», 2006.с.17-20

  14. Патриотическое воспитание: официальные документы. Школьная библиотека: информационно- методический журнал.- 2003 №4 с.1-15

  15. Рожков С. Воспитываем патриотов: патриотическое воспитание в школе. Пед. Вестник - 2003 312 с 7

Федоровская Г. Военно-патриотическое воспитание. Воспитание школьников. Журнал.- 2002.- №3 с.31-33



© 2010-2022